| Регистрируемая преступность в России снижается четвертый год подряд
|
| Несмотря на двукратное снижение числа убийств, на фоне европейских показателей оно остается крайне высоким
|
| Число ДТП и пострадавших в них снижается, но смертность от транспортных травм остается высокой, вдвое превышая средний уровень по ЕС
|
| 66% лиц, совершивших преступления в 2010 году, не имели постоянного источника дохода, 36% уже совершали преступления раньше
|
| В 2009 году по приговорам судов, вступившим в законную силу, было осуждено 862 тысячи человек, 32% из них приговорено к наказанию лишением свободы
|
| В местах лишения свободы на начало 2010 года содержалось 864,2 тысячи человек, в том числе 8,8 тысячи несовершеннолетних
|
| См. также Архив выпусков Российского демографического барометра
|
|
|
Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова
|
Число ДТП и пострадавших в них снижается, но смертность
от транспортных травм остается высокой, вдвое превышая средний уровень
по ЕС
Значительное число дорожно-транспортных происшествий
(ДТП) и пострадавших в них людей (погибших и раненых) остается одной
из серьезных социально-экономических проблем России.
В 2007 году число зарегистрированных ДТП8
возросло до 233,8 тысяч, что на 48% больше, чем в 2000 году. В последующие
три года оно снижалось, составив в 2010 году 199,4 тысячи (на 2,1%
меньше, чем в 2009 году и на 14,7% меньше, чем в 2007 году).
В числе зарегистрированных ДТП устойчиво растет доля
происшествий по вине водителей-владельцев индивидуальных транспортных
средств: в 1995 году она насчитывала 52,1%, в 2000 году – 59,1%,
в 2005 году – 67,2%, в 2009 году – 73,8%.
Одновременно сокращалось (за исключением 2002-2003 годов)
число ДТП из-за нарушения правил дорожного движения водителями транспортных
средств в состоянии опьянения. В 1998-2004 годах оно превышало 20
тысяч в год (в 1998 и 2003 годах составив около 24 тысяч), а к 2009
году снизилось до 12,3 тысячи. В отличие от абсолютного числа
ДТП из-за нарушения правил дорожного движения водителями транспортных
средств в состоянии опьянения, удельный вес такого рода ДТП в общем
числе ДТП неуклонно сокращался: с 15,0% в 1998 году до 6,0% в 2009
году.
Число погибших и раненых9
в результате нарушения правил дорожного движения и эксплуатации
транспортных средств резко возросло во второй половине 1980-х годов,
увеличившись с 22,7 тысячи человек в 1985 году до 37,1 тысячи в
1993 (рис. 8). К 1997 году оно снизилось до 27,7 тысячи человек,
а затем вновь стало расти – до 35,6 тысячи в 2003 году (в том числе
4 тысячи человек из-за нарушения правил дорожного движения водителями
транспортных средств в состоянии опьянения), а всего за тот год
от всех видов транспортных травм умерло 43,4 тысячи человек (29,9
на 100 тысяч человек).
Начиная с 2004 года число погибших в дорожно-транспортных
происшествиях сокращалось (за исключением 2007 года, когда оно немного
увеличилось), а число раненых продолжало расти до 2007 года, после
чего также стало снижаться. При этом, если число пострадавших в
происшествиях с транспортными средствами юридических лиц постепенно
снижается, то число пострадавших в происшествиях с транспортными
средствами физических лиц стало снижаться только в 2008-2009 годах.
В 2009 году число погибших в происшествиях на автомобильных
дорогах и улицах снизилось до 27,7 тысячи человек, а число погибших
в результате всех видов транспортных травм до 30,1 тысячи человек
(21,2 на 100 тысяч человек), в том числе в результате ДТП – 20,6
тысячи (14,5). Число раненых в дорожно-транспортных происшествиях
снизилось до 255,5 тысячи человек.
В 2010 году число погибших на автомобильных дорогах
и улицах сократилось до 26,6 тысячи человек, число погибших в результате
всех видов транспортных травм до 28,5 тысячи человек (20,1 на 100
тысяч человек), в том числе в результате ДТП – 19,9 тысячи (14,0).
Число раненных в дорожно-транспортных происшествиях сократилось
до 250,6 тысячи человек.
Для сравнения можно отметить, что в Европейском союзе
в последние десятилетия было предпринято немало усилий для сокращения
смертности от ДТП (в отличие от России, в течение 30 дней после
происшествия), в результате чего она снизилась с 16,2 на 100 тысяч
человек в 1990 году до 8,7 в 2006 году10.
Рисунок 8. Численность пострадавших в дорожно-транспортных
происшествиях, 1980-2010 годы, тысяч человек
Число погибших в ДТП сокращалось быстрее, чем число
самих ДТП, в результате чего «летальность» дорожно-транспортных
происшествий постепенно снижалась (рис. 9). Число погибших в транспортных
происшествиях (то есть без учета умерших впоследствии от полученных
от травм) в расчете на 1000 ДТП сократилось со 196 в 1995 году до
188 в 2000-2001 годах и 133 в 2010 году. Вместе с тем устойчиво
возрастало число раненных в результате ДТП, часть из которых умирает
в течение какого-то времени после происшествия. Число раненых в
расчете на 1000 зарегистрированных ДТП увеличилось с 1099 в 1995
году до 1257 в 2010 году.
Рисунок 9. Число погибших (ось слева) и раненных
(ось справа) на 1000 дорожно-транспортных происшествиях, 1995, 2000-2009
годы
Число зарегистрированных дорожно-транспортных происшествий
и пострадавших в них заметно различается по регионам России. В 2009
году число ДТП в расчете на 100 тысяч человек постоянного населения
составило в целом по стране 144, варьируясь от 28 в Чеченской Республике
до 255 в Новгородской области (рис. 10). Еще в 5 регионах оно превышало
200 ДТП на 100 человек (Республике Хакасии, Приморском крае, Владимирской,
Магаданской и Псковской областях), и только в 10 не достигало 100
(помимо Чечни, в республиках Ингушетия, Дагестан, Северная Осетия-Алания,
Кабардино-Балкария, Чукотском и Ненецком автономных округах,
Томской, Саратовской и Ульяновской областях).
Однако при низком числе зарегистрированных ДТП их тяжесть
нередко оказывается на порядок выше, чем в регионах, где их регистрируется
больше. Так, число погибших в транспортных происшествиях в расчете
на 1000 ДТП составляло от 58 в Санкт-Петербурге и 60 в Москве до
567 в Чеченской Республике. Несколько ниже было соотношение числа
погибших и дорожно-транспортных происшествий в республиках Ингушетия
(447), Дагестан (346), Тыва (339), Кабардино-Балкария (322). Ниже
среднего по России (128) это соотношение было в 34 регионах – субъектах
федерации, а в остальных 49 в той или иной степени превышало его,
в том числе в 8 превышало 225 на 1000 ДТП.
Число раненных в дорожно-транспортных происшествиях
в расчете на 1000 ДТП составило в 2009 году в целом по России 1262,
а по регионам-субъектам федерации варьировалось от 1123 в Калининградской
области и 1124 в Ненецком автономном округе до 1751 в Республике
Ингушетии.
Рисунок 10. Число дорожно-транспортных происшествий
и численность пострадавших в них по регионам – субъектам Российской
Федерации, 2009 год
Список регионов
8 Дорожно-транспортное
происшествие - событие, возникшее в процессе движения по дороге
транспортного средства и с его участием, при котором погибли или
ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения,
либо причинен иной материальный ущерб. В статистический показатель,
характеризующий дорожно-транспортные происшествия, включается сведения
только о тех дорожно-транспортных происшествиях, в которых погибли
или были ранены люди.
9 Погибший - лицо,
погибшее на месте дорожно-транспортного происшествия, либо умершее
от его последствий в течение 7 последующих суток. Раненый - лицо,
получившее в месте дорожно-транспортного происшествия телесные повреждения,
обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток, либо
необходимость амбулаторного лечения.
10 Highlights of
the Panorama of Transport. // Statistics in focus. Transport. 42/2009.
P. 5. - http://epp.eurostat.ec.europa.eu/cache/ITY_OFFPUB/KS-SF-09-042/EN/KS-SF-09-042-EN.PDF
|