… об образовательных траекториях сельских школьников
Огни городов для сельских девушек
18 января на семинаре Института развития образования (ИРО) ГУ-ВШЭ с докладом «Образовательные и карьерные траектории сельских школьников: результаты опроса учащихся 9-11 классов сельских школ и их родителей в 2010 году» выступили директор Центра ИРО Татьяна Абанкина, научные сотрудники Лаборатории сравнительного анализа развития постсоциалистических обществ ГУ-ВШЭ Анна Красилова и Гордей Ястребов.
Доклад был посвящен результатам сравнительного российско-китайского исследования карьерных планов и жизненных траекторий сельских школьников, проведенного, с российской стороны Институтом развития образования ВШЭ и Лабораторией сравнительного анализа развития постсоциалистических обществ ВШЭ. Россия и Китай — страны со сходной (во многом) социально-экономической ситуацией, в частности, в сельской местности. Именно поэтому сравнительное изучение мнений российских и китайских школьников может помочь в поиске эффективных путей решения проблем, существующих в сфере образования на селе
Исследование как с российской, так и с китайской стороны проводилось в четырех регионах разного типа. В России для обследования было выбрано по одному району Московской и Ульяновской областей, Республики Саха (Якутия) и Алтайского края. Результаты исследования карьерных предпочтений сельских школьников Китая будут получены весной. Вывод же относительно российских школьников вполне однозначен: сельская молодежь намерена ехать в города и поступать в вузы.
С городом и высшим образованием связывает свою дальнейшую жизнь абсолютное большинство сельских школьников. Уехать, чтобы учиться в вузе, намерено более 80% учеников 9-11 классов, опрошенных в Московской области, и более 90% опрошенных в Якутии. Родители в целом настроены относительно более пессимистично, однако среди них большинство также надеется на поступление детей в вузы. «Урбанистические» настроения старших школьников и их родителей Татьяна Абанкина связала в первую очередь с повсеместным введением ЕГЭ, который дает сельским школьникам шанс на получение высшего образования.
Правда, в ходе дискуссии на семинаре руководитель Центра социологии образования, науки и культуры Института социологии Российской академии наук (РАН) Давид Константиновский отметил, что исследователи, возможно, несколько преувеличили число желающих поступить в вузы, опросив вместе учеников девятых, десятых и одиннадцатых классов. По мнению Константиновского, несмотря на обязательность полного среднего образования в нашей стране, на практике даже до девятого класса учатся не сто процентов российских школьников. После девятого класса примерно 30% ребят по-прежнему уходят из школы. Таким образом, считает Константиновский, ученики 10-11 и учащиеся 9 класса — это, по существу, две разные группы учащихся, а еще некоторое количество сельских жителей просто исчезло из поля зрения авторов исследования, уйдя из школы до девятого класса. Впрочем, Давид Константиновский в целом согласился с тем, что большинство сельских школьников намерены уехать в город и поступить там в вуз.
Среди факторов, влияющих на желание или нежелание учащихся выпускных классов сельских школ уехать в город и получить высшее образование, имеет значение уровень образования родителей — дети более образованных в целом больше настроены на поступление в городской вуз. Весьма неожиданным оказалось влияние гендерного фактора: на одну желающую остаться в селе девушку приходится в среднем более трех юношей. Это косвенно связано с уровнем успеваемости тех и других — успеваемость девушек в среднем заметно выше. Если составлять «собирательный портрет» человека, желающего остаться в сельской местности, то получится, что это юноша с низкой успеваемостью и родителями, имеющими собственное дело, — последнее является для сельской молодежи самым, пожалуй, значимым аргументом в пользу того, чтобы остаться в деревне.
Удаленность родного села от города также стимулирует молодежь к отъезду. Это не столь актуально для районов «маятниковой миграции», характерной, например, для жителей Московской области, — когда большое количество людей живет в сельской местности, но работает в городах и имеет возможность проводить там досуг. А молодежь из дальних сел, по выражению Татьяны Абанкиной, «влекут огни большого города», поэтому она в большей мере настроена на отъезд.
Профессии, которым хотели бы посвятить себя сельские школьники, могут удивить горожан: среди тех, кто уже определился с выбором направления подготовки, наиболее популярны педагогика и медицина. Авторы исследования склонны объяснять это некоторой инерционностью мышления. Кроме того, в сельской местности профессии врача и учителя по-прежнему весьма престижны. В целом, как подчеркивали докладчики, планы сельской молодежи относительно профессий остаются в значительной мере неопределенными. Большинство выступавших в дискуссии высказывалось резче: пока сельских школьников интересует в первую очередь наличие вузовского диплома, а не его качество или содержание.
Понятно, что мечты не всегда сбываются. В ходе исследования авторы задались вопросом, обладают ли сельские школьники навыками, полезными для городской жизни. Оказалось, что уровень компьютерной грамотности среди сельской молодежи весьма велик — большинство умеет пользоваться текстовыми редакторами и выходить в Интернет, некоторые владеют графическими редакторами, кое-кто умеет программировать. Среди тех, кто владеет компьютером, как и среди тех, кто знает иностранные языки, желающих поступить в городской вуз больше.
Готовность родителей помогать своим детям при реализации их планов также достаточно велика. В Республике Саха (Якутия) и Алтайском крае более половины родителей готовы оплачивать не только проживание своих детей-студентов в городе, но и их обучение в вузе. В Московской и Ульяновской областях скорее преобладают те, кто готов оплачивать или обучение, или проживание. Московская область выделяется тем, что сравнительно большое (относительно трех других регионов) количество родителей — около 20% — настроены на обучение детей исключительно за счет бюджета.
Вполне вероятно, что далеко не все сельские школьники, мечтающие об «огнях больших городов», смогут реализовать свои желания — как неоднократно отмечалось в ходе обсуждения доклада, для действительно массового поступления в вузы в сельских школах пока еще недостаточно хорошо сдают ЕГЭ. Даже в Якутии — чрезвычайно успешном регионе — «троек» по ЕГЭ в сельских школах многовато. Однако уже само стремление местной молодежи покинуть село говорят о многом.
Екатерина РЫЛЬКО, «Новостная служба портала ВШЭ», 18 января 2011 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)