|
|
Рубрику ведет кандидат экономических наук
Виктория Ивановна САКЕВИЧ
|
Новые европейские стандарты сексуального
образования
Европа
сталкивается с множеством проблем в сфере сексуального и репродуктивного
здоровья молодежи. Можно упомянуть, в частности, растущую распространенность
ВИЧ-инфекции и других ИППП, незапланированные беременности среди
подростков, сексуальное насилие. Учитывая, что одним из доказавших
свою эффективность путей улучшения ситуации является введение систем
сексуального образования школьников, Европейское региональное бюро
Всемирной организации здравоохранения совместно с Германским Федеральным
Центром образования в области здоровья (г. Кельн) разработали и
опубликовали рекомендуемые "Стандарты сексуального образования
в Европе". Они содержат подробные инструкции, как можно обеспечить
детей и молодежь научно обоснованной, соответствующей их возрасту
информацией о сексуальности.
Над документом работала группа экспертов из девяти европейских
стран, представляющих разные сферы знаний - от медицины и психологии
до общественных наук.
Главная особенность предложенной программы сексуального
образования - это ее целостность. Традиционно сексуальное образование
фокусировало внимание на потенциальных рисках, связанных с сексуальной
жизнью, таких как инфекции и нежелательные беременности, то есть,
по сути, имело негативную окраску. "Целостный" подход
базируется на восприятии сексуальности как части человеческой жизни,
вносящей весомый вклад в повышение ее качества.
В "Стандартах" сформулированы основные понятия
("сексуальности", "сексуального здоровья", "сексуальных
прав" и др.) и принципы сексуального образования. Само сексуальное
образование определено как "изучение эмоциональных, социальных,
физических, взаимодействующих между собой аспектов сексуальности".
Исторически появление сексуального образования в школах
Западной Европы совпало с развитием современных методов контрацепции,
в частности, гормональных таблеток, а также легализацией абортов
в большинстве стран в 1970-1980-е годы. Эти изменения дали толчок
так называемой "сексуальной революции"; ценности и нормы
в отношении сексуальности и само поведение стали меняться. Среди
молодежи начали все больше распространяться добрачные сексуальные
контакты и совместная жизнь без регистрации брака. Появилась возможность
публичной дискуссии на эту тему. К началу XXI века возраст первого
сексуального контакта в Европе снизился в среднем до 16-18 лет,
тогда как возраст первого рождения повысился до 28-30 лет. Наличие
этого довольно длительного периода между детством и созданием семьи
/ рождением ребенка предъявляет специфические требования как к системе
здравоохранения, так и к системе образования. Начало эпидемии ВИЧ-инфекции
также внесло свою лепту в повышение актуальности сексуального образования.
Впервые обязательное сексуальное образование в школах
было введено в Швеции в 1955 году. В 1970-1980-е годы многие другие
западноевропейские страны последовали примеру Швеции. Например,
в Германии сексуальное образование было принято в 1968, в Австрии
- в 1970 году. В Нидерландах и Швейцарии оно также было введено
в 1970 году, но в силу высокой степени независимости школ (кантонов
в Швейцарии) не сразу стало обязательным. В конце XX - начале XXI
века включение в школьную программу сексуального образования в Европе
продолжилось - сначала во Франции, Великобритании, затем в Португалии,
Испании и других странах. Даже в Ирландии, где традиционно сильна
религиозная оппозиция, сексуальное образование стало обязательным
в начальной и средней школе в 2003 году. Лишь несколько стран из
старых членов ЕС до сих пор не имеют системы сексуального образования.
Иная картина наблюдается в странах Центральной и Восточной
Европы. Здесь сексуальное образование в школах стало развиваться
лишь после падения коммунизма, то есть на 20-30 лет позже, чем в
Западной Европе, и встречает активное сопротивление. Только Чехия
и Эстония преуспели в развитии системы сексуального образования,
отвечающего современным требованиям.
Следует отметить, что для обозначения курсов сексуального
образования в разных странах используются разные названия, за которыми
стоят и большие различия в содержании. До сих пор страны Европы
очень слабо взаимодействовали в этой сфере. Одним из препятствий
для взаимного влияния является то, что документация (руководства,
учебники, пособия) написана на национальном языке страны и мало
доступна для международного читателя. Предложенные "Стандарты"
стали первым шагом к созданию нормативов сексуального просвещения,
пригодных для всего европейского региона.
В обобщенном виде существующие в мире программы сексуального
образования можно разделить на три большие группы:
- Программы, нацеленные в основном или исключительно на призыв
к воздержанию от сексуальной жизни до вступления в брак (программы
"как сказать "нет"" или "воздержания")
(1 тип);
- Программы, которые включают воздержание как возможный выбор,
но также предполагают ознакомление с методами контрацепции и практиками
"безопасного секса". Эти программы часто называют "всесторонним
сексуальным образованием" в противовес программам "исключительно
воздержания" (2 тип);
- Программы, которые включают элементы программ 2-го типа, но
рассматривают их в более широком контексте развития личности.
Именно такие программы легли в основу данных "Стандартов",
где они отнесены к категории "целостного сексуального образования"
(3 тип).
Программы 1-го типа получили значительную поддержку
со стороны Республиканской администрации США в последнее десятилетие.
Вообще программы 1-го и 2-го типов характерны для США, тогда как
в Западной Европе преобладают программы 3-го типа. В Западной Европе
сексуальность подростков, как правило, расценивается не как проблема
и угроза (в отличие от США), а как одна из составляющих развития
и обогащения личности.
В России никакого прогресса на пути развития сексуального образования
не наблюдается. Хотелось бы надеяться, что наши руководители прислушаются
к мнению авторитетных международных организаций.
Источник: Federal Centre for Health Education
(BZgA) and WHO Regional Office for Europe. Standards for Sexuality
Education in Europe. A framework for policy-makers, educational
and health authorities and specialists. Cologne 2010.
См. также:
UNESCO (2009, 2010). International technical guidance on sexuality
education: an evidence-informed approach for schools, teachers and
health educators. (Есть на русском языке)
Сексуальное образование в Европе http://demoscope.ru/weekly/2007/0289/reprod01.php
|