Rambler's Top100

№ 289 - 290
21 мая - 3 июня 2007

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Берегите женщин!

Сексуальное образование в Европе

Сексуальное образование и профилактика ВИЧ во Франции

Сексуальное образование и профилактика ВИЧ в Швеции


Google
Web demoscope.ru
Виктория Ивановна САКЕВИЧ

Рубрику ведет кандидат экономических наук
Виктория Ивановна САКЕВИЧ

Сексуальное образование в Европе

Как известно, ситуацию с сексуальным и репродуктивным здоровьем российской молодежи нельзя назвать благополучной, особенно если сравнивать Россию с развитыми европейскими странами. Взять, к примеру, такой показатель, как число абортов (и вообще беременностей) среди девушек моложе 20 лет (рис.1), который, хоть и существенно снизился за последнее десятилетие, остается в нашей стране очень высоким.

Рисунок 1. Число абортов и число живорождений у женщин в возрасте от 15 до 19 лет в некоторых Европейских странах (2003-2005 гг.)

Рассчитано по: Европейская база данных "Здоровье для всех" / Европейское региональное бюро ВОЗ. Eurostat / European Commission.

Еще одно свидетельство неблагополучия - быстрый рост числа ВИЧ-инфицированных в условиях крайне слабой осведомленности населения о мерах его профилактики. Как отметил недавно руководитель Федерального центра по профилактике и борьбе со СПИДом академик Вадим Покровский, комментируя результаты одного из опросов населения, "такой низкий уровень [осведомленности] давно не отмечался ни в одной стране мира". При этом известно, что эпидемия ВИЧ/СПИДа в России имеет "молодежное лицо".

"В нашей стране обучение населения проводится в недостаточной степени. Нужно не писать научные буклеты, а создать в обществе мнение, что использование соответствующих контрацептивов при половом контакте - это престижно", - отметил Вадим Покровский.

Одним из путей улучшения ситуации могло бы стать развитие и внедрение системы сексуального образования, о чем Демоскоп уже неоднократно писал (cм. http://demoscope.ru/weekly/2005/0205/tema01.php, http://demoscope.ru/weekly/2005/0203/reprod01.php).

Противники программ сексуального просвещения - не только российские - уверены в том, что предоставление информации, касающейся половой сферы, развращает подростков, инициирует раннее начало половой жизни, увеличивает количество подростковых беременностей. Однако до настоящего времени убедительных доказательств этого не было представлено. Изучение опыта стран, где подобные программы давно внедрены, позволяет понять, какие меры доказали свою эффективность в защите репродуктивного здоровья подростков, какие, наоборот, - не работают, а какие, возможно, приносят вред.

Недавно в рамках проекта "The SAFE Project: A European partnership to promote the sexual and reproductive health and rights of young people" (www.ysafe.net/safe), осуществляемого совместно Европейским отделением Международной Федерации планирования семьи, МФПС (www.ippfen.org/site.html), Европейским региональным Бюро ВОЗ (www.euro.who.int/) и Лундским университетом, было издано Руководство по разработке стратегий и практической деятельности "Сексуальное образование в Европе"1. В этом издании обобщен опыт, накопленный в области сексуального образования молодежи в 26 европейских странах2. России в их числе, конечно, нет, но нам представляется полезным познакомиться с основными выводами исследования.

Согласно ВОЗ и МФПС, сексуальное образование, - значит, во-первых, предоставление подросткам достоверной и научно обоснованной информации, во-вторых, - обучение основным жизненным навыкам, таким как навыки общения, критического мышления, способности к самосовершенствованию, способности принимать решение и брать на себя ответственность и т.д., и, в-третьих, воспитание позитивных установок и ценностей, например, самоуважения, открытости и др. Сексуальное образование должно охватывать широкий круг вопросов, включая как биологические и физические аспекты сексуальности, так и социальные, эмоциональные аспекты. Безусловно, содержание программ сексуального образования должно быть адаптировано к возрасту и уровню развития подростка.

Прежде всего, следует отметить, что важность сексуального образования молодежи единодушно признана лишь в нескольких странах Европы. Существенную роль здесь играют политические факторы. В таких странах, как Дания и Нидерланды, сексуальное образование является общепринятым и поддерживается широкой общественностью, в то время как в Чехии, Германии, Ирландии, Польше, Италии и др. оно вызывает активное неприятие, особенно со стороны религиозных групп. Нередко бывает так, что к сексуальному просвещению по-разному относятся жители разных частей одной страны, больших городов и сельской местности. До сих пор сексуальное просвещение не является обязательным во всех рассматриваемых странах Европы (см. таблицу); там, где оно обязательно (Нидерланды, Норвегия, Финляндия, Венгрия и др.), программы получают очень важную государственную поддержку.

Для обозначения курсов сексуального образования в разных странах используются разные названия (за которыми стоят и различия в содержании) - от подготовки к семейной жизни или обучения основным жизненным навыкам до изучения основ взаимоотношений, в том числе между полами. Авторы Руководства выделяют несколько существующих подходов к сексуальному образованию в Европе:

  • Междисциплинарный подход, когда сексуальное образование интегрировано в программы нескольких школьных предметов в разных классах. Это редкий случай для Европы, примером может служить Франция или Португалия, где основы сексуального воспитания преподаются в курсах биологии, географии, философии, религии.
  • Биологический подход, когда сексуальное образование включено, главным образом, в уроки биологии, хотя частично может включаться и в другие предметы. Это очень распространенный подход. Например, в Бельгии биологические аспекты включены в программу по биологии, а моральные и этические - в уроки религии и философии. Похожая ситуация - в Австрии. В Нидерландах этические вопросы входят в программу по обществознанию.
  • Психосоциальный подход, когда в название программы сексуального образования входит слово "взаимоотношения". Ученики приветствуют такой подход, однако он мало распространен.
  • Идеологический подход характерен для ряда стран Восточной Европы (Словакия, Польша, Венгрия). В курсах типа "подготовка к семейной жизни" очень много внимания уделяется социальной структуре общества.

На содержание программ также оказывают влияние актуальные, порой кризисные, ситуации, такие как эпидемия ВИЧ/СПИД. Осознание опасности эпидемии в некоторых странах привело к пониманию необходимости введения сексуального образования - так было, например, в Ирландии и Франции.

Межстрановые сравнения позволили авторам исследования выделить общие факторы, способствующие успешной реализации сексуального образования. Среди них:

  • Примирение разных политических и религиозных взглядов, вовлечение в процесс реализации сексуального образования широкого спектра общественных движений. Например, в Португалии среди НПО, вовлеченных в сексуальное образование, находится движение "Пролайф".
  • Важную роль в сексуальном просвещении играют средства массовой информации. Их отношение к данной проблеме может быть самым различным в зависимости от конкретной страны. В некоторых странах, преимущественно в Скандинавии, средства массовой информации являются источником поддержки и информации по вопросам секса. В Дании национальные радио- и телевещательные компании предоставляют бесплатное эфирное время для программ сексуального просвещения. В других странах, таких как Великобритания, вопросы секса подаются с большим оттенком сенсации, что оказывает отрицательное влияние на сексуальное образование молодежи.
  • Для повышения эффективности необходим комплексный подход, чтобы программы сексуального образования рассматривались не изолированно от других вопросов, а являлись важным компонентом более широких инициатив, направленных на улучшение состояния здоровья и благополучия молодых людей.
  • Важно соблюдать дифференцированный подход, поскольку во многих странах многочисленную группу населения составляют иммигранты со своими, отличными от принимающей страны, культурными традициями.
  • Сексуальное образование не должно быть временной кампанией, нужна постоянная работа в этом направлении; достигнутые за период его осуществления успехи не гарантируют дальнейший прогресс, если программы закрываются.

И, что особенно важно, изучение европейского опыта показало, что сексуальное образование школьников может быть очень эффективным в снижении распространенности рискового поведения и, более того, может приводить к откладыванию начала половой жизни и к уменьшению числа сексуальных партнеров среди молодежи. Всестороннее сексуальное образование прививает навыки общения между подростками и между подростками и родителями и в целом способствует более здоровому образу жизни.

Работа над проектом продолжается, и мы с интересом будем следить за ее результатами.

Некоторые характеристики сексуального образования в европейских странах

Название программы*

Является ли обязательным

С какого года обязательно

С какого возраста официально начинается

С какого возраста начинается по данным соц. опроса

Есть ли стандарты секс. образования

Кто преподает**

Австрия

СО

Да

1970

10

11,6

Да

УП

Бельгия

СОО

Да

1995

6

12,5

Да

ЛУ/УП/В

Болгария

СО

Нет

11

13,3

Нет

УП/В

Кипр

СОО

Нет

14

Нет

УП/В

Чехия

СО

Да

1970

7

13,7

Да

УП

Дания

СО

Да

1970

12

12,2

Да

ЛУ/В

Эстония

Др.

Да

1996

10

Да

УП/В

Финляндия

СО

Да

1970

7

11,8

Да

УП/В

Франция

СО

Да

1998

6

13,1

Да

УП/В

Германия

СО

Да

1968

9

11,3

Да

УП/В

Греция

СО

Да

1995

6

13,3

?

ЛУ/В

Венгрия

СЖ

Да

1975

10

12,8

Нет

УП/В

Исландия

СО

Да

1975

11

12,4

Да

УП/В

Ирландия

СОО

Да

2003

6

12,5

Нет

ЛУ

Италия

СО

Нет

14

12,6

Нет

УП

Латвия

Др.

Да

1998

11

Да

УП

Литва

СО

?

?

?

ЛУ

Люксембург

СОО

Да

1973

6

Да

УП/В

Нидерланды

Др.

Да

1993

13

12,1

Нет

УП

Норвегия

СО

Да

1974

12

12,5

Да

УП/В

Польша

СЖ

Нет

12

13,1

Да

УП

Португалия

СО

Да

1999

5

Да

ЛУ

Словакия

СЖ

Да

1996

12

12,5

Нет

УП

Испания

СО

Нет

14

12,8

Нет

ЛУ

Швеция

СОО

Да

1955

6

12,1

Да

ЛУ

Великобритания

СОО

Нет

05.июл

12,1

Да

УП/В

*СО - сексуальное образование, СОО - сексуальное образование плюс акцент на отношения, СЖ - подготовка к семейной жизни, Др. - другое (например, здоровый образ жизни).
**ЛУ - любой учитель, УП - учитель соответствующего предмета (чаще биологии, но и этики, философии и др.), ЛУ/В - любой учитель плюс врач (или школьная медсестра), УП/В - учитель соответствующего предмета плюс врач, ЛУ/УП/В - любой учитель плюс учитель-предметник плюс врач.

Источник: "Sexuality education in Europe - A reference guide to policies and practices". IPPF European Network, WHO Regional Office for Europe and Lund University.


1 - "Sexuality education in Europe - A reference guide to policies and practices".
2 - Австрия, Бельгия, Болгария, Кипр, Чехия, Дания, Эстония, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Венгрия, Исландия, Ирландия, Италия, Латвия, Литва, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Словакия, Испания, Швеция, Великобритания.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.