Мнение казахстанских школьников о перспективах обучения
в российских вузах по сравнению с вузами других стран1
Полетаев Д.В.2 - специально
для Демоскопа
В рамках Международного социологического проекта "Учебная
миграция из Казахстана в Россию как один из аспектов стратегического
сотрудничества в рамках развития Таможенного союза""в
г. Астане в мае 2010 г. был проведён анкетный опрос 200 выпускников
казахстанских школ, для оценки их намерений и предпочтений при выборе
вузов для обучения казахстанскими абитуриентами. Из них 100 человек
намерены учиться в РФ и 100 желающих учиться за границей, но не
в РФ, 50% - юноши и 50% - девушки. Среди опрошенных - ученики шести
школ-лицеев, семи школ-гимназий, пяти общеобразовательных школ,
казахско-турецкого лицея для одаренных девочек, казахско-турецкий
лицея для одаренных юношей и международной школы непрерывного образования.
Анкета состояла из 49 вопросов и была разбита на тематические
блоки: стратегия выбора страны обучения и источники информации о
предполагаемом для обучения вузе, городе и стране; оценка города
проживания и города предполагаемой учёбы; проблемы при обучении
за границей, личная безопасность при обучении в РФ, знание о президентской
программе "Болашак", дающей гранты на обучение за рубежом
с последующей обязательной работой в госорганизациях Казахстана,
знание языка предполагаемого обучения, перспективы трудоустройства
в Казахстане с дипломом зарубежного вуза, осуществляемая подготовка
для поступления в зарубежный вуз, миграционные намерения и намерения
на будущее, индивидуальные социально-демографические характеристики
семьи школьника и его успеваемость.
Стратегия выбора страны обучения и источники информации
о предполагаемом для обучения вузе, городе и стране
Обследование показало, что в качестве альтернативы РФ
казахстанские школьники чаще всего рассматривают Великобританию.
США, Чехию, Турцию и Японию. Выбор страны обусловлен, в любом случае,
наличием в ней хороших вузов (обе группы школьников - и те, кто
хотят учиться в РФ и те, кто хотят учиться в другой стране, поставили
это условие на первое место), но те кто хочет поехать в РФ на второе
по важности место ставят культурный фактор ("Здесь интересно
жить - много развлечений, интересных мест и т.п."), а на третье
- советы друзей, знакомых, и только на четвёртое - заботу о студентах-иностранцах.
Напротив, те, кто хочет поехать на учёбу не в РФ, именно заботу
о студентах- иностранцах в стране предполагаемой учёбы ставят на
второе место. Следом у них идёт безопасность жизни ("Здесь
безопасно жить, нет скинхедов, нет плохого отношения к людям из
других стран, людям иной национальности или расы (низкий уровень
расизма, национализма") и потом - культурный фактор. Отметим,
что для предпочитающих в качестве будущего места учёбы РФ безопасность
стоит на одном из последних мест.
Распределение казахстанских школьников по причинам выбора
страны для обучения
Среди тех кто выбрал РФ в качестве потенциального места
своей учёбы немного больше тех, кто считает что в их родном городе
больше возможностей получить образование после окончания школы и
что в нём выше преступность. А среди тех, кто выбирает не РФ немного
больше тех, кто считает что в их городе хорошие возможности трудоустройства,
и получения высоких заработков, хорошие возможности для создания
семьи, хорошая экологическая обстановка, достаточно объектов культурного
отдыха и досуга и много родственных и дружеских связей.
Среди выбравших в качестве страны предполагаемой учёбы
РФ, наиболее популярны города (по убывающей): Москва, Томск, Санкт-Петербург.
А среди тех, кто выбрал другие страны: Лондон, Прага и Нью-Йорк.
Среди выбравших РФ более привлекательным по сравнению
с теми, кто в РФ ехать учиться не собирается, в избранном ими городе
важными являются возможности создания семьи и низкий уровень преступности,
тогда как для тех, кто выбрал не РФ "популярный набор"
более привлекательных признаков шире, это: :возможность получить
образование, после школы, устроиться на хорошую и высокооплачиваемую
работу, обеспечить себя жильём, жить в лучших экологических условиях,
обеспечить себя большими культурными возможностями, и воспользоваться
имеющимися родственнымии дружескими связями. Надо отметить, что
большие разрывы в "желаемых условиях" со стороны последней
группы отмечается только по возможности получить образование после
школы, экологической и культурной обстановке. По остальным возможностям
разрывы по желаемым условиям в оценке двух групп менее значимы.
Среди тех, кто в качестве потенциального места учёбы
выбрал РФ или другую страну, на первом месте в помощи выбора места
учёбы стоят советы родственников, друзей, учителей а на втором -
Интернет. Но ТВ и радио поставили на третье место те, кто выбирает
для учёбы РФ, тогда как для тех кто выбрал "другую страну",
они стоят на четвёртом месте, и с, наоборот, публикации в газетах
более значимы для тех, кто выбирает не РФ, хотя по абсолютному сравнению,
эти проценты у двух групп школьников близки по значению.
Распределение казахстанских школьников по их мнению
о помощи, оказываемой им при выборе места будущей учёбы
Среди тех, кто выбрал РФ в качестве потенциального места
учёбы, только около 15% рассматривают альтернативную страну для
себя как запасной вариант, тогда как среди тех, кто выбрал другую
страну, около половины имеют альтернативу предпочитаемой ими стране
для учёбы.
Альтернативные страны (те самые дополнительные страны,
выбранные 15-ю % от всей группы предпочитающих РФ) для тех, кто
хочет учиться в РФ не так предпочтительны перед Россией из-за советов
родных и родственников, дороговизны обучения, и лучшего в РФ образования.
Для группы не выбирающей РФ в невыборе альтернативы основным было
то, что в предпочитаемой стране лучшее образование и это высокоразвитая
страна, с меньшей платой за обучение.
Главная причина обучения за границей для обеих групп
- желание в принципе учиться за границей. Только для выбравших РФ
следующими после этого желания по значимости были: более высокая
плата за обучение в Казахстане и более высокий конкурс при поступлении
в вузы Казахстана, а также отсутствие в Казахстане возможностей
обучения по выбранной специальности, профессии. Среди тех, кто выбрал
в качестве обучения не РФ, важным были следующие причины (по убывающей):
"Диплом вуза той страны, куда я поеду, признается за рубежом
при продолжении образования", "в Казахстане более высокий
конкурс при поступлении в вуз" и совет родителей, знакомых.
Распределение казахстанских школьников по их предпочтению
учёбы за рубежом учёбе в Казахстане
Выбор специальности для обучения в группе выбравших
РФ - прежде всего определяется высоким престижем профессии, и лишь
потом её высокооплачваемостью, тогда как эти обстоятельства меняются
местами в предпочтении выбравших для учёбы не РФ. При этом соответствие
способностям, умениям, все опрошенные школьники ставят на третье
место.
Распределение казахстанских школьников по выбранным
для обучения специальностям (сумма не равна 100%, т.к. респонденты
могли отметить несколько вариантов ответа)
В методах сбора информации о вузе - потенциальном месте
учёбы, школьники единодушны - на первом месте информация из Интернета,
на втором - информация от родственников, знакомых, а на третье место
ставится мнение уже учившихся в избираемом ими вузе. Хотя группа
ориентированная на РФ в целом сильнее ориентирована именно на эти
три источника, другая группа собирает больше информации из таких
источников как "сотрудники посольства, культурного центра той
страны, где находится вуз", представители программы "Болашак",
"выставки, выездные мероприятия этого вуза".
Распределение казахстанских школьников по источникам
информации по которым они выбирают зарубежный вуз для учёбы
Обе группы более чем на две трети удовлетворены найденной
по вузу информацией.
Распределение казахстанских школьников по уровню достаточности
информации о зарубежном вузе, в котором они собираются учиться
Те кто выбрали РФ для обучения, выбрали его из-за большей
дешевизны обучения, тогда как выбравших другие страны более всего
не устраивает уровень обучения в Казахстане по желаемой специальности.
Не ожидают особых сложностей примерно по 20% школьников
обеих групп. А возможные трудности они единодушно связывают со слабым
знанием местного языка страны обучения и бытовыми проблемами.
Распределение казахстанских школьников по ожидаемым
ими проблемам, ожидающих их при учёбе за границей
Те, кто выбирают в качестве обучения РФ, в абсолютном
большинстве уверены, что только в некоторых из городов России есть
скинхеды. В качестве наиболее опасных называют Москву, Санкт-Петербург
и Екатеринбург.
Распределение казахстанских школьников, собирающихся
учиться в России, по их мнению о опасности пострадать от скинхедов
в городах России
Менее чем у половины школьников обеих групп есть друзья
в выбранном для обучения за рубежом городе.
Распределение казахстанских школьников по наличию у
них друзей в городе, где они собираются учиться
Среди тех, кто хочет учиться в России больше тех, кто
дополнительно занимается для этого поступления самостоятельно, а
в другой группе больше тех, кто занимается с репетиторами. Среди
тех, кто не выбирает РФ, больше тех, кто вообще не готовится к поступлению
в вуз.
Распределение казахстанских школьников по формам дополнительной
подготовки для поступления в зарубежный вуз
Среди тех, кто хочет учиться в РФ осведомлённость об
условиях поступления в выбранный вуз - выше.
Распределение казахстанских школьников по знанию об
условиях поступления в визы выбранной страны
Среди выбравших РФ в качестве страны обучения немного
ниже уровень знания о программе "Болашак", а среди тех,
кто хочет обучаться не в РФ больше тех, кто будет пробовать использовать
её возможности.
Именно среди тех, кто будет учиться не в РФ, знание
русского языка немного выше, чем среди тех, кто хочет учиться в
РФ, а знание английского и других языков - значительно выше. И если
те, кто хочет обучаться в РФ изучали русский в основном в своей
семье (43%) или в Казахстане на специальных курсах (42%), то те,
кто предпочитает для обучения не РФ, изучают нужный им для обучения
язык в основном на специальных курсах в Казахстане(69%) или на подготовительном
факультете выбранного зарубежного вуза (14%).
В основном обе группы намерены жить в общежитии, но
у тех, кто намерен учиться в РФ больше надежды на проживание у родственников,
а те, кто будут учиться в других странах, полагают что чаще будут
жить в съёмном жилье.
Распределение казахстанских школьников по месту предполагаемого
проживания
В среднем у обеих групп высокая уверенность в быстром
трудоустройстве в Казахстане после зарубежного обучения.
Распределение казахстанских школьников по мнению о лёгкости
трудоустройства в Казахстане с дипломом зарубежного вуза
Возможные сложности при трудоустройстве у намеревающихся
обучаться в РФ предполагаются из-за того, что в Казахстане нет работы
по желаемой для обучения профессии. Среди тех, кто хочет учиться
в другой стране, это менее весомая причина, и наряду с ней, весомой
причиной предполагается то, что в Казахстане могут не признать полученный
диплом зарубежного вуза.
Распределение казахстанских школьников по предполагаемым
сложностям при устройстве на работу с дипломом зарубежного вуза
Среди тех, кто хочет учиться в РФ, больше тех, кто хочет
там осесть, а среди тех, кто хочет учиться в других странах, больше
тех, кто хочет там остаться на некоторое время. В обеих группах
главная причина такого настроя - возможности трудоустройства в стране
обучения, но в группе предпочитающих обучение не в России, играют
большее значение хорошие условия жизни, тогда как среди предпочитающих
обучение в РФ этот фактор по значимости стоит только на третьем
месте, а на втором - проживание в РФ родных и близких.
Распределение казахстанских школьников по миграционным
намерениям после окончания учёбы
Распределение казахстанских школьников по причинам последующего
оседания в стране учёбы
Среди тех, кто хочет поступать в российский вуз, меньше
тех, кто в случае неудачи при поступлении, переориентируется на
казахстанский вуз, и больше тех, кто может переориентироваться на
поступление в другой зарубежный вуз или пойдёт работать.
Среди тех школьников, что хотят поступать в российский
вуз выше успеваемость и среди них больше тех, кто учится в обычной
средней школе а не в лицее или спецшколе. Это дети из более многочисленных
по составу семей с более высоким образованием у родителей.
Это семьи либо достаточно обеспеченные, либо живущие
скромно - среди них меньше представителей "среднего класса",
в отличие от тех семей, дети из которых хотят учиться не в России.
Распределение казахстанских школьников по самооценке
материального положения их семей
Распределение казахстанских школьников по изменению
уровня жизни их семей в последние 3-4 года
Среди них также меньше миграционная подвижность - три
четверти из них живут в родном городе с рождения. Тогда как среди
тех, кто хочет учиться не в РФ таких 57%.
Среди тех, кто хочет учиться в РФ меньше тех, кто удовлетворён
качеством своего жилья, но за последние 3-4 года материальное положение
их семей улучшалось чаще, чем среди тех, кто хочет ехать учиться
не в РФ. Возможно это связано с тем, что они просто стали выбиваться
из бедности, а не жить намного богаче, так как имеющееся жильё их
всё-таки слабо удовлетворяет.
Около 90% из тех, кто хочет учиться не в РФ - казахи,
тогда как среди тех кто предпочитает РФ их только 35%, а русских
- больше половины (53%).
* * *
В целом можно сделать вывод, что в РФ настроены ехать
школьники менее прагматичные, больше доверяющие мнению своих родителей,
и менее осведомлённые о возможностях образования. Они более равнодушны
к комфорту и более определённы в своих планах на обучение, среди
них больше тех, кто рассматривает обучение, как ступеньку к оседанию
в РФ - возвращению на историческую родину. Среди тех, кто составляет
группу предпочитающих обучение не в РФ, больше тех, кто ставит целью
высокие заработки и удобные условия учёбы, проявляя меньше доверяя
сложившимся в казахстанском обществе стереотипам об учёбе в РФ.
Это те, кто стремятся получить опыт работы за границей, но больше
склонны к возвращению в Казахстан, пусть и через какое-то время.
1 - Статья написана по итогам международного социологического
проекта «Учебная миграция из Казахстана в Россию как один из аспектов
стратегического сотрудничества в рамках развития Таможенного союза»,
проведённого при поддержке Евразийского банка развития в гг.Астана
и Москва в мае-октябре 2010 г.. Автор выражает признательность Айнуре
Мажитовой, эксперту ИСПИ-Казахстан, за техническое содействие, оказанное
при написании этой статьи. Первая публикация – в журнале «Международные
исследования. Общество. Политика. Экономика» №3(4) 2010
2 - Полетаев Дмитрий Вячеславович - ведущий научный
сотрудник ИНП РАН
|