|
|
Н.А.Воронина
МИГРАЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИИ: СОСТОЯНИЕ,
ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ
М., Издательство "Спутник+", 2010, 221 страница
|
Суммируя, попытаемся обозначить основные этапы
миграционной политики России:
1992-1994 гг. - становление;
1995-1999 гг. - расширение сфер регулирования и развитие миграционного
законодательства;
1999-2002 гг. - период, названный правозащитниками "движением
вспять";
2002-2004 гг. - ориентация на борьбу с незаконной миграцией
и рестриктивная иммиграционная политика.
С 2005 г. - переход к реформированию и либерализации миграционной
политики.
Данная периодизация составлена достаточно условно, ибо российская
миграционная политика противоречива и непоследовательна в
своих проявлениях. При соблюдении общей "генеральной
линии" на каком-либо этапе, в эти же годы можно встретить
и прямо противоположные подходы и действия. Напрашивается
мысль о том, что, возможно, за такими отступлениями и порой
несуразностями стояла не позиция, особенно, если учесть ведомственную
чехарду на протяжении ряда лет, - а проявлялась некомпетентность
отдельных чиновников, нехватка у них системных знаний, узость
подходов к проблеме, неспособность мыслить по-государственному,
с гражданских, гуманистических позиций.
Стр. 27-28.
Как показывает анализ, принятое в субъектах Федерации
законодательство в области миграции можно подразделить на
несколько групп:
- комплексные законы, регламентирующие миграционные процессы
(например, закон Северной Осетии "О миграции");
- законы, о порядке регистрации временного пребывания и жительства
иностранных граждан на территории субъекта Федерации (законы
Бурятии, Еврейской автономной области, Иркутской, Тульской,
Сахалинской областей и др.);
- законы, устанавливающие административную ответственность
за нарушение данного порядка;
- законы о порядке привлечения и использования иностранной
рабочей силы (законы Краснодарского края, Архангельской, Белгородской
областей, Иммиграционный кодекс Ставропольского края).
Основной массив нормативных правовых актов, регламентирующих
положение мигрантов, составляют подзаконные акты субъектов
Федерации, принимаемые для решения краткосрочных и среднесрочных
проблем, исходя из видения данной проблемы региональными властями.
При этом важно отметить, что в своем большинстве они носят
ограничительный характер, нередко противореча Конституции
Российской Федерации, федеральному законодательству и международным
обязательствам России.
Стр. 149-150.
Для изменения негативных тенденций демографических
процессов в Российской Федерации наряду с мерами стимулирования
естественного прироста населения, необходимо активное и продуманное
использование миграционного ресурса. Так, в области управления
миграционными процессами (осуществления миграционной политики)
и ее нормативного правового сопровождения в целях снижения
дефицита трудовых ресурсов в с соответствии с потребностями
экономики необходима разработка мер по следующим приоритетным
направлениям:
- проведение активной региональной социально-экономической
политики, направленной на сохранение численности населения
на Дальнем Востоке и Сибири;
- содействие переезду в Российскую Федерацию соотечественников,
проживающих за рубежом;
- привлечение квалифицированных иностранных специалистов в
том числе иностранных выпускников российских высших учебных
заведений, молодежи из иностранных государств для обучения
и стажировки в Российской Федерации;
- оптимизация миграционных процессов в связи с формированием
общего рынка труда в рамках интеграционных процессов на евразийском
пространстве, создание цивилизованных условий труда и жизни
для мигрантов, защита их гражданских прав.
Государственная миграционная политика должна быть согласована
также и с задачами иных направлений внутренней и внешней политики
Российской Федерации. Так, в области развития внутреннего
рынка труда стоит задача создания условий для привлечения
иностранной рабочей силы с учетом перспективных потребностей
экономики в трудовых ресурсах и на основе принципа приоритетного
использования национальных кадров.
Стр. 215-216.
|
Монография посвящена комплексному историко-правовому
и научно-практическому анализу проблем правового регулирования миграционных
отношений в России и выработке на этой основе рекомендаций и предложений
по совершенствованию миграционного законодательства.
В работе исследуются вопросы совершенствования миграционной
политики Российской Федерации, дается анализ процесса нормотворчества
в сфере миграции и состояния законодательства на текущий момент
на федеральном и региональном уровнях, с выделением вопросов, требующих,
на взгляд исследователя, законодательной доработки, содержатся предложения
по преодолению выявленных противоречий и пробелов действующих нормативных
правовых актов.
Дается анализ ситуации, сложившейся в области применения
норм в сфере регулирования миграционных процессов, а также анализ
правовых статусов основных субъектов миграционных правоотношений,
включая соотечественников за рубежом (как потенциальных участников
Государственной программы содействия добровольному переселению).
Подняты проблемные вопросы правоприменительной практики в области
регулирования вопросов гражданства, предоставления статусов, компенсационных
выплат, внешней трудовой миграции.
Монография может быть полезной для преподавателей, аспирантов,
студентов юридических специальностей, научных работников, сотрудников
миграционной службы и всех, кто интересуется проблемами миграции
и защиты прав человека.
Содержание
Введение
Глава I. Историко-правовой анализ развития миграционного
законодательства
1. Первоначальные законодательные акты в сфере миграции, касающиеся
свободы передвижения, выбора места жительства и места пребывания
в Российской Федерации
2. Особенности динамики государственно-правового регулирования
миграции в Российской Федерации
3. Миграционная политика и миграционное законодательство на современном
этапе
Глава II Правовое регулирование миграционных процессов
и категории мигрантов по российскому законодательству
1. Категории мигрантов по российскому законодательству и основы
правового статуса иностранцев
2. Добровольное переселение по межправительственным соглашениям
3. Вынужденное переселение
4. Перемещение внутри страны
5. Предоставление убежища (Лица, ходатайствующие о признании беженцем,
и лица, получившие статус беженца)
5.1. Временное убежище
5.2. Политическое убежище
6. Соотечественники за рубежом
7. Государственная программа по оказанию содействия добровольному
переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих
за рубежом
8. Регулирование внешней трудовой миграции
9. Противодействие незаконной миграции
Глава III. Проблемы правового регулирования в сфере
миграции
1. Несоответствие ряда нормативных актов в сфере миграции субъектов
Российской Федерации и органов местного самоуправления правовым
актам Российской Федерации
2. Недостатки правового регулирования вопросов гражданства
3. Правовые аспекты выплаты компенсаций внутри перемещенным лицам
4. Проблемы квотирования иностранной рабочей силы
5. Правовые и социальные аспекты нарушений прав трудовых мигрантов
в условиях кризиса
Глава IV. Перспективы развития миграционного законодательства
1. Необходимость принятия Концепции государственной миграционной
политики
2. Основные параметры совершенствования миграционного законодательства
3. Миграционное законодательство как важнейшая составляющая социальной
политики
4. Совершенствование законодательства в сфере трудовой миграции
5. Национальная безопасность, права человека и миграционное законодательство
6. Приоритетные направления в развитии миграционного законодательства
Об авторе
|