|
|
Демографические изменения
и экономика
Статья вторая
|
Над темой номера работали
|
|
|
Анатолий
ВИШНЕВСКИЙ
|
Михаил
ДЕНИСЕНКО
|
|
|
Никита
МКРТЧЯН
|
Елена
ТЮРЮКАНОВА
|
|
Рынок образовательных услуг на волнах демографических
изменений
Демографические изменения определяют численность главных
потребителей образовательных услуг – детей и молодежи. На протяжении
последних десятилетий численность этих групп испытывала значительные
колебания, которые происходили на общем фоне тенденции к сокращению
численности населения. Такая волнообразная динамика, сохранится
и в будущем (рис. 18). Самые малочисленные в послевоенной истории
России поколения появились на свет в период демографического спада
1990-х годов. Переход этих поколений из одной фазы жизненного цикла
в другую во многом предопределит развитие системы образования в
ближайшие пятнадцать лет.
Рисунок 18. Динамика основных образовательных контингентов,
1980-2031, тысяч человек
Дошкольники. Численность контингента дошкольников
сократилась по сравнению с 1989 годом практически в два раза – с
16,8 млн. до 9,1 млн. детей, достигнув своего минимума в 2003 году.
Увеличение числа рождений в начале 2000-х годов повлекло за собой
и рост числа детей дошкольного возраста. Дальнейшие перспективы
изменения их числа определяются главным образом, тенденциями рождаемости,
хотя на нем будут сказываться также особенности динамики количества
потенциальных матерей. Рост числа детей происходит на фоне огромного
неудовлетворенного спроса на услуги дошкольных учреждений, и, судя
по всему, такая ситуация вряд ли изменится в ближайшем будущем.
По данным Росстата, в начале 2009 года 1,7 миллиона детей нуждались
в устройстве в дошкольные образовательные учреждения.
Среднее образование. Среднее образование
в России стало практически всеобщим. После 9 класса в общеобразовательной
школе и профессиональных учебных заведениях разного типа учится
более 90% детей. С начала 1970-х годов численность школьников достигла
максимальной величины – 26,2 млн. детей - в 1996 году, когда обучением
были охвачены сравнительно многочисленные поколения 1980-х годов
рождения. Но сейчас система среднего образования переживает нелегкие
времена. В 2011 году контингент потребителей ее услуг сократится
до исторического минимума – 14,9 млн. Ожидаемый в перспективе рост
будет достаточно умеренным (на 2-3 миллиона человек к 2025 году).
Столь значительное сокращение числа лиц в школьных возрастах влияет
не только на систему образования, но и на всю общественную и экономическую
системы страны, поскольку ведет к перераспределению ресурсов между
институтами, обслуживающими те или иные возрастные группы населения.
Система подушевого финансирования школ предполагает конкуренцию
между ними за учеников. Но более сильной эта конкуренция будет на
следующей ступени обучения - между вузами.
Динамика числа лиц в возрасте от 18 до 24 лет непосредственно
влияет на развитие системы вузов и ссузов страны. Охват обучением
на третьей ступени образования за постсоветский период заметно увеличился
и достиг высокого по мировым стандартам уровня. В 2009 году только
на очных и вечерних отделениях вузов и ссузов училось более 35%
молодежи против 25% в 1990 году. Однако, демографические тенденции
вносят существенные коррективы в судьбы средних специальных и высших
учебных заведений. С конца 1980-х годов численность их контингента
устойчиво увеличивалась до 2007 года (17,6 млн. человек). Однако,
в ближайшие десять лет последует его резкое сокращении до 9,2 млн.
Сейчас идет процесс быстрой убыли потенциальных абитуриентов. Если
в начале 2000-х годов их ежегодно насчитывалось порядка 2,5 млн.,
то к 2017 году их станет меньше в 2 раза - 1,2 млн. Многие учебные
заведения, прежде всего негосударственные платные, могут остаться
без необходимого минимума учащихся.
Конкуренция за молодежь: армия, вузы и рынок труда.
Наступающее десятилетие можно охарактеризовать как период открывающихся
возможностей для молодежи - малочисленных поколений, родившихся
в 1990-х годах, а с другой – как период усиливающейся конкуренции
за молодежь между учебными заведениями, рынком труда и армией. Для
учебных заведений жизненно необходимо набрать студентов, при этом
высшие учебные заведения получат определенные преимущества перед
средними, снижая планку вступительных требований. В условиях сокращающегося
предложения рабочей силы неудовлетворенный спрос повлечет за собой
рост заработной платы, в том числе для профессий, не требующих высокой
квалификации.
В планах Правительства России намечено дальнейшее сокращение
армии - до 1 млн. человек в 2012 году. Ежегодное число призывников
вряд ли опуститься заметно ниже отметки в 500 тысяч. В 2009 году
на военную службу отправилось около 580 тысяч призывников. На дневное
обучение в вузы, где предоставляется отсрочка от армии, было принято
порядка 730 тысяч человек, из которых примерно половина (около 350
тысяч) – юноши. По прогнозным оценкам, в 2017 году юношей, окончивших
школу, будет насчитываться всего лишь 650 тысяч. С учетом вышеприведенных
цифр, а также стоящих задач по модернизации экономики, становится
очевидной неизбежность реформирования как системы образования (в
сторону сокращения приема студентов и повышения качества их обучения),
так и российской армии (в пользу развития набора по контракту).
На рынке труда, в свою очередь, должны распространяться гибкие формы
занятости, соответствующие трудовым возможностям учащейся молодежи.
Уровень образования. Распространение охвата
обучением в системе среднего профессионального и высшего образования
в 1990-х годах отразилось в заметном повышении образовательного
уровня населения России (табл. 11, рис. 19). В 2007 году по доле
лиц в возрасте от 25 до 65 лет с уровнем образования третьей ступени
Россия была одним из мировых лидеров (54%). 20% из них имели высшее
образование. По последнему показателю Россия заметно уступала только
США (30%), Израилю (27%), Норвегии (31%), Нидерландам (28%), Новой
Зеландии, Дании и Канаде (по 25%).10
Таблица 11. Состав населения Российской Федерации по
уровню образования (%)
Группы по уровню образования
|
По данным переписей населения*
|
По данным ОНПЗ*
|
Прогноз ИДЕМ
|
1989
|
2002
|
1992
|
2008
|
2020
|
Высшее
|
11,3
|
16,2
|
12,7
|
20,6
|
29,8
|
Неполное высшее
|
1,7
|
3,1
|
2,3
|
2,7
|
3,0
|
Среднее профессиональное
|
19,2
|
27,5
|
25,7
|
22,4
|
27,7
|
Начальное профессиональное
|
13,0
|
12,8
|
29,7
|
15,8
|
19,9
|
Среднее общее
|
17,9
|
17,7
|
25,1
|
17,6
|
Основное общее
|
17,5
|
13,9
|
20,7
|
10,7
|
1,3
|
Начальное общее
|
12,9
|
7,8
|
9,0
|
2,7
|
0,7
|
Не имеют начального
|
6,5
|
1,0
|
Примечание. Переписи населения - лица в возрасте
от 15 лет и старше; ОНПЗ – обследование населения по проблемам
занятости: лица в возрасте от 15 до 72 лет
Рисунок 19. Состав населения Российской Федерации по
уровню образования, %
Примечание. Переписи населения - лица в возрасте от 15
лет и старше; ОНПЗ – обследование населения по проблемам занятости:
лица в возрасте от 15 до 72 лет
Уровень образования занятого населения еще выше (табл.
12, рис. 20). Более 70% имеют высшее или профессиональное образование,
в том числе 26% - высшее. Обращает на себя внимание тот факт, что
лица, имеющие основное среднее или начальное общее образование сосредоточены
в группе экономически неактивного населения. Все это говорит о происходящем
вымывании из российской экономики работников с невысоким уровнем
образования и объясняет природу дефицита неквалифицированой рабочей
силы на российском рынке труда11.
Значительную часть этого дефицита в последние годы покрывает приток
работников из стран СНГ.
Таблица 12. Уровень образования и статус экономической
активности населения России, 2008 год, %
Статус активности
|
Выс-шее
|
Непол-ное высшее
|
Среднее проф.
|
Началь-ное проф.
|
Сред-нее общее
|
Основ-ное общее
|
Не имеют основ-ного общего
|
Итого
|
Уровень образования по статусу экономической активности
(%)
|
Все
|
20,6
|
2,7
|
22,4
|
15,8
|
25,1
|
10,7
|
2,7
|
100
|
Экономически активные
|
26,1
|
1,7
|
26,2
|
18,8
|
21,7
|
5,0
|
0,6
|
100
|
Занятые
|
27,1
|
1,6
|
26,7
|
18,7
|
20,9
|
4,6
|
0,5
|
100
|
Безработные
|
11,4
|
3,3
|
19,3
|
19,5
|
33,3
|
11,6
|
1,5
|
100
|
Неактивные
|
9,3
|
4,7
|
14,4
|
9,8
|
32,2
|
22,7
|
7,1
|
100
|
Все
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
Экономически активные
|
85,5
|
43,6
|
79,3
|
80,1
|
58,5
|
31,6
|
14,9
|
67,7
|
Занятые
|
83,1
|
38,3
|
75,6
|
74,8
|
52,8
|
26,9
|
12,5
|
63,4
|
Безработные
|
2,4
|
5,3
|
3,7
|
5,3
|
5,7
|
4,6
|
2,4
|
4,3
|
Неактивные
|
14,5
|
56,4
|
20,7
|
19,9
|
41,5
|
68,4
|
85,1
|
32,3
|
Рассчитано по ОНПЗ для лиц в возрасте от 15 до 72 лет.
Рисунок 20. Уровень образования и статус экономической
активности населения России, 2008 год, %
Рассчитано по ОНПЗ для лиц в возрасте от 15 до 72 лет.
Опираясь на тенденции изменения количества учащихся
на разных ступенях обучения, изменения уровня образования отдельных
возрастно-половых групп, с учетом перспективной трансформации возрастно-половой
структуры, в ИДЕМ ГУ-ВШЭ выполнен прогноз изменения численности
образовательных групп населения России (рис. 21). Главный результат
прогноза (средний вариант) состоит в том, что, что при сложившемся
спросе на высшее образование, доля лиц, закончивших вузы, превысит
после 2020 года 30%. Число экономически активных лиц с высшим образованием
может стабилизироваться и даже чуть увеличиться в условиях заметного
сокращения населения в трудоспособных возрастах. Это произойдет,
в первую очередь, за счет уменьшения числа лиц со средним и начальным
профессиональным, а также полным средним образованием. Доля лиц
с уровнем образования ниже среднего как в экономически активном,
так и во всем населении будет незначительной.
Существующий в настоящее время дефицит рабочей силы
низкой квалификации в ближайшие годы распространится и на работников
средней квалификации. В данном случае недостающую рабочую силу придется
«импортировать из-за рубежа», все активнее привлекая мигрантов,
либо резко повышать оплату за подобный труд, делая его минимально
привлекательным для лиц со сравнительно высоким образованием.
Рисунок 21. Прогноз изменения численности образовательных
групп населения России, млн. человек
Таким образом, экономика, в определенном смысле, становится
заложником деформаций, возникающих на рынке образовательных услуг,
где предложение намного превышает спрос. Стремление к загрузке имеющихся
мощностей системы образования высоких уровней приводит к искусственному
поддерживанию спроса за счет снижения требований к образованию,
в силу чего возникает его инфляция, развивающаяся наряду с дефицитом
труда относительно более низкой квалификации. Проигрывают все.
10 OECD at a Glance
2009: OECD Indicators. Paris, 2009.
11 Капелюшников
Р.И. Записка об отечественном человеческом капитале. Препринт WP3/2008/01/
Серия WP3. ГУ-ВШЭ.
|