Rambler's Top100

№ 427 - 428
21 июня - 31 июля 2010

О проекте

Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Гендер по-нашему  
«Чайлдфри», или добровольная бездетность

Почему чайлдфри отказываются от детей?

Гендерные различия и этапы жизненного цикла

Из кого рекрутируются чайлдфри?

Посчитать чайлдфри

Чайлдфри в России и других «незападных» странах

Навсегда или на время?


Google
Web demoscope.ru
Ольга ИСУПОВА

Рубрику ведет Ольга ИСУПОВА

 

Рубрику поддерживает германский Фонд Генриха Белля в рамках большой программы "Гендерная демократия"

Из кого рекрутируются чайлдфри?

Далее, если говорить о признаках, или свойствах чайлдфри, то есть о том, какие люди более вероятно «рекрутируются» в их ряды, то тут тоже есть интересная дискуссия. Начиная с Виверс, исследования показывали незначительную, но все же связь этого жизненного выбора с:

  • более высоким уровнем дохода и образования,
  • атеизмом,
  • работой женщин и их ориентацией на карьеру,
  • отношением родителей, «свободных от детей», к детям и к ценностями в отношении «производства потомства», а также
  • с составом родительской семьи – добровольно бездетные чаще происходят из семей с одним ребенком, или из многодетных семей, если они были там старшими братьями или сестрами.

С другой стороны, всё то же исследование Виверс 1980-го года показало, что в паре, где один из ее членов – убежденный чайлдфри, а второй – колеблется, побеждает чайлдфри, и дети не рождаются. Этот факт говорит о возможности распространения «свободными от детей» своего влияния на других людей.

Недавние работы Лори Чанси и ее соавтора10 поддерживает эту идею. Чанси считает, что к настоящему времени добровольная бездетность в Соединенных Штатах распространилась на группы с меньшим доходом и образованием, и с большей религиозностью, чем это было характерно еще 20 лет назад.

Таким образом, «свобода от детей» постепенно охватывает различные социальные слои и группы так же, как их обычно охватывает любая мода. Сменится ли эта «мода» на противоположную, и до какой вообще степени это можно назвать «модой» - вопрос, конечно, дискуссионный.

Лори Чанси, кроме того, высказывает гипотезу, согласно которой в настоящее время эта мода распространяется все более широко, но существует некий «потолок», процент, выше которого количество добровольно бездетных в обществе вряд ли вырастет (с ее точки зрения, это 10% возрастной когорты). Насколько справедливы такие умозаключения, покажет время. Как бы то ни было, Чанси приводит график, показывающий, что пока бездетность как таковая количественно растет:

Рисунок 3. Процент американских бездетных женщин, в возрасте 40-44 года

Источник: Biddlecom, A. and S. Martin. "Childless in America." Contexts 5(4), 2006: 54.


10 Напр., Chancey, L. and S. A. Dumais. "Voluntary childlessness in marriage and family textbooks, 1950-2000." Journal of Family History 34(2), 2009: 206-223.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.