|
|
Рубрику ведет Ольга ИСУПОВА
Рубрику поддерживает германский Фонд Генриха
Белля в рамках большой программы "Гендерная демократия"
|
Почему чайлдфри отказываются от детей?
В этом году исполняется 30 лет со дня выхода в 1980-м
году книги канадского социолога семьи из Виктории, штат Онтарио,
Дж. Э. Виверс «Бездетные по собственному выбору»1.
В этой работе она суммировала идеи и выводы, впервые опубликованные
в ее более ранних статьях (начиная с 1973 года). Виверс была одной
из первых (и, наверное, самой яркой в своем поколении, ее книги
цитируются и рекомендуются для чтения до сих пор, несмотря на прекращение
ее социологической карьеры в 2000-м году в связи с нашумевшим судебным
делом о выращивании марихуаны для продажи у себя на кухне) исследовательниц
так называемых childfree. Буквальный перевод этого слова - «свободные
от детей» – то есть люди, состоящие в браке и живущие полноценной
сексуальной жизнью, но целенаправленно принимающие меры для того,
чтобы у них при этом не рождались дети. Причем – не рождались не
в данный период жизни, а вообще никогда (если мы говорим о так называемых
«истинных чайлдфри»). Сейчас это сообщество, весьма шумно и ярко
заявляющее о себе и в Интернете, и в «жизни».
Таблица 1. Сообщества чайлдфри в Интернете; в России
наиболее активна не указанная здесь группа ru_childfree в Живом
Журнале
Источник: Basten, S., Voluntary Childlessness and being
Childfree, The future of human reproduction: Working paper # 5,
Oxford-Vienna, 2009 стр. 15
Тогда же, 30 лет назад, Виверс, одна из первых, подробно
и детально исследовала этот новый феномен - людей, не желающих обзаводиться
потомством. Такая «жизненная позиция», скорее всего, стала все-таки
возможной, и довольно распространенной, только после «контрацептивной
революции», с появлением надежной, но обратимой контрацепции. Поскольку
почему-то далеко не все чайлдфри прибегают к стерилизации (хотя,
сейчас существует и обратимый вариант этой операции, но в 1980-м
году он еще не был распространен).
Виверс задавала исследуемым вопрос, почему они, в большинстве
случаев, все-таки не выбирают стерилизацию, хотя и утверждают, что
не захотят детей «никогда». Однозначного и для всех одинакового
ответа она не получила, в целом, складывается впечатление, что они
все же допускали отличную от нуля вероятность изменения своих предпочтений
в будущем.
Как бы то ни было, в каком-то смысле, чайлдфри существовали
всегда, только раньше, пока медицина была недостаточно развита,
им, как правило, приходилось, заодно с детьми, отказываться и от
секса. Затем появилась возможность необратимой стерилизации, которая
достаточно широко применялась в Западных странах, как минимум, с
начала ХХ века. Безусловно, те пары, которые прибегали к ней по
собственному и обоюдному желанию в самом начале сексуальных отношений,
тоже можно считать чайлдфри.
К сожалению, до Виверс никто специально не изучал этот
феномен с социологической точки зрения, и мы сейчас можем лишь косвенно
и ретроспективно судить о мотивах поведения этих людей и о личностно
значимых результатах такого жизненного выбора.
Виверс поделила «свободных от детей» на два класса с
точки зрения основных мотиваций бездетности.
- Первый она назвала «реджекторами» (это те, кто испытывает
отвращение к процессу рождения детей и к детям как таковым),
- Второму Виверс дала название «аффексьонадо» (те, кого
привлекают прелести беззаботного бездетного образа жизни – путешествия,
артистическая, богемная жизнь, развлечения и т.д.).
Аналогичную классификацию приводит и Джиллеспи в работе
2003 года2, а именно
–
- те, для кого важнее «привлекательность, притягательность бездетности»
и
- те, кому свойственно «отторжение, отвращение к детности».
Рисунок 1. «Я не бездетный, я свободный от детей» -
эмблема одного из чайлдфри-сообществ, подчеркивающая свободу и привлекательность
их образа жизни
(childfree – «свободный от детей», childless – “лишенный
детей”, первый вариант означает счастье, второй – несчастье от бездетности,
соответственно чайлдфри согласны применять к себе только первый
вариант)
Рисунок 2. Еще одна эмблема чайлдфри, в данном случае
подчеркивающая негативное отношение к детям, соответственно, «реджекторская»
(надпись «метро Денвера, кроме шуток (без детей)»
(Игра слов, «кроме шуток» и «без детей» можно
выразить одними и теми же словами)
Авторы недавних аналитических работ3
выделили еще две категории тех, кто в конце концов оказывается
бездетным по своей воле, – это:
- «постоянные откладыватели» (с юности или с начала брака/партнерства
применяют контрацепцию, но изначально не отказываются от идеи
ребенка, однако их временное «потом» плавно переходит в постоянное
«никогда», когда они уже более не хотят или не могут – или и то,
и другое – иметь детей), а также
- «волнообразные отказники» (у них бывают периоды, когда они
хотят детей, иногда очень хотят, но другие соображения и стремления
все же «перевешивают», и детей они в результате не имеют по собственному
решению).
1 Veevers, J. E.
Childless by choice. Toronto, Butterworth, 1980.
2 Gillespie, R. Childfree
and feminine: Understanding the gender identity of voluntarily childless
women. Gender and Society 17(1), 2003: 122-136.
3 Kneale, D. and H.
Joshi. Postponement and childlessness: Evidence from two British
cohorts. Demographic Research 19, 2008: 1935-1964; Morell, C. Saying
No: Women's Experiences with Reproductive Refusal. Feminism and
Psychology 10(3), 2000: 313-322.
|