|
Здоровье населения и здравоохранение
(Часть раздела "Социальные услуги: здравоохранение,
образование, жилищно-коммунальное хозяйство". Опубликовано
в Социальном атласе российских регионов (Руководитель проекта -
Н.В. Зубаревич) на сайте Независимого института социальной политики.
Адрес: http://atlas.socpol.ru/overviews/social_sphere/index.shtml)
Состояние здоровья. Из множества показателей
заболеваемости ни один не дает целостного представления о состоянии
здоровья населения. Для решения этой проблемы в международных сопоставлениях
используют два взаимодополняющих подхода. Первый - оценка состояния
здоровья через демографические показатели долголетия и ранней смертности
детей, синтезирующие многие аспекты качества жизни (здоровья, образа
жизни, доходов населения и условий жизни). Второй - использование
показателей распространенности социально-обусловленных заболеваний,
в том числе туберкулеза и ВИЧ/СПИДа.
Уровень младенческой смертности сокращается с
середины 1990-х гг., его динамика наиболее устойчива и позитивна
на фоне всех других социально-демографических индикаторов (рис.
1). Мультипликативный эффект дали два фактора – модернизация прокреативного
поведения и распространение современных методов планирования семьи
с 1990-х гг., а затем и увеличение инвестиций государства в здравоохранение
в период экономического роста 2000-х годов. Значительно выросло
число регионов с низким уровнем младенческой смертности: если в
среднем за 2000-2002 гг. (данные за год в региональном разрезе нестабильны,
поэтому сравниваются средние показатели за три года) в России вообще
не было регионов с показателем младенческой смертности 8 и менее
на тысячу родившихся живыми, то в среднем за 2006-2008 годы такие
показатели имел каждый пятый регион страны. Наиболее низкими показателями
устойчиво выделяются Санкт-Петербург (менее 5 на тысячу родившихся
живыми), Ханты-Мансийский АО и Белгородская область (6-6,5). В регионах-лидерах,
как и в других регионах с низкими показателями, созданы современные
перинатальные центры, выше душевые расходы на здравоохранение и
территориальная доступность медицинских учреждений. В Москве уровень
младенческой смертности выше (7), хотя она обладает всеми вышеперечисленными
преимуществами в максимальной степени. Негативное воздействие оказывают
неблагополучная экологическая среда в сочетании с повышенными стрессами
проживания в огромном городе, а также концентрация мигрантов с низкими
доходами и нерешенными жилищными проблемами. Очевидно, что эти проблемы
не решаются инвестициями в здравоохранение. В течение многих лет
младенческая смертность максимальна в слаборазвитых республиках
Северного Кавказа и юга Сибири (Ингушетия – 22 в среднем за 2006-2008
гг., Чечня – 17, Дагестан, Тыва и Алтай – 14-15), выше она и регионах
со значительной долей коренных малочисленных народов Севера (Чукотский
и Ненецкий автономные округа – 14-17). В целом проблемы младенческой
смертности сильнее выражены в удаленных и слабозаселенных регионах
с худшей доступностью медицинских услуг: из 15 регионов с худшими
показателями 11 расположены на востоке и Крайнем Севере.
За 2000-е гг. наибольшего прогресса в снижении младенческой
смертности достигли далеко не самые благополучные регионы – Калининградская,
Ивановская, Читинская и Тамбовская области, республика Карачаево-Черкесия,
в них младенческая смертность снизилась вдвое на фоне общероссийского
снижения на треть (средние показатели 2006-2008 гг. к средним показателям
2000-2002 гг.). Регионы с незначительным сокращением младенческой
смертности еще более разнородны, среди них и слаборазвитые республики
(Дагестан, Калмыкия, Северная Осетия – снижение на 15-20%), и "богатый"
Ямало-Ненецкий автономный округ (на 16%), и восточные регионы с
сильным миграционным оттоком (Магаданская область – на 7%). Каждый
из этих регионов имеет свой «букет» проблем, препятствующих сокращению
младенческой смертности: маргинализация населения, в том числе малочисленных
народов Севера, низкие доходы и высокий уровень бедности, немодернизированный
образ жизни и др. Решение этих проблем выходит за рамки возможностей
системы здравоохранения, для дальнейшего сокращения младенческой
смертности в регионах России требуется координация усилий всех социальных
институтов.
Рисунок 1. Распределение регионов
по уровню младенческой смертности
Позитивная динамика смертности детей до 5 лет
за 1994-2008 гг. более тесно связана с увеличением социальных расходов
государства и улучшением профилактики, вакцинации детей. Однако
разная доступность и качество медицинского обслуживания в городах
и сельской местности приводят к тому, что коэффициент смертности
сельских детей в возрастах 1-4 года вдвое выше, чем городских. Как
следствие, в слабоурбанизированных регионах и слабых национальных
субъектах Азиатской части страны детская смертность в 2-3 раза превышает
показатели федеральных городов.
Еще одной позитивной тенденцией стало почти двукратное
сокращение материнской смертности со второй половины 1990-х гг.
(с 50 на 100 тыс. родившихся живыми в 1997 г. до 22 в 2007 г.).
Несмотря на все социальные проблемы, Россия имеет гораздо более
низкий уровень материнской смертности, чем в конце советского периода
(47 в 1990 г.), хотя частично это связано с сокращением рождаемости.
Средние значения скрывают региональную дифференциацию, оценить которую
непросто из-за сильных колебаний показателя по годам. Однако есть
наиболее проблемные зоны с уcтойчиво высокими показателями: Дальний
Восток, особенно его северная часть с экстремальными природно-климатическими
условиями и слаборазвитой социальной инфраструктурой, и Сибирь,
в первую очередь наименее развитые республики. В 2003 г. уровень
материнской смертности в самых проблемных регионах в 4 раза превышал
средний по России (130 на 100 тыс. рождений в республике Тыва и
Еврейской АО). Регионы Европейской части имеют более низкие показатели
по объективным причинам: в них лучше природно-климатические условия,
выше плотность населения и городов, что повышает доступность лечебных
учреждений. Однако обеспеченность медицинской помощью недостаточна
для снижения материнской смертности. В Москве, несмотря на высокий
уровень развития здравоохранения, материнская смертность немногим
ниже средней по стране из-за ухудшения здоровья женщин под воздействием
загрязнения, психологических нагрузок и стрессов. Более подробные
данные о материнской смертности по федеральным округам и регионам
см.: http://demoscope.ru/weekly/2003/0123/analit03.php
Гораздо труднее решается проблема низкой ожидаемой
продолжительности жизни, которая обусловлена высокой смертностью
мужчин трудоспособного возраста. В период экономического подъема
ожидаемая продолжительность жизни снижалась или стагнировала, и
только с середины 2000-х гг. начала расти (рис. 2). К регионам с
максимальной ожидаемой продолжительностью жизни относятся республики
Северного Кавказа (71-74 года в 2008 г.), это следствие стабильных
преимуществ в виде благоприятного климата и незначительного распространения
алкоголизма. Однако следует принимать во внимание и неполный учет
младенческой смертности, особенно в Ингушетии, Чечне и Дагестане,
что завышает значения показателя ожидаемой продолжительности жизни
в республиках. В группу лидеров входит и Москва (72,8 года), преимуществами
которой являются самый высокий уровень жизни в стране и развитая
система здравоохранения. Эти преимущества дополняются переходом
к более здоровому образу жизни высокообразованного населения столицы.
К лидерам близки и другие регионы с более высокими доходами населения
(Санкт-Петербург и нефтегазодобывающие автономные округа Тюменской
области), а также регионы, сочетающие преимущества благоприятного
климата с низкой стоимостью жизни, повышенными или средними доходами
населения (республика Татарстан, Белгородская область, Ставропольский
и Краснодарский края). В них ожидаемая продолжительность жизни достигает
69-70 лет. Но не стоит забывать, что эти показатели на 7-9 лет ниже,
чем в развитых странах.
Рисунок 2. Показатели ожидаемой
продолжительности жизни при рождении, отделяющие 5% лучших и 5%
худших регионов (без шести укрупненных автономных округов и Чечни)
Наиболее проблемные регионы расположены на востоке и
на Крайнем Севере (Чукотский АО, республика Тыва – 60 лет). В них
наиболее остры проблемы долголетия титульных народов. Например,
в Ненецком АО ненцы составляют 20% населения и проживают в основном
в сельской местности, при этом ожидаемая продолжительность сельских
мужчин составляет только 52 года. Низко долголетие сельских мужчин
и в Тыве (53 года), а минимален показатель для сельской местности
Магаданской области и Чукотки (50-51 года), где основное население
- коренные малочисленные народы Севера, как и в Ненецком АО.
В восточных регионах с преимущественно русским населением
показатели ожидаемой продолжительности жизни ненамного выше (Забайкальский
край, Амурская и Магаданская области – 63-64 года для всего населения),
столь же проблемны и области Нечерноземья в Европейской части страны
(Псковская, Новгородская, Тверская, Смоленская области). Эти регионы
отличаются сильной деградацией социальной среды и широким распространением
алкоголизма. Например, в Псковской, Новгородской, Смоленской, Владимирской
областях продолжительность жизни сельских мужчин составляет только
53-54 года, как и в Тыве. Это следствие депрессивности российского
села и маргинализации сельского населения.
До середины 2000-х годов тренды двух полярных групп
расходились, показатели ожидаемой продолжительности жизни отражали
одновременно две тенденции – модернизацию образа жизни в более развитых
регионах и его маргинализацию в депрессивных регионах с деградирующей
социальной средой. Однако в последние годы именно в худших регионах
отмечался более значительный рост долголетия благодаря улучшению
финансирования здравоохранения, в том числе в рамках национального
проекта "Здоровье". Но вряд ли этот позитивный эффект
будет длительным в условиях нового экономического кризиса и сокращения
расходов бюджетов всех уровней. В развитых регионах с более высокими
показателями ожидаемой продолжительности жизни их улучшение за последние
годы было более медленным, т.к. рост финансирования здравоохранения
был недостаточным для развития высокотехнологичной помощи и других
дорогостоящих компонентов современной медицины, необходимых для
повышения долголетия до уровня развитых стран.
По сравнению с показателями младенческой и материнской
смертности, имеющими позитивную динамику, уровень заболеваемости
социальными болезнями продолжает расти. Эти болезни - индикатор
социального неблагополучия, низкого уровня жизни и слабого санитарно-эпидемиологического
контроля в регионах. Как и в советское время, уровень заболеваемости
активным туберкулезом увеличивается с запад на восток, достигая
максимума в Сибири и на Дальнем Востоке, где условия жизни населения
значительно хуже и наиболее велика концентрация пенитенциарных учреждений,
на которые приходится 1/5 выявленных заболеваний в стране. Наиболее
опасна ситуация в республике Тыва, где заболеваемость достигает
240 человек на 100 тыс. населения из-за преобладания бедного населения
и деградации системы профилактики туберкулеза. Неблагополучны также
показатели юга Дальнего Востока, шахтерской Кемеровской области
и граничащих с Казахстаном регионов Сибири.
Карта 1. Регионы с повышенной
заболеваемостью туберкулезом и СПИДом в 2003 г.
Карта 2. Регионы с повышенной заболеваемостью туберкулезом
и СПИДом в 2008 г.)
Позитивное влияние экономического роста в течение нескольких
лет проявлялось в Европейской части страны, где проблема туберкулеза
менее остра и запущена. С 2003 г. заболеваемость по впервые выявленным
случаям начала снижаться, но во второй половине 2000-х этот тренд
прервался в регионах Центра и Приволжского федерального округа (рис.
3). В восточных регионах сохраняется негативная динамика из-за худших
условий жизни и неблагоприятного климата. Смертность от туберкулеза
в 2000-2005 гг. продолжала расти во всех федеральных округах, за
исключением Центра. В наиболее проблемных восточных регионах (Тыва,
Еврейская АО) смертность от туберкулеза достигала 60-75 на 100 тыс.
населения. Только с 2006 г. негативную тенденцию удалось переломить
в целом по стране, но региональных данных за последние годы нет.
Рисунок 3. Уровень заболеваемости
активным туберкулезом (впервые выявленные случаи) и смертности от
туберкулеза по федеральным округам
Статистика заболеваемости алкоголизмом крайне
несовершенна, реальный уровень заболеваемости явно выше зарегистрированных
122 случаев на 100 тыс. населения в 2008 г. Эта болезнь давно стала
индикатором социального неблагополучия, она особенно распространена
на Крайнем Севере и востоке (в большинстве автономных округов, включая
"богатые" нефтегазодобывающие, в Якутии, на Сахалине и
Камчатке), в депрессивном Коми-Пермяцком АО (его включение в состав
Пермского края вряд ли что-то изменило). В федеральных городах и
на Северном Кавказе заболеваемость почти в два раза ниже средней
под влиянием разных "предохранительных клапанов" - более
рационального отношения к своему здоровью или традиционного образа
жизни.
Российское здравоохранение оказалось не готовым к росту
численности инфицированных ВИЧ/СПИД, принявшему характер
эпидемии. В середине 1990-х годов очаги локализовались в приграничной
Калининградской области и на Черноморском побережье Краснодарского
края. С конца 1990-х началось стремительное распространение ВИЧ-инфекции
по территории страны, максимальный рост имели федеральные города,
нефтегазодобывающие и другие экспортные регионы и города Поволжья,
Урала и Сибири с более высокими доходами населения, а затем и прилегающие
к ним области. Наиболее высокие показатели инфицированности ВИЧ
имеют Самарская, Иркутская, Ленининградская и Свердловская области
(рис. 4). В Тольятти уже в 2002 г. было инфицировано до 1% населения.
СПИД стал болезнью молодежи более «богатых» территорий из-за роста
наркомании, и хотя с середины 2000-х гг. темпы роста численности
инфицированных несколько снизились, особенно в Москве, противодействовать
его распространению чисто медицинскими или карательными мерами сложно.
Борьба с распространением ВИЧ/СПИД, как и с мужской сверхсмертностью,
требует позитивных изменений образа жизни населения, а такие долгосрочные
задачи пока решаются с трудом.
Рисунок 4. Число официально
зарегистрированных случаев ВИЧ-инфекции в расчете на 100 тыс. населения
в регионах РФ за период с 1987 г. по июнь 2009 г. (по данным Федерального
научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом)
Здравоохранение. Стандартные статистические показатели
- обеспеченность медицинскими работниками, больничными койками и
посещаемость поликлиник - дают весьма приблизительное представление
о доступности медицинских услуг в регионах. Обеспеченность врачами
зависит не только от уровня развития, но также от системы расселения
и демографической ситуации, поэтому различия по субъектам РФ достигают
3,5 раз. Показатели Москвы и С.-Петербурга в 1,6 раза выше средних
по стране (79-84 врачей на 10 тыс. населения), а некоторых слаборазвитых
республик и ныне исчезнувших округов – в 1,6-2 раза ниже (Ингушетия,
Чечня, бывшие Коми-Пермяцкий и два Бурятских автономных округа -
23-30). Более урбанизированные северные регионы, как правило, отличаются
более высокой обеспеченностью, чем южные, особенно это заметно на
Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке. В большинстве "постаревших"
областей Европейского Центра и Северо-Запада показатели хуже из-за
сокращения сети учреждений и врачебных ставок в депопулирующих малых
городах и деревнях. Региональные различия в обеспеченности средним
медицинским персоналом несущественны, за исключением Ингушетии,
как и в мощности поликлинических учреждений, ее дефицитом
отличаются только отдельные слаборазвитые субъекты РФ (Ингушетия,
Дагестан и Коми-Пермяцкий АО). Обычно в более экономически слабых
регионах обеспеченность средним медперсоналом выше, поскольку востребованы
даже скромно оплачиваемые рабочие места в бюджетной сфере и вакансии
не пустуют. Обеспеченность коечным фондом в основном зависит
от сложившейся системы расселения и поэтому максимальна в регионах
Нечерноземья с густой сетью небольших сельских поселений и маленьких
участковых больниц, а также в регионах со значительным миграционным
оттоком из-за инерционного сохранения коечного фонда. Получается,
что попасть к врачу легче в крупном городе, сестринский уход формально
доступен почти везде, а долго лежать можно в сельской больнице Нечерноземья,
но ради чего?
Финансирование здравоохранения в регионах осуществляется
из двух источников - консолидированных региональных бюджетов и территориальных
фондов обязательного медицинского страхования (ТФОМС). В 2003 г.
средняя доля расходов ТФОМС в общем объеме расходов на здравоохранение
составила 44%, в 2008 г. – 38%. За счет средств ТФОМС несколько
выравниваются межрегиональные различия в уровне финансирования здравоохранения
на душу населения. Если по душевым бюджетным расходам на здравоохранение
в 2003 г. регионы с максимальным и минимальным значением различались
в 8,3 раза (с учетом уровня цен), по расходам ТФОМС - в 6,9 раза,
то по общей сумме расходов на здравоохранение – также в 6,9 раза.
Подобный выравнивающий эффект расходов ТФОМС является скорее случайным,
так как методика распределения финансовой помощи регионам из федерального
бюджета никак не увязывается со страховым финансированием ТФОМС.
Сопоставление расходов на здравоохранение и показателей
состояния здоровья населения регионов РФ позволяет утверждать, что
явной связи между ними нет. Во-первых, значительная часть финансирования
идет на содержание инфраструктуры отрасли (коммунальные платежи,
обслуживание сети учреждений и др.) и заработную плату занятых.
Во-вторых, даже четырехкратный рост объемов душевого финансирования
здравоохранения из бюджетов регионов (в среднем по РФ - с 1,4 тыс.
руб на человека в 2003 г. до 5,6 тыс. руб. в 2008 г. без учета расходов
на физическую культуру; с добавкой средств территориальных фондов
обязательного медицинского страхования - с 2,4 до 8,9 тыс. руб.)
не позволяет назвать эти расходы высокими. Это одна из главных причин,
препятствующих заметному улучшению состояния здоровья населения,
наряду с низкой эффективностью этих расходов. В результате региональные
различия в состоянии здоровья населения формируются под преобладающим
воздействием естественных факторов - природно-климатических и образа
жизни.
Более подробная информация об организации финансирования
и управления здравоохранением в регионах России содержится в специальной
базе
данных, размещенной на сайте НИСП.
|