Rambler's Top100

№ 415 - 416
22 марта - 4 апреля 2010

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Глазами аналитиков 

Памирские трудовые мигранты в России

Миграционные тренды и тенденции в постсоветском Азербайджане

Узбекистан в системе международных миграций

Казахстан в Центральноазиатской миграционной субсистеме

Миграционная политика киргизского правительства: противостояние или приспособление к сильным человеческим течениям?

Таджики в московском социуме

Обзор демографической ситуации в Кыргызской Республике за 2002-2006 годы

Феномен демографической глобализации

Архив раздела Глазами аналитиков


Google
Web demoscope.ru

Таджики в московском социуме

Иванова Т.Д.1
(Полностью опубликовано в книге: Иммигранты в Москве / Институт Кеннана; Под ред. Ж.А. Зайончковской. -М.: "Три квадрата", 2009. с. 176-208)

За последние несколько лет Российская Федерация стала главной страной притяжения трудовых мигрантов из Таджикистана, преимущественно таджиков. Начало этому процессу положили беженцы, которые в годы гражданской войны, разразившейся в Таджикистане в 1992-1993 гг., в поисках убежища выехали в Россию и другие страны СНГ. За годы нахождения в России многие из них обустроились, нашли свои ниши на рынке труда – в сельском хозяйстве, строительстве, коммунальном хозяйстве, на транспорте, в торговле и др. Устроившиеся беженцы стимулировали приезд новых трудовых мигрантов. Внешняя трудовая миграция - качественно новый тип миграции для Таджикистана. Для России трудовая миграция из Таджикистана тоже относительно новый миграционный поток. С 1995 г. начался резкий рост этой миграции, пик роста пришелся на 1999 г.

Существуют разные оценки масштабов трудовой миграции  из Таджикистана. Большинство экспертов оценивают ее в пределах от 600 тысяч до 1,5 миллионов человек. Есть эксперты, которые поднимают планку еще выше – до 1,5-2 миллионов человек2. Однако даже величина, равная 1,5 млн. человек, не говоря уже о двух миллионах, явно преувеличена и не соответствует демографическому потенциалу страны. Население Таджикистана в начале 2007 г. насчитывало 7,1 млн. человек, в том числе 1,1 млн. мужчин и 1,2 млн. женщин в возрастах от 20 до 45 лет, на которые приходится подавляющая часть трудовых мигрантов. Кроме того, надо учесть, что мигранты из Таджикистана в основном мужчины. На фоне сказанного оценка в 600 тыс. человек выглядит более убедительной, а предельно высокое количество таджикских трудовых мигрантов едва ли может превысить 1 млн. человек. В России работает 84% всех трудовых мигрантов из Таджикистана. По имеющимся оценкам, в период с января 2000 г. по январь 2003 г. в России работали 530 тысяч таджикских мигрантов3. По оценкам экспертов, которые были получены в рамках данного проекта, в России в 2007 г. жило и работало 450-500 тысяч граждан Таджикистана, из них в Москве – 70-100 тысяч человек, есть оценка - 200 тысяч человек. Заметим, что общий объем трудовой миграции очень сложно определить, так как большинство таджиков работает на условиях устной договоренности и не подлежит официальному учету.

По данным ФМС, в 2005 г. в России официально работало 52,6 тыс. человек из Таджикистана, из них почти 17% работали в Москве и еще 10% в Московской области, в 2006 – 98,7, в 2007 – 249,1 тыс. человек4.

Иммиграция трудовых мигрантов из Таджикистана вносит весомый вклад в экономическое развитие, изменение этнического состава, рост культурного разнообразия столицы. Кроме того, в условиях  резкого сокращения трудоспособного населения актуализируется не только проблема привлечения мигрантов, но и их интеграция в принимающее сообщество. Последствия подобных изменений неоднозначны, что требует особого рассмотрения.

Основная задача нашего исследования состояла в анализе трудовой деятельности, процесса адаптации и оценке интеграционного потенциала мигрантов из Таджикистана, проживающих в Москве.

Адаптация рассматривается через анализ таких характеристик образа жизни, как: материальное положение и жилищные условия; статус и социальное положение; расселение и перспективы пребывания в Москве; социокультурное взаимодействие мигрантов и принимающего сообщества.

Интеграционный потенциал понимается здесь как наличие мотивационных установок на получение российского гражданства и на постоянное проживание в Москве. Он оценивается по степени дискриминации из-за национальной принадлежности, ранговым порядкам идентичностей, самооидентификации таджиков – иммигрантов, ориентированных на интеграцию/отъезд, в сочетании с возрастом, уровнем образования, возрасту, длительности проживания5.

Анализ проводился на базе опроса мигрантов-таджиков. Было опрошено 50 человек, из них основную часть составили мужчины (64%), более половины в возрасте 20-29 лет, в основном холостые и незамужние (56%), подавляющая часть с высшим/незаконченным высшим образованием (72%), свободно владеющие русским языком (90%), большинство - выходцы из городской местности (70%). Как видим, мы опросили активную и образованную часть таджикских мигрантов.

Другим источником информации были глубинные фокусированные интервью с экспертами, в качестве которых выступали государственные чиновники, ученые, представители общественных организаций.

ЖИЗНЬ В МОСКВЕ

Почему Москва?

Таджиков заставляет искать работу в другой стане безработица и чрезвычайно низкий уровень жизни дома. Валовой внутренний продукт на душу населения в Таджикистане самый низкий среди стран СНГ и в 12,5 раза меньше, чем в России(1260 против 15760 долл. США в 2005 г.)6, а средняя заработная плата равна всего 70$. Каждый третий из проинтервьюированных таджиков приехал в Россию из-за того, что не мог найти дома работу или там «мало платили».

Основная причина трудовой миграции - высокий уровень бедности населения. Для семьи, которая испытывает нужду во всем, включая угрозу голода, миграция трудоспособных членов на заработки в другие страны остается единственным выходом из ситуации7. В Москву таджиков привлекает желание заработать, «чтобы материально помочь своим родителям, детям, внукам»; каждый пятый хотел заработать деньги на хорошую квартиру, на дом, автомобиль. Кроме того, таджики часто зарабатывают на свадьбу. Свадьба у таджиков – длительный ритуал, продолжающийся целую неделю, так что денег нужно много.

«Подавляющее большинство таджиков приезжает в Москву с трудовыми целями, в основном с целью заработка», в унисон с мигрантами отмечали эксперты.

Второй по значению причиной (для 36% опрошенных таджиков) является желание обеспечить себе образовательный или профессиональный рост. Эти мигранты хотели бы в Москве получить высшее образование, защитить диссертацию, овладеть хорошей специальностью. Реализовать свои планы удалось каждому четвертому таджику, приехавшему в Москву с этой целью. Кроме того, каждый пятый хотел себя почувствовать «свободным и самостоятельным».

Выбор Москвы для большинства был обусловлен родственными, дружескими и земляческими связями (38%), другие считали, что в Москве легче найти работу и заработать (28%), тогда как каждый четвертый давно мечтал пожить в Москве, ощутить дух свободы, самостоятельности и независимости.

По опросам таджикских исследователей, проведенным на родине мигрантов, в Москву отправляется почти четверть трудовых мигрантов из Республики, так как здесь они легче находят работу, как в формальном, так и неформальном секторе экономики и имеют возможность зарабатывать больше, чем в других регионах России8.

«В Москве выше заработки, легче найти работу, так как здесь более емкий рынок труда, велика сфера приложения труда, много вакансий на не престижные для москвичей работы. О возможностях найти работу в Москве и хорошо здесь заработать таджики чаще всего узнают от своих родственников, друзей, знакомых, у которых уже есть такой опыт. Кроме того, «Москва дает им надежды реализовать свои желания, открыть для себя мир. Особенно большой импульс она дает для развития молодежи».

Основная часть таджиков приезжают в Москву напрямую из Таджикистана, поездом (92%), единицы прибыли, после того как  пожили и поработали в других местах (например, в Екатеринбурге, Брянске или в Киргизии).

Среди опрошенных таджиков есть «новички», которые живут в Москве менее года (18%), но каждый пятый респондент прожил здесь от 1 до 3-х лет, столько же - от 3-х  до 5 лет, а каждый четвертый - от 5-ти до 10-ти лет, остальные – 10 лет и более. Дальше нами будет прослежено влияние длительности проживания на интеграционный потенциал таджиков.

«В Москву таджики приезжают чаще всего с родственниками, друзьями, знакомыми, очень редко в составе полной семьи и менее распространенный вариант -  в одиночку, если знают, к какой группе примкнуть».

Основная часть таджиков проживает в Москве в составе семьи или с другими родственниками (64%): варианты самые разные: «со мной здесь проживает брат/сестра и другие родственники» (34%); «живу с мужем/женой, детьми, родителями, братьями/сестрами и другими родственниками» (30%). Более трети опрошенных таджиков проживают в Москве без членов своей семьи или других родственников. Особенно много мужчин, которые проживают одни (47%).

Статус

Все опрошенные таджики официально оформили свое пребывание в Москве. Незначительная часть из них имела российское гражданство (16%) немногие - вид на жительство (6%), большинство были зарегистрированы по месту жительства (44%), а каждый третий встал на миграционный учет, из них 14% встали на миграционный учет и оформили разрешение на работу. Получить  разрешение на работу до введения нового миграционного законодательства было гораздо труднее. Так, из тех, кто встал на миграционный учет, имели такое разрешение только 40%.

Эксперты считают, что «В последнее время (после введения новой миграционной практики – Т.И.) наметились позитивные тенденции и в регистрации и в получении разрешения на работу. Новые  правила снимают многие административные барьеры, которые препятствовали легально пребывать и трудиться в России. Они   позволят иммигрантам войти в правовое поле и выйти из черной дыры на свет», но при этом эксперты отмечают, что «Уже в самом начале реализации этих правил появились «удавки» в лице посреднических организаций, которые незаконно обирают иммигрантов и выдают им фиктивные разрешения на работу».

Социальное положение

По данным ФМС, на российском рынке труда основная часть  официально нанятых трудовых мигрантов из Таджикистана в 2007 г. была сосредоточена в строительстве (41,8%), 14,2% в оптовой и розничной торговле, ремонте автотранспортных средств, бытовых изделий, почти каждый десятый работал в жилищном коммунальном хозяйстве и немногим меньше – в обрабатывающих производствах. Небольшая часть была занята на транспорте и связи (6,2%), еще меньшая в сельском хозяйстве (3,6%), остальные были задействованы в других видах экономической деятельности (14,6%).

Среди опрошенных нами таджиков присутствуют представители самых разных видов деятельности. В Москве сохранилась столь же пестрая картина распределения таджиков по их роду деятельности, но с явным понижением их социального статуса: в 1,5 раза сократилась доля занятых в сфере образования, науки, здравоохранения, культуры; но в 3 раза увеличилась доля строителей, продавцов, разнорабочих, грузчиков, охранников; значительно уменьшилась доля студентов и аспирантов (табл. 1). Только единицам удалось организовать в Москве собственный бизнес. Это сумели сделать 4 человека из 50. Два из них бывшие преподаватели вузов, один музыкант и один выпускник вуза.

Таблица 1. Социальный статус таджиков на родине и в Москве (в % к общему количеству опрошенных)

Социальный статус

На родине

В Москве

Ученые, врачи, преподаватели, учителя, ИТР, журналисты и др.

24

16

Строители, продавцы, разнорабочие грузчики, охранники и др.

18

54

Студенты, аспиранты

36

16

Безработные

12

-

Имеют собственный бизнес

-

8.0

Другое

10

6

Всего

100,0

100,0

В Москве в группе строителей, продавцов, разнорабочих и др.  неквалифицированных работников, оказались 7 выпускников и студентов вузов, 3 учителя школы, то есть более половины нового пополнения данной группы. Мигранты с высшим образованием и профессионалы оказались в той же группе, что и выпускники школ (2 человека) и безработные (6 человек). Как отмечают СМИ, в Москве таджики чаще всего работают дворниками, уборщиками, строителями, сторожами, охранниками. Среди московских дворников – таджиков есть кандидаты наук, учителя, музыканты, журналисты9. О том же свидетельствуют и данные таджикских исследователей10.

Большинство таджиков работает в Москве на условиях устной договоренности без официального оформления (40%) и почти столько же по найму по договору на временной или постоянной основе (38%), из них 22% на временной и 16% на постоянной основе. Эксперты же считают, что теневая занятость таджиков распространена гораздо больше. «Подавляющая часть таджиков работает в Москве на условиях устной договоренности (85%) - это незаконная, теневая занятость, «черный нал», примерно 5-6% имеет трудовые договора с работодателями. Работодатели, как правило, не очень охотно заключают с ними договора, так как это влечет за собой выполнение определенных трудовых и социальных обязательств».

По данным исследования Международной Организации по Миграции (МОМ) в Таджикистане, в общем потоке трудовой миграции  из республики выделяются миграиз республикинты, работающие на выезде на постоянной основе на государственных или частных фирмах. Так зарабатывают 22,2% трудовых мигрантов из Таджикистана11. Этот показатель, примерно, соответствует данным нашего опроса.

Материальное положение

Около половины таджиков оценили свое материальное положение в Москве как среднее (46%), каждый пятый как очень хорошее/ хорошее и такая же часть отметили, что живут бедно и очень бедно. По данным мониторинга Левада-Центра, общий тон ответов россиян на подобные вопросы более пессимистичен: как очень хорошее/хорошее свое материальное положение оценил только каждый десятый и, напротив, каждый третий считал его плохим/очень плохим12.

Каждый третий респондент свой заработок не указал. Среди тех, кто указал, средний месячный заработок за последние полгода у 41% таджиков составил от 10-ти до 15-ти тысяч рублей, у четверти - более 15 тысяч рублей, еще у четверти - от 5-ти до 10-тысяч рублей и почти у  каждого десятого он был ниже прожиточного минимума. Если учесть тот факт, что многие таджики часть заработанных денег отправляют на родину (44% опрошенных), чтобы поддержать своих родственников, то у них остается не так много и по московским меркам они живут  очень скромно и даже бедно.

Из интервью: «В Москве работаю дворником у меня четыре участка, получаю 12 тыс. рублей. С земляками арендуем квартиру, в которой проживает 12 человек. За жилье плачу 2 тыс. рублей, на еду сбрасываемся по 1 тыс. рублей и столько же еще оставляю на сигареты, штрафы и другие мелкие расходы. В месяц на себя трачу 4 тыс. рублей, а  $300 высылаю своей семье – у меня жена и четверо детей.  Примерно так живет большинство таджиков, которые приехали в Москву на заработки». Глава «Народной лиги «Таджики» Каромат Шарипов считает, что таджикам – дворникам в Москве ежегодно «забывают» заплатить 14 миллионов рублей13.

А вот еще одно интервью: «Мне на складе платили 9000 рублей в месяц. По московским меркам – это немного. За жилье платил 3000 руб., транспортные расходы – 1000 руб., на питание уходило 1500 руб., еще 1000 руб. Оставлял на сигареты и другие мелкие расходы. Остальные деньги платил милиции, когда проверяли документы. Потом мой родственник устроил меня на стройку, где мне очень хорошо платили. Жизнь наладилась, и я смог ежемесячно отправлять домой по $300».

Как отмечает в своих исследованиях С. Олимова, опрашивающая таджиков, работавших в России, дома (в Таджикистане), уровень их доходов очень различается: есть небольшая группа, которые нашли высокооплачиваемую работу, большая же часть имеет довольно скромный материальный достаток14.

Трудности жизни в Москве

Жилищные условия. Очень остра у таджиков жилищная проблема. Более половины  опрошенных снимали жилье вместе со своими земляками. Около 20% жили в общежитиях или прямо на объекте, где работали. Обычно это тесные и грязные помещения. Среди таджиков есть и собственники квартир и комнат, но таких немного (14%), столько же арендовали отдельное жилье (квартиру или комнату). Но все это могут себе позволить те, кто получил российское гражданство или вид на жительство. То, что жилищные условия редко бывают нормальными, отмечает также С. Олимова. По ее данным, 40,4% наемных работников в России снимали комнату или квартиру, в которой жили по несколько человек; 36,6% жили у работодателя; 6,9% - у родственников/знакомых; 3,5% снимали койку и столько же жили у своей российской подруги.  Еще хуже условия у строителей, которые редко снимают квартиру, чаще несколько человек арендуют комнату за небольшую плату у малоимущих хозяев (пенсионеров, спившихся людей), но чаще всего с разрешения работодателя живут либо вблизи стройки, либо на ее территории. Это может быть подвал, вагончик, сарай, дом, то есть помещения, часто не приспособленные для проживания15. Условия, в которых живут таджики – дворники в Москве, еще ужаснее, чем их работа. Таджики – дворники живут в подвалах, за место платят 500 рублей. В одном подвале могут проживать до 50 человек16.

Жизнь в Москве для таджиков оказалась весьма трудной. В иерархии проблем, с которыми они столкнулись здесь, лидирующую позицию занимает произвол милиции (68%). Это же подтверждает и С. Олимова17. Другой по значимости проблемой почти для  половины таджиков было получение регистрации по месту жительства. Третью позицию занимает поиск подходящей работы (42%). Особенно трудно найти работу женщинам. С этим столкнулись половина опрошенных таджичек. Каждый третий столкнулся с недоброжелательным отношением местных властей. Каждый пятый отметил трудности, связанные с непривычной для них обстановкой, чужими порядками и столько же имели проблемы с определением правового статуса. Как правило, мужчины чаще сталкивались с трудностями пребывания в Москве, чем женщины (табл. 2). И лишь единицы опрошенных таджиков не пожаловались на трудности.

Таблица 2. Проблемы, с которыми таджики-мигранты сталкиваются в Москве, (в % к общему количеству опрошенных)

Проблемы

Мужчины

Женщины

Всего

Получение российского гражданства, вида на жительство, статуса беженца

21,9

22,2

22

Получение регистрации по месту жительства

46,9

44,4

46

Поиск подходящей работы

37,5

50,0

42

Недоброжелательное отношение москвичей

15,6

11,1

14

Недоброжелательное отношение местных властей

40,6

16,7

32

Непривычная обстановка, чужие порядки, все чужое

25,0

16,7

22

Оторвались от родных, друзей

18,7

11,1

16

Произвол милиции

71,9

61,1

68

Эксперты же считают, что «Основная и главная проблема у таджиков их незаконное проживание в Москве. Это влечет за собой массу других проблем: произвол милиции, трудно найти подходящую работу, арендовать жилье, получить качественную медицинскую помощь».

Исследование показало, что, несмотря на все трудности, с которыми таджики столкнулись в Москве, значительная часть из них достигла цели. Им удалось материально помогать родителям, детям, внукам (44%), каждый четвертый обеспечил себе (семье) хорошее питание, каждый пятый может позволить себе  хорошо одеваться (естественно, по самооценке в пределах собственных стандартов); столько же купили  желанную электро-радиотехнику. Каждый десятый купил хорошее жилье, и столько же смогли купить дорогостоящие товары (автомашину, хорошую мебель). Кроме того, у каждого третьего появилась возможность повысить качество жизни за счет получения высшего образования, защиты диссертации и обучения детей, внуков. Определенная часть таджиков смогла решить проблемы правового порядка: каждый третий получил регистрацию по месту жительства, каждый десятый - российское гражданство и столько же вид на жительство. Но есть и такие, которым не удалось решить ни одной проблемы, они обеспечивают себя (семью) только самым необходимым (12%).

На сей счет мнение экспертов более пессимистично: «Основная проблема, которую удается решить большинству таджиков - материально поддержать своих родственников в Таджикистане, меньшей части - получить профессию, образование, очень редко защитить диссертацию».

Мы попытались выяснить, что же мешает таджикам нормально жить и работать в Москве? Из данных, приведенных в таблице 3, очень хорошо видно, что основной части таджиков трудно отстаивать свои законные права (76%).  Далее идут: коррупция чиновников и милиции (72%), «не везде берут на работу» (70%), очень сложно найти подходящее жилье (66%), дороговизна столичной жизни (62%), берут только на низкооплачиваемую работу (60%). Такие же трудности как соблюдение обычаев и религиозных обрядов, обособленность людей в огромном городе, сложности привыкания к жизни в нем мешают, но не являются определяющими для большинства таджиков. Так, каждый третий респондент, по его мнению, спокойно вписался в жизнь Москвы.

Таблица 3. Распределение ответов на вопрос: «Что Вам мешает нормально жить и работать в Москве» (в % к общему количеству опрошенных)

Трудности проживания в Москве

да, мешает

и да, и нет

нет, не мешает

не знаю

Все слишком дорого

62

26

12

-

Людям моей национальности трудно отстаивать свои законные права

76

20

2

2

Трудно найти подходящее жилье

66

26

8

-

Таджиков не везде берут на работу

70

22

6

2

Людей моей национальности берут только на низкооплачиваемую работу

60

38

-

-

Слишком много криминала

52

30

12

6

Слишком часто чиновники и милиция требуют взятки

72

20

6

2

Трудно соблюдать мои обычаи и религиозные обряды

18

30

52

-

В Москве люди живут слишком обособлено

18

58

12

12

Москва огромный город, сложно привыкнуть

26

42

32

-

По мнению экспертов, таджикам нормально жить и работать в Москве мешает: «Коррупция властей, жесткие законы. Хотя в последнее время наметились позитивные сдвиги по их легализации и в получении разрешения на работу. Есть проблема ксенофобии. Кроме того, они во многом связаны с посылающим сообществом. Мешает также недостаточное знание русского языка, русской истории и культуры, отсутствие у многих профессионального образования, отсутствие миграционных инфраструктур, которые могли бы оказать им комплекс услуг по трудоустройству, обучению русскому языку, в обеспечении жильем, оказании информационно-консультационных услуг».

Расселение таджиков в Москве и их предпочтения

В интервью эксперты подчеркивали, что «в настоящее время  в Москве нет конкретных районов компактного расселения таджиков, как правило, они живут недалеко от работы».

Исследователи в этой области отмечают, что таджики тяготеют к московским окраинам, широко рассредоточиваясь по ним, что в принципе соответствует характеру их работу. Самой высокой относительной численностью таджиков выделяются восток и юг Москвы, где их доля превышает среднее значение по Москве: это микрорайоны Восточное Измайлово, Гальяново, пгт Восточный, Вешняки, а также Даниловский, Нагорный, Северное Чертаново и Западное Дегунино. На юго-западе выделяются Черемушки и Зюзино; на юго-востоке – Люблино, Печатники и пгт Некрасовка; на севере – Тимирязевский и Молжаниновский микрорайоны; на северо-западе – Куркино и Южное Тушино; на западе – Филевский парк и Тропарево-Никулино18.

Специалист по расселению О. Вендина отмечает, что в Москве совершенно отчетливо выделяются ареалы повышенной концентрации этнических меньшинств и зоны их преимущественного проживания, связанные, правда, не столько с национальными различиями, сколько с социально-профессиональными характеристиками индивидов19.

Если говорить о внутригрупповой солидарности, то только 22% опрошенных таджиков при возможности выбора хотели бы жить среди своих земляков, своей диаспоры, меньшая часть – среди местного населения (14%). Большинству же просто безразлично (64%). Эти данные говорят о больших интеграционных возможностях таджиков. Однако полной ясности в этом вопросе пока нет, о чем свидетельствуют и ответы экспертов, мнение которых по этому поводу разделилось: одни считают, что «При возможности выбора  большинство  таджиков предпочли бы жить среди родственников, своих земляков, своей диаспоры»; другие же полагают, что «При возможности выбора большинство таджиков предпочли бы жить среди местного населения. Однако  очень часто им приходится кооперироваться со своими родственниками, земляками и жить среди своей диаспоры, так как в финансовом плане это гораздо дешевле. Есть и такие таджики, которым это все равно».

Перспективы пребывания таджиков в Москве

Более половины опрошенных таджиков ориентированы на временное пребывание в Москве и рассматривают столицу как место, где они поработают несколько месяцев или год-другой, заработают денег и вернутся на родину (40%). Небольшая часть  стремится переехать в другую страну (14%). Однако около трети намерены остаться в Москве (России) навсегда и хотят получить или уже имеют российское гражданство. Часть пока не определились в своих планах (16%).

Данные разных исследований довольно сильно расходятся на этот счет. Так, по опросам В.И. Мукомеля, проведенных в Астрахани, хотели бы остаться в России 31% таджиков (что совпадает с нашими данными), а опросы в Самаре дали величину, в 2 раза бóльшую – 67%20.

Если говорить о мнениях экспертов, то они противоречивы. Одни  эксперты считают, что «Со страхом, но достаточно большая часть таджиков хотела бы остаться в Москве», другие полагают, что  эта часть «очень маленькая, так как Москва для большинства таджиков очень дорогой город. Другое дело  другие  регионы России. Конечно, перспективы пребывания таджиков в Москве есть, но пока не будет отрегулировано миграционное законодательство и правоприменительные практики они достаточно ограничены. Таджики сейчас идут по тому же пути, который раньше прошли азербайджанцы. В Москве уже есть прослойка таджиков, которая адаптировалась здесь, создала или стремится создать свой бизнес».

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПРИНИМАЮЩИМ СООБЩЕСТВОМ

Контакты

Таджики, проживающие в Москве, стремятся выстроить свои отношения с принимающим социумом. Так, регулярные контакты с москвичами (русскими) поддерживали 74% опрошенных таджиков. Большинство таджиков имеют хороших друзей, знакомых среди москвичей (68%). Кроме того, они стремятся наладить свои отношения не только с москвичами, но и мигрантами других национальностей, которые проживают в Москве; более трети опрошенных таджиков регулярно с ними контактируют. Однако все же больше всего они общаются со своими земляками (84%).

По мнению экспертов, «Большинство таджиков чаще всего общаются со своими соотечественниками, но те  таджики, которые живут в Москве сравнительно долго и хотят здесь остаться, стараются чаще общаться с москвичами. Они общаются и с мигрантами других национальностей, но в основном по работе».

Половина опрошенных таджиков положительно или спокойно относится к смешанным бракам своих детей и близких родственников с русскими (50%) и столько же ничего не имели против смешанных браков с мигрантами любой другой национальности.

Этот результат  соответствует мнению экспертов: «Таджики положительно относятся к смешанным бракам своих детей, близких родственников с русскими, а вот с мигрантами любой другой национальности более настороженно, но явного отторжения нет. Таджики не только положительно относятся, но и достаточно часто вступают в смешанные браки в Москве». Кроме того, эксперты констатировали: «Есть случаи фиктивных браков с москвичами, которые достаточно часто перерастают в нормальные браки, но сейчас в связи с изменением законодательства необходимость в фиктивных браках у них отпала».

Наряду со стремлением включиться в общения с москвичами таджики достаточно активно участвуют в культурной жизни столицы: 60% из них ходят на дискотеки, в кафе, рестораны; половина –  в кинотеатры; 42% бывают в театрах, концертных залах, а каждый третий посещает музеи, выставки.

Безусловно, это не относится ко всем мигрантам-таджикам. Не надо забывать, что проинтервьюированные нами таджики – это в какой-то мере миграционная элита – образованные горожане.

Мнения у экспертов в большей мере отражают ситуацию, относящуюся к таджикским мигрантам. «К русской культуре таджики относятся хорошо, но большинство не посещают места отдыха и развлечений, так как они на всем экономят, чтобы поддержать своих родственников в Таджикистане. Правда, молодые люди ходят на дискотеки, но только на  те, где они находятся в безопасности».

В Москве таджики поддерживают контакты со своей общиной, но эксперты высказывают озабоченность этим: «Таджикская община (землячества) помогает своим землякам советом, деньгами, но очень часто эта помощь, особенно в решении правовых  проблем, носит коммерческий характер, и руководство общин «делает деньги» на своих земляках, а это противоестественно». Поэтому «Национальные общины перестали выполнять функцию посредника между трудовыми мигрантами и московскими властями». Для этого они должны быть отделены от участия в оформлении правового статуса мигрантов.

Если говорить о сплоченности таджикской общины в Москве, то и здесь мнения экспертов разделились, одни считают, да; другие – не очень, «так как обычно во главе национальных общин, культурных центров стоят таджики, глубоко интегрированные в московское сообщество. Они дистанцируются от таджиков, которые приехали на заработки». Кроме того, эксперты подвергают сомнению правомерность организации этнических общин по земляческому принципу, который способствует не столько сплочению, сколько дезинтеграции. В качестве альтернативы выдвигается общенациональный принцип. «В Москве 12 крупных национальных объединений, которые организованы по принципу землячеств и земляческой сплоченности, а вот для других регионов России характерен общенациональный принцип организации таджикской диаспоры».

Таджики, проживающие в Москве, не теряют связь со своей родиной, поддерживают контакты со своими членами семьи, родственниками, которые остались в Таджикистане. Правда, основное средство общения –  телефонные переговоры (100%), и лишь каждый пятый раз в году проводил свой отпуск на родине, столько же изредка навещали своих родственников. Наши данные совпадают с результатами опроса С. Олимовой: что работники из Таджикистана очень тяжело переживают разлуку с семьей, но в подавляющем большинстве они видятся с семьей редко и очень редко: 22% навещают семью  раз в год; остальные сообщили, что наиболее популярным видом связи с семьей являются телефонные звонки21.

Фобии и дискриминация

Отношение к ним принимающего сообщества таджики оценили противоречиво. Так, каждый пятый отметил, что местное население относится к ним дружелюбно, более трети оценили это отношение как безразличное, почти каждый пятый как  настороженное и столько как недружелюбное (Рис. 1). Эксперты же более жестки в оценках: «Большинство москвичей, презрительно, плохо относятся к таджикам, так как они видят в них своих конкурентов на рынке труда».

Очень негативно опрошенные таджики оценили отношение к ним московских властей (рис 1). Так, более трети отметили, что местные власти относятся к ним недружелюбно. Только единицы отметили, дружелюбное отношение со стороны местных властей, каждый пятый оценил его как настороженное и чуть меньшая часть как безразличное.


Рисунок 1. Отношение к таджикам москвичей и представителей власти, % (по мнению опрошенных)

Эксперты в своих оценках более категоричны:  «Московские власти, как правило, таджиков не замечают, так как не хотят заниматься их легализацией», а вот отношение работодателей к таджикам разное: «Есть работодатели, которые относятся к ним хорошо и видят в них добросовестных работников, а есть и такие, которые наживаются на их труде: мало платят, а довольно часто просто забывают заплатить за работу деньги».

Работодатели нередко нанимают мигрантов на работу неофициально. В 2003-2004 гг. почти 60% трудовых мигрантов из Таджикистана работали на основе устной договоренности. Очень часто трудовые мигранты в строительстве, сельском хозяйстве попадают буквально в рабство или условия, приближенные к нему. Работодатели часто отбирают у них документы, препятствуют свободе их передвижения либо сами мигранты ограничивают ее, не выходя за пределы своего места работы и проживания из-за страха перед милицией. Для таджиков характерны: очень низкая зарплата; продолжительный рабочий день (10-12 часов); отсутствие выходных и отпусков; ограничение или отсутствие социальных льгот; отсутствие охраны труда; увольнения без предупреждения; отказ от выплаты заработной платы; обман и мошенничество при найме и расчете22.

Несмотря на это, сами таджики настроены по отношению к москвичам и местной власти более дружелюбно, чем противная сторона к ним. Во всяком случае, они так ощущают.

Так, основная часть таджиков испытывает дружелюбие к москвичам (46%), чуть меньшая часть относится к ним безразлично (40%) и лишь каждый десятый настороженно. В отношении таджиков к москвичам нет негативных оценок (рис. 2).


Рисунок 2. Отношение таджиков к москвичам и представителям власти, в % к общему количеству опрошенных

«Большинство таджиков неплохо, хорошо относится к москвичам, многие считают их нормальными людьми, но есть и такие, которые к москвичам относятся настороженно и боятся их», - резюмируют эксперты.

Отношение к властным структурам не столь благостное. Более трети таджиков оценили свое отношение к местным властям как безразличное,  но каждый пятый как настороженное. Примерно равные доли заявили о своем дружелюбии и недружелюбии. Кроме того, в отношении к местным властям  появляются и негативные оценки, а также гораздо меньше позитивных оценок в отличие от их отношения к москвичам. Однако следует отметить, что таджики в 2 раза чаще оценивают свое отношение к местным властям как дружелюбное и в 2,5 раза реже как недружелюбное, по сравнению с тем, как они оценивают отношение к ним местных властей.

По мнению же экспертов, «большинство таджиков старается с местными властями не контактировать, так как боятся их. Все контакты с местными властями ведут бригадиры, которые, как правило, являются гражданами России и знают все ходы и выходы во властных коридорах», а вот «к работодателям есть определенная настороженность, так как те  их часто «кидают», т.е. не выплачивают заработок».

По результатам исследования С. Олимовой, таджикских строителей-нелегалов часто обманывают с оплатой при расчете: платят меньше, чем договорились, отдают часть продуктами или товарами, платят по заниженному курсу доллара (если договор о расчете был в долларах). Бывают случаи, когда работодатели вообще отказываются платить [2, c. 40].

Из интервью: «Работу в Москве искал три месяца. Устроился разнорабочим на стройку, обещали платить по $300 в месяц. На стройке мне и еще пятнадцати моим  землякам дали ночлег. Мы проработали 6 месяцев и за это время нам только два раза выдали зарплату, по 3000 рублей каждому. Остальные деньги обещали заплатить потом. В итоге нам не заплатили  и всех выгнали с работы. Жаловаться было некому и некуда, так как мы работали нелегально, по устной договоренности».

Предвзятое отношение принимающего сообщества из-за национальности – типичная ситуация для таджиков в Москве. Они ощущают это при оформлении каких либо документов (82%); при попытках арендовать жилье (74%); со стороны москвичей на улице, в транспорте или магазине (72%); при обращении за медицинской помощью (62%); в отношениях с соседями (60%);  в местах проведения досуга (60%); при приеме на работу (58%);  в отношениях с коллегами по работе (48%). И только единицам никогда не приходилось сталкиваться с предвзятым к себе отношением из-за их национальной принадлежности (табл. 4).

Таблица 4. «Часто ли Вам приходилось сталкиваться в Москве с предвзятым отношением к Вам из-за вашей национальной принадлежности?» (в % по строке)

Ситуации

да, часто, иногда

нет, никогда

Не знаю

При приеме на работу

58

30

12

При оказании Вам медицинской помощи

62

20

18

В отношениях с соседями

60

30

10

В отношениях с коллегами по работе

48

46

6

При попытках снять жилье

74

18

8

Со стороны москвичей на улице, в транспорте или магазине

72

26

2

При оформлении каких-либо документов

82

14

4

В местах проведения досуга

60

24

16

Более четверти опрошенных таджиков столкнулись в Москве с актами агрессии и насилия со стороны милиции. Их оскорбляли, избивали, отбирали деньги  (20%); 3 человека из 50 опрошенных  получили ножевые ранения. Как отметили эксперты, « В Москве, к большому сожалению, таджикам приходится сталкиваться с актами агрессии и насилия со стороны молодежи, скинхедов».

Об этом можно прочитать и в СМИ. Так,  в марте 2007 года совершено убийство гражданина Таджикистана на Профсоюзной улице столицы; 22 апреля был убит один гражданин Таджикистана, его труп был обнаружен недалеко от подъезда жилого дома, расположенного в проезде Березовой рощи; в воскресенье на юге Москвы в Харьковском проезде обнаружены тела двоих убитых граждан Таджикистана23. Из этой хроники следует, что убийство граждан Таджикистана стало в Москве достаточно обыденным делом. По данным миграционной службы Таджикистана, из России в Таджикистан были доставлены тела 206 граждан республики. А глава таджикской диаспоры в России Кароматулло Шарипов заявил, что в 2006 году было убито или умерло около 2 тысяч таджиков – гастарбайтеров24.

Однако эти убийства связаны не только с этнической неприязнью москвичей к таджикам, но и с конкурентной борьбой за рабочее место между самими таджиками. Например, в августе 2007 г. произошла массовая драка между строителями-таджиками, которые работали на «Москве-Сити». В результате этой драки один погиб, пятеро получили ранения25.

<…>

ИНТЕГРАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ТАДЖИКОВ

Стремление к интеграции определяется нами как желание получить российское гражданство и намерение остаться в Москве навсегда (ориентированные на интеграцию). В соответствии с этим подходом временных мигрантов, то есть тех, кто собирается немного поработать здесь и уехать либо в Таджикистан,  либо  другую страну (ориентированные на временный заработок и временное пребывание), мы рассматриваем как не стремящихся к интеграции. Между этими двумя группами обнаружились некоторые различия.

Так, уровень образования мигрантов, ориентированных на интеграцию, оказался ниже. Среди них выше доля лиц со средним и незаконченным средним образованием, чем среди ориентированных на временное пребывание (33% против 10%), ниже доля имеющих высшее и незаконченное высшее образование (55% против 79%).

Молодые (20-29 лет) чаще ориентированы на временное пребывание, тогда как мигранты постарше (30-39 лет) – на интеграцию. Ориентация на интеграцию формируется на 3-ем – 5-ом году проживания в Москве.

С предвзятым отношением из-за национальной принадлежности чаще сталкивались ориентированные на интеграцию по сравнению с ориентированными на временное пребывание: при попытках снять жилье (47% против 34%), на улице, в транспорте (47% против 28%), но реже – при приеме на работу (20% против 35%), при оформлении документов (33% против 45%), в местах проведения досуга (7% против 24%).

Ориентированные на интеграцию реже сталкиваются с трудностями в поисках работы, с соблюдением религиозных обрядов, но чаще сталкиваются с криминалом и им труднее привыкнуть к огромному городу.

Интересно, что обе группы мигрантов одинаково высоко оценивают распространенность отрицательных черт у москвичей. Правда, к пьянству, сквернословию и агрессивности москвичей таджики, ориентированные на интеграцию, более терпимы. При этом, что странно, они же более сдержаны и в оценке положительных качеств москвичей.

Ориентированные на интеграцию в московское сообщество более склонны причислять себя к россиянам, чем приехавшие в Москву на  короткий срок, что видно из приведенной ниже таблицы сравнительных ранговых позиций разных сообществ, с которыми чаще всего отождествляют себя таджики в Москве (табл. 7).

Таблица 7. Ответы на вопрос: «Мы – это прежде всего...
(Ранговые порядки идентичностей таджиков-иммигрантов в Москве)

Ранг

Ориентированные на интеграцию

Ориентированные на временное пребывание

1

Таджики

Таджики

2

Жители Таджикистана

Жители Таджикистана

3

Мусульмане

Мусульмане

4

Жители России

Среднеазиаты

5

Люди моего достатка

Люди моего достатка

6

Среднеазиаты

Жители России

7

Москвичи

Москвичи

Первые три места в списке «самоидентификаций», который условно можно назвать «Мы – это, прежде всего…»,  занимает безотносительно к дальнейшим планам (остаться навсегда или поработать и уехать) принадлежность к своей национальности, к своей родине и своей религии. У решивших остаться на жительство в Москве таджиков сразу же за этим идентификационным ядром следует принадлежность к россиянам и людям такого же достатка, а самоидентификация со среднеазиатами идет предпоследней в списке. «Иными словами, эти люди не приемлют отождествления себя «с лицами среднеазиатской национальности», столь активно навязываемого им московским сообществом и представителями власти, но они пока и не отождествляют себя с москвичами»26.

Исследователи обращают внимание, что ранговые порядки идентичностей  таджиков-иммигрантов, ориентированных на интеграцию в московское сообщество, отличаются от ранговых позиций азербайджанцев-иммигрантов, у которых вслед за индентификационным ядром  сразу же следует принадлежность к россиянам и москвичам. Во многом это обусловлено тем, что мигранты из Азербайджана раньше начали переселяться и приезжать на заработки в Россию27.

Временные трудовые мигранты, наоборот, охотно отождествляют себя «с лицами среднеазиатской национальности». Последними в их списке самоидентификаций идут «россияне» и «москвичи», с которыми они не стремятся ассоциироваться. Это характерно и для азербайджанцев, которые приехали в Москву на временное пребывание с целью заработка28.

Мигранты, ориентированные на интеграцию, как и те, кто нацелен на временное пребывание, в подавляющем большинстве, прежде всего, отождествляют себя с людьми своей национальности (табл. 8). В то же время мигранты, ориентированные на интеграцию, гораздо чаще причисляют себя к россиянам и к москвичам, чем их соотечественники, ориентированные на временное пребывание в Москве.

Таблица 8. Самоотождествление таджиков-иммигрантов Москвы, % (доля, давших положительный ответ в каждой подгруппе)

Варианты идентичностей

ориентированные на интеграцию

ориентированные на временное пребывание

Таджики

93,3

86,3

Жители Таджикистана

80,0

79,3

Мусульмане

60,0

76,0

Жители России

40,0

10,3

Среднеазиаты

26,7

27,6

Москвичи

13,3

3,4

Таким образом, ранговые порядки идентичностей и самоотождествление таджиков-иммигрантов в Москве, дают основание предположить, что таджики, ориентированные на интеграцию, хотят выстроить внутри новой, но чуждой им социально-культурной среды обитания свою собственную, более привычную и психологически комфортную для них.

При всем этом иммигранты, ориентированные на постоянное жительство, имеют более высокий интеграционный потенциал. Эта группа проявляет более высокое стремление стать «коренными москвичами (россиянами)» хотя бы во втором поколении, даже осознавая определенную несовместимость этого с тем, что «в семье, среди своих можно и нужно соблюдать традиции своего народа, независимо от того, где ты живешь». Стремление стать «коренными москвичами» тесно связано с пониманием того, что «в Москве надо стремиться впитывать культурные и духовные ценности». Причем это суждение в сознании почти у половины иммигрантов  связано с представлением о том, что, безусловно, «Москва русский город, и жить здесь надо согласно русским обычаям и традициям» и гораздо реже считают, что «в Москве спокойно и достойно можно жить только среди своих земляков, своей диаспоры (табл. 9).

Таблица 9. Проявления интеграционного потенциала таджиков, % (доля положительных ответов в каждой подгруппе)

Проявления интеграционного потенциала

Ориентиро-ванные на интеграцию

Ориентиро-ванные на отъезд

Я бы хотел, чтобы мои дети и внуки стали коренными москвичами (россиянами)

20,0

3,4

Я бы посоветовал своим землякам переезжать на жительство в Москву (в Россию)

13,3

13,8

В Москве можно хорошо заработать, а жить надо на родине

73,3

82,8

Москва - русский город, и жить здесь надо согласно русским обычаям и традициям, нам очень трудно

46,7

58,6

В Москве надо стремиться впитывать культурные и духовные ценности

66,7

44,8

В Москве спокойно и достойно можно жить только среди своих земляков, своей диаспоры

33,3

44,8

В семье, среди своих можно и нужно соблюдать традиции своего народа, независимо от того, где ты живешь

80,0

86,2

Иммигранты, ориентированные на временное пребывание, гораздо реже проявляют стремление стать коренными москвичами. Это напрямую связано с их суждением о том, что «в Москве можно хорошо заработать, а жить надо на родине». Они в меньшей мере стремятся «впитывать культурные и духовные ценности» Москвы. Эта группа таджиков проявляет более устойчивое стремление к своему сообществу и чаще осознает, что «в семье, среди своих можно и нужно соблюдать традиции своего народа, независимо от того, где ты живешь», а также считает, что «спокойно и достойно можно жить только среди своих земляков, своей диаспоры».

Заключение

Проведенный анализ показывает, что при наличии существенных трудностей этнические мигранты из Таджикистана в целом довольно легко адаптируются к условиям жизни в Москве.

Для определенной части таджиков миграция связана с понижением социального статуса, для другой – с получением высшего образования, защитой диссертации, а для тех, кто был безработным на родине, - единственной возможностью реализовать свой трудовой потенциал.

Большинство таджиков по московским меркам живут очень скромно и даже бедно, хотя основная часть оценила свое материальное  положение как среднее. Такие самооценки можно объяснить тем, что на родине их материальное положение было за гранью бедности.

Для большинства таджиков главными трудностями проживания в столице является произвол милиции, поиск подходящей работы, а до недавнего времени получение регистрации по месту жительства.

Условия работы таджиков в Москве нельзя признать удовлетворительными, что в значительной мере связано с незаконным характером работы большинства из них. Не нормальны и жилищные условия.  

В Москве определенная часть таджиков сталкивалась с фобиями и дискриминацией, как со стороны местного населения, так и властей, а также с актами агрессии и насилия со стороны молодежи, скинхедов: их сильно избивали, были случаи ножевых ранений.

Несмотря на трудности, благодаря жизни и работе в Москве у большинства таджиков уровень жизни существенно повысился. Значительная часть мигрантов материально поддерживает своих родственников в Таджикистане; имеет возможность в столице хорошо питаться и одеваться; оплачивать обучение своих детей и внуков в колледжах и вузах.

Основной части таджиков безразлично жить среди своих или среди москвичей – это говорит о слабой внутригрупповой солидарности и их готовности к интеграции. Таджики стремятся выстроить нормальные отношения с принимающим сообществом: большинство поддерживает контакты с москвичами, имеют хороших друзей, знакомых среди москвичей, хотя в целом у них сложился достаточно негативный портрет москвича. Они достаточно активно участвуют в культурной жизни столицы. Достаточно спокойно они относятся к смешанным бракам своих детей и близких родственников с русскими и с мигрантами других национальностей. Все это говорит о хороших возможностях таджиков к интеграции в Москве.

Для более глубоких выводов и лучшей научной обоснованности миграционной политики в отношении этнических таджикских (и других) мигрантов, безусловно, необходимы более масштабные исследования.


1 Иванова Татьяна Дмитриевна – к.э.н., старший научный сотрудник Лаборатории анализа и прогнозирования миграции ИНП РАН.
2 Умаров Х., Ульмасов Р. Внешняя трудовая миграция в Таджикистане (причины, проблемы, последствия, регулирование). Душанбе. «Ирфон». 2006. с. 43.
3 Саодат Олимова, Игорь Боск. Трудовая миграция из Таджикистана.//Международная Организация по Миграции в сотрудничестве с Научно-исследовательским центром «Шарк»/ МОМ, июль, 2003. с. 23.
4 Мониторинг легальной (законной) внешней трудовой миграции за 2004-2005 годы. Сборник. /Федеральная миграционня служба (ФМС России). Управление внешней трудовой миграции. Москва, 2006. с. 23, 40.
5 Для определения интеграционного потенциала использована методика, разработанная В.И. Мукомелем и И.М. Кузнецовым.
6 Валовой национальный продукт по паритету покупательной способности . World Population Data Sheet /Population Reference Bureau (PRB) /Population and Sociétés N 436, jnillet-aout 2007, INED.
7 Умаров Х., Ульмасов Р. Внешняя трудовая миграция в Таджикистане (причины, проблемы, последствия, регулирование). Душанбе. «Ирфон». 2006. с. 43
8 Саодат Олимова, Игорь Боск. Трудовая миграция из Таджикистана.//Международная Организация по Миграции в сотрудничестве с Научно-исследовательским центром «Шарк»/ МОМ, июль, 2003. с. 24
9 Ерошок Зоя. Таджик в Москве. Он работает дворником, строителем, сторожем… Часть 1. ЦентрАзия/ www.Centrasia.ru/news.php. 07.05.2007
10 Саодат Олимова, Игорь Боск. Трудовая миграция из Таджикистана.//Международная Организация по Миграции в сотрудничестве с Научно-исследовательским центром «Шарк»/ МОМ, июль, 2003. с. 24
11 Там же, с. 34
12 Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии.//Аналитический Центр Юрия Левады (Левада-Центр), 6 (80), ноябрь-декабрь 2005. с. 83
13 Ерошок З. Таджик в Москве // Новая газета, 2007, 14 мая №35
www.novayagazeta.ru/data/2007/35/24.html
14 Саодат Олимова, Игорь Боск. Трудовая миграция из Таджикистана.//Международная Организация по Миграции в сотрудничестве с Научно-исследовательским центром «Шарк»/ МОМ, июль, 2003. с. 36.
15 Там же, с. 37, 40.
16 Ерошок З. Таджик в Москве // Новая газета, 2007, 14 мая №35
www.novayagazeta.ru/data/2007/35/24.html
17 Саодат Олимова, Игорь Боск. Трудовая миграция из Таджикистана.//Международная Организация по Миграции в сотрудничестве с Научно-исследовательским центром «Шарк»/ МОМ, июль, 2003. с. 68-69
18 Остапенко Л.В., Субботина И.А., Юраков А.В. Москва многонациональная: парадоксы столичной жизни. Гастарбайтерство. Факторы выталкивания и притяжения. –М.: 2006. с. 236-237
19 Вендина О. Миграционная ситуация в регионах России. Выпуск третий. Мигранты в Москве: грозит ли российской столице этническая сегрегация? /Центр миграционных исследований. Москва, 2005. с. 62
20 Мукомель В.И. Иноэтничные мигранты в российском социуме: социальные практики в контексте проблем интеграции. /Вестник Института Кеннана в Москве. Выпуск 9. Москва, 2006. с. 24
21 Саодат Олимова, Игорь Боск. Трудовая миграция из Таджикистана.//Международная Организация по Миграции в сотрудничестве с Научно-исследовательским центром «Шарк»/ МОМ, июль, 2003. с. 38
22 Трудовая миграция в странах Центральной Азии, Российской Федерации, Афганистане и Пакистане. Аналитический обзор.//Европейская Комиссия. Международная Организация по Миграции. Алматы, 2005. с. 45
23 См.: www.lenta.ru/news/2007/05/06.moskow/
24 Идиатулин Ш. Демисезонные погромы./ «Коммерсантъ Власть». 2 апреля 2007
25 www.newsru.com 21августа 2007.
26 Кузнецов И.М. Интеграционный потенциал мигрантов.//Нужны ли мигранты российскому сообществу? Под ред. В.И. Мукомеля и Э.А. Паина./ Фонд «Либеральная миссия». М. 2006. с. 83
27 Кузнецов И.М., Мукомель В.И. Адаптационные возможности и сетевые связи мигрантских этнических меньшинств. /Институт социологии РАН. Москва, 2005. с.20
28 Кузнецов И.М. Интеграционный потенциал мигрантов.//Нужны ли мигранты российскому сообществу? Под ред. В.И. Мукомеля и Э.А. Паина./ Фонд «Либеральная миссия». М. 2006. с. 83

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.