|
|
Рубрику ведет Ольга ИСУПОВА
|
Три волны феминизма
Что-то стало меняться только с наступлением эпохи Возрождения.
В XVIII веке, на исходе эпохи Просвещения, наиболее "громко"
в защиту женщин в Западном мире выступали англичанка Мэри Вуллстонкрафт,
жена известного писателя-анархиста Уильяма Годвина и мать Мэри Шелли,
автора знаменитого романа о Франкенштейне - и француженка Олимпия
де Гуж, участница Великой Французской Революции. По сути, именно
тогда стала подниматься "первая волна" феминизма, и с
ней связана еще одна "круглая" дата, которая отмечалась
в 2009 году - 140 лет со дня выхода в свет книги Джона Стюарта Милля
(1806-1873) "Подчинение женщин". Этот английский либеральный
философ и экономист был активным деятелем "первой волны"
феминизма, в духе развиваемой им этической теории альтруизма в сочетании
с утилитаризмом.
|
Джон Стюарт Милль
|
Движение за права женщин приняло уже совершенно отчетливые
формы в середине XIX века. Основной задачей первой волны была борьба
за политические и экономические права женщин - возможность избирать
и быть избранными в республиканские органы власти, права собственности
в браке (в это время замужняя женщина в Америке и Англии не имела
формальных прав не только на свое приданое, но и на лично ею заработанные
деньги), равноправие в браке, возможности получения образования
и выбора профессии. В движении участвовало значительное число выдающихся
женщин, не только писавших книги, но и организовывавших демонстрации
и даже голодовки, стремясь достичь своих целей.
После того, как - постепенно - был решен во всех развитых
странах вопрос о праве женщин голосовать на выборах, а также была
так или иначе изменена, в пользу женщин, ситуация с их первоочередными
экономическими правами, первая волна феминизма исчерпала себя. Но
с появлением "Второго пола" Симоны де Бовуар постепенно
- к 1960-м - стала нарастать "вторая волна".
Для второй волны было характерно стремление к искоренению
дискриминации женщин в самых разных - и многочисленных - общественных
областях, не только в очевидной публичной сфере, но, прежде всего,
в сфере частной жизни, материнства, супружества, сексуальности.
"Личное" стало "политическим", и освободить
от мужской власти надо было прежде всего себя, психологически искоренив
в себе все навязанные обществом стереотипы относительно места женщины
в этом мире и мужского превосходства. Помочь в этом всем и каждой
могли группы по "росту сознательности", на занятиях которых
женщины рассказывали друг другу истории о том, как конкретно и в
каких отношениях их подавляло "мужское общество".
Активистки - авторы книг прежде всего призывали к раскрепощению
специфически женской сексуальности, не (обязательно) зависимой от
мужской, а также к тому, чтобы - так или иначе - полностью взять
в свои руки "репродуктивные права". Собственно, для второй
волны было в целом, скорее, характерно стремление убедить женщин
в том, что прежде всего их порабощает и подчиняет мужскому миру
именно рождение и воспитание детей, которое - в Западном мире на
начало 1960-х, на исходе "бэби-бума" - концептуализировалось
как чисто женское дело, причем обосновывающее исключение женщин
из мира всего остального: работы, карьеры, личных достижений, заработков,
удовольствий, свободы передвижения - продолжать можно бесконечно.
При этом, хотя некоторые радикальные голоса (например,
Суламифь Файрстоун) и призывали всех женщин мира к тому, чтобы на
какое-то время полностью отказаться от рождения детей, таким образом
вынудив ученых срочно изобрести "внематочные", не нуждающиеся
в женщине как "агрегате" для вынашивания, технологии появления
на свет потомства, другие, более умеренные (например, Адриенн Рич)
утверждали, что и биологическое материнство, если оно будет освобождено
от всего того, что в нем есть патриархального и угнетающего, может
остаться вознаграждающим и даже возвышающим женщину личным опытом.
Патриархальной и угнетающей, прежде всего, с точки зрения
Бетти Фридан ("Загадка женственности", 1963), была жесткая
привязка материнства к необходимости безвылазно сидеть дома с детьми,
"самореализуясь" исключительно в домашнем хозяйстве.
Третья волна феминизма начала зарождаться в 1980-е -
1990-е годы и совпала по времени с развитием собственно гендерного
подхода. Этот подход связан с признанием "множественности"
и женских, и мужских миров, с акцентом на "различиях",
и с вниманием к конструированию разными обществами своих вариаций
"женственности" и "мужественности" - причем
в сочетании и переплетении с каждодневным конструированием "класса",
"расы", "этноса" и других ранее считавшихся
раз и навсегда данными, природно или экономически обусловленными
свойствами каждого человека. Теперь же они все понимаются как "текучие",
"ежедневно заново создаваемые" в процессе взаимодействия
людей друг с другом.
Кроме того, появилось стремление к более "сбалансированному"
изучению не только женщин, но и мужчин как гендерных субъектов (работы
Роберта Коннелла, 1995 и Киммеля и Месснера, 1989). Для новых, собственно
гендерных, исследований характерно изучение различных сфер человеческой
жизни, где сохраняется неравенство между полами (или между разными
группами внутри одного и того же пола) - религии, брачных отношений,
сексуального и домашнего насилия, сексуальности, красоты как навязываемого
конструкта в контексте теорий тела, работы, где сохраняется неравенство
в зарплатах (на среднестатистическом уровне) и "эффект стеклянного
потолка", то есть специфические препятствия, стоящие перед
женщинами, стремящимися достичь самых высоких ступеней в карьере,
распределенияе домашних обязанностей и обязанностей по уходу за
детьми и их воспитанию.
Три волны феминизма изменили кое-что, но далеко не все.
По-прежнему, как и 140 лет назад, когда вышло в свет "Подчинение
женщин" Джона Стюарта Милля, как и 60 лет назад, в год публикации
"Второго Пола" Симоны де Бовуар, никак нельзя сказать,
что женский, - а значит и мужской - вопрос решен. Сильны позиции
тех, кто полагает, что лучше бы было соблюдать традиции, и не позволять
женщинам в такой степени отрываться от "дома" - ибо этот
отрыв ведет, прежде всего, к кризису семьи и сокращению рождаемости.
Все еще популярны подсчеты "великих людей" за все время
существования человечества и демонстрация того, что женщин среди
них - минимальный процент, а значит, нечего и "суетиться",
все равно достигнутый мужчиной результат будет достойнее.
В общем, спор, означенный героями А.Островского в эпиграфе
нашей рубрики, продолжается, а будущее, наверняка, подбросит и новые
темы, ведь этот "благородный разговор" о том, "что
лучше" - неисчерпаем…
|