|
|
Рубрику ведет Ольга ИСУПОВА
|
"Женщиной не рождаются - женщиной становятся"
Эти слова взяты из книги, со дня выхода которой в 2009
году исполнилось 60 лет. Точные слова, сказанные автором о женщинах,
впоследствии распространились и на мужчин. Речь идет о книге Симоны
де Бовуар "Второй пол" (Deuxi?me sexe, Editions Gallimard,
1949). Написанная и изданная по настоянию мужа Симоны, знаменитого
философа-экзистенциалиста Жана-Поля Сартра, эта книга сразу стала
бестселлером, а впоследствии - и своего рода Библией современного
феминизма, несмотря на то, что это отнюдь не детектив, да и любовным
романом ее вряд ли можно назвать. Более того, среди всего, написанного
этим автором, эта двухтомное эссе так и осталось главным трудом,
хотя сама Симона поначалу не очень его ценила.
|
Симона де Бовуар
|
Симона де Бовуар (1908-1986) родилась в обеспеченной
семье с аристократическими корнями. Ее отец был адвокатом, а мать
- классической хозяйкой дома и ревностной католичкой. Бунт Симоны-подростка
против католических традиций и религиозной морали, стремление искать
собственные пути в жизни оказались совершенно неожиданными для любящих
родителей. Симона училась в Сорбонне, на философском факультете,
где и встретила своего будущего мужа, с которым до конца жизни последнего
состояла в "свободном", по обоюдному решению, бездетном
и - по признанию обоих - интеллектуально равном браке.
Эссе "Второй пол", изначально задуманное лишь как исследование
мифов о женщине, созданных мужчинами, в своем окончательном варианте
включило в себя множество фактов из биологии, физиологии, психологии,
социологии, литературы. Целью было попытаться понять и объяснить
самый загадочный факт истории - первичное разделение труда между
мужчиной и женщиной, которое навсегда отдало приоритет и главенство
мужчине.
Кроме того, Симона де Бовуар детально, во всех сферах
жизни, и прежде всего в жизни семейной и домашней, анализирует условия,
приводящие к современной ей ситуации, когда личные способности женщин
полностью не развиваются, и стремится показать те изменения в обществе,
которые должны произойти, чтобы "второй" пол перестал
быть характеристикой, закрепляющей зависимое и неуспешное положение
ее "носительниц".
Чем бы это ни объяснялось - тем ли, что, как считает
Симона де Бовуар, мужчина производил необходимый для выживания продукт,
а женщина только новых едоков, или просто его превосходством в грубой
силе - поскольку женщины во всех известных обществах тоже так или
иначе производили "продукт", пусть в меньших количествах,
зато - повседневно, а мужского "продукта", огромного и
достаточного для всех членов племени (семьи), иногда приходилось
очень долго ждать - исторически, как считается сейчас, во всех человеческих
обществах главенство всегда принадлежало мужчине.
|