Rambler's Top100

№ 405 - 406
1 - 24 января 2010

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Глазами аналитиков 

Особенности рождаемости и плодовитости у реальных поколений женщин Украины: статистический анализ

Семейная политика в Украине

Продолжительность жизни населения Украины: анализ прошлого, оценка настоящего и прогноз будущего

Демографическая старость Украины. История болезни

Трудовая эмиграция в Украине как фактор развития рынка труда

Интеллектуальная миграция в Украине в контексте международного научного сотрудничества

Архив раздела Глазами аналитиков


Google
Web demoscope.ru

Трудовая эмиграция в Украине как фактор развития рынка труда

А.В. Позняк1

Украина является одной из крупнейших стран-доноров рабочей силы в Европе, внешняя трудовая миграция стала объективной реальностью. Формирование потоков «заробитчанства» состоялось в условиях низкой заработной платы в зарегистрированном секторе экономики, повышенного уровня безработицы и вынужденной неполной занятости, распространения бедности и высокого уровня имущественного расслоения населения, значительного разрыва в уровнях оплаты труда в Украине и зарубежных странах (особенно в перерасчете на иностранную валюту по официальному курсу). Начало ХХІ в. ознаменовалось определенным улучшением ситуации на рынке труда и повышением уровня жизни населения Украины. Заметно снизились уровни безработицы и вынужденной неполной занятости, резко уменьшилась задолженность по выплате заработной платы, повысился уровень обеспечения населения товарами длительного пользования. Однако большинство показателей социально-экономического развития и накануне мирового финансового кризиса все еще оставались далекими от европейских стандартов. В условиях социально-экономического кризиса роль трудовых миграций как источника снижения напряжения на местных рынках труда, существенно возрастает. Вместе с тем миграционная политика государства до сих пор остается не разработанной.

В последние годы украинские ученые, в частности Т.А. Драгунова, Э.М. Либанова, И.П. Майданик, Е.А. Малиновская, Е.Р. Овчинникова, С.И. Пирожков, И.М. Прибыткова, М.Д. Романюк, С.Б. Чехович, Н.А. Шульга, уделяют немало внимания проблемам трудовых миграций. Однако до недавнего времени уровень информационного обеспечения аналитических исследований процесса оставлял желать лучшего. Первым полномасштабным наблюдением, направленным на определение масштабов трудовой миграции и социально-демографических характеристик ее участников, стало выборочное обследование по вопросам трудовых миграций, проведенное Госкомстатом Украины в середине 2008 г. Данное обследование впервые дало возможность оценить количественные параметры трудовых миграций и обобщить закономерности их территориальной дифференциации. Задачами статьи являются осуществление районирования Украины по показателям трудовых миграций и количественная оценка влияния этого процесса на развитие рынка труда.

Первоочередная задача исследования трудовых миграций – определение их масштабов. Существующие в Украине источники административных данных и регулярные обследования, к сожалению, не предоставляют достоверных сведений об этом процессе. Длительное время отсутствие надежной статистической информации порождало разного рода спекуляции: без какого-либо научного обоснования назывались цифры в 5 млн., 7 млн. и даже большие объемы украинского «заробитчанства».

Согласно данным упомянутого выборочного обследования на протяжении 2005 - І половины 2008 гг. за границей работали 1,5 млн. жителей Украины, из которых почти 1,3 млн. находились за пределами Украины с целью трудовой деятельности на протяжении 2007 - І половины 2008 гг. Лица, принимавшие участие в трудовых миграциях на протяжении последних 3,5 лет, составляют 5,1% населения Украины трудоспособного возраста, мигрирующие за последние 1,5 года - 4,4%.

Параллельно с выборочным обследованием по вопросам трудовых миграций для контроля надежности полученных данных проводился опрос респондентов относительно собственной оценки объемов трудовой миграции в их населенных пунктах, а также опрос глав местных советов народных депутатов относительно оценки объемов трудовой миграции в селах, входящих в соответствующие сельские (поселковые) советы. Первый из указанных опросов при распространении данных на генеральную совокупность дает оценку в 1,1 млн. человек или 3,9% населения трудоспособного возраста. Согласно оценкам глав сельсоветов в сельской местности насчитывается 540 тыс. трудовых мигрантов, которые составляют 6,4% сельского населения трудоспособного возраста (по данным выборочного обследования по вопросам трудовых миграций уровень участия сельского населения трудоспособного возраста в трудовых миграциях составлял 6,9%).

Кроме указанного обследования и проведенных параллельно с ним наблюдений в качестве информационных источников о масштабах внешней трудовой миграции могут быть использованы:

  • медико-демографическое обследование населения Украины 2007 г.;
  • исследование трудовой миграции населения Тернопольской области 2006 г., осуществленное Тернопольским областным центром занятости населения;
  • опрос населения, регулярно осуществляемый Институтом социологии НАН Украины в рамках исследования „Украинское общество: мониторинг социальных изменений”.

В ходе медико-демографического обследования Украины, проведенного во второй половине 2007 г., фиксировалась в частности информация о наличии в домохозяйстве лиц, работавших за границей на момент наблюдения или в любое время за последние три года. Доля домохозяйств, имевших хотя бы одного трудового мигранта, по данным обследования составляла 5,6%2 (по данным выборочного обследования по вопросам трудовых миграций таких домохозяйств было 5,2%). При условии, если все работающие за границей находятся в возрасте 15-64 лет, уровень участия представителей соответствующей возрастной группы в трудовых миграциях составлял 4,5%, а при условии что все трудовые мигранты имеют возраст 18-44 года, уровень участия этой возрастной группы достигал 8,7%3. Т.е., масштабы трудовой миграции по данным медико-демографического обследования населения Украины 2007 г. и выборочного обследования по вопросам трудовых миграций 2008 г. – величины одного порядка.

Согласно данным учета трудовых мигрантов сельской местности Тернопольской области, осуществленного Тернопольским областным центром занятости по состоянию на 1 октября 2006 г., в селах региона насчитывалось 26,2 тыс. работающих за границей4. В ходе данного исследования были оценены также объемы трудовой миграции городского населения, однако эти оценки менее надежны: если информацию о количестве сельских мигрантов предоставляли ответственные работники сельсоветов, то объемы миграций горожан оценивались на основании опроса школьников относительно миграций их родителей с дальнейшей дооценкой объемов миграций городского населения, не имеющего детей школьного возраста.

По данным выборочного обследования по вопросам трудовых миграций 2008 г., в селах Тернопольщины насчитывается 50,4 тыс. трудовых мигрантов. Превышение этих данных над данными оценки Тернопольского областного центра занятости объясняется тем, что общегосударственное выборочное обследование фиксировало всех, кто принимал участие в миграциях на протяжении последних 3,5 года, а исследование, проведенное на Тернопольщине - тех, кто находился за границей на момент наблюдения. Результаты обследования 2008 г. в частности показывают, что в целом по Украине доля работающих за границей на момент обследования составляла 53,1% от общего количества трудовых мигрантов. Если предположить, что в селах Тернопольщины на 1 октября 2006 г. соответствующее соотношение было таким же, то в случае сбора информации об участниках трудовых миграций за последние 3,5 года исследователи Тернопольского областного центра занятости получили бы величину в 49,3 тыс. трудовых мигрантов, что лишь на 2% отличается от данных обследования 2008 г.

Согласно результатам социологического мониторинга Института социологии НАН Украины на работу за границу хотя бы раз выезжали около 10% взрослого населения Украины5. Т.е. социологический мониторинг дает большие масштабы трудовой миграции, чем выше упоминавшиеся обследования, однако нужно иметь в виду, что, во-первых, соответствующие данные включают лиц, осуществлявших поездки за границу еще до 2005 г., во-вторых, указанные объемы, очевидно, включают не только собственно трудовую миграцию, но и челночную торговлю, довольно распространенную в Украине в 1990-те годы. Следует отметить, что данные социологического мониторинга и выборочного обследования по вопросам трудовых миграций дают подобные структурные характеристики мигрантов: в обоих исследованиях фиксируется преимущество мужчин среди «заробитчан» и более высокая интенсивность процесса в западных регионах страны.

К сожалению, результаты выборочного обследования не дают возможности оценить динамику явления. Однако, если предположить, что на протяжении последних 3,5 лет на внешний рынок труда почти не выходили новые участники, то следует констатировать, что в 2007-2008 гг. по сравнению с предыдущим двухлетним периодом контингент трудовых мигрантов уменьшился почти на 15%. Принимая такие же темпы уменьшения численности мигрантов для периода до 2005 г., получаем, что количество «заробитчан» в 2000-2001 гг. составляло около 2 млн. человек, что соответствует оценкам МИД Украины и Тернопольского областного центра занятости населения для этого периода6.

Итак, информационные источники, предоставляющие сведения о том же (или сопоставимом) контингенте участников трудовых миграций, фиксируют данные о количестве трудовых мигрантов того же порядка, что и выборочное обследование 2008 г. Большие объемы трудовой миграции предоставляют информационные источники, охватывающие более широкий контингент лиц с опытом трудовой миграции.

Основными странами назначения украинских «заробитчан» являются Россия, Италия, Чешская республика, Польша, Венгрия, Испания, Португалия. В целом почти все трудовые миграции осуществляются в страны СНГ и ЕС. В тот же время география трудовых поездок населения Украины довольно широка. Лица, попавшие в выборочную совокупность обследования по вопросам трудовых миграций, называли 33 страны назначения, в реальности их количество безусловно больше.

По показателям уровня участия населения в трудовых миграциях и направленности внешних трудо-миграционных контактов (по данным выборочного обследования по вопросам трудовых миграций) все регионы Украины можно объединить в 7 географически целостных районов (рис. 1).

Рисунок 1. Районирование Украины по тенденциям развития трудовых миграций

1. Закарпатский. Этот район охватывает одноименную область, которая характеризуется наивысшим среди всех регионов Украины уровнем участия населения в трудовых миграциях. Основным направлением трудовых поездок являются соседние страны ЕС - Чехия, Венгрия и Словакия. Это обусловлено, во-первых, географической близостью, во-вторых, этническими особенностями региона (здесь живет основная часть украинских венгров и словаков), в-третьих, историческими связями (Закарпатье в разные времена входило в состав Венгрии и Чехословакии). Уровень ориентации на страны СНГ (в первую очередь Россию) заметно меньше, чем в восточных и южных регионах, но выше, чем в двух других районах, полностью расположенных в пределах Западной Украины (рис. 2).

Рисунок 2. Распределение трудовых мигрантов-жителей разных трудо-миграционных районов по направлениям миграций (по последней поездке)

2. Буковинский. Район территориально соответствует Черновицкой области, где наблюдается очень высокий (хотя и в полтора разы меньше, чем на Закарпатье) уровень участия населения трудоспособного возраста в трудовых миграциях. Более половины «заробитчан» работает в Италии, остальные - преимущественно в других странах "старого" Евросоюза, доля работающих в России - наименьшая среди всех трудо-миграционных районов. Высокий уровень ориентации на Италию очевидно связан с тем, что в Черновицкой области наивысшая в Украине доля романоязычного населения (румын и молдован), немало этнических украинцев имеют знакомых в Румынии и Молдове, жители которых раньше украинцев начали активно мигрировать в Италию.

3. Галицко-Волынский - Волынская, Ивано-Франковская, Львовская и Тернопольская области. Уровень участия населения трудоспособного возраста в трудовых миграциях вдвое выше общегосударственного уровня. На фоне других районов здесь наблюдается гораздо больший уровень ориентации на Польшу и повышенный - на Португалию, Испанию и Италию при относительно низком уровне ориентации на страны СНГ. Хотя район в целом обеспечивает четверть всего объема украинского «заробитчанства», около 3/4 всех мигрирующих в Польшу, половина мигрирующих в Португалию и Испанию и треть выезжающих в Италию происходят из областей Галицко-Волынского района.

4. Западно-Центральный район - Винницкая, Ровенская, Хмельницкая и Черкасская области. Показатель участия в трудовых миграциях соответствует общегосударственному уровню или выше. Структура мигрантов по потокам близка к средним по Украине показателям, в частности в России и странах СНГ работает около половины мигрантов. В Западно-Центральном и более восточных районах не наблюдается значительных отличий между уровнями участия в трудовых миграциях городских и сельских жителей: более высокая интенсивность трудовых миграций сельского населения, фиксируемая в целом по Украине, обеспечивается именно за счет Галицко-Волынского, Закарпатского и Буковинского районов.

5. Восточно-Центральный - Днепропетровская, Донецкая, Житомирская, Запорожская, Киевская, Кировоградская, Полтавская, Сумская, Харьковская, Черниговская области и Киевский горсовет. Это территориально наибольший район, включающий 11 из 27 регионов Украины. Основные особенности трудо-миграционной ситуации - заметно ниже общегосударственного уровень участия населения трудоспособного возраста в трудовых миграциях и преобладающая ориентация на Россию (в полтора разы более высокая, чем в среднем по стране).

6. Южный - АР Крым, Николаевская, Одесская, Херсонская области и Севастопольский горсовет. В целом по району уровень участия в трудовых миграциях несколько выше, чем в Восточно-Центральном районе, но заметно ниже, чем в других пяти районах. По сравнению с предыдущим районом не так резко выражена ориентация на работу в России, вместе с тем здесь выше ориентация на страны ЕС. Кроме того, в Южном районе фиксируется наивысший по Украине уровень ориентации на страны Юга (Турция, Кипр, Мальта, арабские страны и т.п.).

По данным МОМ, больше всего граждан Украины, потерпевших от торговли людьми, возвратилось из Турции, России, Польши, Чехии, Италии, Объединенных Арабских эмиратов, Македонии, Израиля. Если Россия, Польша, Чехия и Италия входят в число основных стран-реципиентов отечественной рабочей силы (несмотря на относительно большую абсолютную численность, жертвы торговли людьми составляют незначительную долю среди мигрантов в эти страны), то другие из перечисленных стран к главным импортерам рабочей силы из Украины не относятся. Очевидно именно миграция в страны бывшей Югославии, Ближнего Востока, других развивающихся стран, связана с наибольшим риском стать жертвой торговли людьми. Согласно данным Медико-демографического обследования Украины, наибольшая доля пострадавших от торговли людьми среди трудовых мигрантов наблюдается именно на юге Украины7.

7. Луганский. Включает одноименную область, основными особенностями которой являются средняя по меркам Украины в целом и высокая по меркам незападных областей интенсивность трудовых миграций и резко выраженная ориентация на трудовые поездки в Россию. Невозможно выделить любую другую территориальную совокупность (регион или группу сопредельных регионов), где бы количество трудовых мигрантов было бы не меньшим, а уровень ориентации на Россию - настолько же большим, как на Луганщине.

Итак, основными факторами, определяющими интенсивность внешних трудовых миграций в регионах, являются:

  • близость к государственным границам Украины с другими странами: это облегчает и удешевляет осуществление трудовой миграции, особенно содействует увеличению миграционной активности близость к границам со странами ЕС;
  • особенности менталитета населения: общеизвестно, что низкий уровень патерналистских установок, стойкая ориентация на решение назревших проблем собственными усилиями (в том числе и путем трудовых миграций) присуща жителям западных регионов;
  • наличие в регионе или в непосредственной близости от него больших полифункциональных городов, которые часто становятся более привлекательными для трудоустройства для части украинских граждан, чем зарубежные страны;
  • общий уровень развития региона: из высокоразвитых регионов отток населения на работу за границу менее интенсивен, повышенная миграционная активность населения Луганщины очевидно является следствием не только географического положения области, но и ее стабильно низкого уровня человеческого развития.

На направленность внешних трудовых миграций, кроме географического положения влияют исторические и ментально-этнические связи между регионами Украины и зарубежными странами.

Украинские трудовые мигранты-мужчины заняты преимущественно в строительстве, женщины - в качестве домашней прислуги, в строительстве и торговле. Мигрирующие в соседние страны (Россию, Польшу, Чехию, Венгрию) ориентированы на периодические короткие поездки с постоянным возвращением в Украину, лица, выезжающие в страны Южной Европы, обычно остаются там работать на продолжительный срок. Разрешение на проживание и работу имели около трети трудовых мигрантов, чаще всего на основе официально оформленного статуса украинские граждане работали в Чешской Республике, Португалии и Испании, наибольшая доля мигрантов без официального статуса наблюдалась в Польше и Италии.

Каждый шестой украинский трудовой мигрант осуществляет предпринимательскую деятельность в стране пребывания, создавая рабочие места для себя и для наемных работников. Кроме того, наем польской или чешской семьей гражданина Украины как сельскохозяйственного работника или в качестве домашней прислуги позволяет молодежи этих стран "освободится" от обязанностей по домашнему хозяйству и попробовать трудоустроится в более экономически развитых странах ЕС.

Трудовые миграции оказывают существенное влияние на развитие региональных рынков труда в целом и формирование предложения рабочей силы, в частности. Выезд части трудоактивных контингентов и переход в разряд экономически неактивного населения части лиц, накопивших необходимые для жизнедеятельности средства путем трудовых миграций, приводит к соответствующему расширению возможностей трудоустройства лиц, при других условиях не имевших бы шансов найти работу. Следствием усвоения участниками трудовых миграций рыночного сознания, ценностей и норм цивилизованного общества, становится распространение соответствующих установок среди лиц, не имеющих опыта внешних трудовых миграций.

К сожалению, отдельные аспекты влияния трудовых миграций на рынок труда (как положительные - распространение рыночного сознания, так и отрицательные - снижение квалификации и угроза нивелирования социальной значимости трудоустройства на отечественном рынке труда) практически невозможно статистически оценить. Количественная оценка влияния трудовых миграций на развитие рынка труда Украины ограничивается учетом двух составных этого влияния - непосредственного выезда одних контингентов и перехода в экономически неактивное население других. Эти процессы изменяют численность безработных (и соответственно численность экономически активного населения), не влияя на объемы занятости. Сказанное не означает, что трудовые мигранты при условии отсутствия возможностей работы за границей пополнили бы ряды безработных: скорее всего, поскольку к миграции прибегают более активные лица, склонные к работе с полной самоотдачей, они очевидно нашли бы работу и на отечественном рынке труда, а среди безработных оказалась бы часть тех жителей Украины, которые ныне являются занятыми.

Расчеты осуществляются для Украины в целом в условиях первого полугодия 2008 г., при этом оценивается влияние на рынок труда лишь миграционных перемещений, осуществленных начиная с 2005 г. Еще одно предостережение - расчеты изменений объемов предложения рабочей силы вследствие трудовой миграции учитывают лишь миграционные поездки населения трудоспособного возраста, учитывая критерии определения трудовых мигрантов, принятые в обследовании. В то же время при осуществлении оценки гипотетических (при условиях невозможности осуществления трудовых миграций) параметров рабочей силы целесообразно не ограничиваться возрастными рамками трудоспособного возраста. Учитывая, во-первых, почти нулевую миграционную активность лиц пенсионного возраста, а, во-вторых, тот факт, что работающие пенсионеры обычно занимают рабочие места, на которые могли бы претендовать и лица трудоспособного возраста, такой подход целиком оправдан.

В І полугодии 2008 г. согласно данным обследования по вопросам экономической активности населения, проводимом Госкомстатом Украины, численность экономически активного населения составляла 22471,6 тыс. чел. (20706,3 тыс. чел. трудоспособного возраста), в т.ч. количество занятых - 21070,4 тыс., безработных - 1401,2 тыс. чел. (соответственно 19306,4 и 1399,9 тыс. чел. - в трудоспособном возрасте). Гипотетическая численность экономически активного населения при условиях отсутствия возможностей осуществления трудовых миграций определяется по формуле:

A’=A+Rm+ аМ                                  (1)

где A’ – гипотетическая численность экономически активного населения;

А – фактическая численность экономически активного населения;

аМ – количество лиц, работающих за границей на момент наблюдения;

Rm – количество лиц, не предъявляющих спрос на рабочие места на внутреннем рынке труда благодаря сбережениям, накопленным за счет приложения труда за границей.

Гипотетическая численность занятых при принятых предположениях будет равняться их фактической численности, гипотетическое количество безработных составит:

U’= А'-Е                                (2)

где U’ – гипотетическая численность безработных;

Е - фактическая численность занятого населения.

Согласно данным выборочного обследования по вопросам трудовой миграции, за границей на момент наблюдения находилось 783,8 тыс. чел. (53,1% от общей численности трудовых мигрантов). В то же время экономически неактивными были 104,7 тыс. чел. с недавним опытом трудовых миграций, что составляет 15,1% от общего количества лиц, осуществивших трудовые миграционные поездки за границу в 2005-2007 гг. или в І половине 2008 г. и на момент обследования находившихся в Украине. Подставив соответствующие величины в формулы 1 и 2 получаем гипотетические показатели развития рынка труда при условии отсутствия трудовых миграций на протяжении 3,5 лет перед обследованием.

Таблица 1. Фактические и гипотетические показатели рынка труда Украины в І полугодии 2008 г.

 

Фактическое значение

Гипотетическое значение (при условии отсутствия трудовых миграций)

Экономически активное население

22471,6

23360,1

  из них трудоспособного возраста

20706,3

21594,8

Занятое население

21070,4

21070,4

  из них трудоспособного возраста

19306,4

19306,4

Безработное население (по методологии МОП)

1401,2

2289,7

  из них трудоспособного возраста

1399,9

2288,4

Уровень безработицы, %

6,2

9,8

  из них трудоспособного возраста

6,8

10,6

Источник: авторские расчеты по данным Госкомстата

Итак, при принятых предположениях количество безработных в Украине в І половине 2008 г. было бы в 1,63 раза большим, а уровень безработицы - в 1,57 раза больше фактически зафиксированного уровня.

Как показали результаты выборочного обследования по вопросам трудовой миграции, среди лиц, выезжавших работать за границу в 2005-2007 гг. и в первой половине 2008 г., почти нет предпринимателей-работодателей и самозанятых (вне личного подсобного хозяйства). Очевидно, с одной стороны, основная часть наиболее предрасположенных к предпринимательской деятельности контингентов трудовых мигрантов прекратили миграционную активность и открыли собственное дело в Украине еще до 2005 г. или же осуществляют предпринимательскую деятельность за границей. С другой стороны, чрезвычайно низкий уровень вовлечения лиц, имеющих опыт трудовых миграций, в предпринимательскую деятельность, является следствием недостаточно благоприятных условий для открытия собственного дела в Украине. О последнем свидетельствует тот факт, что среди трудовых мигрантов, работавших за границей в 2007 - І половине 2008 гг. и на момент исследования находящихся в Украине, 16,0% во время пребывания за границей работали в качестве самозанятых, а 4,7% - в качестве предпринимателей-работодателей.

Попробуем определить объемы резервов увеличения занятости, нереализованных вследствие недостаточно благоприятных условий для предпринимательства в Украине. Численность занятых при условии осуществления предпринимательской деятельности по возвращению всеми мигрантами, имевшими статус работодателя или самозанятого во время пребывания за границей может быть вычислена по формуле.

Е’=Е+ SEm+ Вm+ Lm                            (3)

где Е’ – гипотетическая численность занятых при условии лучших возможностей для реализации предпринимательской инициативы в Украине;

Е – фактическая численность занятых;

SEm – численность лиц, работавших за границей на условиях самозанятости и на момент обследования находящихся в Украине;

Вm – численность лиц, работавших за границей в качестве работодателей и на момент обследования находящихся в Украине;

Lm – количество наемных работников, которые могли бы быть трудоустроены на предприятиях, организованных трудовыми мигрантами. Может быть определена путем умножения количества работодателей из числа трудовых мигрантов на среднюю величину предприятия, созданного ими.

Данная оценка учитывает лишь миграции, осуществленные на протяжении 2007 - І половины 2008 гг. (сведения о статусе занятости за границей лиц, прекративших участие в трудовых миграциях в 2005-2006 гг. в ходе обследования не собирались). Согласно данным выборочного обследования по вопросам трудовой миграции, на условиях самозанятости за границей работали 76,9 тыс. чел., а в качестве работодателей 22,8 тыс. чел. из числа мигрантов, на момент обследования находившихся в Украине. Среднее количество работников, которые могли бы быть наняты одним работодателем из числа лиц с недавним опытом трудовой миграции, оценить тяжело. Учитывая, что сбережения мигрантов, недавно возвратившихся в Украину, едва ли будут достаточными для открытия большого или, по крайней мере, среднего предприятия, можно предположить, что среднее количество нанимаемых работников на предприятии работодателя-мигранта находилось бы в пределах от 3 до 5 чел.

Как показывают расчеты, возможное обретение по возвращении мигрантами-предпринимателями того же статуса занятости, который они имели за границей, позволило бы уменьшить численность безработных более чем на 10% в случае найма в среднем одним работодателем из числа мигрантов трех работников и почти на 14% - в случае найма пяти работников. Возможные резервы снижения уровня безработицы в Украине при улучшении возможностей реализации предпринимательских установок отображены на рис. 3.

Рисунок 3. Фактический и гипотетические уровни безработицы в Украине в І полугодии 2008 г.

(вариант 1 – при условии отсутствия трудовых миграций в 2005-2008 гг.; вариант 2 – при условии реализации мигрантами 2007-2008 гг. предпринимательских установок и найма 3 работников в среднем одним работодателем; вариант 3 – при условии реализации мигрантами 2007-2008 гг. предпринимательских установок и найма 5 работников в среднем одним работодателем)

В условиях кризиса большинство мигрантов, особенно работающих в странах ЕС, будет ориентироваться на продолжение осуществления трудовых поездок. Высвобождение гастарбайтеров приведет к их перемещению в теневой сектор и в сектор домашних хозяйств. Часть мигрантов-строителей (особенно работающих в России) может возвратиться в Украину (где в условиях подготовки к ЕВРО-2012 будет происходить увеличение спроса на их рабочую силу).

Итак, внешняя трудовая миграция является массовым явлением, ее интенсивность уменьшается в направлении с запада на восток, слегка повышаясь на крайнем востоке (в Луганской области). Трудовая миграция оказывает существенное влияние на развитие рынка труда, в частности, снижая уровень безработицы в Украине более чем в полтора раза. Соответственно проблемы формирования действенной политики трудовых миграций, ее теоретического обоснования, приобретают первоочередное значение.


1 Кандидат экономических наук, Институт демографии и социальных исследований им. М.В. Птухи НАН Украины.
2 Український центр соціальних реформ (УЦСР), Державний комітет статистики (Держкомстат України) [Україна], Міністерство охорони здоров’я (МОЗ) [Україна], та Macro International Inc. 2008 Медико-демографічне обстеження населення України 2007 року. Calverton, Maryland, США: УЦСР та Macro International (Украинский центр социальных реформ (УЦСР), Государственный комитет статистики (Госкомстат Украины) [Украина], Министерство здравоохранения (МЗО) [Украина], и Macro International Inc. 2008 Медико-демографическое обследование населения Украины 2007 года. Calverton, Maryland, США: УЦСР и Macro International) с. 227
3 Там же, с. 228-229
4 Трудова міграція населення Тернопільської області: кількісний та географічний аспекти. – Тернопіль: Збруч, 2007. с. 20. (Трудовая миграция населения Тернопольской области: количественный и географический аспекты. - Тернополь: Збруч, 2007. с. 20)
5 Головаха Є., Паніна Н. Українське суспільство 1992-2008: Соціологічний мониторинг. – К., 2008. – с. 63 (Головаха Е., Панина Н. Украинское общество 1992-2008: Социологический мониторинг. - К., 2008. с. 63)
6 Стан дотримання та захисту прав громадян України за кордоном: Спеціальна доповідь Уповноваженого Верховної Ради України з прав людини – К., 2003. –  189 с. (Состояние соблюдения и защиты прав граждан Украины за границей: Специальный доклад Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека - К., 2003. -  189 с.); Трудова міграція населення Тернопільської області: кількісний та географічний аспекти. – Тернопіль: Лідер, 2002. – 52 с. (Трудовая миграция населения Тернопольской области: количественный и географический аспекты. - Тернополь: Лидер, 2002. - 52 с.)
7 Український центр соціальних реформ (УЦСР), Державний комітет статистики (Держкомстат України) [Україна], Міністерство охорони здоров’я (МОЗ) [Україна], та Macro International Inc. 2008 Медико-демографічне обстеження населення України 2007 року. Calverton, Maryland, США: УЦСР та Macro International (Украинский центр социальных реформ (УЦСР), Государственный комитет статистики (Госкомстат Украины) [Украина], Министерство здравоохранения (МЗО) [Украина], и Macro International Inc. 2008 Медико-демографическое обследование населения Украины 2007 года. Calverton, Maryland, США: УЦСР и Macro International) с. 231

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.