|
Семейная политика в Украине
Б.А. Кример1
Семейная политика Украины в контексте демографического
кризиса находится в центре внимания общественности и органов государственной
власти уже довольно длительный период. Начиная с 2005 года, государство
заняло позицию активного содействия увеличению рождаемости и поддержки
семей в целом. Довольно много внимания в последние годы уделяется
решению проблем многодетных семей. Эффективность принятых мер в
значительной степени дискуссионна, но самому вопросу семейной политики
в последние годы уделяется существенно больше внимания, чем в предыдущие
годы периода независимости страны. Наиболее существенной частью
государственной помощи семьям с детьми является финансовая составляющая,
а точнее – одноразовая материальная помощь при рождении ребёнка.
Именно на значительных по размерам выплатах при рождении фокусируется
семейная политика Украины, хотя следует отметить, что активно ведуться
дискуссии о расширении системы поддержки семей с детьми на
разных уровнях.
Длительный период выплаты при рождении ребёнка в Украине существовали,
но были очень незначительными. Представление об «эволюции» размеров
материальной помощи в сопоставлении со средней заработной платой
за последние годы дает таблица 1.
Таблица 1. Материальная помощь при рождении ребёнка
в Украине в 2002-2009 гг.
Дата
|
Средняя заработная плата
|
Одноразовая помощь при рождении ребёнка
|
Ежемесячная помощь по уходу за ребенком
|
грн.
|
грн.
|
у % к средней з/п
|
грн.
|
в % к средней з/п
|
01.01.2002
|
324
|
200
|
61,73
|
40
|
12,35
|
01.04.2002
|
350
|
300
|
85,71
|
45
|
12,86
|
01.10.2002
|
368
|
320
|
86,96
|
58
|
15,76
|
01.01.2003
|
395
|
320
|
81,01
|
80
|
20,25
|
01.01.2004
|
501
|
684
|
136,53
|
85
|
16,97
|
01.05.2004
|
531
|
725
|
136,53
|
91
|
17,14
|
01.01.2005
|
653
|
1550
|
237,37
|
102
|
15,62
|
01.04.2005
|
676
|
8498
|
1257,10
|
104
|
15,38
|
01.01.2006
|
884
|
8500
|
961,54
|
114
|
12,90
|
01.01.2007
|
1112
|
8500
|
764,39
|
114
|
10,25
|
01.01.2008
|
1521
|
12240
|
804,73
|
158
|
10,38
|
01.01.2009
|
1665
|
12240
|
735,43
|
130
|
7,8
|
В начале 2001 года одноразовая выплата при рождении ребёнка
составляла 180 грн., в начале 2002 г. – 200 грн., ежемесячная помощь
на ребёнка до достижения ним трехлетнего возраста составляла в то
же время 40 грн. Размер прожиточного минимума составлял 342
грн. в месяц (для детей до 6 лет – 307 грн). Сопоставление этих
показателей очень хорошо показывает, что денежные выплаты при рождении
и воспитании ребёнка не могли обеспечить даже минимальных потребностей
семей с детьми, особенно если учесть, что прожиточный минимум всегда
принимался на уровне намного ниже реальных потребностей населения.
В последующие годы в Украине проводилось незначительное увеличение
размера выплат – одноразовая помощь составляла 320 грн. в
2003 году, 684 грн. - в 2004 году, 725 грн. – в середине 2004 года
(что уже почти вдвое превышало прожиточный минимум и втрое
– минимальную заработную плату).
Переломным можно назвать 2004 год. В этот период вопрос поддержки
государством семьи и материальной помощи матерям впервые начал активно
фигурировать в предвыборной риторике и с тех пор стал сильно политизированным.
После смены власти новое руководство страны пошло на значительное
увеличение выплат при рождении ребёнка. С 01.01 2005
г. размер выплат составил 1500 грн., а с 01.04.2005 г. – 8497 грн.
(8500 грн с начала 2006 г.). Увеличение выплат проводилось на фоне
незначительного возрастания других основных социальных стандартов.
Следует отметить, что выплачиваемая при рождении ребёнка сумма внушительна
не только по украинским меркам – это один из наиболее больших грантов
при рождении в странах Европы.
Следующее реформирование выплат при рождении имело место в 2008
году. Одноразовая помощь при рождении первого ребёнка
(для всех детей, рождённых после 31 декабря 2007 года) составила
12240 грн., второго – 25000 грн. и 50000 грн. при рождении
третьего ребёнка. Выплачиваются деньги не одномоментно, а частями
на протяжении одного-трех лет после рождения в зависимости от очередности
ребёнка. Так, первая выплата при рождении первого и второго ребёнка
составляет 4800 грн, третьего - 5000 грн. Остальная сумма
выплачивается равными частями на протяжении года при рождении
первого ребёнка (620 грн. в месяц), двух лет при рождении
второго (840 грн. в месяц), и трех лет при рождении третьего (1250
грн. в месяц).
Ежемесячная помощь по уходу за ребёнком до достижения им трехлетнего
возраста на протяжении последних лет также несколько возросла, но
всегда её размер был очень небольшим в сравнении с всеми остальными
социальными стандартами. В 2005 г. размер составил 104 грн, в 2006
г. – 114 грн., в 2007 г.– 120 грн., в 2008 г. – 130 грн. Другие
виды связанной с детьми материальной помощи, а именно помощь
на детей, взятых под опеку и помощь одиноким матерям
также имеют очень низкие размеры.
Система отпусков для родителей в Украине практически не изменилась
за последние десятилетия. В наследство со времён социализма досталось
законодательство, которое предусматривает довольно высокую длительность
декретного отпуска и отпуска по уходу за ребёнком. Декретный отпуск
по длительности и уровню оплаты находится в наиболее распространённых
в Европе рамках и составляет 126 дней (140 в случае усложненных
родов или рождения нескольких детей). Отпуск по уходу за ребёнком
может длиться до трёх лет, что сопоставимо с наиболее длительными
зарубежными аналогами. Право на данный отпуск имеют мать, отец или
же кто-либо другой из родственников, фактически ухаживающий за ребёнком.
Также предусмотрена возможность работы на дому или на условиях неполного
рабочего времени. В отличие от многих европейских стран, отпуск
по уходу за ребёнком не оплачивается – родители могут получать пособие
размером в 130 грн., но в реалиях современной Украины эта
сума мало что значит. Отпуска для отца или же обязательной квоты
для него в отпуске по уходу за ребёнком законодательство Украины
не предусматривает. Усыновители новорожденного ребёнка также получают
право на отпуск в 56 дней (70 при усыновлении двух и более детей)
и отпуск по уходу (такой же, как у родителей). Существует еще дополнительный
отпуск длительностью в 7-14 дней для родителей, у которых двое и
более детей, для одиноких родителей, усыновителей, опекунов и родителей
ребёнка-инвалида.
В последние годы систематически инициируются изменения в законодательство
о предоставлении дополнительных льгот многодетным семьям. Последние
изменения предусматривают введение с 2010 года весомых льгот
в сфере оплаты жилищно-комунальных услуг, транспорта, медицины,
образования, налогообложения и пенсионного обеспечения.
Если говорить об оценке влияния семейной политики
Украины на рождаемость, то следует отметить что уровень рождаемости
в последние годы заметно вырос. После увеличения материальной помощи
при рождении ребёнка в 2005 году темпы прироста показателей рождаемости
несколько возросли, но общий рост рождаемости начался несколькими
годами ранее. Влияние активизации семейной политики на рост рождаемости
трудно отследить, поскольку также присутствуют эффекты посткризисного
подъема рождаемости, переноса рождений в более поздние возраста,
вступления в активный репродуктивный возраст более многочисленных
поколений рожденных в начале-середине 1980-х годов. Следует также
отметить, что в последние годы рост рождаемости является общеевропейской
тенденцией. Но некоторый положительный эффект государственных мер
все же присутствует, и об этом можно говорить достаточно уверенно.
По материалам репрезентативного выборочного обследования «Семья
и семейные отношения в Украине» (2009 г.) можно дать определенную
количественную оценку семейной политики государства. На рис.1 отражено
влияние введения существенной материальной помощи при рождении ребёнка
на детородные планы населения.
Рис.1. Распределение ответов на вопрос
о влиянии введения одноразовой помощи при рождении ребенка на детородные
планы населения в Украине, апрель 2009 г., %
Влияние материальной помощи довольно четко прослеживается, хотя
вряд ли его можно считать значительным. Суммарно 12,6% опрошенных
признали, что существенная одноразовая помощь при рождении так или
иначе повлияла на их детородные планы, при этом 5,8% из них
уже родили ребёнка в период действия весомых одноразовых выплат.
С одной стороны, это не такая уж и большая часть населения,
и влияние на таком уровне скорее всего не отвечает ожиданиям политиков
- приверженцев введения и роста подобных выплат, но в условиях
чрезмерно низкого уровня рождаемости, который наблюдался в Украине
несколько лет подряд, даже незначительный положительный эффект государственных
мер можно считать достаточно весомым и своевременным.
1
Борис Александрович Кример, младший научный сотрудник Института
демографии и социальных исследований им. М.В. Птухи НАН Украины
|