|
|
Рубрику ведет кандидат экономических наук
Виктория Ивановна САКЕВИЧ
|
Выводы Регионального форума, посвященного
15-й годовщине МКНР, и
Ключевые направления стратегической деятельности по дальнейшему
ускорению реализации Программы действий МКНР
в Европе и Центральной Азии
Стамбул, 13 ноября 2009 г.
Региональный форум по воплощению в жизнь решений МКНР-15+
собрал вместе более 200 участников из 36 стран, включая министров
и других государственных должностных лиц высокого уровня, парламентариев,
представителей международных, неправительственных и религиозных
организаций, молодежных сетей, а также независимых экспертов, которые
в течение двух дней обсуждали достигнутые результаты, определяли
недостатки и вызовы, извлекали уроки и разрабатывали практические
рекомендации по ускорению темпов реализации Программы действий Международной
конференции по народонаселению и развитию (МКНР) на ближайшие 5
лет и дальнейший период.
Форум был организован совместно Европейской экономической
комиссией ООН (ЕЭК), Форумом европейских парламентариев (ФЕП), Европейской
сетью Международной федерации планирования семьи (МФПС) и Фондом
народонаселении ООН (ЮНФПА); в роли принимающей стороны выступило
правительство Турции.
Текущее состояние реализации Плана МКНР в европейском
регионе
Участники форума подчеркнули успехи, достигнутые за
последние 15 лет в деле реализации Программы действий МКНР, которые,
помимо прочего, включали: общее снижение показателей материнской
смертности и абортов в странах Восточной Европы, улучшение доступа
к дородовому наблюдению беременных женщин и оказанию квалифицированной
помощи при родах; улучшение доступа к информации и услугам в области
планирования семьи и охраны репродуктивного здоровья, в том числе
молодежи, а также проведение информационно-образовательных мероприятий
по вопросам охраны сексуального и репродуктивного здоровья в неформальной
обстановке; введение научно-обоснованных стандартов и протоколов
в области охраны материнского здоровья и планирования семьи; повышение
уровня знаний молодежи по вопросам профилактики ВИЧ и ИППП, а также
предоставление молодым людям возможности высказывать свое мнение
о проблемах, которые их касаются; укрепление потенциала организаций
гражданского сектора, работающих в области охраны сексуального и
репродуктивного здоровья молодежи и профилактики ВИЧ/СПИДа; улучшение
соответствия национальных статистических систем в области народонаселения
в странах Восточной Европы и Центральной Азии (ВЕЦА) международным
стандартам; рост внимания к возникающим проблемам в области народонаселения
при формулировании политики; укрепление общей благоприятной правовой
и политической среды, в том числе способствующей решению проблем
молодых людей, насилия на гендерной почве и т.д.
Одновременно, существуют области, в которых, несмотря
на прилагаемые усилия, еще не удалось добиться достаточных успехов:
уровень материнской смертности все еще остается высоким, особенно,
в Центральной Азии и некоторых странах Восточной Европы; в регионе
все еще наблюдаются самые высокие показатели абортов в мире, так
как женщины продолжают использовать аборт в качестве средства контроля
за рождаемостью; не достаточно интегрированы программы по охране
сексуального и репродуктивного здоровья и профилактики ВИЧ; страны
региона все еще сталкиваются с недостаточным доступом и качеством
услуг по охране репродуктивного здоровья, включая обеспечение средствами
охраны репродуктивного здоровья, особенно, среди наиболее социально
уязвимых групп населения.
Несмотря на тот факт, что все страны Европейского региона
и Центральной Азии подписали международные соглашения об обеспечении
гендерного равенства, включая Конвенцию об искоренении всех форм
дискриминации против женщин (CEDAW), которая была ратифицирована
подавляющим большинством голосов, проблема обеспечения гендерного
равенства и расширения прав и возможностей женщин остается нерешенной.
Она включает в себя отсутствие соответствующей политики, финансовых
средств и механизмов мониторинга, процедур обеспечения гендерного
равенства и предотвращения насилия на гендерной почве, а также отсутствие
правил и систем скоординированных мер в случаях насилия против женщин.
В то время как в области предоставления комплексного
образования, учитывающего возраст и гендерную специфику, информации
и услуг для молодых людей достигнуты значительные успехи, требуются
дополнительные усилия, направленные на удовлетворение потребностей
молодежи, входящей в группы риска, для того, чтобы сократить риск
заражения ВИЧ/СПИДом, ИППП, проведения небезопасных абортов и ранней
беременности. Кроме того, необходимо принять дальнейшие меры, направленные
на структурную природу безработицы среди молодежи и содействие созданию
новых рабочих мест.
Широко признан тот факт, что финансирование репродуктивного
здоровья не достигает уровней, необходимых для обеспечения должного
доступа к услугам в области планирования семьи и охраны здоровья
матери и ребенка, несмотря на то, что инвестирование в охрану здоровья
и прав женщин и молодых людей является признанным способом построения
лучшего мира. В то время, как за последние 15 лет финансирование
большинства областей здравоохранения значительно увеличилось, ситуация
с финансированием охраны сексуального и репродуктивного здоровья
в целом остается без изменений.
НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ
Участники Форума подтвердили свою приверженность задачам,
поставленным на МКНР, ее принципам и Программе действий как дальновидному
и целостному документу. Тот факт, что реализация Программы действий
имеет ключевое значение для достижения Целей развития тысячелетия
(ЦРТ), признан на международном уровне. В то же время, участники
подчеркнули, что за последние 15 лет мир и европейский регион испытали
значительные политические, социальные, экономические и демографические
перемены которые требуют прогрессивного мышления и согласованных
действий. Это включает:
- Разразившийся в настоящее время глобальный кризис влияет на
возможности правительств проводить социальную политику, вносит
изменения в репродуктивное и другие, важные для демографической
ситуации, виды поведения населения, и меняет движущие факторы
миграции;
- Изменение климата, которое требует от правительств разработку
национальной политики, стратегий и планов, направленных как на
смягчение, так и на адаптацию к климатическим изменениям, и учитывающие
динамику развития народонаселения и влияние изменения климата
на здоровье, особенно женщин и незащищенных групп населения;
- Изменения в репродуктивном поведении населения европейского
региона, а именно, откладывание рождения детей на более поздний
период, ослабление связи между браком и продолжением рода и рост
бездетности, что приводит к низкой рождаемости и перспективе сокращения
населения;
- Комбинацию естественного сокращения населения и значительного
уровня миграции во многих странах Восточной Европы и Центральной
Азии, которая не имеет аналогов в истории человечества и провоцирует
сокращение населения;
- Интенсивные потоки миграции, которые создают не только проблемы,
но и возможности как для страны, гражданами которой мигранты являются,
так и для принимающей страны. Особенно значительна мобильность
женщин и молодых людей, являющаяся причиной как выгод, так и уязвимости
этой категории населения;
- Увеличение доказательств того, что гендерное равенство в современных
европейских условиях ведет к росту рождаемости, что подчеркивает
важность усилий, направленных на обеспечение равенства между мужчиной
и женщиной и учета гендерных факторов при принятии мер, направленных
на повышение рождаемости;
- Старение население, которое усиливается низкой рождаемостью
и подчеркивает необходимость обеспечить устойчивость системы социальной
защиты и решить особые нужды пожилых людей, и особенно, женщин
и других социально уязвимых групп населения;
- Значительное сокращение показателей смертности среди пожилых
людей в западных странах, которое ставит под сомнение традиционные
представления о продолжительности жизни населения и влияет на
отношения между поколениями;
- В отличие от этого, в некоторых странах Содружества Независимых
Государств (СНГ) продолжают наблюдаться негативные тенденции смертности
и заболеваемости населения, что указывает на неравенство в области
охраны здоровья населения в данном регионе;
- Увеличение новых случаев заражения ВИЧ/СПИДом в некоторых странах,
что требует усиления мер по профилактике данного заболевания и
лечению и поддержке ЛЖВ.
КЛЮЧЕВЫЕ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ МЕРЫ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ УСКОРЕНИЮ
РЕАЛИЗАЦИИ РЕШЕНИЙ МКНР/ПЛАНА ДЕЙСТВИЙ В ЕВРОПЕ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ:
Участники определили следующие ключевые стратегические
направления деятельности по ускорению реализации Плана действий
МКНР в Европе и Центральной Азии:
Правительства должны мобилизовать усилия по обеспечению
всеобщего доступа к услугам в области охраны репродуктивного здоровья
и сокращения уровня материнской смертности путем:
- Уделения первостепенного внимания в национальной политике, планах
развития и бюджетах обеспечению всеобщего доступа к качественным
услугам в области охраны репродуктивного здоровья, включая профилактику
и лечение онкологических заболеваний репродуктивных органов;
- Обеспечения более эффективной интеграции программ по охране
сексуального и репродуктивного здоровья и программ по профилактике
ВИЧ/СПИДа, а также доступа людей, живущих с ВИЧ/СПИДом, к услугам
в области добровольного планирования семьи;
- Принятия мер по искоренению стигматизации и дискриминации людей,
живущих с ВИЧ/СПИДом;
- Реализации решений встреч на глобальном и региональным уровне
по достижению Цели развития тысячелетия №5 по охране материнского
здоровья;
- Оказания поддержки и содействия организации просветительской
деятельности в области охраны репродуктивного здоровья и поведения
населения, направленного на улучшение своего здоровья, особенно,
среди социально уязвимых групп населения;
- Обеспечения выделения достаточного количества национальных и
донорских средств на охрану репродуктивного здоровья и разработку
инновационных механизмов финансирования с целью предоставления
доступа к услугам в области охраны репродуктивного здоровья малообеспеченным
гражданам, не имеющих медицинской страховки, а также включения
задач, поставленных на МКНР, в региональные программы более широкого
характера такие, как Восточное партнерство.
Правительства должны использовать возможности, предоставляемые
демографическими изменениями, и решать проблемы, возникающие в этой
связи, путем:
- Разработки и реализации политики, которая способствует улучшению
образования и здоровья нынешнего и будущих поколений, содействует
гендерному равенству, ответственному родительству и уважению всех
прав и свобод человека;
- Использования возможностей, которые открывают демографические
изменения, для сокращения уровня бедности и достижения Цели развития
тысячелетия №1, включая создание благоприятной политики и условий,
позволяющих странам извлекать выгоду из возможностей, предоставляемых
сложившейся демографической ситуацией ("демографическим окном
возможностей");
- Пересмотра и внесения корректировок в социальную политику с
целью решения проблем социальной незащищенности отдельных групп
населения, связанных со старением, миграцией и взаимной зависимостью
между народонаселением и окружающей средой;
- Укрепления аналитического, научно-исследовательского и институционального
потенциала в решении проблем народонаселения, а также дальнейшего
содействия мерам по сбору данных, необходимых для разработки и
реализации соответствующей политики, и укрепления возможностей
национальных статистических систем.
Правительства должны активизировать усилия по обеспечению
того, чтобы равенство между мужчиной и женщиной и расширение прав
и возможностей женщин и девочек стало реальностью, а также по искоренению
любых форм насилия на гендерной почве путем:
- Постоянного укрепления политики и улучшения механизмов отчетности
и контроля с целью полного обеспечения всеобщего доступа к услугам
по охране сексуального и репродуктивного здоровья и соблюдения
репродуктивных прав;
- Поддержки адвокативных программ, осуществляемых с участием мужчин
и мальчиков, с целью содействия позитивным изменениям в поведении
и осознанию важности расширения прав и возможностей женщин и девочек,
а также достижения справедливости и гендерного равенства в обществе;
- Решительного осуждения, в частности, в ходе работы с парламентариями
и судебными органами, продолжающихся насильственных действий в
отношении женщин и девочек с целью положить конец безнаказанности
за насилие против женщин;
- Обеспечение должной и комплексной поддержки и защиты жертв насилия
и принятие мер по реабилитации лиц, совершивших подобные преступления;
- Повышение уровня информированности населения о проблемах насилия
на гендерной почве, как вопроса обеспечения прав человека, и укрепление
местных организаций, занимающихся борьбой с насилием на гендерной
почве, путем привлечения различных средств массовой информации,
религиозных и неправительственных организаций;
- Обеспечение проведения исследований и сбора данных, касающихся
распространенности, причин и последствий любых форм насилия против
женщин, а также эффективности мер по предотвращению и борьбе с
насилием против женщин;
- Тесное сотрудничество с партнерами в общинах, включая религиозных
деятелей и религиозные организации, в области борьбы с насилием
на гендерной почве.
Правительства должны укреплять меры, направленные на
расширение прав и возможностей молодых людей, путем:
- Выделение достаточного количества средств на их образование
и развитие навыков безопасной жизнедеятельности; обеспечения должных
возможностей в области трудоустройства; а также создания механизмов
обеспечения эффективного участия молодежи в социально-политических
процессах, позволяющих им вносить вклад в разработку, реализацию,
контроль и оценку политики и мер, которые затрагивают их интересы;
- Предоставление молодым людям доступа к услугам в области охраны
сексуального и репродуктивного здоровья, признания разнообразия
и организации соответствующего возрасту и учитывающего специфику
полов обучения и предоставления информации в области охраны сексуального
и репродуктивного здоровья;
- Предотвращение любых форм эксплуатации и жестокого обращения
с молодыми людьми, включая торговлю людьми, и экономическое, сексуальное,
физическое и психическое насилие, создания социально-экономических
и правовых условий, способствующих искоренению браков с несовершеннолетними
и дискриминации беременных девочек;
- Оказание поддержки и контроль за межотраслевым инвестированием
средств в развитие молодежи, уделяя особое внимание подросткам
из маргинализованных групп населения, путем принятия мер по улучшению
их качества жизни, возможностей принятия решений и их вклада в
устойчивое развитие общества.
Участники призвали правительства, парламенты, международные,
неправительственные и религиозные организации, молодежные сети,
гражданское общество, частный сектор, а также других заинтересованных
лиц обеспечить принятие всех вышеперечисленных мер и активизацию
усилий по реализации решений Плана действий МКНР и достижению Целей
развития тысячелетия в регионе.
|