Rambler's Top100

№ 393 - 394
12 - 25 октября 2009

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Глазами аналитиков 

Статистическое моделирование и анализ интенсивности современной брачности населения Республики Беларусь

Социально-экономические факторы внутренней миграции в Республике Беларусь

Проблемы регулирования рынка труда в период становления инновационной экономики в Беларуси

Республика Беларусь в зеркале социологии: особенности социальных процессов на современном этапе развития

Чтоб не обрушить мирозданье

Архив раздела Глазами аналитиков


Google
Web demoscope.ru

Республика Беларусь в зеркале социологии: особенности социальных процессов на современном этапе развития

Владимир Беспалый1
(Опубликовано в журнале "Общество и экономика" №6 2009, с. 62-77)

В условиях социально-политических и экономических преобразований, происходящих в Беларуси, поиска адекватных ее национальным особенностям и мировым тенденциям путей всестороннего развития особое значение имеют социологические исследования, которые позволяют узнавать истинные настроения и ожидания граждан страны, их запросы и нужды, давать оценку происходящим в обществе социальным процессам и явлениям.

Проводимые на постоянной основе социологические опросы помогают обеспечивать эффективную работу механизма обратной связи, дополняя и конкретизируя статистическую информацию о динамике и тенденциях изменения интересов и запросов, мнений и настроений различных категорий населения. Широкое использование социологических исследований позволяет избегать умозрительных, интуитивных заключений и оценок при выработке и принятии необходимых мер.

Именно поэтому Информационно-аналитическим центром при Администрации Президента Республики Беларусь систематически проводятся социологические исследования, некоторые результаты которых представлены в данной статье. Социологические исследования проводились по многоступенчатой комбинированной выборке, квотной на этапе отбора респондентов, методом интервью "лицом к лицу". Как правило, опрашивалось от 1500 до 2100 респондентов в возрасте от 18 лет и старше во всех областных центрах страны и г. Минске, районных городах и сельских населенных пунктах. Выборка репрезентативна, статистическая погрешность не превышает 3%2.

Анализ результатов исследований позволяет выявить некоторые тенденции и специфические особенности современного этапа развития белорусского социума.

Характеризуя состояние современного белорусского общества, в первую очередь следует отметить произошедшую за последние десять лет определенную стабилизацию восприятия политической и социально-экономической ситуации в республике и связанные с этим чувство уверенности в завтрашнем дне, доминирование жизненного оптимизма, достаточно положительные характеристики социального самочувствия.

Стабилизация проявляется в оценках населением своего материального положения, складывающейся социально-экономической и политической ситуации в стране, самоидентификации с бедностью или богатством, представлениях о перспективах развития страны. Особо следует отметить устойчивость указанных выше индикаторов вот уже на протяжении 5 - 7 лет.

Переходный период, начало которому было положено в юнце 80-х годов прошлого столетия, в определенной степени обострил проблематику оценок населением материального достатка и общей экономической ситуации в стране. Изучение оценок населением социально-экономической ситуации, с одной стороны, позволяет лучше проанализировать социально-экономические процессы, а с другой - выявить самочувствие населения. В то же время эти оценки несут в себе определенный иррациональный элемент с учетом в частности того, что самочувствие населения не всегда коррелирует с объективными статистическими данными.

В настоящее время большая часть респондентов воспринимает социально-экономическую ситуацию в Беларуси как стабильную. Позицию "ситуация остается стабильной" выбрали в конце 2008 года 48,4% опрошенных (по сравнению с 1998 годом данная цифра выросла на 40%). Улучшение социально-экономической ситуации отмечают 23,5%, об ее ухудшении заявили 16,8%; в 1998 году эти показатели составили соответственно 4,6% и 73,6%) (см. диаграмму 1).

Диаграмма 1. Оценка респондентами социально-экономической ситуации в Беларуси в 1998 и 2008 годах (в % от числа опрошенных)

Социологические исследования белорусского общества показывают, что "за последний год" (2008) по мнению 30% белорусов их материальное положение в той или иной степени улучшилось. Его ухудшение отмечают в два раза меньше опрошенных. Даже несмотря на некоторые колебания количественных параметров по приведенным выше позициям, в сравнении с IV кварталом 2000 г. в 3 раза увеличилось число граждан, отмечающих улучшение своего материального положения, а удельный вес тех, кто говорит об его ухудшении, сократился в 4 раза (см. диаграмму 2).

Диаграмма 2. Оценка респондентами своего материального положения в 2000 и 2008 годах (в % от числа опрошенных)

За последние восемь лет на 40% увеличилось число опрошенных, считающих свой достаток "средним" (в конце 2008 г. - 74,7%), на 30% сократилось количество "бедных" (16,9%) - см. диаграмму 3.

Диаграмма 3. Распределение ответов респондентов на вопрос "Кем Вы себя считаете?" в 2000 и 2008 годах (в % от числа опрошенных)

Характеризуя состояние политической сферы белорусского общества в первую очередь необходимо уделить внимание такому достаточно распространенному показателю в социологии, как "доверие" социальным институтам. Его важность заключается в том, что он и непосредственно связан с результатами деятельности политических институтов, и одновременно выражает эмоционально-рациональную оценку деятельности структур.

Общественное мнение населения Беларуси традиционно демонстрирует высокий уровень доверия к основным органам власти и достаточно низкий к оппозиции как политическому институту, что позволяет говорить о стабильности политической ситуации в стране. Так, полученные результаты показывают, что уровень доверия Президенту Республики Беларусь - самый высокий среди иных политических институтов белорусского общества. В IV квартале 2008 г. он составил 79,8% ("полностью" доверяют 41,4% опрошенных, "скорее доверяют" - 38,4%). Далее следуют правительство, парламент, местные органы власти, структуры местного самоуправления (см. диаграмму 4).

Диаграмма 4. Распределение ответов респондентов на вопрос "В какой степени Вы доверяете следующим политическим институтам республики?" (в % от числа опрошенных)

При оценке роли оппозиции в нашем обществе наиболее многочисленная группа респондентов (43,0%) считает, что оппозиционные силы не играют никакой роли; 21,7% полагают, что действия оппозиции приводят к политической нестабильности в нашем обществе, поэтому ее роль деструктивна. Вдвое меньше опрошенных отмечают конструктивную роль оппозиции в обществе, заключающуюся в активизации деятельности властных структур.

В целом абсолютное большинство респондентов считает политическую обстановку в Беларуси спокойной (83%). Только один из десяти находит ее напряженной, один из ста - критической, взрывоопасной.

Давая оценку политической ситуации, 7 из 10 участников исследования согласны с тем, что Беларусь развивается в правильном направлении. Наибольшая поддержка данной точки зрения у рабочих сельского хозяйства (77%), пенсионеров (75%), руководителей (73%) и служащих (71%).

Проблемным вопросом в развитии политической сферы белорусского общества уже на протяжении десятилетия является маргинальный статус существующих политических партий. На вопрос "Идеи и программы каких из перечисленных политических партий республики более всего совпадают с вашими убеждениями?" 20,2% респондентов ответили - "ни одной из названных", а 61,8% указали, что не знакомы с идеями и программами существующих в республике партий. При этом следует отметить, что уже на протяжении нескольких последних лет как ранговые позиции, так и количественные показатели (порядка пяти процентов и ниже) ведущих партий практически не меняются.

Полученные данные свидетельствуют о низком протестном потенциале белорусского общества. Подавляющее большинство граждан (от 80 до 90%) не допускают своего участия в различных акциях протеста. Возможность своего участия в митингах протеста подтверждают 1,8% опрошенных, в забастовках - 1,3%, в несанкционированных демонстрациях - 1,1%, в голодовках - 0,6%, в вооруженных выступлениях - 0,1% (см. диаграмму 5). При наличии исключительных обстоятельств число респондентов, готовых участвовать в протестных акциях, может возрасти до 5%.

Диаграмма 5. Готовность граждан участвовать в протестных акциях (в % от числа опрошенных)

Белорусское население демонстрирует достаточно высокий уровень доверия к правоохранительным органам страны, что, как представляется, в полной мере коррелирует с наличием у подавляющего большинства населения чувства безопасности.

Оценка населением своей безопасности напрямую зависит от состояния криминогенной обстановки. По мнению 31,4% респондентов, за последний год в городе (селе), где они проживают, криминогенная обстановка улучшилась. Считают, что криминогенная обстановка по месту проживания осталась на прежнем уровне, 40,2% респондентов. На ее ухудшение указали лишь 5,6% опрошенных, (см. таблицу 1).

Таблица 1. Распределение ответов респондентов на вопрос об изменении криминогенной обстановки в районе, городе (селе), республике (в % от числа опрошенных)

Оценка

В районе, городе (селе)

В республике

2007 г.

2008 г.

2007 г.

2008 г.

Улучшилась

31,1

31,4

22,4

26,2

Осталась на прежнем уровне

33,7

40,2

20,0

30,3

Ухудшилась

4,5

5,6

4,2

3,4

Затрудняюсь ответить

30,4

22,8

53,1

40,1

Только 7,6% респондентов постоянно чувствуют тревогу за свою безопасность. Отметили, что в полной мере чувствуют себя в безопасности от преступных посягательств, 47,2%, вариант "не всегда чувствую себя в безопасности" выбрали 44,8% опрошенных.

При этом результаты анализа показывают, что как минимум 16% респондентов или членов их семей за последний год становились жертвами противоправных действий. Среди наиболее распространенных преступлений они указывают на кражу имущества: 5,3% отметили, что потерпели от данного правонарушения; на хулиганство - 4,8%; на дорожно-транспортное происшествие - 3,3%.

Своеобразным криминальным термометром общества, показателем его нравственного состояния является уровень коррупции. Коррупция представляет собой не только криминологическое явление, но и явление социальное (социально-политическое, социально-экономическое, нравственное), отличающееся много структурным и многоуровневым содержанием.

По мнению большинства жителей республики, такое явление, как коррупция, существует в белорусском обществе. Однако, только около трети респондентов в ходе проведенных исследований отметили, что за последний год им приходилось лично сталкиваться со случаями, когда должностные лица, к которым они обращались, "ожидали" от них материального вознаграждения, услуги. Каждый пятый респондент заявил, что ему приходилось за последний год делать неофициальные выплаты или подарки каким-либо должностным лицам, работникам, от которых зависело решение интересующего респондента вопроса. Отмечая размер вознаграждения должностному лицу, каждый пятый респондент (21,9%) указывает на его чисто символический характер (коробка конфет, бутылка вина, кофе и т.п.).

Приведенные данные свидетельствуют, что большая часть респондентов делает небольшие подношения, исходя, вероятно, из существующих традиций, связанных с необходимостью благодарить за сделанную работу, оказанную услугу.

Указанные тенденции в определенной степени обеспечивают достаточно высокий уровень доверия населения республики к правоохранительным органам (см. диаграмму 6).

Наиболее высокий уровень доверия у такого правоохранительного органа республики, как прокуратура - 65,3% респондентов заявили о своем доверии ("полностью доверяю" - 22,0%, "скорее доверяю" - 43,3%). О своем недоверии прокуратуре заявили лишь 9,9% опрошенных. Суду как социальному институту доверяют 64,3% (не доверяют - 14,7%). Главному контролирующему органу - Комитету государственного контроля - высказали доверие 53,8% респондентов (не доверяют - 8,8%).

Диаграмма 6. Распределение ответов респондентов на вопрос "Насколько Вы доверяете следующим правоохранительным органам?" (в % от числа опрошенных)

Результаты проведенного исследования свидетельствуют о готовности большинства респондентов участвовать в обеспечении общественной, а значит, и своей безопасности. Так, готовы лично оказывать помощь милиции в случае необходимости 50,6% опрошенных граждан, 20,2% отметили: "готов при определенных условиях". Респонденты готовы оказывать помощь милиции в следующих формах: сообщать о беспорядках, тревожащих граждан, - 50,2%; сообщать о готовящемся преступлении - 40,3%; принимать участие в задержании преступника - 15,2%; вести правовую просветительскую работу в школе, на предприятии, по месту жительства - 10,7%; принимать участие в патрулировании - 10,4%; быть внештатным сотрудником милиции - 4,6%.

В то же время особенностью белорусского общества является и демонстрируемая населением толерантность по отношению к многим девиантно-противоправным проявлениям (например, распространению алкоголизма, употреблению наркотиков, коррупции).

Вместе с тем было бы неверным оставить вне анализа и проблемное поле современного белорусского общества (социологические исследования позволяют проранжировать важность "проблем, вызывающих у населения наибольшее беспокойство" (см. диаграмму 7), а также "международных проблем, вызывающих у населения наибольшее беспокойство" (см. диаграмму 8).

  1. Рост цен
  2. Алкоголизм
  3. Жилищная проблема
  4. Безработица
  5. Воспитание молодежи
  6. Преступность
  7. Расслоение общества на бедных и богатых
  8. Коррупция
  9. Ситуация в сфере здравоохранения
  10. Низкий уровень культуры населения
  11. Наркомания
  12. Экологические проблемы (охрана окружающей среды)
  13. Демографическая ситуация (рождаемость, смертность)
  14. Ситуация в сфере образования
  15. Ситуация в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ)
  16. Энергетическая безопасность
  17. Угроза террористических актов
  18. Политические противоречия внутри страны
  19. Межнациональная напряженность
  20. Напряженность на религиозной почве

Диаграмма 7. Проблемы в стране, вызывающие у населения наибольшее беспокойство (в % от числа опрошенных)

Замеры показывают, что большинство опрошенного населения (67,8%) традиционно отмечает рост цен как наиболее волнующую их проблему. И сегодня в условиях мировой финансовой нестабильности - это безусловно один из наиболее значимых факторов социального самочувствия.

Половина граждан обеспокоены распространением алкоголизма среди населения (49,4%). Многие участники опроса указали на остроту жилищной проблемы и безработицы (соответственно 42,7% и 37,8%). Каждого четвертого респондента тревожат вопросы воспитания молодежи, преступности, расслоения общества на бедных и богатых; каждого пятого опрошенного - коррупция, ситуация в сфере здравоохранения, недостаточная социальная защита граждан.

Год назад в ранжированном перечне проблем, наиболее беспокоящих граждан, на первых местах также находились рост цен и алкоголизм.

Третье ранговое место заняла проблема преступности (по последнему опросу - вопросы, связанные с жильем).

Сохраняется острота проблемы безработицы (34,9% - IV квартал 2007 г., 37,8% - IV квартал 2008 г.), а также воспитания молодежи (по 27,0%). Преступность год назад отметили на 11,3% больше респондентов (37,8% и 26,5% соответственно). К настоящему времени несколько снизилась тревожность относительно ситуации в сфере здравоохранения (27,2% и 21,2% соответственно).

Спустя год возросла тревожность граждан по проблеме коррупции (14,8% и 21,4%) и жилищным вопросам (36,7% и 42,7% соответственно).

  1. Мировой финансовый кризис
  2. Распространение международного терроризма
  3. Растущая и неприкрытая агрессивность внешней политики США
  4. Конфликт между Грузией, Южной Осетией и Абхазией
  5. Процесс расширения НАТО и размещения военной инфраструктуры блока в сопредельных странах
  6. Размещение противоракетной обороны (ПРО) США в Чехии и Польше
  7. Политика "двойных стандартов" в международных отношениях
  8. Ослабление роли ООН в регулировании международных отношений
  9. Сохранение военных конфликтов на Ближнем Востоке и в других горячих точках
  10. Распространение международного наркобизнеса
  11. Возможность осуществления военной операции США и их союзников против Ирана
  12. Провозглашение и признание со стороны ряда государств независимости Косово
  13. Ничего из вышеперечисленного

Диаграмма 8. Международные проблемы, вызывающие у населения наибольшее беспокойств (в % от числа опрошенных)

Среди международных проблем население больше всего беспокоит финансовый кризис (41,6%) и распространение международного терроризма (34,4%). Растущая и неприкрытая агрессивность внешней политики США, конфликт между Грузией, Южной Осетией и Абхазией тревожат более 20% опрошенных. Около 20% опрошенных беспокоят расширение НАТО и размещение военной инфраструктуры блока в сопредельных странах, размещение систем противоракетной обороны США в Чехии и Польше, использование политики "двойных стандартов" в международных отношениях, ослабление роли ООН в регулировании международных отношений, сохранение военных конфликтов.

Таким образом, проблемное поле общественного мнения в основном сфокусировано в социально-экономической сфере, в которой еще присутствует определенная незавершенность институциональных трансформаций, а многие отдельные институты социальной сферы находятся в процессе становления и совершенствования.

В числе мер, которые в оценках населения способны улучшить социально-экономическую ситуацию, по мнению 40% участников опроса, - укрепление союза с Россией и другими странами СНГ, обеспечение реальной социальной защиты и повышение благосостояния населения (см. диаграмму 9).

  1. Укрепление союза с Россией и другими странами СНГ
  2. Обеспечение реальной социальной защиты населения
  3. Повышение благосостояния населения
  4. Укрепление законности и правопорядка в республике
  5. Расширение экономических связей с западными странами
  6. Проведение экономических реформ медленно и осмотрительно
  7. Рыночные отношения
  8. Привлечение иностранного капитала
  9. Усиление государственного контроля и регулирования
  10. Энергичное проведение экономических реформ
  11. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса
  12. Обеспечение равных условий для развития всех форм собственности
  13. Поддержка государственных предприятий
  14. Строительство АЭС
  15. Осуществление мер по экономии и сбережению энергоресурсов
  16. Отмена льгот

Диаграмма 9. Меры, способствующие улучшению социально-экономической ситуации в республике (в % от числа опрошенных)

С одной стороны, здесь прослеживается этатистская традиция, вера в государство, которое должно решать все вопросы. Но с другой, здесь можно увидеть и некоторые иждивенческие настроения, проявляющиеся в желании населения получать помощь от государства (правительства, президента) на внутреннем уровне и от партнеров, союзников (например, России) на международном уровне. Следует отметить, что данная особенность белорусского общества полностью соответствует адаптационным стратегиям населения постсоветских стран. В условиях нелинейности и неустойчивости многих происходящих социальных процессов (в том числе и на глобальном уровне) население, как правило, принимает складывающиеся внешние социально-экономические условия как некую данность, пытаясь вписаться в них, но не пытаясь каким-либо образом оказать на них влияние или изменить их. В этом контексте преобладающей формой приспособления большинства населения постсоветских стран является пассивная адаптация. На практике около 70% населения Беларуси при решении материальных проблем прибегают к стратегии "затягивания поясов" (либо ничего не предпринимают, либо снижают уровень своих потребностей, либо стараются жить по средствам)3.

Важной характеристикой общественного сознания постсоветских государств является выбор внешнеполитического вектора. После распада СССР в 90-е годы многие вновь образованные новые независимые страны выбрали прозападный политический курс. Спецификой белорусского общества является традиционно восточный внешнеполитический вектор, что в полной мере отражается и в общественном мнении (см. диаграмму 10).

  1. Россия
  2. Другие страны СНГ
  3. Страны Западной Европы (Германия, Франция, Великобритания, Италия и др.)
  4. Страны Центральной и Восточной Европы (Польша, Венгрия, Чехия и др.)
  5. Украина
  6. Китай
  7. Страны Латинской Америки (Венесуэла, Бразилия и др.)
  8. Страны Балтии
  9. Япония
  10. США
  11. Индия
  12. Куба
  13. Ливия
  14. Южная Корея
  15. Иран
  16. Северная Корея
  17. Ирак

Диаграмма 10. Распределение ответов респондентов на вопрос "Тесное сотрудничество с какими странами, по Вашему мнению, в наибольшей степени соответствует интересам нашей страны в настоящее время?" (в % от числа опрошенных)

Подавляющее большинство белорусских граждан (77,8%) считают, что в настоящее время больше всего интересам нашей страны соответствует тесное сотрудничество с Россией. По мнению почти 40% опрошенных, такими партнерами для Беларуси должны быть бывшие республики СССР и страны Западной Европы (Германия, Франция, Великобритания, Италия и др.), в понимании каждого четвертого респондента - страны Центральной и Восточной Европы (Польша, Венгрия, Чехия и др.), Украина, Китай.

По отношению к странам Латинской Америки (Венесуэле, Бразилии и др.) вышеназванную позицию разделяют только 14,2% респондентов, к странам Балтии - 12,3%, к Японии - 10,4%. Еще меньше граждан (между 5 и 10%) склоняются к мнению, что в настоящее время интересам нашей республики соответствует тесное сотрудничество с США и Индией.

В сознании белорусских граждан сохраняется заинтересованность в продолжении строительства Союзного государства. Отвечая на вопрос "Что в большей степени может заинтересовать граждан Беларуси в дальнейшем формировании Союзного государства!", наибольшее число респондентов указали: укрепление позиции Беларуси на международной арене (43,5%); единые с российскими потребителями цены и тарифы на электричество, газ, горючее (33,6%); единое торговое пространство (23,9%); общая система обороны (21,2%); единая валюта (20,4%); единый рынок рабочей силы (18,1%); единое гражданство (17,8%). В меньшей степени высказана заинтересованность в создании общей системы социального обеспечения - 11,8%, единого налогового законодательства - 6,5% и единого информационного пространства - 6,4%.

Помимо политических и экономических доминантов общественного мнения, важным с точки зрения оценки происходящих в белорусском обществе социальных процессов является вычленение состояния и тенденций социального самочувствия. Несмотря на глобальное распространение чувства пессимизма и отсутствие веры в прогресс, что в последнее время стало неотъемлемой чертой современности, белорусское общество в целом можно охарактеризовать как оптимистично смотрящее в будущее. Это позволяет говорить о достаточно хороших перспективах дальнейшего развития страны, реализации социально-экономических и политических преобразований.

На вопрос "Уверены ли Вы в завтрашнем дне!" 61,4% опрошенных ответили утвердительно: 20,2% - "уверен", 41,2% - "скорее уверен". Треть опрошенных (32,8%) дали отрицательный ответ: 16,0% - "скорее не уверен" и 16,8% - "не уверен".

Положительные оценки доминируют при рассмотрении населением различных аспектов жизни: общение с друзьями, отношения в семье, статус в обществе, ситуацию на работе. Лишь по позициям "возможность отдыха в период отпуска" и "проведение досуга" у населения в несколько большей степени превалирует отрицательная оценка ("плохо") (см. диаграмму 11).

  1. Возможность общения с друзьями
  2. Отношения в семье
  3. Положение, статус в обществе
  4. Возможность получения образования
  5. Жизнь в целом складывается
  6. Ситуация на работе
  7. Возможность реализоваться в профессии
  8. Состояние здоровья
  9. Возможность проведения досуга
  10. Возможность отдыха в период отпуска

Диаграмма 11. Оценка респондентами состояния различных аспектов их жизни (в % от числа ответивших)

И как результирующая, общая оценка социальной адаптации: 2/3 населения (66,5%) считают, что их жизнь в целом складывается удовлетворительно (оценка выше, чем в среднем по стране, дана пенсионерами -72,8%, служащими - 70,1%). Каждый четвертый респондент свою жизнь в целом оценил на "хорошо" (чаще студенты, учащиеся - 39,2%, молодежь - 38,7%, руководители - 35,3%, рабочие, занятые в сельском хозяйстве, - 32,8%). И только 5,7%) дали оценку "плохо": в их числе каждый десятый безработный, 6,9% предпринимателей.

Большинство граждан (70,5%) жизнью довольны в той или иной степени: каждого пятого (19,2%) вполне устраивает то, как складывается сейчас его жизнь; половину опрошенных (51,3%) она устраивает по большей части. Каждый четвертый участник опроса (26,7%) не удовлетворен своей сегодняшней жизнью. Сельчане больше довольны жизнью, чем горожане (75,6% и 68,5% соответственно). Высок удельный вес молодежи (78,0%), в частности - студентов, учащихся (82,4%), удовлетворенных жизнью.

Больше половины респондентов (58,2%) в последнее время чаще испытывают позитивные эмоции, такие, как спокойствие, надежда, уверенность, интерес, радость и воодушевление. Негативные эмоциональные состояния усталости, тревоги, безразличия, беспомощности, отчаяния, обиды, страха характерны для 39,7% опрошенных (за последние два года соотношение данных оценок практически не изменилось).

Позитивных изменений в своей жизни в ближайший год ожидают 40,7%; каждый десятый прогнозирует ухудшение; 38,6% респондентов уверены в том, что их жизнь будет проходить без изменений.

Как представляется, обозначенные выше явления и процессы - это очень важные тренды общественной трансформации, оказывающие влияние на все стороны жизни как конкретного человека, так и всего общества, государства. Указанные процессы позволяют говорить о формировании в республике среднего класса, а также об интеграционной направленности, имманентной целостности, единстве белорусского общества.

Подводя итог рассмотрению некоторых трендов общественного мнения белорусского общества имеет смысл привести ответы респондентов на вопрос "Как Вы считаете, какие идеи в настоящее время могли бы способствовать объединению и дальнейшему развитию белорусского общества?": 44,9%о респондентов ответили "достойная жизнь", 44,1% -"сильное государство", 41,3% - "крепкая семья". Далее идут: "стабильность" (41%), "социальная защищенность" (38,8%), "законность и порядок" (35,1%) (см. диаграмму 12).

Совокупность обозначенных явлений и процессов в белорусском обществе позволяет говорить не только о завершении своеобразного транзитного, переходного периода и формировании устойчивого стабильного развития, но и о готовности белорусского общества к дальнейшим социальным трансформациям, совершенствованию и укреплению политических, экономических, правовых и социокультурных институтов. Даже несмотря на трудности, которые в настоящее время обусловлены влиянием мирового финансового кризиса, такие отмеченные выше фундаментальные доминанты общественного мнения, как стабильность, оптимизм, крепкая семья, сильное государство, социальная защищенность, законность и порядок позволяют Беларуси уверенно смотреть в будущее.

  1. Достойная жизнь
  2. Сильное государство
  3. Крепкая семья
  4. Стабильность
  5. Социальная защищенность
  6. Законность и порядок
  7. Здоровье нации
  8. Равенство и справедливость
  9. Свобода
  10. Богатство, процветание
  11. Сохранение и укрепление независимости и суверенитета
  12. Западный образ жизни
  13. Православие
  14. Коммунизм

Диаграмма 12. Идеи, способствующие объединению и дальнейшему развитию белорусского общества (в % от числа опрошенных, по полу)


1 Владимир Беспалый, кандидат социологических наук, заместитель директора Информационно-аналитического центра при Администрации Президента Республики Беларусь
2 См.: Республика Беларусь в зеркале социологии. Сборник материалов социологических исследований / Н. С. Шпак, В. О. Беспалый, А. В. Махоркин и др./ Под общ. редакцией О. В. Пролесковского. - Мн., ИАЦ. - 2008
.3 См.: Данилов А. Н., Нечипоренко О. В. Процессы социальной трансформации постсоветских обществ: опыт России, Беларуси, Казахстана // Социология. - 2008. N 1. С. 97.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.