|
Социально-экономические факторы внутренней миграции
в Республике Беларусь
Петракова Ю.Н.
(Полностью опубликовано в: Человеческий потенциал Республики
Беларусь / С.Ю. Солодовников [и др.]; науч. ред. П.Г. Никитенко;
Институт экономики НАН Беларуси. -Минск: Беларус. Навука, 2009.
с. 576-600)
<…>
Влияние социально-экономических факторов на внутренние
перемещения в Республике Беларусь
Выше были перечислены различные факторы, оказывающие влияние на
внутренние перемещения населения. Среди них важную роль играют социально-экономические.
Наиболее значимыми показателями в данной группе факторов выступают
степень развития производительных сил, наличие свободных рабочих
мест и возможность трудоустройства, помимо этого мигранты обращают
внимание на условия и характер труда, а также его престижность и
оплату.
В городах намного больше возможностей для трудоустройства по специальности,
а также значительно выше оплата труда. Поэтому основными магнитами
внутренней миграции выступают промышленные центры и крупные города
республики, где развита инфраструктура и функционируют предприятия
различных отраслей промышленности. Так, в 1960-х годах из-за интенсивного
развития промышленных городов: Солигорска (места добычи калийных
месторождений), Светлогорска («Химволокно» — многопрофильное нефтеперерабатывающее
предприятие), Новополоцка (сосредоточены предприятия по нефтепереработке)
— появлялись вакансии на данных предприятиях и в местах обслуживания
населения (больницах, школах, магазинах и т.д.), что способствовало
сильному притоку мигрантов. В результате численность населения за
межпереписной период (1959—1970 гг.) в Светлогорске выросла на 34,9
тыс. чел., в Солигорске — на 39,4 тыс., в Новополоцке — на 39,2
тыс. чел. В это же время за счет мигрантов увеличилось количество
жителей в городах, расположенных на Березовской, Лукомльской, Василевичской
ГРЭС. Значительный миграционный прирост способствовал росту и экономическому
развитию этих городов.
Если вышеперечисленные промышленные города росли быстрыми
темпами за счет мигрантов лишь в период открытия в них новых предприятий
с огромным количеством свободных рабочих мест и с развитием соответствующей
инфраструктуры, обслуживающей рабочих и их семьи, то г. Минск постоянно
получает приток мигрантов из всех областей республики. Это обусловлено
его столичным статусом с соответственно развитой инфраструктурой,
которая постоянно требует поступления нового персонала, как квалифицированного,
так и не квалифицированного. В Минске самая высокая по республике
численность экономически активного населения, самый высокий уровень
экономической активности населения (экономически активное население
к численности населения в трудоспособном возрасте), а также самый
низкий уровень безработицы (рис. 8.1).
![](img/a_graf05.jpg)
Рисунок 8.1. Показатели экономической
активности населения
Наибольшая доля экономически активного населения концентрируется
в Минске — 22,7% от всего экономически активного населения, но в
нем и самая высокая по всей республике численность населения. К
тому же из всего населения Минска 56,3% составляет экономически
активное население, в то время как по остальным областям данный
показатель в 2006 г. колебался от 42,7% в Брестской области до 44,1%
в Гомельской1. Причем
численность и доля экономически активного населения Минска постоянно
растет, немалый вклад в этот процесс вносит механический прирост.
Несмотря на более высокую обеспеченность нашей столицы трудовыми
ресурсами, уровень безработицы в ней самый низкий (0,5%), тогда
как в среднем по республике в 2006 г. он составил 1,2%. Это говорит
о том, что Минск и в дальнейшем сможет принимать и обеспечивать
работой мигрантов из других областей нашей страны.
Самая высокая доля безработных в 2006 г. в Минске наблюдалась в
младшем трудоспособном возрасте (16—29 лет) с пиком 19,7% в возрастной
группе 20—24 года, в то время как в остальных областях и в целом
по республике данный показатель распределялся по возрастным группам
довольно равномерно (от 9 до 12%) с более высокой долей безработных
лишь в возрастной группе 20—24 года (от 14,8% в Витебской области
до 19,0% в Гомельской). В этом возрасте молодежь оканчивает учебу
в ссузах и вузах и находится в активном поиске лучшего места для
трудоустройства. Если в Минске данный процесс из-за большего разнообразия
мест для трудоустройства затягивается до 30 лет, то в остальных
областях большинство молодежи к 25 годам уже определяется с рабочим
местом в родном городе либо мигрирует в другие более привлекательные
для трудоустройства населенные пункты.
Помимо широкой возможности для трудоустройства в местах прибытия
немаловажным для мигрантов является уровень оплаты труда.
По возможности для трудоустройства и по уровню заработной
платы лидирует г. Минск, номинальная начисленная среднемесячная
заработная плата работников в котором в 2006 г. составляла 709,8
тыс. руб., в то время как средний показатель но республике составлял
582,2 тыс. руб. Ниже отражено варьирование номинальной начисленной
среднемесячной заработной платы: работников по областям Республики
Беларусь (рис. 8.2).
![](img/a_graf06.jpg)
Рисунок 8.2. Номинальная начисленная
среднемесячная заработная плата работников по областям за 2006 г.
В Минске заработная плата в 2006 г. почти на 22% превышала среднереспубликанский
показатель. В это время в остальных областях зарплата была ниже
среднего по республике показателя и колебалась от 89% среднереспубликанского
уровня в Брестской области до 97,5% в Гомельской, но это не говорит
о том, что Брестская область менее привлекательна для мигрантов
в отличие от Гомельской. Помимо уровня оплаты труда на внутриреспубликанские
перемещения оказали влияние и другие показатели, характеризующие
уровень доходов и расходов населения. Ведь, несмотря на самую высокую
оплату труда, в Минске отмечаются самые высокие цены на продукты
питания и предметы организации быта и досуга, а также возможность
их приобрести значительно выше и разнообразнее, что приводит к самым
высоким по республике показателям расходов населения на покупку
товаров и оплату услуг.
В последние годы в республике постоянно снижается доля
расходов на питание в общей структуре потребительских расходов,
что свидетельствует о росте покупательской способности заработной
платы, ведь еда необходима человеку постоянно, поэтому в любом случае
она будет составлять значительную часть расходов, а чем ниже эта
доля, тем выше доход населения и тем больше денег тратится на другие
нужды, без которых при низком доходе можно обойтись (покупка предметов
длительного пользования, образование, культура и спорт). На данный
момент, по материалам выборочного обследования домашних хозяйств,
существует разница в структуре потребительских расходов между городской
и сельской местностью (рис. 8.3).
![](img/a_graf07.jpg)
Рисунок 8.3. Изменение структуры потребительских расходов
домашних хозяйств по городам, поселкам городского типа и сельской
местности
![](img/a_graf08.jpg)
Рисунок 8.4. Динамика удельного веса
малообеспеченного населения во всем населении по областям Республики
Беларусь
Вместе с ростом доходов и изменениями в структуре потребительских
расходов снижается удельный вес малообеспеченного населения (рис.
8.4). Данная тенденция характерна для всех областей Беларуси, для
населения всех возрастов независимо от места проживания. Но лица,
проживающие в сельской местности, больше подвержены риску малообеспеченности
по сравнению с горожанами. Так, в 2007 г. среди сельского населения
12,4% составляли малообеспеченные граждане, в то время как в городской
среде доля таких лиц составила лишь 5,6%2.
За рассматриваемый период наименьший показатель малообеспеченности
характерен для г. Минска, что вытекает из самого высокого по республике
уровня доходов населения. По областям он варьирует от 6,5% в Гродненской
области до 12,7% в Гомельской. Причем еще в 2000 г. в Гомельской
области был самый низкий среди остальных областей удельный вес малообеспеченного
населения. Одной из причин столь незначительного снижения доли малообеспеченных
граждан в Гомельской области может выступать иммиграция в область
незаконных мигрантов из других стран, а также экологических возвращенцев,
не обустроившихся на новых местах.
Жилищные условия и услуги здравоохранения. Немаловажную
роль для мигрантов и населения в целом играет наличие своего жилища
либо реальная возможность его получить в кратчайшие сроки. Ведь
даже в Конституции Республики Беларусь прописано, что каждый человек,
имеет право на жилище. Жилищная политика занимает не последнюю нишу
в планировании государственного бюджета, ежегодно немалые суммы
выделяются на строительство и реконструкцию жилья. Жилищный фонд
нашей страны постоянно растет: от 182, 4 млн. м2 общей
площади в 1990 г. до 222,4 млн. м2 в 2006 г., причем
рост наблюдается по всем областям (рис. 8.5).
![](img/a_graf09.jpg)
Рисунок 8.5. Динамика жилищного фонда
Республики Беларусь по областям, млн. м2 общей площади
Растет также и обеспеченность населения жильем, увеличивается общая
площадь жилья на 1 чел., улучшается и благоустройство жилищного
фонда. Но наблюдается существенная разница в данных показателях
между городом и селом. Если в сельской местности в 2006 г. в среднем
на 1 чел. приходилось 28,7 м2 общей площади, то в городах
и поселках городского типа лишь 20,7 м2. В то же время
в сельских населенных пунктах значительно ниже благоустройство жилищного
фонда (табл. 8.1).
Таблица 8.1. Благоустройство жилищного фонда на конец
года, %
Удельный вес общей площади
|
Города и поселки городского типа
|
Сельские населенные пункты
|
2000 г.
|
2005 г.
|
2006 г.
|
2000 г.
|
2005 г.
|
2006 г.
|
С водопроводом
|
96
|
97
|
97
|
66
|
70
|
71
|
С канализацией
|
95
|
96
|
96
|
60
|
65
|
66
|
С центральным отоплением
|
95
|
96
|
96
|
49
|
54
|
55
|
С газом
|
78
|
76
|
75
|
89
|
91
|
91
|
С горячим водоснабжением
|
88
|
92
|
92
|
32
|
41
|
41
|
С ванной (душем)
|
92
|
93
|
93
|
53
|
56
|
57
|
С напольными электроплитами
|
20
|
22
|
24
|
5
|
4
|
4
|
Несмотря на более высокую обеспеченность населения жильем в сельской
местности, что обусловлено наличием у большинства собственных одноэтажных
домов, уровень благоустройства этих жилищ значительно ниже, чем
в городах. Лишь половина сельских домов оборудована центральным
отоплением и ванными (душевыми) комнатами, меньше 50% жителей села
имеют доступ к горячему водоснабжению, чуть больше 60% пользуются
канализацией и водопроводом, в то время как в городах практически
100% жилого фонда имеют все вышеперечисленные блага. Данный факт,
несомненно, увеличивает привлекательность миграции из села в города
и поселки городского типа, где жилье значительно комфортнее, пусть
и наличие его в собственности, а также возможность быстрого приобретения
значительно ниже, чем в сельской местности. Особенно актуально это
для молодежи, которая стремится получить лучшие условия организации
быта, а далеко не в каждом сельском населенном пункте есть в наличии
те или иные блага.
Индикатором уровня жизни также выступают услуги здравоохранения.
Одним из показателей является количество больничных коек в целом
и на 10 тыс. чел. Численность коек колеблется по областям от 12,3
тыс. в Могилевской области до 20,3 тыс. в г. Минске. До 2004 г.
этот показатель сокращался и лишь в последние 2 года начал немного
возрастать. Более наглядным показателем выступает обеспеченность
населения больничными койками. Этот показатель изменяется от 104,7
больничных коек на 10 тыс. чел. в Минской области до 122,4 в Витебской.
Величина его определяется колебанием численности населения и наличием
больничных коек по областям.
Немаловажным показателем услуг здравоохранения выступает
обеспеченность населения врачами и средним медицинским персоналом,
численность которого сильно колеблется по областям (рис. 8.6).
![](img/a_graf09.jpg)
Рисунок 8.6. Обеспеченность населения
медицинским персоналом в 2006 г.
Естественно, самая высокая обеспеченность медицинским персоналом
в столице, где выше оплата труда, лучше обеспеченность медицинским
оборудованием в учреждениях здравоохранения. По этому показателю
столичный регион более привлекателен для мигрантов всех возрастов.
Особенно это касается лиц старшего возраста, которые чаще прибегают
к данному виду услуг, а значит заинтересованы в их качестве и разнообразии.
Образование, культура и отдых. Еще одним фактором, несомненно
влияющим на решение индивида мигрировать, выступают условия получения
образования, а также организация досуга. Чем лучше возможность получить
образование в том или ином населенном пункте, тем выше его привлекательность
для мигрантов. То же характерно и для учреждений, обеспечивающих
организацию досуга (театров, библиотек, киноустановок).
Возможность получения образования на всех стадиях — от дошкольного
до высшего — оказывает существенное влияние на миграционную подвижность
населения. Численность учреждений, обеспечивающих получение дошкольного
образования, постоянно сокращается. Если в 1990 г. было 5350 таких
учреждений, то в 2006 г. — 4135. Одной из причин данного снижения
является постоянное сокращение детей (с 608,0 тыс. чел. в 1990 г.
до 365,6 тыс. в 2006 г.). Причем если численность детских дошкольных
учреждений почти одинакова и в городах, и в селах, то численность
детей в городах почти в 5 раз выше, чем в сельской местности. Данная
диспропорция в численности детей между городом и селом обусловлена
диспропорцией в численности всего населения, ведь в сельской местности
проживает лишь 26,6% от всего населения Республики Беларусь, к тому
же на долю детей до 16 лет приходится только 16,5% от всего населения
сельской местности.
Лучше отражает обеспеченность дошкольными учреждениями
относительный показатель, который показывает процент охвата детей
дошкольными учреждениями. Данный показатель после спада середины
1990-х годов постоянно растет, но велика разница между городом и
селом (рис. 8.7).
![](img/a_graf011.jpg)
Рисунок 8.7. Охват детей дошкольными
учреждениями, %
В городской местности почти 100% детей посещают детский сад, в
то время как в сельской местности данный показатель составляет лишь
53%. Одной из причин данных различий выступает возможность в сельской
местности оставлять детей под присмотром неработающих бабушек и
дедушек, в то время как в городах из-за высокой занятости взрослого
населения приходится прибегать к услугам детских дошкольных учреждений.
Особенно важной является следующая ступень получения образования
— средние школы и все учреждения, дающие среднее образование. Здесь
по статистическим показателям получается, что в 2006 г. в городах
и поселках городского типа на 875,1 тыс. учащихся приходилось 1324
учебных заведения, обеспечивающих получение общего среднего образования,
в то время как в сельской местности на 286,3 тыс. учащихся было
2665 учебных заведений. Выходит, что обеспеченность учреждениями,
дающими общее среднее образование, в сельской местности значительно
выше, чем в городской. Но следует принимать во внимание количество
сельских населенных пунктов в стране, каждый из которых надо обеспечить
школой.
Немаловажным фактором получения образования является уровень подготовки,
который обеспечивают общеобразовательные учреждения. Он определяется
численностью преподавательского состава. Данный показатель постоянно
сокращается в сельской местности (с 54,4 тыс. учителей в 1990 г.
до 53,1 тыс. в 2006 г.), а в городах после значительного увеличения
за 1990-е годы (с 67,9 тыс. в 1990 г. до 93,0 тыс. в 2000 г.) в
последние годы колеблется в пределах 90—91 тыс. Это говорит о более
высокой обеспеченности и укомплектованности городских учреждений
преподавательским составом, а значит и о большей возможности получения
лучшего уровня подготовки в городах. Ведь в сельской местности из-за
нехватки учителей некоторые предметы ведут преподаватели совсем
других специальностей (например, совмещение учителем географии преподавания
географии и биологии, проведение уроков физической культуры учителем
совсем иной специальности). Помимо этого, в городах существенно
выше численность лицеев и гимназий, в которых изначально закладывается
более высокий уровень подготовки. Так, в 2006 г. в сельской местности
было только 7 гимназий и 3 лицея, а в городской — 163 и 34 соответственно.
Поэтому некоторые ученики сельских школ, которые в дальнейшем планируют
поступать в вузы, после получения базового образования переезжают
в города для учебы в лицеях и гимназиях, после окончания которых
возможность поступления в вузы значительно выше.
Следующей ступенью получения образования выступают средние специальные
(колледжи, техникумы) и высшие (университеты, институты, академии)
учебные заведения. Они являются причиной наиболее активной миграции.
Непосредственно для поступления в вузы и ссузы молодежь мигрирует
из сельской местности в города, ведь именно в них находятся все
учебные заведения данного уровня. Численность их колеблется по областям
(рис. 8.8).
Минск является главным магнитом миграции молодежи, ведь в нем сосредоточено
основное количество вузов и наибольшее число колледжей и техникумов,
готовящих специалистов различных специальностей.
Для получения образования в города и поселки городского
типа устремляется молодежь в возрасте 15—19 лет — именно на эту
возрастную группу приходится пик миграц0ионной активности как в
городах, которые принимают мигрантов, так и сельской местности,
которая теряет население за счет миграции. После получения образования
в возрасте от 20 до 24 лет многие молодые люди устремляются в обратном
направлении, но большинство молодежи старается закрепиться в городах.
На это влияют все вышеперечисленные факторы, а также еще один, характеризующий
обеспеченность населения различными учреждениями для организации
досуга: театрами, кинотеатрами, библиотеками, клубными учреждениями
— всем тем, что дает возможность интересно провести свободное время.
Естественно, колебания численности данных учреждений по областям,
а также между городской и сельской местностью довольно значительны.
Так, начиная с 1990 г. в республике постоянно растет количество
театров. На данный момент их насчитывается 29, но все они расположены
в городах. Численность библиотек, киноустановок, клубных учреждений
выше в сельской местности, это обусловлено большим количеством сельских
населенных пунктов, каждый из которых следует обеспечить данными
учреждениями. Уровень же обслуживания выше в городах. Например,
в 2006 г. на 3545 библиотек в сельской местности приходилось 30,1
млн. экземпляров книг, в то время как на 957 городских библиотек
— 41 млн. экземпляров.
![](img/a_graf012.jpg)
Рисунок 8.8. Численность учреждений,
обеспечивающих получение среднего специального и высшего образования
в 2006/07 учебном году
Постоянно сокращается численность киноустановок и клубных учреждений.
Если в 1990 г. их было 6916 и 6030 соответственно, то в 2006 г.
— 1920 и 4036 всего по республике. Причем, несмотря на значительно
большее их количество в сельской местности, посещали данные учреждения
активнее в городах. Например, за 2006 г. посетили киносеансы 8712,1
тыс. чел., из них сельские жители составили 1504,7 тыс. чел. Естественно,
численность населения в сельской местности значительно ниже, поэтому
и посещений меньше. Уровень обустройства данных учреждений в городах
значительно выше, что более привлекательно для посещений.
В силу всех вышеописанных социально-экономических факторов
несомненно преимущество городов и поселков городского типа перед
сельскими населенными пунктами. Они значительно привлекательнее
по возможности трудоустройства и оплате труда, по уровню и качеству
жизни населения. Все это обусловливает направление внутренних миграционных
потоков из сел в города как на временное, так и на постоянное место
жительства.
8.3. Направления внутренних миграционных потоков
Под влиянием различных факторов миграции, в том числе социально-экономических,
формируются основные направления внутренней миграции.
В нашей стране, как и во всем мире, наблюдается вполне закономерный
процесс перемещения населения из сельской местности в города. Складывается
он из нескольких ступеней: переезд сельских жителей в малые города,
а также горожан из мелких городов в более крупные.
Наблюдается данная тенденция весь послевоенный период, но численность
мигрирующего населения постоянно сокращается. Если в советское время
во внутренних перемещениях принимали участие от 450 до 600 тыс.
чел., то в 2007 г. лишь 224,4 тыс. чел.
За последнее десятилетие XX в. сильно изменилось направление
межобластных перемещений (рис. 8.9). В 1990 г. отрицательное сальдо
внутренней миграции было лишь у Гомельской и Могилевской областей,
как наиболее пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС. Население
из этих областей выезжало во все остальные области Республики Беларусь
и г. Минск, за счет чего в последних складывался положительный
прирост населения. С 1990 по 1995 г. почти в 2 раза сократился поток
внутренних мигрантов, что связано с дестабилизацией всех сфер жизни
общества в этот перестроечный период. К 1995 г. во всех областях
Республики Беларусь стал наблюдаться отток населения.
![](img/a_graf013.jpg)
Рисунок 8.9. Динамика сальдо внутренней
миграции населения по областям Республики Беларусь
Основным магнитом внутренней миграции остается г. Минск, хотя и
в нем миграционный прирост за счет сокращения числа прибывших снизился
с 11,6 тыс. чел. в 1990 г. до 6,0 тыс. чел. в 1995 г. После 1995
г. с началом стабилизации политических и экономических отношений
в стране сальдо миграции по областям стабилизируется и изменяется
незначительно. Во всех областях республики увеличивается отток населения,
за счет которого быстро растет приток людей в столицу. Лишь к 2002
г. сильный миграционный прирост г. Минска стабилизируется на уровне
15,0—15,5 тыс. чел. В это же время начинает сокращаться отток населения
из Минской области, а с 2005 г. в ней наблюдается приток населения,
что обусловлено сокращением численности выбывших в другие области
республики и в г. Минск при неизменном росте количества прибывших
в Минскую область, центрами притяжения в которой являются растущие,
с постоянно развивающейся экономикой города, расположенные вокруг
Минской агломерации.
В структуре миграционных потоков по половозрастному составу преобладает
молодежь в трудоспособном возрасте. Помимо этого, из всей численности
мигрантов 53,1% составляют женщины и лишь 46,9% — мужчины. Причем
в младшем трудосопособном возрасте больше миграционная активность
именно женщин, большинство из которых едут из сел в города для получения
образования и в поисках работы, в то время как мужчины данной возрастной
группы менее активно устремляются в города. Зато в старшем трудоспособном
возрасте более мобильными становятся мужчины.
Именно за счет сельского населения трудоспособного возраста
происходит основной прирост горожан (рис. 8.10). Так, в 2007 г.
городское население Беларуси за счет мигрантов в трудоспособном
возрасте увеличилось на 11,7 тыс. чел., или 64%, причем большая
их часть пришлась на младший трудоспособный возраст (миграционный
прирост за счет молодежи от 16 до 30 лет составил 12,3 тыс. чел.).
![](img/a_graf014.jpg)
Рисунок 8.10. Возрастная структура миграционного
прироста городского населения за счет сельского в рамках внутриреспубликанской
миграции в 2007 г., %
Убыль трудоспособного населения из сельской местности усугубляет
нехватку рабочих рук в селах, а также увеличивает нагрузку на оставшееся
трудоспособное население.
Сильная утечка молодежи отрицательно сказывается на социально-экономическом
и демографическом положении сельской местности. Из-за оттока лиц,
способных к наибольшему воспроизводству населения, снижается рождаемость,
а также трансформируется возрастная структура в пользу пожилого
возраста, что приводит к росту уровня смертности.
Отток из села трудоспособного населения с экономической точки зрения
неотвратимо ведет к застою и убыточности многих сельскохозяйственных
предприятий (агрокомбинатов, мясо- и молокоперерабатывающих комбинатов),
которые обеспечивают продуктами питания все, а главное, городское
население нашей республики. Если учесть, что сельские регионы занимают
около 90% территории Беларуси, а аграрному сектору экономики нашей
страны уделяется большое внимание, то постоянная эмиграция из сельской
местности трудоспособного населения может пошатнуть продовольственную
безопасность государства, поэтому следует активизировать процесс
стабилизации численности сельских жителей.
В последние годы развернулись государственные программы, направленные
не только на стабилизацию численности сельского населения, но и
на привлечение молодежи из городов в села. Создаются условия для
оптимизации процесса приживаемости уже вселившихся в сельскую местность
новоселов. Речь в первую очередь идет о социально-психологической
адаптации в новой социально-территориальной среде приехавших в село
горожан.
<…>
1 Здесь и далее использованы
статистические данные: Статистический ежегодник Республики Беларусь,
2007: стат. сб. — Минск, 2007.
2 Социально-экономическое
положение домашних хозяйств, 2008: стат. сб. - Минск, 2008. - С.
56.
|