|
Социально-экономические факторы внутренней миграции
в Республике Беларусь
Петракова Ю.Н.
(Полностью опубликовано в: Человеческий потенциал Республики
Беларусь / С.Ю. Солодовников [и др.]; науч. ред. П.Г. Никитенко;
Институт экономики НАН Беларуси. -Минск: Беларус. Навука, 2009.
с. 576-600)
<…>
Влияние социально-экономических факторов на внутренние
перемещения в Республике Беларусь
Выше были перечислены различные факторы, оказывающие влияние на
внутренние перемещения населения. Среди них важную роль играют социально-экономические.
Наиболее значимыми показателями в данной группе факторов выступают
степень развития производительных сил, наличие свободных рабочих
мест и возможность трудоустройства, помимо этого мигранты обращают
внимание на условия и характер труда, а также его престижность и
оплату.
В городах намного больше возможностей для трудоустройства по специальности,
а также значительно выше оплата труда. Поэтому основными магнитами
внутренней миграции выступают промышленные центры и крупные города
республики, где развита инфраструктура и функционируют предприятия
различных отраслей промышленности. Так, в 1960-х годах из-за интенсивного
развития промышленных городов: Солигорска (места добычи калийных
месторождений), Светлогорска («Химволокно» — многопрофильное нефтеперерабатывающее
предприятие), Новополоцка (сосредоточены предприятия по нефтепереработке)
— появлялись вакансии на данных предприятиях и в местах обслуживания
населения (больницах, школах, магазинах и т.д.), что способствовало
сильному притоку мигрантов. В результате численность населения за
межпереписной период (1959—1970 гг.) в Светлогорске выросла на 34,9
тыс. чел., в Солигорске — на 39,4 тыс., в Новополоцке — на 39,2
тыс. чел. В это же время за счет мигрантов увеличилось количество
жителей в городах, расположенных на Березовской, Лукомльской, Василевичской
ГРЭС. Значительный миграционный прирост способствовал росту и экономическому
развитию этих городов.
Если вышеперечисленные промышленные города росли быстрыми
темпами за счет мигрантов лишь в период открытия в них новых предприятий
с огромным количеством свободных рабочих мест и с развитием соответствующей
инфраструктуры, обслуживающей рабочих и их семьи, то г. Минск постоянно
получает приток мигрантов из всех областей республики. Это обусловлено
его столичным статусом с соответственно развитой инфраструктурой,
которая постоянно требует поступления нового персонала, как квалифицированного,
так и не квалифицированного. В Минске самая высокая по республике
численность экономически активного населения, самый высокий уровень
экономической активности населения (экономически активное население
к численности населения в трудоспособном возрасте), а также самый
низкий уровень безработицы (рис. 8.1).
Рисунок 8.1. Показатели экономической
активности населения
Наибольшая доля экономически активного населения концентрируется
в Минске — 22,7% от всего экономически активного населения, но в
нем и самая высокая по всей республике численность населения. К
тому же из всего населения Минска 56,3% составляет экономически
активное население, в то время как по остальным областям данный
показатель в 2006 г. колебался от 42,7% в Брестской области до 44,1%
в Гомельской1. Причем
численность и доля экономически активного населения Минска постоянно
растет, немалый вклад в этот процесс вносит механический прирост.
Несмотря на более высокую обеспеченность нашей столицы трудовыми
ресурсами, уровень безработицы в ней самый низкий (0,5%), тогда
как в среднем по республике в 2006 г. он составил 1,2%. Это говорит
о том, что Минск и в дальнейшем сможет принимать и обеспечивать
работой мигрантов из других областей нашей страны.
Самая высокая доля безработных в 2006 г. в Минске наблюдалась в
младшем трудоспособном возрасте (16—29 лет) с пиком 19,7% в возрастной
группе 20—24 года, в то время как в остальных областях и в целом
по республике данный показатель распределялся по возрастным группам
довольно равномерно (от 9 до 12%) с более высокой долей безработных
лишь в возрастной группе 20—24 года (от 14,8% в Витебской области
до 19,0% в Гомельской). В этом возрасте молодежь оканчивает учебу
в ссузах и вузах и находится в активном поиске лучшего места для
трудоустройства. Если в Минске данный процесс из-за большего разнообразия
мест для трудоустройства затягивается до 30 лет, то в остальных
областях большинство молодежи к 25 годам уже определяется с рабочим
местом в родном городе либо мигрирует в другие более привлекательные
для трудоустройства населенные пункты.
Помимо широкой возможности для трудоустройства в местах прибытия
немаловажным для мигрантов является уровень оплаты труда.
По возможности для трудоустройства и по уровню заработной
платы лидирует г. Минск, номинальная начисленная среднемесячная
заработная плата работников в котором в 2006 г. составляла 709,8
тыс. руб., в то время как средний показатель но республике составлял
582,2 тыс. руб. Ниже отражено варьирование номинальной начисленной
среднемесячной заработной платы: работников по областям Республики
Беларусь (рис. 8.2).
Рисунок 8.2. Номинальная начисленная
среднемесячная заработная плата работников по областям за 2006 г.
В Минске заработная плата в 2006 г. почти на 22% превышала среднереспубликанский
показатель. В это время в остальных областях зарплата была ниже
среднего по республике показателя и колебалась от 89% среднереспубликанского
уровня в Брестской области до 97,5% в Гомельской, но это не говорит
о том, что Брестская область менее привлекательна для мигрантов
в отличие от Гомельской. Помимо уровня оплаты труда на внутриреспубликанские
перемещения оказали влияние и другие показатели, характеризующие
уровень доходов и расходов населения. Ведь, несмотря на самую высокую
оплату труда, в Минске отмечаются самые высокие цены на продукты
питания и предметы организации быта и досуга, а также возможность
их приобрести значительно выше и разнообразнее, что приводит к самым
высоким по республике показателям расходов населения на покупку
товаров и оплату услуг.
В последние годы в республике постоянно снижается доля
расходов на питание в общей структуре потребительских расходов,
что свидетельствует о росте покупательской способности заработной
платы, ведь еда необходима человеку постоянно, поэтому в любом случае
она будет составлять значительную часть расходов, а чем ниже эта
доля, тем выше доход населения и тем больше денег тратится на другие
нужды, без которых при низком доходе можно обойтись (покупка предметов
длительного пользования, образование, культура и спорт). На данный
момент, по материалам выборочного обследования домашних хозяйств,
существует разница в структуре потребительских расходов между городской
и сельской местностью (рис. 8.3).
Рисунок 8.3. Изменение структуры потребительских расходов
домашних хозяйств по городам, поселкам городского типа и сельской
местности
Рисунок 8.4. Динамика удельного веса
малообеспеченного населения во всем населении по областям Республики
Беларусь
Вместе с ростом доходов и изменениями в структуре потребительских
расходов снижается удельный вес малообеспеченного населения (рис.
8.4). Данная тенденция характерна для всех областей Беларуси, для
населения всех возрастов независимо от места проживания. Но лица,
проживающие в сельской местности, больше подвержены риску малообеспеченности
по сравнению с горожанами. Так, в 2007 г. среди сельского населения
12,4% составляли малообеспеченные граждане, в то время как в городской
среде доля таких лиц составила лишь 5,6%2.
За рассматриваемый период наименьший показатель малообеспеченности
характерен для г. Минска, что вытекает из самого высокого по республике
уровня доходов населения. По областям он варьирует от 6,5% в Гродненской
области до 12,7% в Гомельской. Причем еще в 2000 г. в Гомельской
области был самый низкий среди остальных областей удельный вес малообеспеченного
населения. Одной из причин столь незначительного снижения доли малообеспеченных
граждан в Гомельской области может выступать иммиграция в область
незаконных мигрантов из других стран, а также экологических возвращенцев,
не обустроившихся на новых местах.
Жилищные условия и услуги здравоохранения. Немаловажную
роль для мигрантов и населения в целом играет наличие своего жилища
либо реальная возможность его получить в кратчайшие сроки. Ведь
даже в Конституции Республики Беларусь прописано, что каждый человек,
имеет право на жилище. Жилищная политика занимает не последнюю нишу
в планировании государственного бюджета, ежегодно немалые суммы
выделяются на строительство и реконструкцию жилья. Жилищный фонд
нашей страны постоянно растет: от 182, 4 млн. м2 общей
площади в 1990 г. до 222,4 млн. м2 в 2006 г., причем
рост наблюдается по всем областям (рис. 8.5).
Рисунок 8.5. Динамика жилищного фонда
Республики Беларусь по областям, млн. м2 общей площади
Растет также и обеспеченность населения жильем, увеличивается общая
площадь жилья на 1 чел., улучшается и благоустройство жилищного
фонда. Но наблюдается существенная разница в данных показателях
между городом и селом. Если в сельской местности в 2006 г. в среднем
на 1 чел. приходилось 28,7 м2 общей площади, то в городах
и поселках городского типа лишь 20,7 м2. В то же время
в сельских населенных пунктах значительно ниже благоустройство жилищного
фонда (табл. 8.1).
Таблица 8.1. Благоустройство жилищного фонда на конец
года, %
Удельный вес общей площади
|
Города и поселки городского типа
|
Сельские населенные пункты
|
2000 г.
|
2005 г.
|
2006 г.
|
2000 г.
|
2005 г.
|
2006 г.
|
С водопроводом
|
96
|
97
|
97
|
66
|
70
|
71
|
С канализацией
|
95
|
96
|
96
|
60
|
65
|
66
|
С центральным отоплением
|
95
|
96
|
96
|
49
|
54
|
55
|
С газом
|
78
|
76
|
75
|
89
|
91
|
91
|
С горячим водоснабжением
|
88
|
92
|
92
|
32
|
41
|
41
|
С ванной (душем)
|
92
|
93
|
93
|
53
|
56
|
57
|
С напольными электроплитами
|
20
|
22
|
24
|
5
|
4
|
4
|
Несмотря на более высокую обеспеченность населения жильем в сельской
местности, что обусловлено наличием у большинства собственных одноэтажных
домов, уровень благоустройства этих жилищ значительно ниже, чем
в городах. Лишь половина сельских домов оборудована центральным
отоплением и ванными (душевыми) комнатами, меньше 50% жителей села
имеют доступ к горячему водоснабжению, чуть больше 60% пользуются
канализацией и водопроводом, в то время как в городах практически
100% жилого фонда имеют все вышеперечисленные блага. Данный факт,
несомненно, увеличивает привлекательность миграции из села в города
и поселки городского типа, где жилье значительно комфортнее, пусть
и наличие его в собственности, а также возможность быстрого приобретения
значительно ниже, чем в сельской местности. Особенно актуально это
для молодежи, которая стремится получить лучшие условия организации
быта, а далеко не в каждом сельском населенном пункте есть в наличии
те или иные блага.
Индикатором уровня жизни также выступают услуги здравоохранения.
Одним из показателей является количество больничных коек в целом
и на 10 тыс. чел. Численность коек колеблется по областям от 12,3
тыс. в Могилевской области до 20,3 тыс. в г. Минске. До 2004 г.
этот показатель сокращался и лишь в последние 2 года начал немного
возрастать. Более наглядным показателем выступает обеспеченность
населения больничными койками. Этот показатель изменяется от 104,7
больничных коек на 10 тыс. чел. в Минской области до 122,4 в Витебской.
Величина его определяется колебанием численности населения и наличием
больничных коек по областям.
Немаловажным показателем услуг здравоохранения выступает
обеспеченность населения врачами и средним медицинским персоналом,
численность которого сильно колеблется по областям (рис. 8.6).
Рисунок 8.6. Обеспеченность населения
медицинским персоналом в 2006 г.
Естественно, самая высокая обеспеченность медицинским персоналом
в столице, где выше оплата труда, лучше обеспеченность медицинским
оборудованием в учреждениях здравоохранения. По этому показателю
столичный регион более привлекателен для мигрантов всех возрастов.
Особенно это касается лиц старшего возраста, которые чаще прибегают
к данному виду услуг, а значит заинтересованы в их качестве и разнообразии.
Образование, культура и отдых. Еще одним фактором, несомненно
влияющим на решение индивида мигрировать, выступают условия получения
образования, а также организация досуга. Чем лучше возможность получить
образование в том или ином населенном пункте, тем выше его привлекательность
для мигрантов. То же характерно и для учреждений, обеспечивающих
организацию досуга (театров, библиотек, киноустановок).
Возможность получения образования на всех стадиях — от дошкольного
до высшего — оказывает существенное влияние на миграционную подвижность
населения. Численность учреждений, обеспечивающих получение дошкольного
образования, постоянно сокращается. Если в 1990 г. было 5350 таких
учреждений, то в 2006 г. — 4135. Одной из причин данного снижения
является постоянное сокращение детей (с 608,0 тыс. чел. в 1990 г.
до 365,6 тыс. в 2006 г.). Причем если численность детских дошкольных
учреждений почти одинакова и в городах, и в селах, то численность
детей в городах почти в 5 раз выше, чем в сельской местности. Данная
диспропорция в численности детей между городом и селом обусловлена
диспропорцией в численности всего населения, ведь в сельской местности
проживает лишь 26,6% от всего населения Республики Беларусь, к тому
же на долю детей до 16 лет приходится только 16,5% от всего населения
сельской местности.
Лучше отражает обеспеченность дошкольными учреждениями
относительный показатель, который показывает процент охвата детей
дошкольными учреждениями. Данный показатель после спада середины
1990-х годов постоянно растет, но велика разница между городом и
селом (рис. 8.7).
Рисунок 8.7. Охват детей дошкольными
учреждениями, %
В городской местности почти 100% детей посещают детский сад, в
то время как в сельской местности данный показатель составляет лишь
53%. Одной из причин данных различий выступает возможность в сельской
местности оставлять детей под присмотром неработающих бабушек и
дедушек, в то время как в городах из-за высокой занятости взрослого
населения приходится прибегать к услугам детских дошкольных учреждений.
Особенно важной является следующая ступень получения образования
— средние школы и все учреждения, дающие среднее образование. Здесь
по статистическим показателям получается, что в 2006 г. в городах
и поселках городского типа на 875,1 тыс. учащихся приходилось 1324
учебных заведения, обеспечивающих получение общего среднего образования,
в то время как в сельской местности на 286,3 тыс. учащихся было
2665 учебных заведений. Выходит, что обеспеченность учреждениями,
дающими общее среднее образование, в сельской местности значительно
выше, чем в городской. Но следует принимать во внимание количество
сельских населенных пунктов в стране, каждый из которых надо обеспечить
школой.
Немаловажным фактором получения образования является уровень подготовки,
который обеспечивают общеобразовательные учреждения. Он определяется
численностью преподавательского состава. Данный показатель постоянно
сокращается в сельской местности (с 54,4 тыс. учителей в 1990 г.
до 53,1 тыс. в 2006 г.), а в городах после значительного увеличения
за 1990-е годы (с 67,9 тыс. в 1990 г. до 93,0 тыс. в 2000 г.) в
последние годы колеблется в пределах 90—91 тыс. Это говорит о более
высокой обеспеченности и укомплектованности городских учреждений
преподавательским составом, а значит и о большей возможности получения
лучшего уровня подготовки в городах. Ведь в сельской местности из-за
нехватки учителей некоторые предметы ведут преподаватели совсем
других специальностей (например, совмещение учителем географии преподавания
географии и биологии, проведение уроков физической культуры учителем
совсем иной специальности). Помимо этого, в городах существенно
выше численность лицеев и гимназий, в которых изначально закладывается
более высокий уровень подготовки. Так, в 2006 г. в сельской местности
было только 7 гимназий и 3 лицея, а в городской — 163 и 34 соответственно.
Поэтому некоторые ученики сельских школ, которые в дальнейшем планируют
поступать в вузы, после получения базового образования переезжают
в города для учебы в лицеях и гимназиях, после окончания которых
возможность поступления в вузы значительно выше.
Следующей ступенью получения образования выступают средние специальные
(колледжи, техникумы) и высшие (университеты, институты, академии)
учебные заведения. Они являются причиной наиболее активной миграции.
Непосредственно для поступления в вузы и ссузы молодежь мигрирует
из сельской местности в города, ведь именно в них находятся все
учебные заведения данного уровня. Численность их колеблется по областям
(рис. 8.8).
Минск является главным магнитом миграции молодежи, ведь в нем сосредоточено
основное количество вузов и наибольшее число колледжей и техникумов,
готовящих специалистов различных специальностей.
Для получения образования в города и поселки городского
типа устремляется молодежь в возрасте 15—19 лет — именно на эту
возрастную группу приходится пик миграц0ионной активности как в
городах, которые принимают мигрантов, так и сельской местности,
которая теряет население за счет миграции. После получения образования
в возрасте от 20 до 24 лет многие молодые люди устремляются в обратном
направлении, но большинство молодежи старается закрепиться в городах.
На это влияют все вышеперечисленные факторы, а также еще один, характеризующий
обеспеченность населения различными учреждениями для организации
досуга: театрами, кинотеатрами, библиотеками, клубными учреждениями
— всем тем, что дает возможность интересно провести свободное время.
Естественно, колебания численности данных учреждений по областям,
а также между городской и сельской местностью довольно значительны.
Так, начиная с 1990 г. в республике постоянно растет количество
театров. На данный момент их насчитывается 29, но все они расположены
в городах. Численность библиотек, киноустановок, клубных учреждений
выше в сельской местности, это обусловлено большим количеством сельских
населенных пунктов, каждый из которых следует обеспечить данными
учреждениями. Уровень же обслуживания выше в городах. Например,
в 2006 г. на 3545 библиотек в сельской местности приходилось 30,1
млн. экземпляров книг, в то время как на 957 городских библиотек
— 41 млн. экземпляров.
Рисунок 8.8. Численность учреждений,
обеспечивающих получение среднего специального и высшего образования
в 2006/07 учебном году
Постоянно сокращается численность киноустановок и клубных учреждений.
Если в 1990 г. их было 6916 и 6030 соответственно, то в 2006 г.
— 1920 и 4036 всего по республике. Причем, несмотря на значительно
большее их количество в сельской местности, посещали данные учреждения
активнее в городах. Например, за 2006 г. посетили киносеансы 8712,1
тыс. чел., из них сельские жители составили 1504,7 тыс. чел. Естественно,
численность населения в сельской местности значительно ниже, поэтому
и посещений меньше. Уровень обустройства данных учреждений в городах
значительно выше, что более привлекательно для посещений.
В силу всех вышеописанных социально-экономических факторов
несомненно преимущество городов и поселков городского типа перед
сельскими населенными пунктами. Они значительно привлекательнее
по возможности трудоустройства и оплате труда, по уровню и качеству
жизни населения. Все это обусловливает направление внутренних миграционных
потоков из сел в города как на временное, так и на постоянное место
жительства.
8.3. Направления внутренних миграционных потоков
Под влиянием различных факторов миграции, в том числе социально-экономических,
формируются основные направления внутренней миграции.
В нашей стране, как и во всем мире, наблюдается вполне закономерный
процесс перемещения населения из сельской местности в города. Складывается
он из нескольких ступеней: переезд сельских жителей в малые города,
а также горожан из мелких городов в более крупные.
Наблюдается данная тенденция весь послевоенный период, но численность
мигрирующего населения постоянно сокращается. Если в советское время
во внутренних перемещениях принимали участие от 450 до 600 тыс.
чел., то в 2007 г. лишь 224,4 тыс. чел.
За последнее десятилетие XX в. сильно изменилось направление
межобластных перемещений (рис. 8.9). В 1990 г. отрицательное сальдо
внутренней миграции было лишь у Гомельской и Могилевской областей,
как наиболее пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС. Население
из этих областей выезжало во все остальные области Республики Беларусь
и г. Минск, за счет чего в последних складывался положительный
прирост населения. С 1990 по 1995 г. почти в 2 раза сократился поток
внутренних мигрантов, что связано с дестабилизацией всех сфер жизни
общества в этот перестроечный период. К 1995 г. во всех областях
Республики Беларусь стал наблюдаться отток населения.
Рисунок 8.9. Динамика сальдо внутренней
миграции населения по областям Республики Беларусь
Основным магнитом внутренней миграции остается г. Минск, хотя и
в нем миграционный прирост за счет сокращения числа прибывших снизился
с 11,6 тыс. чел. в 1990 г. до 6,0 тыс. чел. в 1995 г. После 1995
г. с началом стабилизации политических и экономических отношений
в стране сальдо миграции по областям стабилизируется и изменяется
незначительно. Во всех областях республики увеличивается отток населения,
за счет которого быстро растет приток людей в столицу. Лишь к 2002
г. сильный миграционный прирост г. Минска стабилизируется на уровне
15,0—15,5 тыс. чел. В это же время начинает сокращаться отток населения
из Минской области, а с 2005 г. в ней наблюдается приток населения,
что обусловлено сокращением численности выбывших в другие области
республики и в г. Минск при неизменном росте количества прибывших
в Минскую область, центрами притяжения в которой являются растущие,
с постоянно развивающейся экономикой города, расположенные вокруг
Минской агломерации.
В структуре миграционных потоков по половозрастному составу преобладает
молодежь в трудоспособном возрасте. Помимо этого, из всей численности
мигрантов 53,1% составляют женщины и лишь 46,9% — мужчины. Причем
в младшем трудосопособном возрасте больше миграционная активность
именно женщин, большинство из которых едут из сел в города для получения
образования и в поисках работы, в то время как мужчины данной возрастной
группы менее активно устремляются в города. Зато в старшем трудоспособном
возрасте более мобильными становятся мужчины.
Именно за счет сельского населения трудоспособного возраста
происходит основной прирост горожан (рис. 8.10). Так, в 2007 г.
городское население Беларуси за счет мигрантов в трудоспособном
возрасте увеличилось на 11,7 тыс. чел., или 64%, причем большая
их часть пришлась на младший трудоспособный возраст (миграционный
прирост за счет молодежи от 16 до 30 лет составил 12,3 тыс. чел.).
Рисунок 8.10. Возрастная структура миграционного
прироста городского населения за счет сельского в рамках внутриреспубликанской
миграции в 2007 г., %
Убыль трудоспособного населения из сельской местности усугубляет
нехватку рабочих рук в селах, а также увеличивает нагрузку на оставшееся
трудоспособное население.
Сильная утечка молодежи отрицательно сказывается на социально-экономическом
и демографическом положении сельской местности. Из-за оттока лиц,
способных к наибольшему воспроизводству населения, снижается рождаемость,
а также трансформируется возрастная структура в пользу пожилого
возраста, что приводит к росту уровня смертности.
Отток из села трудоспособного населения с экономической точки зрения
неотвратимо ведет к застою и убыточности многих сельскохозяйственных
предприятий (агрокомбинатов, мясо- и молокоперерабатывающих комбинатов),
которые обеспечивают продуктами питания все, а главное, городское
население нашей республики. Если учесть, что сельские регионы занимают
около 90% территории Беларуси, а аграрному сектору экономики нашей
страны уделяется большое внимание, то постоянная эмиграция из сельской
местности трудоспособного населения может пошатнуть продовольственную
безопасность государства, поэтому следует активизировать процесс
стабилизации численности сельских жителей.
В последние годы развернулись государственные программы, направленные
не только на стабилизацию численности сельского населения, но и
на привлечение молодежи из городов в села. Создаются условия для
оптимизации процесса приживаемости уже вселившихся в сельскую местность
новоселов. Речь в первую очередь идет о социально-психологической
адаптации в новой социально-территориальной среде приехавших в село
горожан.
<…>
1 Здесь и далее использованы
статистические данные: Статистический ежегодник Республики Беларусь,
2007: стат. сб. — Минск, 2007.
2 Социально-экономическое
положение домашних хозяйств, 2008: стат. сб. - Минск, 2008. - С.
56.
|