|
Городские поселения Беларуси: проблемы и перспективы
развития
А.В. Богданович1
(Опубликовано в "Белорусском экономическом журнале",
2007, №2, с. 39-47)
Формирование в Республике Беларусь социально ориентированной
рыночной экономики и постиндустриального общества тесно взаимосвязано
с совершенствованием системы расселения, созданием благоприятных
условий для жизнедеятельности населения в городских поселениях различных
категорий и сельской местности. Важнейшей задачей при этом является
улучшение демографической ситуации как в республике в целом, так
и во всех регионах, особенно в малых и средних городских поселениях
и сельской местности.
В Беларуси с 1994 г. происходит уменьшение общей численности
населения. Значительно замедлился рост численности городских жителей
(рис. 1). Наибольшим он был в 1981–1985 г., когда среднегодовой
прирост городских жителей составил 182,7 тыс. чел., в 1991–1995
гг. он уменьшился до 25,9 тыс. чел., а в 2001–2005 гг. – до 9,1
тыс. чел. Вместе с тем продолжается концентрация населения в г.
Минске, отдельных областных центрах, больших и средних городах (рис.
2).
Рисунок 1. Динамика численности населения Республики
Беларусь
Рисунок 2. Изменение удельного веса городских поселений
различных категорий в общей их численности и в городском населении
Республики Беларусь (на начало года, %)
В Республике Беларусь насчитывается 207 городских поселений,
в том числе 112 городов и 95 поселков городского типа, которые
значительно различаются по численности населения. Минск, в котором
проживает 1,8 млн. чел., является крупнейшим городом, а областные
центры (Брест, Витебск, Гомель, Гродно и Могилев), в каждом из которых
проживает от 300 до 500 тыс. чел., относятся к категории крупных
городов. Имеется 8 больших городов с численностью населения от 100
до 230 тыс. чел. (Барановичи, Пинск, Орша, Новополоцк, Мозырь, Борисов,
Солигорск, Бобруйск).
По градостроительной классификации к средним по величине
относятся города, в которых проживает от 20 до 100 тыс. жителей.
В этой категории выделяется 2 группы городов: с численностью населения
от 20 до 50 тыс. и от 50 до 100 тыс. чел. В республике к первой
группе относятся 15 городов, ко второй – 10.
Более 81% всех городских поселений республики относится
к категории малых с численностью населения менее 20 тыс. чел. Таких
городских поселений в республике 168, в том числе 45 с численностью
жителей от 10 до 20 тыс. чел., 55 – 5–10 тыс. чел.,
41 – 2–5 тыс. чел. и в 27 городских поселениях численность
жителей не превышает 2 тыс. чел. К малым городским поселениям относятся
73 города и все 95 поселков городского типа, в том числе 83 городских
и 11 рабочих поселков, а также 1 курортный поселок (Нарочь).
За последние 15 лет общая численность городских поселений
Беларуси уменьшилась, так как городские поселки Восточный, Сокол,
Сосны включены в состав г. Минска, городские поселки Друя и Улла,
рабочие поселки Октябрьский и Осинторф в Витебской области, Первомайский
в Гродненской области, Гродзянка в Могилевской области отнесены
к сельским населенным пунктам. В этот период образовано 5 новых
городских поселков (Болбасово и Боровуха в Витебской области, Заречье
в Гомельской, Мачулищи в Минской и Дрибин в Могилевской областях).
Наиболее крупные поселки городского типа (Микашевичи в Брестской
области, Ивье и Свислочь в Гродненской, Крупки, Логойск, Мядель,
Узда и Фаниполь в Минской, Кировск и Кличев в Могилевской областях),
а также одно из древнейших городских поселений Беларуси г.п. Туров
Гомельской области преобразованы в города. В результате этих трансформаций
количество собственно городов увеличилось со 101 в начале 1991 г.
до 112 в 2006 г., а поселков городского типа уменьшилось со 110
до 95.
Рост экономики Беларуси осуществляется преимущественно
за счет наращивания производства на крупных предприятиях, размещенных
главным образом в г. Минске, областных центрах, больших и средних
городах с численностью населения свыше 50 тыс. чел. В этих же городах
более ускоренными темпами, по сравнению с малыми городскими поселениями,
развиваются предпринимательская деятельность и сфера услуг. Все
это способствовало тому, что уровень жизни населения в больших и
крупных городах значительно выше, чем в малых и значительной части
городских поселений. В результате жители не только сельской местности,
но и малых городских поселений стремятся переехать на постоянное
место жительства в г. Минск, крупные и большие города.
Около 81% прироста городского населения Республики Беларусь
за 1991–2005 гг. приходится на долю только 3 городов, в том числе
Минска – 59,4, Гродно – 13,3 и Бреста – 9,6%.
Из 202 нынешних городских поселений, являвшихся таковыми
и в 1991 г., численность населения увеличилась за этот период только
в 67, а в 128 уменьшилась и в 7 осталась без изменений. В этот период
образовано 5 новых городских поселений, в двух из которых (Боровуха
и Мачулищи) численность населения увеличивается, в двух (Заречье
и Дрибин) – уменьшается и в одном (Болбасово) – остается неизменной.
Наибольшее количество городских поселений с приростом численности
населения находится в Брестской и Минской областях, а с уменьшением
численности населения – в Витебской и Гомельской областях (табл.
1).
Таблица 1. Распределение городских поселений Республики
Беларусь и областей по изменению численности их населения за 1991–2005
гг.
Городские поселения
|
Респуб-лика Беларусь
|
В том числе области
|
г. Минск
|
Брест-
ская
|
Витеб-
ская
|
Гомель-ская
|
Гроднен-
ская
|
Мин-
ская
|
Моги-
левская
|
Всего на 1. 01 2006 г.
|
207
|
29
|
43
|
35
|
32
|
43
|
24
|
1
|
В том числе:
|
● в которых численность населения
|
увеличилась
|
67
|
17
|
6
|
5
|
13
|
17
|
8
|
1
|
уменьшилась
|
128
|
12
|
35
|
27
|
16
|
23
|
15
|
|
не изменилась
|
7
|
|
2
|
3
|
2
|
|
|
|
● вновь образованные
|
5
|
|
2
|
1
|
|
1
|
1
|
|
● преобразованные в сельские населенные
пункты
|
6
|
|
4
|
|
1
|
|
1
|
|
● включенные в состав г. Минска
|
3
|
|
|
|
|
|
|
3
|
Наличие столь большого количества городских поселений,
главным образом малых и средних, с уменьшающейся численностью населения
создает серьезную угрозу демографической безопасности страны и ее
устойчивому развитию. Поэтому важнейшим направлением региональной
политики Республики Беларусь является улучшение социально-экономической
ситуации в малых и средних городских поселениях, преодоление негативных
тенденций в их развитии.
К основным проблемам, препятствующим динамичному развитию
многих малых и средних городских поселений, относятся:
- ограниченность и низкий уровень развития экономической базы,
несоответствие структуры производства требованиям социально ориентированной
рыночной экономики и масштабу поселений;
- наличие в отдельных городских поселениях убыточных или низкорентабельных
крупных градообразующих предприятий, создающих угрозу для социальной
стабильности не только в самом городе, но и в прилегающих районах;
- сравнительно высокий уровень безработицы, ограниченный набор
объектов социальной инфраструктуры и низкое качество предоставляемых
населению услуг;
- более низкий, чем в крупных и больших городах, уровень благоустройства
жилищного фонда;
- низкий качественный уровень объектов жизнеобеспечения (энергоснабжение,
канализационные и водопроводные сети, котельные, транспортные
коммуникации и др.);
- сложная демографическая ситуация, обусловленная миграционным
оттоком трудоспособного населения (особенно молодежи) в более
крупные города.
Комплекс важнейших мер по решению проблем развития малых
и средних городов определен в Национальной стратегии устойчивого
социально-экономического развития Республики Беларусь на период
до 2020 г. (НСУР-2020), Основных направлениях социально-экономического
развития Республики Беларусь на 2006–2015 гг. и Программе социально-экономического
развития Республики Беларусь на 2006–2010 гг.2.
В НСУР-2020 предусматривается преимущественное развитие
средних городов с целью облегчения бремени проблем, стоящих перед
крупными и малыми городами, и создание социально-экономических условий
для развития малых городов, как центров обслуживания близлежащих
сельских поселений. Развитие системы расселения должно быть ориентировано
на достижение стратегических социально-экономических целей и способствовать
переходу страны к устойчивому развитию3.
В Программе социально-экономического развития Республики
Беларусь на 2006–2010 гг. одним из приоритетных направлений развития
национальной экономики определено развитие малых и средних городов4.
Для реализации этого приоритета разработана Государственная
комплексная программа развития регионов, малых и средних городских
поселений Республики Беларусь на 2006–2010 гг., в которой определены
цели, задачи и система мер по созданию в них благоприятных условий
жизнедеятельности населения.
Главными целями развития малых и средних городских поселений
являются:
- устойчивый рост благосостояния населения, развитие человеческого
потенциала;
- укрепление городской экономики на основе сбалансированного и
эффективного социо-эколого-экономического развития;
- создание благоприятной для жизни и здоровья человека среды обитания.
Для достижения этих целей необходимо:
- создание макроэкономических условий и предпосылок для стабилизации
социально-экономической ситуации и устойчивого экономического
роста;
- модернизация и техническое перевооружение промышленных предприятий,
инженерно-технической инфраструктуры;
- обеспечение в пределах целесообразности сохранения существующих
предприятий, создание благоприятных условий для размещения новых
производств и развития предпринимательства;
- развитие производств и всех видов деятельности, непосредственно
связанных с переработкой местных ресурсов, сельскохозяйственной
продукции, обслуживанием сельского и лесного хозяйства (торгово-закупочная
деятельность, продажа и прокат техники, снабжение удобрениями,
складирование продукции, строительное и мелиоративное и другие
виды обслуживания);
- проведение реструктуризации неэффективных градообразующих предприятий;
- развитие транспортных и информационных коммуникаций;
- формирование рациональной структуры занятости трудоспособного
населения путем проведения сбалансированной инвестиционной политики
по созданию новых рабочих мест;
- разработка налоговых стимулов для развития малого предпринимательства,
обеспечение социальной мобильности населения и развитие сезонных
форм занятости;
- развитие сферы услуг с учетом реальных потребностей населения;
- комплексное благоустройство городских территорий и повышение
эффективности использования земельных ресурсов;
- развитие туристско-рекреационной деятельности на основе модернизации
существующих и строительства новых объектов туристской инфраструктуры,
восстановление зон исторической застройки с созданием в жилых
зданиях современного уровня комфорта и инженерно-технического
оснащения;
- создание действенных стимулов для развития ремесел и видов деятельности,
основанных на местных народных традициях;
- государственная поддержка наиболее проблемных градообразующих
предприятий;
- расширение полномочий местных органов власти в вопросах формирования
собственной финансовой базы, сбора налогов, определения основных
направлений развития городской экономики, усиление их ответственности
за проводимую социально-экономическую политику и наполняемость
местного бюджета.
В малых и средних городах, прежде всего с высоким уровнем
безработицы, предусматривается создание новых рабочих мест, ускоренное
строительство жилья, объектов физической культуры и спорта, развитие
сферы услуг. Здесь намечается проводить целенаправленную политику
стимулирования размещения новых предприятий, филиалов и цехов действующих
производств крупных и больших городов, а также развитие частного
предпринимательства, прежде всего производств, связанных с обслуживанием
сельского хозяйства, переработкой сельскохозяйственной продукции,
выпуском изделий из местного сырья, реализацией услуг для населения.
Намечается также более активно использовать накопленное
историко-культурное наследие наших городов, созданный культурный
потенциал для развития туризма и отдыха. Предметом особой заботы
будут формирование необходимой для этого инфраструктуры, восстановление
старинных парков, исторических центров, реставрация памятников культуры
и архитектуры.
Для малых городов, оказавшихся в наиболее сложной ситуации,
намечается осуществление комплекса специальных мер, среди которых:
поддержка со стороны республиканских и региональных органов власти
градообразующих предприятий; разработка и реализация целевых программ
вывода их из кризиса; внедрение специальных экономических мер, призванных
оказывать всестороннюю поддержку хозяйствующим субъектам таких городов.
В Республике Беларусь в соответствии с Планом мероприятий
по реализации решений III Всебелорусского народного собрания, утвержденного
распоряжением Президента Республики Беларусь, облисполкомами и райисполкомами
разработаны и утверждены программы социально-экономического развития
поселков городского типа и городов районного подчинения с численностью
населения до 50 тыс. чел. на 2006–2010 гг.
Программы социально-экономического развития отдельных
городских поселений направлены прежде всего на решение местных проблем,
улучшение условий функционирования экономики и социальной сферы.
Они предусматривают:
- достижение стабильного роста экономики городских поселений;
- обеспечение рациональной структуры занятости населения;
- создание условий для обеспечения социальных потребностей населения
(выполнение социальных стандартов);
- формирование комфортных условий проживания за счет совершенствования
городской инфраструктуры по обслуживанию населения;
- сохранение и рациональное использование культурного и исторического
наследия;
- максимальное и эффективное использование специфических условий
и факторов каждого городского поселения.
Развитие жилищного строительства в малых и средних городских
поселениях предусматривается осуществлять исходя из потребности
в жилье в каждом населенном пункте, уровня платежеспособного спроса
на жилье его жителей. Основное внимание будет уделяться решению
жилищных проблем семей, состоящих на учете нуждающихся в улучшении
жилищных условий.
Наряду с новым строительством потребуется увеличение
объемов модернизации и капитального ремонта имеющегося жилищного
фонда с целью улучшения потребительских и эксплуатационных качеств
жилых помещений и удешевлений содержания и обслуживания жилья.
Важная роль в активизации развития малых и средних городских
поселений отводится малому предпринимательству, что требует дальнейшего
совершенствования нормативно-правовой базы по его развитию, улучшения
инвестиционного климата и дебюрократизации системы управления в
регионах.
С целью стимулирования развития предпринимательства
в малых и средних городах, более широкого использования его потенциала
потребуется создание действенной системы мер его поддержки на национальном
и региональном уровнях. Для этого необходимо:
- совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы
создания, деятельности, ликвидации субъектов предпринимательской
деятельности (упрощение порядка прохождения документов, реализация
принципа «одного окна» и др.);
- создание в регионах сети организаций, оказывающих финансовую,
информационную, консультационную поддержку субъектам малого и
среднего предпринимательства в малых и средних городских поселениях;
- разработка и реализация региональных целевых программ поддержки
субъектов малого и среднего предпринимательства в малых городских
поселениях;
- снижение налоговой нагрузки субъектов малого и среднего предпринимательства,
осуществляющих деятельность в малых и средних городских поселениях,
занятых реализацией приоритетных для данного населенного пункта
направлений развития экономики, а также в таких сферах, как агротуризм,
организация придорожного сервиса, бытовое обслуживание населения,
производственная деятельность и др.
Требуется принятие дополнительных мер по упрощению доступа
субъектов малого предпринимательства, зарегистрированных и осуществляющих
деятельность в малых городских поселениях, к финансовым ресурсам
посредством кредитования банковскими учреждениями данной категории
субъектов хозяйствования, развития системы микро-кредитования и
гарантирования кредитов, обеспечения компенсации банкам разницы
между рыночной и льготной процентными ставками по выдаваемым кредитам
за счет средств местных бюджетов.
В целях создания благоприятных условий хозяйствования
для субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих
деятельность в городах районного подчинения, поселках городского
типа и сельских населенных пунктах, целесообразно осуществить:
- передачу неиспользуемого государственного имущества, расположенного
в малых и средних городских поселениях, в безвозмездное пользование,
а также в собственность индивидуальным предпринимателям и негосударственным
юридическим лицам под конкретные инвестиционные проекты;
- продажу неиспользуемых и неэффективно используемых объектов
государственной собственности на аукционах с начальной ценой продажи,
равной одной базовой величине, передачу таких объектов в безвозмездное
пользование под конкретные инвестиционные проекты;
- прямую продажу инвесторам имущественных комплексов предприятий,
убыточно работающих в течение ряда лет, на основе существующего
опыта продажи убыточных сельскохозяйственных организаций.
Для расширения финансовых возможностей субъектов малого
и среднего предпринимательства, которые обеспечивают создание новых
производств при реализации инвестиционных проектов в малых и средних
городских поселениях, необходимо разработать и установить специальный
правовой режим, предусматривающий особый порядок исчисления и уплаты
налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей в бюджет, включая
предоставление налоговых льгот.
Реализация указанных мер позволит обеспечить динамичное
развитие в малых городских поселениях предпринимательства по производству
потребительских товаров и сферы услуг (здравоохранения, образования,
связи, сельского туризма, культурно-досуговой деятельности, бытового,
торгового, транспортного и иного обслуживания населения), переработке
сельскохозяйственной продукции.
Развитие городов Республики Беларусь в ближайшие годы
должно осуществляться в соответствии с Основными направлениями государственной
градостроительной политики Республики Беларусь на 2007–2010 гг.
и Государственной схемой комплексной территориальной организации
Республики Беларусь (ГСКТО), утвержденных Указом Президента Республики
Беларусь от 12 января 2007 г. № 19. Основные направления и ГСКТО
тесно связаны между собой и направлены на повышение роли государства
в планировании развития населенных пунктов и территорий5.
Государственная градостроительная политика Республики
Беларусь направлена на дальнейшее повышение качества и безопасности
среды жизнедеятельности населения на основе комплексной территориальной
организации Республики Беларусь, ее областей и административных
районов, комплексного развития населенных пунктов и территорий,
оптимального размещения объектов гражданского и промышленного строительства,
ведения постоянного мониторинга реализации градостроительных объектов
и программ, качества окружающей среды.
В ГСКТО дана проектная типология городских поселений
по их величине, роли в системе расселения и функциональному назначению
(табл. 2, рис. 3).
Таблица 2. Распределение городских поселений Республики
Беларусь по роли в системе расселения, функциональному назначению
и величине, ед.
Функциональное назначение и величина
|
Роль в системе расселения
|
европейского значения
|
национального значения
|
регионального значения
|
местного значения
|
Многофункциональные
|
крупнейшие – более 1 млн. чел
|
1
|
|
|
|
крупные – 250–500 тыс. чел.
|
|
5
|
|
|
Промышленные
|
большие – 100–250 тыс. чел.
|
|
11
|
|
|
средние – 50 –100 тыс.чел.
|
|
1
|
6
|
|
20–50 тыс. чел.
|
|
|
10
|
|
малые – 10–20 тыс. чел.
|
|
|
11
|
6
|
5–10 тыс. чел.
|
|
|
1
|
3
|
менее 5 тыс. чел.
|
|
|
|
2
|
Агропромышленные
|
средние – 20–50 тыс. чел.
|
|
|
3
|
|
малые – 10–20 тыс. чел.
|
|
|
23
|
|
5–10 тыс. чел.
|
|
|
22
|
18
|
менее 5 тыс. чел.
|
|
|
|
8
|
Аграрные
|
малые – менее 5 тыс. чел.
|
|
|
|
47
|
Научные
|
средние – 20–50 тыс. чел.
|
|
1
|
|
|
Туристско-рекреационные и природоохранные
|
средние – 20–50 тыс. чел.
|
|
1
|
|
|
малые – 10–20 тыс. чел.
|
|
2
|
6
|
|
5–10 тыс. чел.
|
|
|
5
|
3
|
менее 5 тыс. чел.
|
|
1
|
2
|
7
|
Предлагаемая проектная типология городских поселений
недостаточно полно учитывает нынешнюю экономическую структуру городских
поселений и их роль как административных центров и центров социального
и культурно-бытового обслуживания. Не совсем удачно дано такое направление
развития городских поселений, как аграрное, так как эта функция
сельских поселений.
В зависимости от структуры занятых и административной
роли в Республике Беларусь целесообразно выделить следующие функциональные
типы городских поселений:
- многофункциональные города – столица республики г. Минск,
областные центры (Гомель, Могилев, Витебск, Гродно, Брест), большие
и средние города – межрайонные центры (Бобруйск, Барановичи, Борисов,
Пинск, Орша, Мозырь, Молодечно, Лида, Полоцк, Слуцк);
- промышленные центры – городские поселения, в которых
на долю промышленно-производственного персонала приходится более
23% всех занятых в их экономике;
- административно-хозяйственные и социально-культурные центры
– городские поселения, являющиеся районными центрами, в которых
на долю промышленно-производственного персонала приходится менее
23% всех занятых в их экономике;
- местные хозяйственные и культурно-бытовые центры – города
районного подчинения и поселки городского типа, в которых на долю
промышленно-производственного персонала приходится менее 23% всех
занятых в их экономике;
- туристско-рекреационные и природно-охранные центры –
небольшие городские поселения, располагающие значительными
туристскими и курортно-рекреационными ресурсами, а также расположенные
в непосредственной близости с особо охраняемыми территориями страны;
- научно-образовательные центры – небольшие города, в которых
находятся крупные высшие учебные заведения;
- агрогородки – поселки городского типа, которые в соответствии
с Государственной программой возрождения и развития села на 2005–2010
гг. будут развиваться как агрогородки (табл. 3, рис. 3).
Таблица 3. Распределение функциональных типов городских
поселений по областям Республики Беларусь
Функциональный тип
|
Респуб-
лика Беларусь
|
В том числе по областям
|
Брест-
ская
|
Витеб-
ская
|
Гомель-
ская
|
Грод-
ненская
|
Минская (включая г. Минск)
|
Моги-
левская
|
Многофункциональные города
|
16
|
3
|
3
|
2
|
2
|
4
|
2
|
Промышленные центры
|
43
|
6
|
6
|
9
|
7
|
11
|
4
|
Административно-хозяйственные и социально-культурные
центры
|
78
|
8
|
17
|
15
|
11
|
12
|
15
|
Местные хозяйственные и культурно-бытовые
центры
|
31
|
4
|
7
|
5
|
7
|
6
|
2
|
Туристско-рекреационные и природно-охранные
центры
|
8
|
1
|
1
|
1
|
1
|
4
|
–
|
Научно-образовательные центры
|
1
|
–
|
–
|
–
|
–
|
–
|
1
|
Агрогородки
|
30
|
7
|
9
|
3
|
4
|
7
|
–
|
В соответствии с Национальной стратегией устойчивого
социально-экономического развития Республики Беларусь до 2020 г.,
предусматривается изменение экономической структуры городских поселений,
так как экономика страны переходит к инновационному развитию, а
в ее структуре происходит снижение доли производства товаров и возрастание
удельного веса сферы услуг.
В результате существенно изменится роль градообразующих
факторов в развитии населенных пунктов и формировании систем расселения.
Уже в настоящее время строительство новых промышленных предприятий
не оказывает решающего влияния на рост городов, как это было в предыдущие
годы – в период индустриального развития. Поэтому при определении
основных направлений развития городов должны прежде всего учитываться:
их роль в системе расселения, научно-производственный потенциал,
экологическая ситуация.
Необходимо реалистически оценивать возможности социально-экономического
развития каждого города, эффективного использования его потенциала.
Перспективы развития отдельного города должны определяться в теснейшей
взаимосвязи с окружающим его регионом и общей стратегией социально-экономического
развития страны.
1 кандидат экономических
наук, зам. директора по научной работе НИЭИ Министерства экономики
Республики Беларусь
2 Национальная
стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики
Беларусь на период до 2020 года. Мн.: Юнипак, 2004; Программа социально-экономического
развития Республики Беларусь на 2006–2010 гг. Мн.: Беларусь, 2006;
Основные направления социально-экономического развития Республики
Беларусь на 2006-2015 годы. Мн., 2006.
3 Национальная стратегия
устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь
на период до 2020 года. Мн.: Юнипак, 2004
4 Программа социально-экономического
развития Республики Беларусь на 2006–2010 гг. Мн.: Беларусь, 2006.
5 Основные направления
государственной градостроительной политики Республики Беларусь на
2007–2010 годы. Мн., 2007; Государственная схема комплексной территориальной
организации Республики Беларусь. Мн., 2007.
|