|
|
Когда
девушка становится взрослой? |
|
Над темой номера работал Сергей ЗАХАРОВ
|
Стоит ли торопиться взрослеть?
Рассмотрев выше «идеальную» хронологию социально-демографических
событий, связанных с процессом вхождения девушки во взрослую жизнь,
мы обнаружили ряд странностей и противоречий. Так, завершение образования,
в целом ряде стран позиционируется как событие, находящееся за возрастным
порогом наступления взрослости, как будто учащийся во всех случаях
уже обладает «социальной зрелостью, жизненным опытом и экономической
независимостью», а обретение постоянного партнера для «сексуальных
игр», в результате которых, между прочим, случаются и вполне взрослые
ситуации, требующие «ответственного и самоуправляемого поведения»
(выбор контрацепции, беременности, роды, аборты) – напротив, представляется
как событие еще не взрослой жизни. Рассогласование, нарушение традиционной
последовательности в календаре процесса взросления современной девушки
налицо. С одной стороны, оставаясь «юной», уже можно делать то,
что раньше дозволялось только взрослым – жить с мужчиной (или еще
с «мальчиком»?), а с другой – формально («по возрасту»), считаясь
«взрослой», продолжать учиться, не обременяя себя узами официального
брака и детьми. Конфликтное пересечение возрастной относительности
ключевых событий в жизненном цикле особенно выпукло выглядит для
России и некоторых ее соседей по Восточной Европе. Одна из важных
причин – существенно более позднее начало в этих странах, по сравнению
со странами западнее «берлинской стены», трансформационных изменений
возрастных моделей сексуальных и брачно-партнерских отношений. Общественное
мнение еще не готово однозначно принять эти изменения в массовых
практиках как данность, рационально соотнести их с подвижками в
образовательных стратегиях, и, соответственно, сформировать новое,
менее противоречивое нормативное представление о возрастной последовательности
событий в жизни женщины.
В наше поле зрения попала интернет-конференция на одном
из российских молодежных сайтов, на которой обсуждалась та же тема,
что и в данной статье – что есть «взрослость». Послушаем, как определяют
это состояние наши молодые современники25:
- «взрослость - это осознание того, что просто так кусок хлеба
с неба не свалится …осознание своей ответственности за семью/любимого/ребенка»
(Анфиска);
- «взрослость - это когда уже ни от кого не зависишь ни материально,
ни духовно» (~T Mac~);
- «взрослость - это сформировавшийся и устоявшийся внутренний
мир, образованность, грамотность, воспитанность» (Anti_Freez);
- «взрослость - это когда человек самостоятелен… и имеет на все
свою точку зрения, которую способен отстоять» (Acid_Trauma);
- «взрослость - это когда вы сами оплачиваете жилье, продукты,
одежду, решаете все повседневные и жизненные задачи и вопросы.
Без мамы, папы…» (WITCHER26);
- «”взрослый” будет и в полуторке (имеется в виду квартира,
а не грузовик 30-х гг. – С.З.) с двумя детьми счастлив,
а “ребенок “ – и в собственном дворце плакаться о своей нелегкой
судьбе» (Dice).
Итак, перед нами достаточно детально описанный образ
взрослого человека, полностью удовлетворяющего расхожему определению,
вынесенному в эпиграф. Подавляющее большинство участников определяли
взрослого человека в точном соответствии с трафаретным определением,
воспроизводимым в различных вариациях в специальной и учебной литературе
по социальной и возрастной психологии и педагогике: как «социально
сформировавшуюся личность, способную к самостоятельному и ответственному
принятию решений, субъекта общественно-трудовой деятельности, ведущего
самостоятельную жизнь: производственную, общественную, личную».
Не часто встречается столь очевидное единодушие обыденного и научного
сознания.
И все-таки в общем хоре в равной степени правильных
и банальных суждений нашлось мнение одной девушки, которое представляется
настолько важным по сути рассматриваемой проблемы, что позволю себе
привести его полностью.
«Извините, я может немного не по теме, но... очень
хочется поделиться... Что значит - я повзрослел? Я не считаю себя
совсем "взрослым" человеком, хотя отдаю отчет своим поступкам
и прочее, но... кто-то тут писал, что главное - это внешний вид,
то, как тебя воспринимают окружающие. Я с этой точкой зрения не
согласна. Но недавно решила, все таки возраст (как никак уже 19
и все такое), одним словом, пора выглядеть серьезнее... немного
"сменила имидж", и... смотрю на себя в зеркало... вроде
бы вот и каблучок, вот тот женственный силуэт... словом девушка,
но это не я... мне в тот момент очень грустно стало, я поняла, что
действительно уже не та девочка, что качалась на качелях во дворе
и играла в догонялки на переменах... в этом "образе взрослого
человека" мне не очень комфортно... На следующий день я вновь
одела башмаки на плоском ходу, старую любимую куртку, и, наверное,
на моем лице было безграничное счастье, т.к. прохожие оборачивались
и смотрели мне вслед... Все это я написала к тому, что (опять же
повторюсь, как мне кажется) нужно оставлять в себе чуточку того
маленького мальчика или девочки, которыми мы когда-то были... Многие
стремятся скорее повзрослеть, стать сильными и независимыми ни от
кого… и это правильно и хорошо, но, я думаю, не стоит так сильно
торопиться... Сейчас все чаше вспоминаю детство и хочу туда вернуться...
может быть это и есть та самая степень моего взросления? (funny)
В этом искреннем высказывании, помимо не столь уж неожиданных
для переходного возраста переживаний на тему поиска «я» в собственном
зеркале, нас заинтересовало, как можно догадаться, точное указание
возраста, в котором девушку настигло осознание того самого нормативного
порога «взрослости», через который она уже одной ногой перешагнула
(«пора выглядеть серьезнее»), но еще чувствует себя неуверенно на
«взрослых» каблуках. Ей - «уже 19», и, следовательно, нормативный
возрастной порог, за которым осталось детство, в которое хочется
вернуться, пролегает где-то рядом, может быть на одну ступеньку
ниже – на уровне 18 лет, или выше – 20 лет?
Приведенные высказывания юношей и девушек равносильны
записям на полях, предназначенных для ответов на «открытый вопрос»
в вопросниках. Обращает на себя внимание, что приводимые в них содержательные
определения взрослого человека не слишком соответствуют возрастной
границе взрослости, оцененной с помощью средней величины на данных
исследования ЕСС (19-20 лет). Очевидно, что статус взрослого человека,
удовлетворяющий критериям, распространенным в массовом сознании
(и, тем более, приводимым в специальной литературе), приобретается
в более позднем возрасте. Логично предположить, что существуют,
по крайней мере, две возрастные индентификации обретения взрослого
статуса, а не одна, подобно тому, как мы замеряли возрастные границы
вступления в брак («минимально допустимый» и «идеальный» для данной
эпохи): а) возраст, начиная с которого социальные нормы (включая
юридически-правовые), требуют или ожидают от индивида
быть взрослым; б) возраст, в котором индивид вполне осознанно совершает
поступки, которые общество расценивает как поступки взрослого человека
(«идеальный» взрослый). Очевидно, что вторую характеристику
эмпирически замерить намного сложнее, чем первую - она исторически
более подвижна, менее определенна на индивидуальном и социальном
уровне.
25 Желающие изучить
подробнее молодежную дискуссию о «взрослом человеке» могут обратиться
по следующему адресу: http://city.is74.ru/forum/archive/index.php/t-217232.html
|