|
|
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОДЕЛИ ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ПАРТНЕРСТВ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ И ДРУГИМ СОЦИАЛЬНО
ЗНАЧИМЫМ ЗАБОЛЕВАНИЯМ В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
Информационный бюллетень №5 (2)
Трансатлантические партнеры против СПИДа, 2008, 28 страниц
|
http://www.gbcimpact.ru/files/upload/publications/3686.pdf
При сохранении нынешних темпов распространения
ВИЧ-инфекции в сочетании с туберкулезом и другими социально
значимыми заболеваниями можно ожидать негативного воздействия
эпидемии на экономический потенциал области и социальное благополучие
населения:
- Оренбургская область входит в число регионов с наиболее
высоким уровнем развития эпидемии ВИЧ-инфекции, занимая
3-е место среди субъектов Российской Федерации по числу
выявленных случаев ВИЧ-инфекции на 100 тысяч населения.
Общее число случаев ВИЧ-инфекции, официально зарегистрированных
в Оренбургской области, возрастает в среднем на 8-10% ежегодно.
В настоящее время при населении в 2,1 миллиона человек число
зарегистрированных случаев ВИЧ-инфекции в регионе составляет
22,2 тысяч.
- Основную группу риска по ВИЧ-инфекции составляет молодежь
до 30 лет, включая подростков, школьников, студентов. По
данным Оренбургского областного центра по борьбе со СПИД
и ИЗ, в общей сложности более 83% от числа людей, живущих
с ВИЧ (ЛЖВ), в регионе приходится на долю молодежи в возрасте
до 30 лет.
- За последние несколько лет доля случаев ВИЧ-инфекции,
приходящихся на наиболее благополучные социальные группы:
рабочих, служащих, учащихся и студентов - увеличилась в
полтора раза (с 35,6% в 2000 до 53,5% в 2006 гг. среди новых
случаев ВИЧ-инфекции).
- К числу районов области, наиболее сильно затронутых эпидемией
ВИЧ/СПИДа, сегодня относятся урбанизированные и промышленно
развитые территории, в которых расположены крупные предприятия
и объекты социально-культурной сферы и которые характеризуются
активными миграционными потоками. Так, в городе Орске инфицированы
2,3% населения, в Гайском районе - 1,8% населения, в Новотроицке
- 1,6%, в Оренбурге - 1,3%.
- По данным областного Министерства здравоохранения, уровень
заболеваемости туберкулезом в Оренбургской области является
одним из самых высоких по России, число больных составляет
2,5 тысячи человек. Появление сочетанных форм туберкулеза
и ВИЧ-инфекции6 приводит к дальнейшему ухудшению эпидситуации,
снижает эффективность лечения и приводит к дополнительному
расходованию ресурсов здравоохранения.
Стр. 4-5.
Основные результаты исследования:
- Лишь треть (33%) опрошенных компаний заявили о своей заинтересованности
в использовании формата ЧГП (частно-государственного партнерства)
для решения актуальных социальных проблем в Оренбургской
области уже сегодня, но большая часть (45,1%) склоняется
к тому, что подобный интерес "может проявиться в ближайшем
будущем (через 3-5 лет)". Среди компаний, выразивших
заинтересованность в работе ЧГП в сфере здравоохранения,
абсолютное большинство (53%) - "старожилы", срок
присутствия которых в регионе составляет лет (??) и больше;
самыми незаинтересованными оказались компании, проработавшие
в Оренбургской области менее 3-х лет.
- По данным опроса, на принятие компаниями решения об участии
в реализации социально значимых программ в Оренбургской
области влияют два основных фактора: "поддержка со
стороны органов власти" (74,5% респондентов), а также
собственно "наличие ресурсов у компании (в том числе
финансовых, управленческих)" (72,55%). Также более
60% участников ответили, что при принятии решения об участии
в таких проектах будут руководствоваться "направленностью
этих проектов и программ на сотрудников и членов их семей".
При этом для крупных компаний (свыше 5000 сотрудников) более
значимым фактором является наличие своих ресурсов (в т.ч.
управленческих и финансовых) и направленность предлагаемых
проектов на сотрудников и членов их семей, а для более мелких
компаний решающее значение имеет поддержка со стороны органов
власти и делового сообщества (ОСПП).
- Одним из факторов, влияющих на готовность компаний участвовать
в ЧГП, является возможность получения выгоды от такого сотрудничества.
Больше половины (57%) опрошенных считает, что формат ЧГП
может быть выгодным для компаний. Однако достаточно велика
(около 39%) и доля тех, кто не представляет, какие выгоды
компания может получить от такого сотрудничества, и считает
ЧГП "скорее не выгодным"
" При этом в числе наиболее актуальных вариантов проектов
ЧГП компании перечислили организацию профилактических программ
для сотрудников компании и членов их семей (76,5%), участие
в проектах лечения, диагностики, вакцинации против социально
значимых заболеваний (41,2%), развитие больниц и лечебных
центров (29,4%), обеспечение медучреждений современным оборудованием
и передовыми технологиями (29,41%), а также участие в проведении
профилактических информационных кампаний в СМИ (23,5%)
- Потребности в поддержке со стороны государственного и
негосударственного секторов. Помимо возможных вариантов
сотрудничества, в ходе опроса оценивались также ожидания
частного сектора относительно вклада в ЧГП со стороны других
партнеров - государственного и негосударственного секторов.
Среди наиболее значимых и необходимых форм поддержки со
стороны государственного сектора компании перечислили налоговые
льготы (84,3%), софинансирование социальных программ и проектов
(66,7%), прозрачность механизмов распределения ресурсов,
выделяемых на решение социальных программ (49%), предоставление
гарантий бизнесу со стороны государства, в том числе гарантий
соблюдения условий при смене приоритетов социально-экономического
развития (27,5%), признание значимости вклада компании в
развитие территории, и разработка нормативно-правовой базы
(19,6%) со стороны государства (включая методические документы,
типовые положения о концессионных соглашениях и др.) для
развития проектов ЧГП в сфере здравоохранения.
Что касается перспектив партнерства с негосударственным
сектором, то представители частного сектора выразили готовность
привлекать НКО в качестве экспертов/консультантов (56,9%),
разработчиков (39,2%) и отчасти - непосредственных исполнителей
программ и проектов (25,5%). Однако необходимо отметить,
что большой процент компаний (22%) в принципе не понимает
роли негосударственного сектора в реализации социальных
проектов и выражает неготовность сотрудничать с НКО.
Стр. 10-12.
|
В бюллетене представлены результаты опроса, проведенного
Глобальной бизнес-коалицией совместно с Оренбургским областным союзом
промышленников и предпринимателей (работодателей) (ОСПП) в апреле
- мае 2008 года с целью изучения потенциала развития межсекторного
взаимодействия и, в частности, одной из наиболее перспективных форм
такого взаимодействия - частно-государственных партнерств (ЧГП)
- в борьбе с социально значимыми заболеваниями в Оренбургской области.
Опрос, в котором приняли участие 50 компаний и предприятий, работающих
на территории области, позволил оценить уровень заинтересованности
компаний в развитии ЧГП, выявить факторы, влияющие на их готовность
к такого рода сотрудничеству, а также основные причины, препятствующие
развитию межсекторного взаимодействия в области здравоохранения.
На основании полученных данных в бюллетене предлагаются рекомендации
по развитию частно-государственных партнерств в сфере здравоохранения
в регионе.
Также в бюллетене приводятся примеры успешных проектов
в сфере здравоохранения и социального развития, реализуемых при
участии частного сектора в Оренбургской области и других регионах
Российской Федерации. По мере выработки нормативно-правовой базы
функционирования ЧГП и при наличии соответствующей поддержки со
стороны государства, многие из проектов, реализуемых в настоящее
время компаниями в рамках корпоративной социальной ответственности,
могут дать начало развитию ЧГП в сфере здравоохранения.
Информационный бюллетень подготовлен организацией Глобальная
бизнес-коалиция против ВИЧ/СПИДа, туберкулеза и малярии (GBC) в
рамках программы поддержки стратегических инициатив в сфере здравоохранения.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Постановка проблемы: влияние социально значимых заболеваний
на человеческий потенциал и социально-экономическое развитие Оренбургской
области
2. ЧГП как инструмент привлечения частных инвестиций для
решения проблем здравоохранения в Оренбургской области
3. Изучение мнения бизнес-сообщества об использовании ЧГП
для решения проблем здравоохранения в Оренбургской области
4. Предпосылки и потенциал для развития ЧГП в сфере здравоохранения
в Оренбургской области
5. Рекомендации
Приложение. Примеры проектов в сфере здравоохранения и социального
развития, реализуемые при участии частного сектора в Оренбургской
области и других регионах Российской Федерации
|