Rambler's Top100

№ 383 - 384
1 июля - 16 августа 2009

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Читайте книги

«Группа восьми» в цифрах. 2009

Транзитная миграция и транзитные страны: теория, практика и политика регулирования

Миграционное право России: теория и практика

Республика Башкортостан. Доклад о развитии человеческого потенциала. 2008

Возможности использования модели частно-государственных партнерств в противодействии вич-инфекции и другим социально значимым заболеваниям в Оренбургской области

По страницам журналов «Здравоохранение Российской Федерации» и «Вестник МГУ. Серия 6. Экономика»

Содержание журнала «Demographic Research»


Google
Web demoscope.ru

 

Т.Я.Хабриева

МИГРАЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

М., Юридическая фирма "КОНТРАКТ", 2008, 336 страниц


Миграционное право - это комплексный межотраслевой институт, регулирующий миграционные отношения, возникающие в связи с осуществлением контроля и надзора над перемещениями мигрантов через Государственную границу Российской Федерации или в пределах ее территории, а также статус мигранта, отношения, связанные с представлением государственных услуг в сфере миграции, иные взаимоотношения между мигрантами и государственными органами.

Стр. 14.

Анализ показал, что нормотворческая деятельность Правительства РФ в сфере миграции, главным образом, направлена на реализацию положений федеральных законов, а также указов Президента РФ и выражается в:

  • определении порядка получения статуса мигранта;
  • конкретизации статуса мигранта, пределов осуществления мигрантами отдельных прав и исполнения обязанностей;
  • установлении порядка оказания мигрантам социальной помощи;
  • регулировании элементов миграционного контроля;
  • определении организационных аспектов функционирования органов исполнительной власти в сфере миграции населения;
  • утверждении форм документов, необходимых в системе миграционного контроля.

Стр. 57.

В настоящее время полномочия в сфере регулирования миграции населения прямо не закреплены в качестве полномочий, осуществляемых органами государственной власти субъектов РФ за счет средств бюджетов субъектов Федерации (без учета субвенций из федерального бюджета). Исправить данную ситуацию может четкое указание на эти полномочия в федеральном законе или ином федеральном нормативном правовом акте (договоре, указе Президента РФ, постановлении Правительства РФ либо в соглашении между федеральными и региональными органами исполнительной власти).
В целом, если обратиться к федеральному законодательству, можно увидеть, что в ведении органов исполнительной власти субъектов Федерации реально находится весьма небольшое количество полномочий данной сферы. Так, в соответствии с Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" к их полномочиям отнесены:

  • подготовка предложений по определению квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте РФ и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан (п. 2 ст. 6);
  • подготовка предложений по определению квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию для осуществления трудовой деятельности с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте РФ и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан (п. 1 ст. 18);
  • выдача заключений о привлечении и об использовании иностранных работников в субъекте РФ для представления их в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган для обоснования выдачи разрешения на привлечение и использование иностранных работников (п. 3 ст. 18);
  • ежегодное определение потребности субъекта РФ в привлечении иностранных работников, оценка эффективности использования иностранной рабочей силы, вклада иностранных работников в социально-экономическое развитие субъекта РФ (п. 2 ст. 181);
  • осуществление контроля за трудовой деятельностью иностранных работников (п. 1 ст. 32);
  • установление законом субъекта РФ порядка создания специальных учреждений, в которых могут по решению суда содержаться иностранные граждане, подлежащие депортации или выдворению, до исполнения решения о депортации или выдворении (п. 9 ст. 31, п. 5 ст. 34).

Стр. 72.

Все это требует выработки четкой стратегии развития миграционного законодательства, вытекающей из среднесрочной и долгосрочной перспективы реализации государственной миграционной политики России, опирающейся на новейшие достижения российской правовой науки, а также практики правового регулирования соответствующих отношений в зарубежных странах. Стратегия должна ориентироваться как на общие цели, непосредственно связанные с национальными интересами страны (обеспечение безопасности Российской Федерации, решение демографической проблемы), так и на специальные цели, достижение которых в большей мере направлено на формирование в России эффективной модели правового регулирования миграционных отношений (усиление системного подхода в законодательном регулировании миграции, преодоление антииммигрантских настроений в обществе, предотвращение незаконной миграции). Решению поставленных задач должно способствовать выделение целевых уровней регулирования миграционных процессов: общенормативного, специально-нормативного, управленческого, стимулирующего и прогностического. В каждом из названных уровней должны быть определены те стратегические мероприятия, которые необходимо провести государству, чтобы регулирование миграционных процессов достигло поставленных целей.
На основе выработанной стратегии развития миграционного законодательства практика правового регулирования миграционных отношений объективно диктует необходимость систематизации миграционного права, которая могла бы быть реализована принятием рамочного федерального закона в сфере миграции. Целями его принятия явилось бы установление правовых основ государственного регулирования миграционных процессов, в том числе закрепление унифицированного понятийного аппарата; выделение основных направлений и видов миграционных процессов; установление общих принципов регламентации миграционных отношений; обеспечение четкого разграничения полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления в указанной сфере; определение форм учета и контроля над перемещениями лиц по территории Российской Федерации; установление статуса основных субъектов миграционных отношений. Принятие такого федерального закона позволило бы объединить действующие в области регулирования миграционных отношений правовые нормы, содержащиеся в разных федеральных законах, устранить существующие пробелы миграционного законодательства, ликвидировать устаревшие акты.
Становление миграционного права Российской Федерации как комплексного правового института возможно при условии органичного вхождения его норм в правовую систему государства.

Стр. 298-299.

Монография посвящена исследованию теоретико-правовых проблем регулирования миграционных отношений в Российской Федерации. В ней обосновывается авторская концепция места и роли миграционного права в системе российского права. Выявляются структура и содержание данного комплексного правового института (предмет, метод, субъекты миграционных правовых отношений), взаимозависимости с другими правовыми институтами и отраслями права. Предлагаются принципы разграничения полномочий между органами публичной власти в рассматриваемой сфере. Раскрываются проблемные вопросы статуса различных категорий мигрантов. На основе анализа федерального и регионального законодательства, практики его применения, а также анализа международных стандартов и зарубежного законодательства выработан ряд предложений по совершенствованию правового регулирования миграционных отношений в Российской Федерации.

Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов и факультетов, юристов теоретиков и практиков, работников миграционной службы, а также для широкого круга читателей, интересующихся проблемами правового регулирования миграции населения.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ
ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. МИГРАЦИОННОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ПРАВА

§ 1. Миграционно-правовое регулирование: место в системе законодательства и в системе права
§ 2. Понятие и виды источников миграционного права

ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ

§ 1. Разграничение полномочий между государственными органами в регулировании миграционных отношений: федеративный аспект
§ 2. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере миграционных отношений
§ 3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и миграция населения

ГЛАВА III. МИГРАНТ КАК ОСНОВНОЙ СУБЪЕКТ МИГРАЦИОННЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

§ 1. Понятие и категории мигрантов
§ 2. Переселенцы
§ 3. Правовой статус трудящихся-мигрантов
§ 4. Вынужденные переселенцы
§ 5. Беженцы
§ 6. Лица, получившие политическое убежище
§ 7. Лица, получившие временное убежище
§ 8. Ответственность за незаконную миграцию

ГЛАВА IV. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО И МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ

§ 1. Международное правовое регулирование миграционных отношений: глобальное измерение
§ 2. Миграция населения и деятельность международных организаций в рамках универсального межгосударственного сотрудничества
§ 3. Регулирование миграционных отношений в Содружестве Независимых Государств
§ 4. Правовое регулирование миграционных отношений в Европейском Союзе

ГЛАВА V. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МИГРАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВАХ

§ 1. Миграционное законодательство зарубежных государств
§ 2. Миграционные органы
§ 3. Правовой статус отдельных категорий мигрантов
§ 4. Ответственность за нарушения миграционного законодательства и порядок обжалования решений миграционных властей

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ОБ АВТОРЕ

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.