Охват детей дошкольным образованием: уровень, межрегиональная
дифференциация и ее причины
И.В. Селиверстова
(Опубликовано в журнале "Вопросы образования", 2008,
№3, с. 199-209)
Аннотация. В 2007 г. Межрегиональная ассоциация мониторинга
и статистики образования провела комплексное исследование состояния
системы дошкольного образования в России1.
Исследование включало изучение международных данных, социологическое
обследование и анализ статистической информации по следующим направлениям:
- факторы и условия вовлеченности детей старшего дошкольного
возраста в процесс реализации образовательных программ;
- доступность качественного дошкольного образования;
- соответствие спроса на образовательные услуги и предложения
в сфере обучения детей старшего дошкольного возраста.
В обследовании участвовали 14 пилотных регионов,
в которых опрашивались все основные группы активных участников взаимодействия
в области дошкольного обучения. Изучалось мнение как родителей,
так и представителей самой сферы образования, причем опрашивались
как родители, чьи дети посещают дошкольные образовательные учреждения,
так и родители, чьи дети не получают общественного дошкольного образования.
Всего в исследовании участвовали 5155 родителей и 2034 специалиста
сферы дошкольного образования.
В настоящем материале представлена небольшая часть полученных
результатов, касающаяся статистического анализа охвата детей дошкольным
обучением.
В 2006 г. охват дошкольным образованием детей в возрасте
3–6 лет в целом по стране достиг отметки 59,6%, в городской и сельской
местности этот показатель составил 67,8 и 40,6% соответственно (рис.
1).
Рисунок 1. Динамика охвата дошкольным образованием детей
в возрасте 3–6 лет (%)
Анализируя вовлеченность детей в дошкольное обучение,
необходимо отметить значительную дифференциацию субъектов Российской
Федерации. Разница между регионом с самым высоким показателем охвата
дошкольным образованием детей в возрасте 3–6 лет и с самым низким
составила в 2006 г. 85,6 процентных пункта (рис. 2).
Рисунок 2. Охват дошкольным образованием детей в возрасте
3–6 лет по субъектам РФ, 2006 г. (%)
Определенные различия в охвате дошкольным образованием
наблюдаются и между федеральными округами. Самое низкое вовлечение
детей в возрасте 3–6 лет в дошкольное обучение традиционно демонстрируют
Южный и Сибирский федеральные округа (в 2006 г. 44 и 54% соответственно),
что объясняется как худшей сформированностью сети дошкольных образовательных
учреждений (ДОУ), так и социально-экономическими и культурными особенностями
регионов: более высокой долей сельского населения, низким уровнем
жизни, высокой безработицей, традициями семейного воспитания и многодетности
(рис. 3). В то же время необходимо отметить, что высокий уровень
охвата дошкольным обучением зависит не только от социально-экономического
благополучия региона, но и от эффективной образовательной политики,
проводимой его властями.
Рисунок 3. Охват дошкольным образованием детей в возрасте
3–6 лет по федеральным округам РФ, 2006 г. (%)
В целом территориальный фактор имеет, как показывают
результаты различных обследований, наиболее сильное влияние на охват
дошкольным образованием. Это понятно, учитывая низкую мобильность
контингента. Уровень вовлеченности в дошкольное обучение детей в
возрасте 3–6 лет, по расчетам Росстата, колебался в 2006 г. от 6,4,
6,7 и 26,8% в республиках Чечня, Ингушетия и Дагестан до 92, 86,3
и 83% в Чукотском автономном округе, Корякском автономном округе
и Новгородской области соответственно. Значительная дифференциация
в уровне охвата дошкольным образованием может быть объяснена различными
внешними и внутренними причинами. Среди социально-экономических
факторов наибольшее влияние имеют:
- уровень урбанизации региона;
- уровень благосостояния региона;
- уровень занятости и безработицы.
Межрегиональная дифференциация показателей охвата дошкольным
образованием в первую очередь обусловлена степенью урбанизации регионов
(рис. 4).
Рисунок 4. Охват дошкольным обучением и степень урбанизации
региона, 2005 г.
Показатели охвата дошкольным образованием в сельской
местности традиционно ниже, чем в городских поселениях. Это объясняется
как худшей сформированностью сети ДОУ, так и более широкими и прочными
семейными и родственными связями, что позволяет оставлять ребенка
дома под присмотром старших членов семьи. В сельской местности проживает
27% населения России (38649 тыс. человек), причем только 34,4% из
них — в населенных пунктах с числом постоянно проживающих больше
100 человек. Именно преобладание населенных пунктов с малой численностью
постоянно проживающих определяет специфику формирования сети ДОУ
в сельской местности и уменьшает доступность дошкольного образования.
Не менее сильное влияние, чем степень урбанизации, оказывает
уровень благосостояния региона: чем богаче регион, тем выше в нем
уровень охвата дошкольным образованием (рис. 5).
Рисунок 5. Охват дошкольным образованием и социально-экономическое
развитие региона, 2005 г.
Данные государственной статистики подтверждают тот факт,
что чем выше средняя зарплата в регионе, тем более востребованы
услуги дошкольного образования и соответственно выше охват дошкольным
образованием. Взрослому населению, в том числе матерям и бабушкам,
выгоднее работать и платить за услуги детского сада, чем сидеть
дома и воспитывать ребенка (рис. 6). Следует подчеркнуть, что в
этих условиях дети из дотационных регионов, а также из малообеспеченных
и неблагополучных семей оказываются в меньшей степени вовлечены
в дошкольное образование и это заведомо ставит их в неравные стартовые
условия и негативным образом сказывается на их дальнейшей образовательной
и жизненной траектории.
Рисунок 6. Охват дошкольным образованием и средняя зарплата
в экономике региона с учетом прожиточного минимума, 2005
Статистические расчеты показывают, что региональный
уровень охвата дошкольным образованием в большей степени связан
со среднемесячной номинальной начисленной заработной платой, нежели
с размером денежных доходов населения, что объясняется в первую
очередь значительной дифференциацией доходов отдельных групп населения
в разных регионах.
Следует отметить, что низкий уровень жизни населения
не всегда напрямую влияет на охват дошкольным образованием. Например,
такой показатель, как доля населения с денежными доходами ниже прожиточного
минимума (т.е. фактически доля бедного населения), не связан с уровнем
охвата дошкольным обучением, потому что при грамотной образовательной
и социальной политике для этой группы населения детские сады фактически
выполняют функцию социальной защиты.
Одним из самых значимых факторов, определяющих дифференциацию
регионов по охвату дошкольным образованием, наряду с урбанизацией
и благосостоянием является уровень занятости и безработицы населения:
чем выше экономическая активность населения в субъекте Федерации,
там больше охват дошкольным образованием детей в возрасте от 3 до
6 лет. Уровень экономической активности имеет несравненно большее
влияние в городах, чем в сельской местности, точно так же как и
экономическая активность женщин обнаруживает более высокую корреляцию
с охватом дошкольным образованием, нежели экономическая активность
мужчин.
Из всех ранее названных факторов уровень занятости населения
оказывает самое сильное влияние на вовлеченность детей в дошкольное
образование (рис. 7): чем выше уровень занятости населения, тем
выше охват всеми формами дошкольного образования. Наиболее четко
эта зависимость прослеживается в двух возрастных группах: 20–29
лет и 60–72 года. Первая группа — это молодые работающие родители,
обычно матери, вторая группа — старшие родственники, причем не всегда
бабушки и дедушки.
Рисунок 7. Охват дошкольным образованием и уровень занятости,
2005 г.
Понятно, что безработица отрицательно коррелирует с
охватом дошкольным образованием, но здесь интересно другое: чем
дольше срок поиска работы, тем меньше детей пользуются услугами
детских садов (рис. 8).
Рисунок 8. Охват дошкольным образованием и среднее время
поиска работы, 2005 г.
Подводя некоторый итог, можно отметить, что социально-экономический
контекст является одним из важных факторов, определяющих положение
дел в сфере дошкольного образования. На охват дошкольным обучением
детей в возрасте от 3 до 6 лет в первую очередь влияют уровень урбанизации
региона и уровень занятости населения. Среди экономических факторов
определяющими являются размер средней начисленной заработной платы
и, в несколько меньшей степени, размер ВРП на душу населения.
Дошкольное образование является первой ступенью в системе
общеобразовательных программ, ее контингент составляют дети от 3
до 6 лет, поэтому система дошкольного образования первой испытывает
на себе влияние изменений демографических тенденций. Среди них наибольшее
значение имеет динамика уровня рождаемости, поскольку существенные
изменения численности когорты приводят к подвижкам в относительной
численности контингента. Помимо этого немаловажное, но опосредованное
влияние на функционирование системы дошкольного образования, в силу
его необязательности, имеют такие демографические факторы, как изменение
возрастной структуры населения, численности и половозрастного состава
занятого в экономике и экономически активного населения, доля пенсионеров,
процессы, измеряемые суммарным и возрастным коэффициентом рождаемости,
уровень миграции и др.
Конец XX в. ознаменовался в России резким демографическим
спадом, проходящим на фоне процесса общей депопуляции, которая носит
устойчивый и долговременный характер. Падение рождаемости в нашей
стране произошло за беспрецедентно короткий по демографическим меркам
период и отражает существенные перемены в репродуктивном поведении
россиян, произошедшие в 1990-е годы под влиянием кардинальных изменений
в общественно-политическом и социально-экономическом развитии страны
(рис. 9).
Рисунок 9. Число родившихся (тыс. человек)
В 2006 г. в России родились 1469 тыс. младенцев, а общий
коэффициент рождаемости — число рождений на 1000 человек всего населения
— составил 10,3 (для сравнения: в 1999 г. — 8,3). Однако обнадеживающий
на первый взгляд прирост обусловлен в основном временным увеличением
численности женщин в наиболее детородных возрастах — 20–29 лет (рис.
10).
Рисунок 10. Количество детей, родившихся живыми, на
1000 женщин в каждой возрастной группе, 1995, 2005 г.
Данные государственной статистики свидетельствуют, что
постепенно средний возраст матерей в России увеличивается: если
в 1990 г. он составлял 25,2 года, то в 2005 г. — 26,6 года (средний
возраст рожающих горожанок еще выше — 26,9 года). Как видно на рис.
10, стали чаще рожать женщины старших возрастов, что еще больше
увеличивает спрос на услуги дошкольного образования, так как работающая
женщина во многих случаях не может себе позволить полностью использовать
отпуск по уходу за ребенком, поскольку ее заработок составляет значительную
часть бюджета семьи.
Одним из факторов, обусловливающих уменьшение рождаемости
и активно влияющих на стратегию домохозяйств в отношении дошкольного
образования, является сокращение числа лиц, состоящих в браке, и
рост частоты разводов. Чем больше частота разводов в регионе, тем
выше уровень охвата дошкольным образованием. Зависимость между уровнем
охвата дошкольным образованием и количеством заключенных браков
на 1000 населения также прослеживается, но является менее выраженной
по сравнению с количеством разводов (рис. 11).
Рисунок 11. Соотношение охвата дошкольным образованием
и количества разводов на 1000 человек населения в 2005 г. по регионам
РФ
Неполные семьи чаще нуждаются в услугах ДОУ, и это еще
одна причина растущего спроса на дошкольное образование, поскольку
в России продолжается рост внебрачной рождаемости. В 2005 г. доля
детей, рожденных вне брака, составила 30%, при этом около 16,2%
всех появившихся на свет детей рождены вне брака и зарегистрированы
по заявлению только матери.
По данным переписи населения 2002 г.2
практически четверть (23,1%) всех домохозяйств, воспитывающих детей
до 18 лет, составляют домохозяйства только с одним из родителей,
но при этом они могут включать других членов домохозяйства (родственников
и не родственников). При анализе потребности в услугах дошкольного
образования важен тот факт, что 14% родителей из всех домохозяйств,
имеющих детей до 18 лет, воспитывают ребенка в одиночку, т.е. в
состав такого домохозяйства входит один из родителей и один или
несколько детей, никто из родственников или не родственников с ними
не проживает.
1 Исследование
являлось частью комплексного проекта «Мониторинг состояния и развития
системы образования детей старшего дошкольного возраста в условиях
реализации преемственности дошкольного и начального общего образования»,
выполненного в рамках ФЦПРО.
2 Демографический
ежегодник России. 2005: стат. сборник. M.: Росстат, 2005.
|