|
|
ЭКОНОМИКА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ТАБАЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ В РОССИИ
Составители: Xана Зарубова-Росс, Самина Шарифф
и Анна Гилмор
Париж, Международный Союз борьбы с туберкулезом и заболеваниями
легких, 2008, 56 страниц
|
http://www.tobaccofreecenter.org/files/ru/pdf/Tobacco_Economics_Russia_full_ru.pdf
Употребление табака приводит к значительному спаду
средней продолжительности жизни российских мужчин, показатель
которой упал с 64 лет в 1989 году до 59 лет в 2007 году. Если
не будет предпринято каких-либо действий, направленных на
улучшение текущего состояния общественного здравоохранения,
по прогнозам Всемирного банка средняя продолжительность жизни
российских мужчин, в конечном итоге, упадет до 53 лет. В качестве
сравнения, мужчины, проживающие в странах Западной Европы,
в среднем проживают до 11 лет. Согласно данным российского
исследования курение укорачивает общую продолжительность жизни
россиян на 6,7 года для мужчин и на 5,3 года для женщин. К
тому же, помимо сокращения продолжительности жизни, курение
также приводит к существенному ухудшению состояния здоровья,
понижая уровень жизни и производительности. Согласно оценкам,
заболевания, вызванные употреблением табака, укорачивают здоровые
годы жизни на 13,6 года как среди курящих мужчин, так и среди
курящих женщин в России.
Стр. 5.
Макроуровневые данные в области предпочтительности
изделия подтверждают гипотезу в отношении того, что масштаб
чувствительности к цене в России подвергается влиянию широкого
спектра выбора цен. Как было показано выше, потребители могут
выбрать между тремя основными категориями цен: высокая, средняя
и низкая цены. В начале 1998 г. доли продаж в этих трех ценовых
категориях были соответственно 20%, 30% и 50% от общего объема
продаж. Экономический кризис, последовавший за событиями в
1998 г., существенно изменил предпочтения потребителей в плане
этих ценовых категорий. В 2000 г. 10% рынка состояли из дорогих
брендов; 15% - из брендов, продаваемых по средней цене; и
75% - из дешевых брендов. Как только страна начала выходить
из экономического кризиса в 2001 г., потребители среагировали
путем переключения на более дорогие сигареты. В 2002 г. сигареты,
продаваемые по высокой, средней и низкой ценам, составляли
соответственно 23%, 55% и 22% от объема продаж; к 2006 г.
сигареты, продаваемые по высокой, средней и низкой ценам,
представляли соответственно 31%, 49% и 20% от объема продаж.
Стр. 17.
Виды налогов на табак (стр. 21)
процент от цены (взимается на основе оптовой или розничной
цены)
|
-
Возможное увеличение
различий в ценах, делая дорогие бренды сравнительно
более дорогими.
Позволяет промышленности
контролировать уровень налога путем удерживания
цен на низком уровне (промышленность может понизить
свои цены в ответ на повышение налога).
|
Спецналог: индивидуально определенный налог
на сигареты
|
-
Уменьшает различия
в ценах путем добавления индивидуально определенного
налога к каждой сигарете вне зависимости от ее цены.
-
Более эффективен
в плане внешних факторов, ассоциируемых с курением,
интерпретируя любого рода сигареты как в равной
степени вредные для здоровья.
-
Ценовая политика
промышленности не влияет на налоговые обязательства,
таким образом позволяя правительствам делать более
точные прогнозы доходов от налогов.
-
Обычно приветствуется
производителями более дорогих сигарет, так как это
улучшает их конкурентоспособность в сравнении с
более дешевыми брендами. Более высокая прибыль,
в свою очередь, позволяет осуществлять более интенсивную
маркетинговую деятельность и финансирование лоббирования.
|
Оценки потребления сигарет на территории России
(стр. 29)
|
Кол-во курящих мужчин (млн)
|
Мужчины - кол-во потребляемых сигарет
на человека за год
|
Кол-во курящих женщин (млн)1
|
Женщины -кол-во потребляемых сигарет
на человека за год
|
Общий уровень потребления (млн)*
|
Данные о потреблении, основанном
на производстве и торговле (млн)**
|
Разница (млн)
|
Контрабанда как % от легальных продаж
|
1992
|
30,2
|
5840
|
4,3
|
2920
|
188924
|
193352
|
4428
|
2,3
|
1993
|
32,1
|
5840
|
4,8
|
2920
|
201480
|
185275
|
-16205
|
-8,7
|
1994
|
31,4
|
5840
|
5,7
|
2920
|
200020
|
174733
|
-25287
|
-14,5
|
1995
|
32,8
|
5840
|
5,8
|
2920
|
208488
|
200591
|
-7897
|
-3,9
|
1996
|
33,3
|
5840
|
6,3
|
2920
|
212868
|
205083
|
-7785
|
-3,8
|
1998
|
33,2
|
5840
|
6,8
|
2920
|
213744
|
270000
|
56256
|
20,8
|
2000
|
33,8
|
5840
|
7,5
|
4015
|
227505
|
280000
|
52496
|
18,7
|
2001
|
34,4
|
5840
|
9,1
|
4015
|
237433
|
283000
|
45568
|
16,1
|
2002
|
34,9
|
5840
|
9,1
|
4015
|
240353
|
290000
|
49648
|
17,1
|
2003
|
34,7
|
5840
|
9,8
|
4015
|
241995
|
303700
|
61705
|
20,3
|
2004
|
34,0
|
5840
|
9,9
|
4015
|
238309
|
308600
|
70292
|
22,8
|
Примечания:
Данные для 1997, 1999, 2005 гг. и позже
не могут быть представлены, потому что данных РПИМ
о распространенности курения для тех лет не существует.
* Используемая для подсчета формула: количество курящих
мужчин х количество потребляемых сигарет на человека за
год для мужчин + количество курящих женщин х количество
потребляемых сигарет на человека за год для женщин. ** Получено
из World Cigarettes 1. The 2007Survey. Volume 3 - Central
& Eastern Europe. Suffolk, England: EEC Group Ltd; 2007.
Воздействие повышения налогов на табак на смертность,
связанную с употреблением табака, и доходы правительства (стр.
38)
|
Текущие уровни
|
Будущие показатели
|
Средняя розничная цена за пачку (в руб.)
|
15,55
|
16,17
|
20,84
|
28,92
|
34,68
|
Налог в % от розничной цены
|
33%
|
35%
|
50%
|
64%
|
70%
|
Повышение розничной цены в %
|
|
4%
|
34%
|
86%
|
123%
|
Снижение кол-ва курящих людей (тыс.)
|
43900
|
|
|
|
|
Ценовые эластичности *
|
|
|
|
|
|
-0,10
|
|
79,6
|
741,2
|
1883,1
|
2698,7
|
-0,20
|
|
159,2
|
1482,4
|
3766,2
|
5397,4
|
Предотвращенные случаи смерти от заболеваний, связанных
с употреблением табака (тыс.)
|
21,950
|
|
|
|
|
-0,10
|
Высокий (50%)**
|
39,8
|
370,6
|
941,5
|
1349,3
|
|
Низкий (25%)**
|
19,9
|
185,3
|
470,8
|
674,7
|
-0,20
|
Высокий (50%)
|
79,6
|
741,2
|
1883,1
|
2698,7
|
|
Низкий (25%)
|
39,8
|
370,6
|
941,5
|
1349,3
|
Кол-во продолжающих курить людей (тыс.)
|
-
|
|
|
|
|
-0,10
|
|
43820,4
|
43158,8
|
42016,9
|
41201,3
|
-0,20
|
|
43740,8
|
42417,6
|
40133,8
|
38502,6
|
Дополнительный доход от акцизного налога (в млн руб.)
|
48,800
|
|
|
|
|
-0,10
|
|
5347,7
|
46598,4
|
111570,2
|
152950,5
|
-0,20
|
|
5150,5
|
43264,4
|
96521,1
|
124668,6
|
Дополнительный доход от акцизного налога (в млн дол.
США)
|
1,909.5
|
|
|
|
|
-0,10
|
|
209,3
|
1823,4
|
4365,7
|
5985,0
|
-0,20
|
|
201,5
|
1692,9
|
3776,9
|
4878,3
|
Повышение дохода от акцизного налога в %
|
|
|
|
|
|
|
|
11,0%
|
95,5%
|
228,6%
|
313,4%
|
|
|
10,6%
|
88,7%
|
197,8%
|
255,5%
|
Примечания:
* При условии 50%-ного воздействия на уровень распространенности
и 50%-ного воздействия на уровень потребления (Evans W,
Earreliy M. The Compensating Behavior of Smokers: Taxes,
Tar, and Nicotine. The RAND Journal of Economics, 1998;29:578-595.)
** Предполагая, что от 25% до 50% курильщиков умрут
от заболеваний, связанных употреблением табака, и те, кто
не бросят курить, подвергнут свое здоровье смертельном у
риску, как и до повышения налогов. (World Bank. Curbing
the Epidemic: Government and the Economics of Tobacco Control.
Washington DC: World Bank, 1999:23.)
Округление может привести к незначительным различиям.
Формула для подсчета процентного повышения доходов: [(кол-во
случаев повышения налога) Х(1 –процентный спад в потреблении/100))-1]Х100
|
В отчете содержится обзор экономики табачных изделий
в России. Также в рамках анализа налогообложения табачных изделий
как общественного политического инструмента в России обсуждаются
несколько вариантов повышения налогов. Согласно представленному
отчету, повышение акцизов на табачные изделия поможет предотвратить
дальнейшее распространение эпидемии курения в России и привнесет
доходы в национальный бюджет.
Текущая ставка налога на табачные изделия в России очень
низкая - от 33% до 43% от розничной цены. Это самый низкий показатель
в Европе.
Авторы отчета рекомендуют повысить налоговую ставку
по меньшей мере до 70% от розничной цены. А от российских органов
власти требуется усиление администрирования налогообложения и обеспечение
исполнения норм налогообложения с целью предотвращения потенциального
уклонения от налогов.
Повышение налоговой ставки поможет спасти жизни людей,
повысить уровень охраны здоровья россиян и стимулировать экономику
страны.
Повышение налогов на табачные изделия рекомендуется
Всемирной организацией здравоохранения в рамках пакета мер по сокращению
потребления табака. Этот пакет рекомендаций, под названием "MPOWER",
содержит решения по вопросу борьбы с табачной эпидемией и обеспечению
защиты граждан от вредного воздействия курения.
Содержание
Краткий обзор
I. Вступление
II. Данные и методы
III. Спрос на табачные изделия и налоговая политика
в отношении табака
Распространенность и интенсивность употребления табака; вид потребляемых
табачных изделий
Цена и доступность сигарет; эластичность цен
Расходы, связанные с табачными изделиями, и стоимость курения
Уровень налогообложения табака и структура налогообложения
IV. Снабжение табачными изделиями и положения, регулирующие
промышленность
Производство, импорт и экспорт
Структура табачного рынка
Механизм сбора налогов, установленных на табачные изделия, и доходы
от налогов
Положения, регулирующие промышленность, ее политическое влияние
и образ
V. Варианты налоговых политик в отношении табачных изделий, воздействие
таких политик на потребление сигарет и доходы от налогов
VI. Другие последствия налоговых политик в отношении
табачных изделий
Контрабанда и замена продукции
Трудоустройство и бедность
Экономический рост, торговля и иностранная валюта
Обсуждение и рекомендации
Приложения
Признательность
|