|
|
От
чего зависят репродуктивные намерения и репродуктивное поведение
россиян? |
Над темой номера работали:
|
|
|
Оксана СИНЯВСКАЯ
|
Алла ТЫНДИК
|
От чего еще зависит рождение ребенка?
Все рождения. В действительности, в наибольшей
степени появление на свет ребенка (без учета очередности рождения)
в 2004-2007 годах определялось двумя параметрами – партнерским статусом
женщины и числом ранее рожденных детей (табл. П-2). Почти половину
(48%) всех рождений в нашей панельной выборке составляли первые
дети; 29% – рождения внутри партнерств, образовавшихся в период
между опросами. В результате, почти каждое четвертое рождение
(24%) приходилось на первенцев в новых союзах. Вероятность появления
второго ребенка – при прочих равных условиях – была почти вдвое
ниже, а третьего и последующих детей – более чем в 7 раз ниже, чем
первого.
Среди партнерств, образовавшихся до 2004 года, отрицательное
влияние числа детей на вероятность рождения следующего еще выше,
тогда как шансы на появление детей в партнерствах с различным стажем
статистически почти не различаются (табл. П-4).
Если женщина ориентирована на многодетность, то есть
она бы хотела иметь троих или более детей, вероятность появления
ребенка почти вдвое выше по сравнению с женщинами, мечтающими о
двух детях; причем среди постоянных партнерств этот эффект еще выше
(табл. П-2, П-5). Для женщин, ориентированных на семью с одним ребенком,
вероятность рождения ребенка, напротив, почти вдвое ниже (табл.
П-2).
Следующий по важности фактор рождения ребенка – возраст
матери. По сравнению с женщинами старших репродуктивных возрастов
(35-44), наибольшие шансы родить ребенка были, конечно, у самых
молодых. Однако следует отметить, что вероятности рождения ребенка
любой очередности у 18-24-летних и 25-29-летних женщин практически
не различались (табл. П-2); а у 30-34-летних, особенно, если у них
был постоянный партнер к 2004 г., были не намного ниже (табл. П-2,
П-5).
По-прежнему рождаемость в России различалась в зависимости
от типа поселения, в котором жила женщина. Вероятность рождения
ребенка любой очередности на селе в 1,4 раза выше, чем в городе
(табл. П-2). При этом, по данным панели РиДМиЖ, шансы родить первенца
у горожанок и жительниц села были почти одинаковыми (табл. П-3).
Напротив, второй ребенок и дети более высокой очередности намного
чаще появлялись в сельской местности (табл. П-4).
Различия в рождаемости в зависимости от других факторов
оказались намного меньшими. Так, по результатам нашего исследования,
разрыв в среднем числе детей по образовательным группам в период
с 2004 по 2007 год сократился незначительно (рис. 9), однако четкой
связи между уровнем образования и деторождением выявить невозможно.
Доля родивших первенца выше среди женщин со средним специальным
образованием. Напротив, женщины с высшим образованием немного чаще
шли на рождение второго ребенка, чем женщины с более низким образованием.
Вероятно, разрыв будет сокращаться и далее, но не исчезнет окончательно.
Рисунок 9. Среднее число детей и доля фактических рождений
за период по образовательным группам
Примечание: различия между средними по группам статистически
значимы
Связь деторождения с положением женщины на рынке труда
также не вполне очевидна. С одной стороны, первенца немного чаще
рожали женщины, имевшие работу в 2004 году, однако детей более высоких
порядков – напротив, незанятые (рис. 10). С другой стороны, при
контроле влияния других параметров вероятность рождения ребенка,
независимо от того, учитывается ли очередность рождения, становится
статистически незначимой (табл. П-2 – П-6). Женщины, чьи партнеры
работали, чаще рожали второго и последующих детей (рис. 5), но в
модели эта связь также становится незначимой при контроле прочих
факторов (табл. П-5 – П-6).
Рисунок 10. Доля женщин, родивших ребенка в 2004-2007
годах, в зависимости от положения на рынке труда женщины и ее партнера,
по порядку рождения, % в группе
Таким образом, за исключением поселенческого фактора,
ни один социально-экономический параметр не оказал значимого влияния
на рождение ребенка в 2004-2007 годы, независимо от того, включаются
ли в модель репродуктивные намерения или нет. Отсутствие статистически
значимых социально-экономических различий в рождаемости может быть
следствием, во-первых, неточности измерительного инструмента. Панельная
выборка РиДМиЖ несколько смещена в пользу менее образованных, менее
активных и менее обеспеченных слоев населения и, соответственно,
в панели вариация по социально-экономическим параметрам меньше,
чем в пространственных выборках каждой из волн, которые репрезентируют
население России. Кроме того, число рождений за три года невелико
(168 в регрессионной модели), что также может влиять на большое
количество незначимых переменных. Использование обычной логистической
модели иногда также может приводить к смещенности коэффициентов
или отсутствию статистически значимого эффекта в модели, даже если
в реальности связь между объясняющей и зависимой переменной существует29.
Наконец, операционализация и измерение независимых переменных могут
также давать искаженные результаты. В частности, это может относиться
к неудовлетворительной информации о жилье в вопроснике первой волны
РиДМиЖ или к потенциально смещенной информации о доходах домохозяйства,
которые собираются со слов только одного его члена.
Во-вторых, полученный результат может отражать то, что
социально-экономические параметры влияют на календарь рождений,
а не на саму вероятность появления ребенка. Такой эффект можно предположить,
в частности, в отношении образования30.
В-третьих, отсутствие статистически значимых связей
между социально-экономическим статусом женщины и рождением у нее
ребенка может соответствовать реальной ситуации. В этом случае,
оно означает то, что деторождение в России по-прежнему остается
детерминированным господствующей социальной нормой – «не менее одного
ребенка, но и не более двух». Жесткая нормативность поведения предопределяет
то, что появление ребенка связано лишь с демографическим статусом
женщины – ее возрастом, партнерским статусом и числом уже рожденных
детей. При прочих равных все женщины – независимо от их социально-экономических
характеристик – стремятся завести хотя бы одного ребенка.
Рождение первенца. Самый мощный фактор,
влияющий на рождение первенца, – появление нового партнера между
двумя опросами (табл. П-3). В целом, вероятность рождения ребенка
очень высока в пять-шесть первых лет после образования партнерства,
после чего она начинает заметно снижаться. После 10 лет партнерства
вероятность рождения ребенка крайне невелика и значимо не отличается
от вероятности его появления в отсутствие партнера.
Закономерно, что дети намного чаще рождаются у более
молодых женщин. Однако следует отметить, что возрастной профиль
рождаемости свидетельствует о продолжающемся откладывании деторождения:
женщин из возрастной группы 25-29 (28-32 к 2007 году), которые пошли
на рождение первенца, почти столько же, сколько в младшей возрастной
группе (рис. 11). Это же подтверждает регрессионный анализ: вероятности
рождения первенца у 18-24-летних и 25-29-летних женщин уже очень
близки (табл. П-3).
Рисунок 11. Доля женщин, родивших ребенка в 2004-2007
годах, по возрастным группам в 2004 году и порядку рождения, % от
общего числа ответивших женщин соответствующего возраста
Примечание. Число наблюдений: женщин без детей в 2004г.
– 337; женщин с 1 ребенком и более в 2004г. – 1475.
Помимо партнерского статуса и, в меньшей степени, возраста
женщины на вероятность рождения первого ребенка влияет твердое желание
женщины завести ребенка в ближайшие три года, что, по-видимому,
связано с ее партнерским статусом. Модель также подтверждает то,
что в нашей выборке первые рождения немного чаще происходили у женщин
со средним специальным образованием. Все прочие факторы статистически
значимой связи с появлением первенца не демонстрируют. Это может
быть связано с маленьким размером выборки (335 наблюдений), а также
с сохраняющейся в обществе ориентацией на одного ребенка. Добровольная
бездетность в России по-прежнему остается исключительным феноменом.
Появление детей более высокой очередности.
Как уже отмечалось ранее, появление детей более высокой очередности
сильнее определяется репродуктивными намерениями женщины и особенно
теми, которые были сформулированы на три года и позволяли учесть
степень уверенности женщины в ее планах. В спецификации модели с
намерениями на три года этот фактор является наиболее тесно связанным
с последующим рождением ребенка.
Следующим по значимости фактором опять-таки выступает
партнерский статус (табл. П-4). Однако продолжительность партнерства
здесь уже не настолько принципиальна. Вероятность появления ребенка
в союзах со стажем менее 5-6 лет немного выше, чем в более длительных,
но различия не являются статистически значимыми (табл. П-4, П-6).
Следует подчеркнуть, что рождение ребенка никак не связано с регистрацией
брака или ее отсутствием.
Распределение женщин, родивших второго и последующих
детей, по возрасту еще более равномерно, чем в случае с рождением
первого ребенка (табл. П-4, П-6). Наиболее высока вероятность родить
второго ребенка у 25-29-летних женщин. Вклад в фактические вторые
рождения 25-29-летних в два раза выше вклада 18-24-летних (40% и
20% соответственно), вклад 30-34-летних – почти 30%. При этом среди
респонденток, которые в 2004 году имели не только хотя бы одного
ребенка, но и партнера, при прочих равных условиях (и учете намерений!)
наибольшие шансы завести второго (и последующего) ребенка были у
30-34-летних (табл. П-6). Скорее всего, это отражает первые результаты
пронаталистской политики государства, направленной на стимулирование
вторых рождений. Вторая волна обследования РиДМиЖ проходила весной-летом
2007 года и могла в некоторой мере уловить влияние принятых мер
на фактические рождения. В частности, на основе анализа данных макростатистики,
С.В. Захаров утверждает, что «все поколения, включая сорокалетних
женщин…, отреагировали дружным и мощным подъемом вероятностей рождения
второго и последующих детей»31.
Таким образом, для возрастного профиля рождаемости становится характерной
все менее ярко выраженная вершина – происходит «размазывание» деторождения
по возрастным группам, увеличивается вариативность возраста матери
как при первом, так и при последующих рождениях.
Появление второго и последующих детей тесно связано
с числом уже рожденных детей и представлениями женщины о желаемом
числе детей (табл. П-4, П-6). Ориентация на семью с тремя и более
детьми повышает шансы рождения очередного ребенка в три раза. Вероятность
того, что родится третий или последующий ребенок, почти в пять раз
ниже, чем то, что родится второй. Внутри партнерских союзов важную
роль играет также единая позиция обоих партнеров в отношении решения
иметь детей, которая повышает шансы на рождение ребенка.
Связь рождения вторых и последующих детей с социально-экономическими
параметрами продолжает оставаться неясной и требует дальнейшего
изучения. С одной стороны, анализ таблиц сопряженности показывает
статистически значимые различия в рождении вторых детей в зависимости
от уровня образования, положения на рынке труда, субъективной оценки
материального положения и места жительства женщины. С другой стороны,
при учете влияния прочих параметров в моделях, оценивающих вероятность
рождения второго (и более) ребенка, из всех социально-экономических
характеристик значимым остается только поселенческий фактор: село
повышает отношение шансов в 2,3-2,6 раза по сравнению с городом
(табл. П-4, П-6).
29 Такой результат
может отражать нарушение предпосылок логистической модели. Во-первых,
используя обычную логистическую модель, мы предполагаем, что изучаемый
нами процесс находится в статистическом равновесии. Между тем, 2004-2007
гг. были периодом экономического роста и стабильности, которые сами
по себе могли увеличивать вероятность появления ребенка. Кроме того,
в 2006 г. были анонсированы, и в 2007 г. введены в действие новые
меры поддержки семей с детьми, которые также могли изменить вероятности
рождения. Во-вторых, некоторые объясняющие переменные могут по-разному
влиять на различные составляющие процесса. Т.к. в данной модели
мы рассматриваем рождение ребенка любой очередности, можно предположить,
что высшее образование влияет на откладывание рождение первенца,
но не на саму вероятность его появления. И, скажем, в рассматриваемый
период мы могли наблюдать положительную связь между высшим образованием
и рождением первых детей, и, напротив, отрицательную связь между
высшим образованием и рождением второго ребенка. В совокупности
эти эффекты гасят друг друга.
30 Обсуждение этого
вопроса см.в : Малева Т.М., Синявская О.В. Социально-экономические
факторы рождаемости в России: эмпирические измерения и вызовы социальной
политике // Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе.
Выпуск 1 / Под науч.ред. Т.М. Малевой, О.В. Синявской; Независимый
институт социальной политики. М.: НИСП, 2007. С. 171-216.
31 Захаров С.В.
Российская рождаемость – долгожданный рост? // Демоскоп Weekly.
2008. № 353-354. http://demoscope.ru/weekly/2008/0353/tema02.php
|