Rambler's Top100

№ 379 - 380
1 - 14 июня 2009

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Глазами аналитиков 

Репродуктивное поведение родителей и их детей в России

Одинокое материнство в общественном мнении

Отношение к межнациональным бракам в этническом сознании дагестанцев

Самосожжение женщин как социальное явление

Семейно-брачные отношения коренного населения предгорий Северного Алтая на рубеже XIX-XX вв. (по данным метрических книг)

Архив раздела Глазами аналитиков


Google
Web demoscope.ru

Самосожжение женщин как социальное явление

Х.О. Хушкадамова1
(Опубликовано в журнале "Социологические исследования", 2008, №5, с. 125-134)

В конце 20-х - начале 30-х гг. прошлого века в Средней Азии развернулось движение за социальное и духовное освобождение женщин, за снятие паранджи как символа женского рабства. Многие женщины, осмелившиеся на такие шаги, подвергались общественному остракизму: над ними издевались, их били. Общественное мнение в разных формах резко осуждало таких женщин. В итоге многие из них, не выдержав атмосферы психологического давления и постоянного общественного порицания, кончали жизнь самоубийством через самосожжение. За 1926-1928 гг. сожгли себя 203 женщины2.

Попытки совершения этого трагического акта проявляются на постсоветском пространстве и сейчас. "Облилась бензином и поднесла спичку", "Жильцы одного из общежитий Бишкека грозят самосожжением", "За самосожжение женщин отделались увольнением", "Пенсионеры готовят акт самосожжения"3 - это неполный перечень публикаций, рассказывавших о попытках самосожжения как формы протеста в России, Киргизии и Узбекистане, и их героями являются не только женщины, но и мужчины. Выбрав такой способ ухода из жизни, они протестуют против нерешенных социальных проблем. Так, суть одного из этих сообщений в том, что "три сотрудника налоговой инспекции отделались лишь увольнением за то, что довели до самосожжения женщину, конфисковав ее имущество". А почему протестуют "жильцы общежития" и "пенсионеры", не надо объяснять. Словом, в период социально-экономических трансформаций общества заявить о возможном совершении акта самосожжения, порой прибегнуть к такому суицидальному акту как к одной из форм протеста против нарушения прав, несправедливого отношения становится явлением нередким. Более того, самосожжение приобретает и политическую окраску. Никакого удивления не вызывает то, что кто-то пытается совершить суицид в знак определенного протеста у стен Кремля, у зданий дипмиссий и т.д.

Данные социологических исследований, которые проводились в Таджикистане в конце 80-х - начале 90-х гг. прошлого столетия и в 2000-е годы нынешнего, свидетельствуют, что в таджикском обществе самосожжение составляет значительную часть среди покушений женщин на свою жизнь. Опираясь на эти работы4 и на личные наблюдения, автор пытается раскрыть феномен самосожжения в таджикском обществе, анализирует его причины, сопоставляя данные периодов перестройки и гласности, гражданской войны и пореформенного времени в Таджикистане.

В 1980-е годы я работала корреспондентом республиканской молодежной прессы и не понаслышке знаю, что в основном женщины совершали эти жестокие формы суицида. Мне не раз удавалось встречаться и беседовать со многими, чудом оставшимися в живых девушками или женщинами. Как выяснялось, таким образом они хотели привлечь внимание к своим многочисленным проблемам. Характер ожогов, по моим наблюдениям и по мнению специалистов, свидетельствовал об этом. Мотивы были самыми разными: неразделенная любовь, запрет родителей на учебу дочери, ссора с родственниками мужа, внебрачные связи, конфликт на работе с руководством, избиение мужа и т.д. В какой-то период мы, молодые журналисты, так увлеклись сенсационной темой, что нас стали обвинять в увеличении числа самосожжений. После каждой публикации или передачи появлялись сообщения о новых жертвах. Возможно, в определенной мере средства массовой коммуникации показывали отчаявшимся женщинам и девушкам выход из создавшегося положения. Но и нельзя отрицать, что было создано мощное общественное мнение о таком жестоком акте суицида. В некоторых публикациях приводились даже фамилии виновных - брата, мужа, бригадира и других лиц, доведших женщин до такого состояния.

В 1987 г. специально подготовленная группа Союза молодежи Таджикистана в разных районах провела опрос среди молодых людей в возрасте от 16 до 35 лет5. Четверть опрошенных считала, что основная причина этого трагического явления - бытовой конфликт. Почти столько же основной причиной видели желание родителей насильно выдать дочь замуж. Среди других причин отмечались: запреты со стороны взрослых на продолжение девушками учебы после школы (конфликт на почве продолжения образования); бытовые трения с родственниками, коллегами (бытовой, межличностный конфликт); боязнь порочащих слухов (социально-психологическое давление) и другие. Около половины участников опроса считали, что между религией и самоубийством связи нет. Почти пятая часть затруднилась ответить на этот вопрос.

Случившиеся факты фиксируются правоохранительными органами, освещаются средствами массовой информации. Контент-анализ содержания газетных публикаций в этой ситуации приобретает особую значимость. Исследование таджикской периодической печати периода перестройки по теме самосожжения, проведенное автором, дало возможность более тщательно выявить причины суицида среди женщин и определить отношение национальной прессы к нему как социальному явлению. Проанализирована 61 публикация. Из них 59% опубликованы в республиканской молодежной газете на таджикском языке "Джавонони Точикистон", 11% - в газете на русском языке "Согласие"6 и 30% в женском журнале "Фируза" - "Счастливая". Для получения углубленной информации по исследуемой проблеме автор ввела в процедуру контент-анализа специфические качественные характеристики публикаций: "форма подачи материалов", "структура публикаций", "обратная связь", "причина самосожжения", "пол автора публикации", "отношение автора к описываемому факту", "семейное положение потерпевшей" и т.д.

В молодежной газете на таджикском языке за 1986-1992 гг. эта проблема затрагивалась 36 раз, в русскоязычной прессе - в пять раз реже, а в журнале "Фируза" ("Счастливая") - в 2 раза реже.

Анализ факторов времени свидетельствует, что пресса обращалась к проблеме самосожжения женщин ежемесячно. Но это не дает основания полагать, что время появления публикаций полностью сходится со временем возникновения очага самоубийства женщин. Именно обращение к категории "частота освещения факта (социального явления) в публикациях" позволило выделить период наибольшей интенсивности самосожжения. Для этого были использованы публикации, которые носили оперативный характер и давались с места происшествия. Такие сообщения имелись в газете на национальном языке. Их основу составляли описания случившегося, за которым стоит один страдающий субъект. Основная часть (71,4%) этих сообщений приходится на лето-осень 1987 и зимы-весны 1988 г.

В 1989-1990 гг. в республиканской прессе количество публикаций о самосожжении сократилось. В декабре 1990 г. опубликована всего одна статья7, и то не связанная в целом с самосожжением. Автор, осуждая нейтральную позицию окружающих, их равнодушие, описывает смерть матери, которая сожгла себя из-за недостойного поведения сына. Люди же, зная, в каком положении находится женщина, даже не пытались ей помочь. Еще одна публикация приходится на декабрь 1991 г. Она затрагивает проблемы семьи, в которой покончила жизнь самоубийством мать четверых дочерей. Отсутствие публикаций или уменьшение их количества на страницах исследуемых изданий не означает, что женщины перестали сводить счеты с жизнью самосожжением. Политическая ситуация к этому времени в стране стала ухудшаться, с одной стороны, это не могло не повлиять негативно на работу СМИ, а, с другой, - эта проблема уже была не настолько актуальна как раньше. Страна была вовлечена во внутреннее противостояние, которое продолжалось с 1992 по 1997 г.

Контент-анализ не подтвердил гипотезы о преобладании среди авторов публикаций врачей-ожогистов: их доля составила 13,6%, опубликованных в молодежной газете на таджикском языке. Выявлена и такая деталь: в первые годы начавшегося периода демократизации и гласности отмечается повышенный интерес к врачам-ожогистам, так как девушки, молодые женщины, решившиеся на самосожжение, попадают в единственный в республике ожоговый центр. Врачи обладают наиболее полной информацией о таких фактах. Бесспорным является и то, что именно определенная открытость общества в период перестройки сделала доступным диалог с ними.

Официальное фиксирование самосожжения как социального факта8 тоже связано с началом демократизации и гласности. И именно это повлияло на социальную характеристику состава авторов. Это объясняется тем, что трагическая форма индивидуального и социального протеста девушек и женщин затрагивала все общество, вызывала широкий общественный резонанс. В связи с тем, что самосожжение связано с положением женщины, в программу исследования была введена категория "пол авторов". Как показывают результаты, из 74 авторов 67,5% - мужчины и 32,5% - женщины.

Авторы-женщины преобладают в женском журнале. Во-первых, тогда это было единственное женское издание в республике9, во-вторых, костяк творческого коллектива составляли женщины, чего нельзя было сказать ни о каком другом издании, выходящем на государственном языке. В русскоязычной молодежной газете результаты оказались для исследователя неожиданными: 80% авторов мужчины и лишь 20% женщины, несмотря на то, что по сравнению с молодежным изданием на таджикском языке, в этой редакции преобладали женщины. Есть основание полагать, что дело в разнице читательской аудитории двух молодежных изданий: первое больше ориентировано на горожан, второе - на сельских жителей. В издании на национальном языке соотношение следующее: из 52 авторов - 77% мужчины, 23% - женщины.

Одним из важных блоков категориальной сетки является выявление существенных характеристик самосожжения как социального явления (т.е. выделение единиц счета). Анализ по смысловой единице "причины явлений" дал основание следующим образом квалифицировать причины самосожжения: социальные (безработица, недостаточное количество детских дошкольных учреждений), духовные (низкий уровень просвещенности, правовой грамотности, влияние обычаев), психологические (конфликты в семье, в трудовом коллективе, с окружающими). Данные этого исследования, которое явилось первой попыткой выявления этих причин протеста женщин-таджичек, к сожалению, в силу начавшейся в Таджикистане гражданской войны остались невостребованными.

Гипотеза автора о том, что в годы противостояния женщинам было не до самоуничтожения, не оправдалась. Об этом свидетельствуют исследования, проведенные таджикским ученым, доктором медицинских наук, специалистом в сфере изучения особенностей психического реагирования человека на стресс Д. Мухаммадиевым10. Клинико-психопатологическое исследование 21 таджички, совершивших самосожжения в период гражданской войны с мая 1992 г. по март 1993 г., выявило три группы суициденток. Психологическая травма семи женщин была связана с последствиями политической нестабильности (страх перед тем, что возьмут родных в заложники, подвергнут насилию, ограбят, умрут от голода и т.п.). Состояние восьмерых женщин характеризовалось переживаниями, связанными с вооруженным конфликтом вблизи места их проживания, т.е. они были свидетелями боев, грабежей, убийств и этим отличались от суицинденток первой группы. Шестеро были лично подвержены насилию (угроза оружием, избиение, ограбление и т.д.).

9,5%, совершавших самосожжение, были уверены, что этим облегчат свою участь, так как они не в состоянии защищать семью и детей от насилия. Врачами ожогового центра им был поставлен диагноз шизофрения, характерная бредовыми идеями самоуничтожения. 90,5% была присуща психогенная депрессия как ответ на беспокойство, страх, тревогу и другие подобные факторы. Их психотравмирующая ситуация проявлялась в таких ярких внешних поступках как заламывание рук, вырывание волос на голове. Причиной их поведения и попытки самоуничтожения были страх за жизнь близких и реакции, связанные с чувством стыда и унижения женского достоинства и чести при огласке факта насилия.

Женщины психологически не были готовы к экстремальной ситуации, связанной с вооруженным конфликтом, что также имело значение в формировании аутоагрессивного поведения. В отличие от причин самосожжения женщин, отмечавшихся до начала вооруженного противостояния (социальные, духовные, психологические), в обследованном контингенте преобладали мотивационные факторы, прямо связанные с проблемами, возникшими в ходе гражданской войны.

В результате братоубийственной войны в Таджикистане по разным оценкам погибло от 40 до 100 тыс. человек, сотни тысяч стали инвалидами, потеряли кормильцев, около одного миллиона - беженцами и вынужденными переселенцами, разрушено более 50 тыс. жилых домов. Экономический ущерб составил 7 миллиардов долларов11. Переход к рыночным отношениям на фоне последствий гражданской войны и социально-экономического кризиса ухудшил и без того тяжелое положение женщин.

55 тыс. детей в результате войны остались сиротами, 25 тыс. женщин - вдовами. Сегодня согласно официальной статистике в республике не менее 50 тыс. таких женщин. Средний размер семьи, по данным переписи населения 2000 г., - 5,8 человек: в городской местности - 4,5, в сельской - 6,5. Дети до 16 лет, по данным 2002 г., составляют 41,5% всего населения12. Экономическая ситуация страны сегодня такова, что ежегодно только в Россию на заработки выезжают более 700 тыс. трудовых мигрантов. Это в основном мужчины брачного возраста13.

В середине 1990-х годов гендерная политика стала приоритетным направлением деятельности правительства. Одной из стратегических целей Государственной программы "Основные направления государственной политики по обеспечению равных прав и возможностей мужчин и женщин в Республике Таджикистан на 2001-2010 годы" стало предотвращение и уменьшение числа убийств и самоубийств, совершенных женщинами, улучшение психологического здоровья женщин, морально-психологического состояния, отсутствия бытового, психологического насилия и др. Специальной статистики по самосожжению женщин не ведется. В средствах массовой информации, в основном в независимой прессе, публикуются материалы, базирующиеся на статистике самоубийств, полученных из органов внутренних дел. Только за 2005 г. в Согдийской области зарегистрировано 213 случаев. Из них 36 совершено под психологическим воздействием со стороны других лиц, 30 - из-за экономических недостатков и 35 - из-за семейных ссор. Причины совершения 112 случаев самоубийства не определены. На территории другой области, считающейся одним из крупных регионов по численности населения - Хатлонской, за этот же год зарегистрировано 111 случаев суицида. Из них 57 мужчин и 54 женщины14. Кроме того, предотвращена 31 попытка самоубийства.

Как и в конце 1980-х - начале 1990-х гг., СМИ Таджикистана часто обращаются к этой тематике. Но, в основном, публикуются материалы со ссылкой на правоохранительные органы. Это показывает, что перестройка таджикского общества в пореформенный период дает возможность более открыто освещать эту проблему. Но публикации имеют больше информационный характер и не вызывают общественный резонанс как в период начавшейся гласности и демократизации общества. Приводятся также данные Республиканского ожогового центра: только за неполные два месяца 2006 г. в центр с диагнозом самосожжение поступили 7 человек. Статистика этого центра, который постоянно находится в поле зрения исследователей, журналистов и правоохранительных органов, такова: 2003 - 48; 2004 - 73; 2005 - 63.

Исследованием, проведенным в 2005 г. с целью определения социально-экономических факторов самосожжения женщин, были изучены следующие показатели: количество детей в семье, степень занятости женщин в трудовой сфере, основные источники дохода и материальное положение семьи.

80% опрошенных имели детей до 14 лет. Количество мальчиков и девочек почти одинаково. 64,3% семей - от одной до 6 девочек до 14 лет, а 69% - от 1 до 6 мальчиков. В исследовании выявлен факт, что девушку выдали замуж и буквально через несколько дней муж уехал на заработки за пределы страны и больше не вернулся. Этот пример типичен для современного таджикского общества. Автору удалось взять интервью у гастарбайтеров, которые прилетали на заработки в Россию после того, как навестили свои семьи. Из пятерых опрошенных четверо ездили специально с целью женитьбы, хотя имели в России семьи. Двое остались дома, пока не забеременели их молодые жены. По их мнению, это оберегает их от измены мужьям, хотя они остаются в семьях вместе со свекром, свекровью, с женами братьев мужа, золовками и другими членами семьи.

При исследовании фактов самосожжения введен в оборот термин "соломенная жена". А средства массовой информации называют подобных невесток заочными женами. Следовательно, такая среда является почвой для конфликтов и насилия, здесь возникают постоянные ссоры, конечным итогом которых может стать и суицид. Обычно у таких женщин отсутствует возможность реализовать себя как в профессиональной сфере (работа вне дома), так и в социально нормированной (жена, мать). Женщина в расцвете сил остается без мужчины, не имеет возможности зарабатывать. Это становится причиной низкой самооценки и постоянной депрессии.

В сельских семьях предпочтение отдается образованию мальчиков, а девочек с детства готовят к замужеству. Среди родителей, запрещающих своим девочкам посещать школы, есть представители разных слоев общества. Этот фактор тоже повлиял на то, что в последние годы гендерный разрыв по показателям школьной посещаемости на уровне 9-11 классов увеличивается15. Многодетные семьи - одна из специфических особенностей края. Среднегодовой рост населения в стране составляет 2%. За последнее десятилетие количество членов семьи в республике выросло с 5,7 до 7,1 человек16. Среднее число детей - 4,2 на одну семью.

Статистические прогнозы таковы: к 2015 г. количество детей в республике возрастет примерно на 850000 человек. Это в 1,5 раза больше, чем в 2003 г. Выявлены причины, по которым дети опрошенных не посещают школу. Экономический или постоянный фактор - отсутствие возможности приобрести школьные принадлежности или медикаменты - становится катализатором нервного истощения женщины. Женщина, не находящая выход из создавшегося положения, впадает в депрессивное состояние. Такая ситуация может стать причиной суицида. Ведь известно, что дети, не получив должного среднего образования, теряют возможность трудоустройства в будущем, достойного заработка, свободного перемещения и широкого спектра социальных связей.

63,7% опрошенных хотят работать, но у них нет возможности осуществить свое желание. В сельских районах женщинам в основном отводится репродуктивная роль, предполагающая неоплачиваемый труд в домашней сфере. Кроме того, несколько женщин-хозяек живут на небольшом пространстве под одной крышей, что создает почву для конфликтов. Высказывания респондентов подтверждают это. Муслима, 39 лет. "У нас большая семья. Живем со свекром и свекровью, женами деверей. Каждый день ссоримся с женой деверя. Она меня упрекает, что я якобы ношу ее обновки; оскорбляет моих дочерей нецензурными словами. Свекровь на ее стороне, а мне говорит, что сама виновата". Раджабджон, 48 лет, район Вахдат: "Все эти случаи самосожжения (самоубийства) происходят от безработицы: в каждом доме 2-4 неработающие женщины. Дехканство тяжелый труд, очень быстро состаришься".

Такие факторы как отсутствие рабочих мест, дошкольных учреждений, материальной возможности следить за своим здоровьем, контроль со стороны домочадцев над молодой женой вкупе с традиционными представлениями о многодетной семье создают ситуацию, при которой женщина не может стать активной труженицей. Немаловажную роль играет и то, что у многих из них нет образования.

Основные источники дохода семьи по результатам опроса распределены по следующим категориям: заработная плата - 56,3%, приусадебные участки - 67,7%, пенсии - 36,3%, денежные отправления из-за пределов Таджикистана - 33%. Следующими идут: самозанятость (шитье, частное такси, ремонт квартир, мелкая торговля и т.д. - 21,7%; помощь родственников - 8,3%). Низкий доход приносят: дехканское хозяйство - 8,7%; сдача в аренду (дома, земли, транспортные средства, строительные материалы) и др. - 2%. Средняя заработная плата в сельских местностях 35 сомони17. Под приусадебные участки отведено 1,18% земли от общих площадей сельхозугодий в республике. Несмотря на широкий спектр представленных ответов в результате опроса, доход опрошенных семей очень низкий. Основным источником дохода остаются денежные переводы, поступающие из-за пределов Таджикистана. По словам большинства респондентов, они почти не видят денег. Об этом говорят 88,3% женщин и 11,7% мужчин. В исследовании приведены высказывания респондентов.

Мастон-хола18 76 лет, пенсионерка, Кумсангирский район: "Болею, повышается давление. Сын 6 лет как в России. Трое его детей на моем попечении. Я всегда думаю о нем и переживаю за него. Что делать? Мне очень тяжело, каждый месяц надо платить за свет, воду, землю, где мне их взять с моей пенсией - 12 сомони. Нас в семье 13 человек, рабочих мест нет, кроме колхоза, а работать там женщинам тяжело".

Так респонденты оценили материальное положение своей семьи. Первые три группы составляют 88,4% населения страны. В процентном соотношении эти группы являются наиболее многочисленными. Не могут обеспечить себя продуктами питания - 21%, одеждой - 46,7% и позволить себе купить элементарную бытовую технику - 20,7%. Оставшиеся 115 опрошенных условно можно отнести к среднему уровню, и только 0,3 опрошенных условно живут выше среднего. Это очень высокий показатель степени бедности семей. Члены семей 21% респондентов страдают от недоедания. Такая ситуация сохраняется десятилетиями, и кризис в экономике создает в семьях неблагоприятный микроклимат, что не может не отражаться на психике членов семьи. 80% опрошенных живут за чертой бедности. И проблема выживания в таких семьях стоит на первом месте. Она становится почвой для депрессии, взаимодействуя с другими факторами - бытовыми, психологическими, может стать одной из причин, приводящих к суициду. Даже экономическое благополучие не может быть гарантией, что женщина владеет или будет владеть определенной собственностью.

Селянку в семье мужа зачастую даже не прописывают. Если по каким-то причинам брак распадается, она остается без средств к существованию. Бедность и безработица в сельских местностях в совокупности с многодетностью, нереализованность в профессиональной сфере, связанная с необразованностью, являются факторами, приводящими женщин к депрессивному состоянию и толкающими их к суициду.

Изучение отношения людей к самосожжению показало, что 33% опрошенных считают его грехом, что является очень высоким показателем. По их мнению, попытка избежать страданий (самоубийство), ниспосланных Всевышним, является тяжким грехом, что отражено во всех религиях. На вопрос "Слышали или видели ли Вы случаи самосожжения или самоубийства?" 92,7% опрошенных ответили, что они видели или слышали случаи самосожжения и лишь 7,3% опрошенных ответили отрицательно. Результаты опроса показывают, что к самосожжению прибегают в основном женщины - 98,3%. Данные этого исследования совпадают с данными других источников. По результатам опроса из 98,3%, совершивших самосожжение, 43,6% составляют женщины, 30,9% невестки, т.е. самосожжение среди женщин больше, если сравнивать с невестками (молодая жена) и девушками. Как видим, на женщин, имеющих много детей, наряду с психологическими факторами и факторами насилия давит еще и экономический.

К суициду женщины прибегали и другими способами: самоутопление, глотание таблеток и т.п. Авторы работы выдвигают гипотезу, что способ суицида зависит от географической особенности местности. Так, отсутствие водоема становится переменой, при которой вырастает в процентном отношении такой способ, как самосожжение. На вопрос "Были ли в Вашей жизни моменты, при которых у Вас возникли мысли о самосожжении?" 86 респондентов ответили "нет", 14% - "да". 30% опрошенных женщин на вопрос "Что спровоцировало мысль о самоубийстве через самосожжение?" ответили, что поступки мужа или его родственников (муж считает, что я недостойна его, муж ограничивает мою свободу, муж бьет меня и т.д.). Женщина в семье мужа - объект, чья точка зрения, позиция, желания, интересы не принимаются во внимание, тем более в современных условиях, когда ей приходится месяцами жить наедине с многочисленными родственниками мужа. Клевета в 9,3% случаях стала причиной возникновения мысли о самоубийстве. Это высокий показатель свидетельствует о доминировании общественного мнения. Опросы, проведенные автором как объект вторичного анализа, показали, что на психику женщины сильно влияет, что говорят и думают о ней другие. Основной причиной возникновения мысли о самоубийстве женщин является домашнее насилие. В ходе семинаров, которые были проведены в рамках исследования, женщины не смогли перечислить свои достоинства. Они апеллировали друг к другу "расскажи ты" или "нет, расскажи ты". Это яркое свидетельство отсутствия своего мнения и доминирования "другого взгляда", "другой точки зрения" (родители, общество, учителя, муж, родители мужа). А отсутствие собственной оценки и собственной позиции вкупе с прессингом создает "благоприятную" почву для суицидального действия. Женщины не умеют правильно оценить ситуацию, они в тупике и не видят выхода из него.

Высказывания респонденток являются яркой демонстрацией их тяжелого положения. Назира, 25 лет, Кумсангирский район: "Вот уже 1,5 года как я разошлась с мужем. Он всегда пил и бил меня. Он почти каждый день бил меня. Все мое тело было в синяках, голова разбита, я пришла домой к родителям и больше не вернулась. Меня отец насильно выдал замуж. Мой отец тоже был алкоголиком, он тоже всегда бил мою маму, ее мучил и говорил, что убьет ее. Вот уже 3 года как он с нами не живет. Мама занимается уличной торговлей. У нас очень тяжелые условия жизни. В моей жизни были такие моменты, когда я хотела покончить с собой. Лучше не жить в этом мире и не видеть таких мучений матери. Когда я вышла замуж, мои мучения удвоились".

Сафармо, 23 года, Кумсангирский район: "Всего три месяца как я замуж вышла. Сейчас нахожусь в доме отца, не хочу идти в дом к мужу. Он лилипут, инвалид, больной. Меня насильно выдали замуж. Они не знали, что у него есть такие дефекты. Родители мужа богатые, у них много денег, кажется, из-за этого меня им отдали. Несмотря на свои недостатки, он каждый день меня бил, говорил, что тебя никто не брал в жены, сама знала, что я такой, зачем за меня замуж вышла. Отец говорит, иди к мужу, живи с ним. Но я не хочу. Я сказала, что если Вы меня отведете к нему, я покончу с собой..."

Один из вопросов исследования "Были ли в вашей семье, среди ваших родственников или соседей случаи самосожжения?" позволяет сделать вывод о причинах самосожжения (самоубийства) и степени его распространения среди населения. Так, 51% опрошенных ответил "нет", 49% - "да". То есть каждый второй является свидетелем самосожжения женщин из числа близких ему или живущих с ними по соседству людей. Анализ причин самосожжения женщин показывает, что самый высокий процент составляют конфликты с мужем - 12,4%. Члены семьи мужа, близкие - мать, отец, сестры, брат и его дальние родственники и их отношение тоже приводят к самосожжению женщин - они составляют 30% от общего числа; клевета соседей, общественное мнение - 5,1%. Интервью подтверждают эти данные. Файзигул, 29 лет, район Рудаки: "Меня насильно выдали замуж: Я любила другого парня. Когда меня оклеветали, я хотела покончить с собой. Но меня никогда одну не оставляли".

Экономические причины составляют 14,6% случаев самосожжения. 6,9% от общего числа случаев - психическое нездоровье. Насилие в семье и экономическая нестабильность способствовали выросшему спросу за последнее десятилетие на услуги гадалок и ясновидящих.

Следует отметить специфику оценок к самосожженцам. Одни, считая, что люди, совершившие самосожжение, "психически нездоровы", "обладают слабой волей", "нетерпимы", "желают привлечь внимание" - 38,7%, то есть адекватно оценивая причину, толкнувшего человека на этот поступок, осуждают его. Лиц, совершивших самоубийство, даже относят к категории психически нездоровых (8%) и чувствуют к ним отвращение (32,7%). Третьи считают, что необходимо терпеть, подчиниться судьбе и смириться, т.е. зная причину самосожжения, трактуют этот поступок отрицательно. В целом, 98,3% полагают, что общество не желает вникать в проблему этих людей и отказывается от них. Лишь 1,7% респондентов относятся к ним с сочувствием. В исследовании был еще один схожий по содержанию к этому, рассмотренному нами здесь вопросу о мнении опрошенных лиц о людях, совершающих самоубийство, в том числе через самосожжение. 61% опрошенных обвиняет саму женщину. Это общественное мнение, хотя окружающие, т.е. опрошенные, признают, что женщин к самосожжению толкают экономические, психологические и правовые факторы. 36% из числа опрошенных причиной, толкнувшей женщину на этот поступок, считают мужа. Традиционно на женщину возлагается ответственность за сохранение семьи при любых обстоятельствах и главным принципом является терпение и женский разум.

Правовая осведомленность женщин и в период перестройки, и в современных условиях в таджикском обществе одинаково очень низкая. На вопрос "Обращались ли вы куда-нибудь для защиты своих прав?" 67,3% респондентов ответили "нет", 32,6% - "да". А ведь среди этих 67,3% лиц, которые никуда не обратились для защиты своих прав, могут оказаться и потенциальные суицидентки. Около 60% не знают своих прав, и кто их защищает. Письмо, приведенное ниже, подтверждает этот тезис. Васила, 42 года, район Рудаки: "17 лет, как мы с мужем живем раздельно. У меня трое детей, сама плохо слышу. Муж мне сказал: "Больше не приходи. Я не буду жить с тобой". У меня мой свекор обманом отобрал дом. После смерти свекра мой муж еще четыре раза женился. О своих детях вообще не заботится. Мне помог мой брат получить землю. Но у меня нет средств, чтобы построить дом. Не знаю куда идти, к кому обратиться".

Уровень правовой осведомленности опрошенных людей очень низок, он колеблется от 1 до 3,7%. Уровень правовой грамотности женщин, работающих в дехканских хозяйствах, был исследован еще в 2002 г. женскими и неправительственными организациями (НПО) "Ситора" ("Звезда") и "Зан ва замин" ("Женщина и земля"). Если сопоставить данные этих опросов, выходит, что уровень правовой осведомленности населения в сельских районах остался практически без изменения, то есть разработка эффективных методов правового образования населения остается очень актуальной. Ответы женщин яркое тому подтверждение, Икбол, 37 лет, район Рудаки: "В семье я, как верующая женщина, осуждаю такие глупые поступки. И в Исламе и в христианской вере они категорически запрещены. Женщины не готовы к жизни, у них низкий уровень просвещения. Умная женщина никогда так не поступает. Причина этому недостаточность знаний и низкий культурный уровень. Надо научить женщин основам прав. Я сама женщина Востока и хочу знать законы". Как видно из письма, даже образованные женщины нуждаются в повышении уровня правовых знаний.

Каково мнение опрошенных о предотвращении явлений самосожжения женщин. 35,7% опрошенных видят необходимость в обеспечении женщин и мужчин рабочими местами, 29,5% - в улучшении условий жизни, в подготовке специальных программ в СМИ, в частности, восстановлении передачи "Семья" на телевидении. 10,7% считают, что один из путей предотвращения самосожжения женщин - снизить трудовую миграцию мужчин за пределы страны. Не секрет, что женщины порой остаются одни со своими проблемами, а многие из них со временем остаются и без мужа.

Ответ опрошенной Курбонби, 52 года, район Вахдат: "Условия жизни тяжелые: семья большая, а у мужа маленькая зарплата. Один сын уехал в Россию, ни разу не звонил, не посылает денег. Если будут хорошие условия жизни, рабочие места, мужчины перестанут ездить в Россию, тогда уменьшатся такие случаи. Женщина-самосожженка, если не погибнет, то у нее останутся навсегда следы ожогов. Сама от проблем в семье, безработицы нет-нет да подумываю об этом".

Таким образом, данные исследований и личные наблюдения автора позволяют сделать вывод о том, что причины самосожжения коренятся в объективных социальных условиях жизни женщин, их труда и быта, в той социально-психологической атмосфере, которая окружает их, отношении к ним, к их проблемам в соответствующих органах. Большинство девушек и молодых женщин, покушавшихся на свою жизнь, совершали этот акт, когда дома были и другие люди, то есть они надеялись, что их спасут.

Автор выделяет две психологические основы актов самосожжения как специфического вида женского самоубийства: сознательный (планируемый) и бессознательный (спонтанный), когда женщина доходит до такого состояния, что пытается покончить с собой. Это дает основание рассматривать самосожжение женщин прежде всего как форму социального и личностного протеста, к которому приводит ограничение их прав во всех областях жизни. В экономической сфере - отстранение от процессов приватизации собственности, от бизнеса, предпринимательской деятельности (не считая челночного бизнеса), дискриминация в сфере труда.

Гендерный дисбаланс в таджикском обществе усугубляется еще и потому, что в культурно-нравственной сфере происходит возврат к существовавшим в прошлом ценностям культуры взаимоотношений мужчин и женщин в семье, быту, публичной сфере. В общественном мнении и сознании самих женщин превалирует патриархальное понимание роли и статуса в семье и обществе. А само общество не без помощи СМИ реанимирует и восстанавливает патриархальный культурный порядок. Это, в свою очередь, приводит к низкому образовательному и профессиональному уровню, малой занятости, низким доходам и соответственно слабой социальной активности, хотя равные права женщин гарантируют Конституция Республики Таджикистан, другие законодательные акты, "Трудовой кодекс", "Семейный кодекс", "Гражданский кодекс".


1 ХУШКАДАМОВА Халима Отамбековна - кандидат социологических наук, шеф-корреспондент Московского бюро Национального информационного агентства Таджикистана "Ховар".
2 Мирова С. Социальные и социально-психологические факторы воспроизводства традиций Ислама и шариата в отношении к женщине. Дис. канд. филос. наук. М., 1989. С. 80.
3 "Золотое кольцо". Ярославская областная газета. 2003. 4 июля. - http://www.goldring.ru/podrobno/php?id_rab=780; http://www.centrasia.ru- 14/10/2005; http://www.bukharainfo.com/blog/?p=780; http://www.novostivl.ru/old.php?...
4 Контент-аналитическое исследование прессы (1986-1991) о положении женщин, в выборку вошли три республиканские издания, выходящие на русском и таджикском языках. Объем выборки - 558 экземпляров газеты "Джавонони Точикистон" (на таджикском языке "Молодежь Таджикистана"), русскоязычная газета "Согласие" (ныне выходит под названием "Бизнес и политика"), женский журнал "Фируза" (на таджикском языке - "Счастливая"). В качестве вспомогательного метода использован пресс-опрос читателей женского журнала: экспертный опрос женщин, проведенный автором в декабре 1991 г. на XIII съезде женщин Таджикистана. Объем выборки - 200 респонденток. Женской неправительственной организацией (НПО) "Зан ва замин" ("Женщина и земля") в сотрудничестве с Комитетом по делам женщин и семьи при правительстве Республики Таджикистан проведен социологический опрос по изучению причин самосожжения в некоторых районах Хатлонской области и районах республиканского подчинения. Исследование проведено методом интервьюирования. Опрошены 300 респондентов методом случайной выборки. В дополнение к опросу проведено углубленное интервью с работниками республиканского ожогового центра, с представителями правоохранительных органов и психологами - всего 10 интервью. Цель исследования - выявление причин и факторов самосожжения (самоубийства) женщин в сельских районах и выработка рекомендаций и предложений для предотвращения данного негативного явления.
5 Опрос проведен в различных районах республики среди молодых людей в возрасте от 16 до 35 лет специальной группой Союза молодежи Таджикистана. См.: Кабилов Д. Обрекали себя // Комсомолец Таджикистана. 1987. 2 августа.
6 Вместо газеты "Согласие" издается еженедельник "Бизнес и политика".
7 Алимухаммад Н. Надо быть борцом // Джавонони Точикистон. 1987. 30 октября.
8 Социальный факт - научно зафиксированный факт социальной реальности, исходный момент социологического, экономического и других типов социального анализа. В качестве социального факта может выступать любое явление социальной жизни, взятое в определенном аспекте как общественное действие или результат социальной деятельности индивидов // Социологический словарь / Сост. А.Н. Елсукова, К.В. Шульга. 2-е изд., перераб. и доп. Мн., 1991. С. 353.
9 Сейчас в стране выходит много независимых женских изданий, второй год издается еще один новый государственный женский журнал "Бонувон" ("Женщины").
10 Мухаммадиев Д., Муминова Р. К вопросу о социально-психологических мотивах самоубийства женщин Таджикистана // Аспекты предотвращения насилия: анализ ситуации, опыт работы, решения. Душанбе, 2005. С. 43-44.
11 См.: Война и мир в Таджикистане, // www.svoboda.org. Спецпрограммы. 1997, 13 ноября; Анатомия гражданской войны в Таджикистане (Этносоциальные процессы и политическая борьба, 1992 - 1995). Бушков В. И. и Микульский Д. В. www/ca-c.org/datarus; Таджикистан: региональные аспекты конфликта. Азиз Ниязи //www.ctaj.elcat.kg.)
12 См.: Статистический ежегодник Республики Таджикистан. Душанбе, 2002. С. 66; Семья и дети в Республике Таджикистан. Статистический сборник. Душанбе, 2002. С. 25, 27, 29.
13 Хегай М. Что дает женщине штамп в паспорте? Мехрона-Инф. Бюллетень N 3. 2004. С. 4 - 6.
14 См.: еженедельная газета "Точикистон". 2006. 12 января; 3 февраля.
15 См.: Обновленная оценка бедности в Таджикистане. Всемирный банк. 2003.
16 См.: Статистический ежегодник Республики Таджикистан-2004. Госкомстат. 2004.
17 Сомони - таджикская национальная валюта. Курс валюты на 01.12.2007 г. - 10 рос. руб. = 1,4170.
18 Мастон-хола: тетя Мастон (с таджикского перевод автора).

 

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.