|
|
География
кризиса |
|
Над темой номера работала Наталья ЗУБАРЕВИЧ
|
От региональной диагностики к региональной политике
Основной удар кризиса пришелся на две группы регионов
- относительно развитые с экспортной экономикой (особенно монопрофильные
металлургические) и среднеразвитые с импортозамещающим машиностроением
(особенно автопром). Спад максимален на территориях с очевидными
структурными дефектами: монопрофильностью, неконкурентоспособностью
отраслей и предприятий. Кризис выявил проблемы развития тех регионов,
которые в условиях высоких экспортных цен считались наиболее благополучными.
Теперь же происходит выравнивание региональных диспропорций "вниз",
за счет большего падения производства и бюджетных доходов в наиболее
богатых регионах и меньшей глубины кризиса в слаборазвитых.
На начало весны сложилась такая ситуация: промышленный
спад и рост безработицы приостановились, но снижение заработной
платы, доходов населения и потребления продолжается, хотя его темпы
пока умеренные. Кризис, хотя и медленно, продолжает распространяться
на более широкий круг регионов, при одновременном (и тоже медленном)
улучшении ситуации в наиболее проблемных субъектах РФ с сильным
и раньше всего начавшимся спадом - в металлургических и машиностроительных
регионах Центра, Поволжья и Урала.
Глубина кризиса измеряется темпами спада промышленного
производства, снижения доходов бюджетов и роста безработицы. По
совокупности этих индикаторов можно выделить несколько групп регионов
с разной глубиной и характером кризиса.
Максимальные риски:
- Монопрофильные регионы экспортной ориентации: металлургией,
производством минеральных удобрений, целлюлозо-бумажной промышленностью.
Для профильных отраслей в данных регионах характерно сильное снижение
цен на продукцию и падение объемов производства. Наиболее велики
бюджетные риски, резко выросла безработица, сопоставимого уровня
достигает неполная занятость, что приводит к значительному снижению
доходов населения.
- Машиностроительные регионы с невысокой конкурентоспособностью.
В них бюджетные риски ниже из-за меньшей доли налога на прибыль
в доходах бюджетов, но риски безработицы максимальны в связи с
трудоемкостью базовой отрасли. Как и в предыдущей группе, высока
неполная занятость, но ее распространение не так сильно снижает
доходы населения, которые в этих регионах и не были высокими.
Относительно высокие риски
- Развитые регионы с диверсифицированной экономикой: Татарстан,
Башкортостан, Красноярский край и др. В основном они характеризуются
менее сильным спадом, за исключением Пермского края, Самарской
и Свердловской областей. В развитых регионах сильны проблемы сокращения
доходов бюджета, но риски безработицы локализованы в монопрофильных
городах. Важную роль в сохранении занятости и сектора услуг играют
рынки потребления крупных городов-региональных центров.
- Многочисленные регионы-"середняки", в которых ситуация
очень разная, но нет сильного влияния факторов монопрофильности
и зависимости бюджета от налога на прибыль, усугубляющих кризис.
- Регионы с конкурентоспособным сельским хозяйством, в первую
очередь Юга России. Они быстрее преодолеют средний по глубине
спад благодаря более устойчивому спросу на пищевую продукцию.
Бюджетные риски в них невелики, а сектор услуг легче адаптируется
к кризисным условиям через теневые схемы и неформальную занятость.
Умеренные риски (на 2009 год)
- Монопрофильные нефтегазодобывающие регионы. Снижение мировых
цен затронуло в первую очередь бюджетные доходы данной группы
регионов, но не привело к резкому спаду промышленного производства.
Рост безработицы смягчается вахтовой занятостью и высокой мобильностью
населения.
- Агломерации федеральных городов. Их промышленность в основном
импортозамещающая, а рынки сбыта большие. Основные проблемы концентрируются
в секторе услуг (финансовых, торговых и др.), а также в строительстве,
но агломерации остаются крупнейшими центрами потребления в стране.
Коллапс системы кредитования препятствует развитию, но он преодолим.
Большой "запас прочности" бюджетов федеральных городов
позволяет пережить сокращение налоговых поступлений (для областей
это более острая проблема). Проблемы безработицы низки и демпфируются
огромным рынком труда.
- Слаборазвитые и проблемные регионы с высокой дотационностью:
республики Северного Кавказа и юга Сибири, большинство регионов
Дальнего Востока. Они пока незначительно затронуты кризисом, а
будущее будет определяться возможностями финансовой поддержки
из федерального бюджета.
Главные задачи региональной политики кризисного периода
- рациональная оптимизация расходов бюджетов субъектов РФ в сочетании
с ростом поддержки регионов из федерального бюджета. Ведь главные
трудности смягчения основных социальных рисков (бедности, безработицы)
ложатся на регионы, тогда как их налоговые доходы сокращаются сильнее,
чем федерального бюджета, в силу существующей структуры распределения
налогов. Но пока ни федеральный центр, ни регионы не имеют адекватной
политики смягчения последствий кризиса.
Главный конфликт - между поддержкой бизнеса и поддержкой
населения. Этот конфликт имеет пространственную проекцию, так как
крупный бизнес концентрируется в более развитых регионах, а 70%
населения живет в средне- и слаборазвитых регионах. Масштабная финансовая
поддержка бизнеса усиливает риск дефицита федеральных финансовых
ресурсов, необходимых для перераспределительной политики, социальной
и региональной.
В своих предложениях автор, как и многие другие эксперты,
исходит из трех базовых принципов:
- помогать в первую очередь людям, а не бизнесу;
- использовать уже имеющиеся инструменты экономической политики,
которых вполне достаточно для поддержки, но которые применяются
неэффективно;
- выделять средства регионам по прозрачным (измеряемым) критериям
на основе мониторинга динамики ситуации с ограниченным числом
адекватных индикаторов.
К сожалению, пока основной формой остается неформальный
торг за финансовую помощь, которую регионы пытаются выбить из федерального
бюджета, а также основанные на лоббизме решения федеральных властей
по поддержке отдельных предприятий в регионах. При такой политике
кризис будет и дальше развиваться по инерционному сценарию.
|