Rambler's Top100

№ 377 - 378
18 - 31 мая 2009

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Тема номера
География кризиса

Промышленный кризис в регионах: кого бьет больнее?

Бюджетные проблемы: богатые тоже плачут

Адаптация рынка труда: работа или зарплата?

Вопросы без ответов: доходы и потребление

От региональной диагностики к региональной политике

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Google
Web demoscope.ru

 

Франциско Инфанте. Очаги искривленного пространства. Francisco Infante. Focuses of deformed space (1979) География кризиса Наталья ЗУБАРЕВИЧ

Над темой номера работала Наталья ЗУБАРЕВИЧ

От региональной диагностики к региональной политике

Основной удар кризиса пришелся на две группы регионов - относительно развитые с экспортной экономикой (особенно монопрофильные металлургические) и среднеразвитые с импортозамещающим машиностроением (особенно автопром). Спад максимален на территориях с очевидными структурными дефектами: монопрофильностью, неконкурентоспособностью отраслей и предприятий. Кризис выявил проблемы развития тех регионов, которые в условиях высоких экспортных цен считались наиболее благополучными. Теперь же происходит выравнивание региональных диспропорций "вниз", за счет большего падения производства и бюджетных доходов в наиболее богатых регионах и меньшей глубины кризиса в слаборазвитых.

На начало весны сложилась такая ситуация: промышленный спад и рост безработицы приостановились, но снижение заработной платы, доходов населения и потребления продолжается, хотя его темпы пока умеренные. Кризис, хотя и медленно, продолжает распространяться на более широкий круг регионов, при одновременном (и тоже медленном) улучшении ситуации в наиболее проблемных субъектах РФ с сильным и раньше всего начавшимся спадом - в металлургических и машиностроительных регионах Центра, Поволжья и Урала.

Глубина кризиса измеряется темпами спада промышленного производства, снижения доходов бюджетов и роста безработицы. По совокупности этих индикаторов можно выделить несколько групп регионов с разной глубиной и характером кризиса.

Максимальные риски:

  • Монопрофильные регионы экспортной ориентации: металлургией, производством минеральных удобрений, целлюлозо-бумажной промышленностью. Для профильных отраслей в данных регионах характерно сильное снижение цен на продукцию и падение объемов производства. Наиболее велики бюджетные риски, резко выросла безработица, сопоставимого уровня достигает неполная занятость, что приводит к значительному снижению доходов населения.
  • Машиностроительные регионы с невысокой конкурентоспособностью. В них бюджетные риски ниже из-за меньшей доли налога на прибыль в доходах бюджетов, но риски безработицы максимальны в связи с трудоемкостью базовой отрасли. Как и в предыдущей группе, высока неполная занятость, но ее распространение не так сильно снижает доходы населения, которые в этих регионах и не были высокими.

Относительно высокие риски

  • Развитые регионы с диверсифицированной экономикой: Татарстан, Башкортостан, Красноярский край и др. В основном они характеризуются менее сильным спадом, за исключением Пермского края, Самарской и Свердловской областей. В развитых регионах сильны проблемы сокращения доходов бюджета, но риски безработицы локализованы в монопрофильных городах. Важную роль в сохранении занятости и сектора услуг играют рынки потребления крупных городов-региональных центров.
  • Многочисленные регионы-"середняки", в которых ситуация очень разная, но нет сильного влияния факторов монопрофильности и зависимости бюджета от налога на прибыль, усугубляющих кризис.
  • Регионы с конкурентоспособным сельским хозяйством, в первую очередь Юга России. Они быстрее преодолеют средний по глубине спад благодаря более устойчивому спросу на пищевую продукцию. Бюджетные риски в них невелики, а сектор услуг легче адаптируется к кризисным условиям через теневые схемы и неформальную занятость.

Умеренные риски (на 2009 год)

  • Монопрофильные нефтегазодобывающие регионы. Снижение мировых цен затронуло в первую очередь бюджетные доходы данной группы регионов, но не привело к резкому спаду промышленного производства. Рост безработицы смягчается вахтовой занятостью и высокой мобильностью населения.
  • Агломерации федеральных городов. Их промышленность в основном импортозамещающая, а рынки сбыта большие. Основные проблемы концентрируются в секторе услуг (финансовых, торговых и др.), а также в строительстве, но агломерации остаются крупнейшими центрами потребления в стране. Коллапс системы кредитования препятствует развитию, но он преодолим. Большой "запас прочности" бюджетов федеральных городов позволяет пережить сокращение налоговых поступлений (для областей это более острая проблема). Проблемы безработицы низки и демпфируются огромным рынком труда.
  • Слаборазвитые и проблемные регионы с высокой дотационностью: республики Северного Кавказа и юга Сибири, большинство регионов Дальнего Востока. Они пока незначительно затронуты кризисом, а будущее будет определяться возможностями финансовой поддержки из федерального бюджета.

Главные задачи региональной политики кризисного периода - рациональная оптимизация расходов бюджетов субъектов РФ в сочетании с ростом поддержки регионов из федерального бюджета. Ведь главные трудности смягчения основных социальных рисков (бедности, безработицы) ложатся на регионы, тогда как их налоговые доходы сокращаются сильнее, чем федерального бюджета, в силу существующей структуры распределения налогов. Но пока ни федеральный центр, ни регионы не имеют адекватной политики смягчения последствий кризиса.

Главный конфликт - между поддержкой бизнеса и поддержкой населения. Этот конфликт имеет пространственную проекцию, так как крупный бизнес концентрируется в более развитых регионах, а 70% населения живет в средне- и слаборазвитых регионах. Масштабная финансовая поддержка бизнеса усиливает риск дефицита федеральных финансовых ресурсов, необходимых для перераспределительной политики, социальной и региональной.

В своих предложениях автор, как и многие другие эксперты, исходит из трех базовых принципов:

  • помогать в первую очередь людям, а не бизнесу;
  • использовать уже имеющиеся инструменты экономической политики, которых вполне достаточно для поддержки, но которые применяются неэффективно;
  • выделять средства регионам по прозрачным (измеряемым) критериям на основе мониторинга динамики ситуации с ограниченным числом адекватных индикаторов.

К сожалению, пока основной формой остается неформальный торг за финансовую помощь, которую регионы пытаются выбить из федерального бюджета, а также основанные на лоббизме решения федеральных властей по поддержке отдельных предприятий в регионах. При такой политике кризис будет и дальше развиваться по инерционному сценарию.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.