|
География
кризиса |
|
Над темой номера работала Наталья ЗУБАРЕВИЧ
|
Бюджетные проблемы: богатые тоже плачут
Чем "богаче" регион, тем выше в доходах его
бюджета доля налога на прибыль. В Москве и экспортно-сырьевых регионах
она составляет 30-50% всех доходов бюджета (рис. 2). В кризисный
период поступления этого налога резко сократились в большинстве
регионов, особенно в экспортно-ориентированных металлургических
и нефтяных, где его доля в доходах бюджета наиболее высока. Например,
в Томской области собираемость налога на прибыль в декабре снизилась
в четыре раза, в Карелии - в десять раз по сравнению с плановым
показателем. С декабря затрещал бюджет и основных кормильцев страны
- нефтегазовых автономных округов Тюменской области, но все же душевые
доходы их бюджетов были в разы выше средних по регионам РФ из-за
роста цен на нефть и газ.
Рисунок 2. Доля налога на прибыль в доходах бюджета
субъекта РФ в 2008 году, %
В Москве налог на прибыль дает половину всех доходов
столичного бюджета, снижение налоговых поступлений в бюджет началось
только весной и оно пока небольшое. Однако московские власти трезво
оценивают риски и уже сократили проектировки бюджета 2009 года на
200-400 млрд. рублей. Чтобы были более понятны размеры сокращения
- оно сопоставимо со всем бюджетом Санкт-Петербурга (370 млрд. рублей),
ведь московский бюджет в пять раз больше питерского. Гигантские
доходы позволят столице гораздо менее болезненно пережить кризис,
сократятся в основном инвестиционные проекты, а доля столичного
бюджета в огромных инвестициях в Москву превышает треть.
В Санкт-Петербурге собираемость главного для доходов
бюджета налога на прибыль предприятий уже в конце 2008 года сократилась
больше чем в три раза. Главные "виновники" - сырьевые
компании, недавно переведенные в город. Правительство Петербурга
секвестировало бюджет города на 2009 год больше чем на треть, запланированные
доходы бюджета составят около 267 млрд. рублей (в 2008 году - 370
млрд. рублей). Из-за кризиса придется отказаться от большей части
инвестиционных проектов, впервые с конца 1990-х годов запланировал
большой дефицит бюджета.
Федеральные города и Тюменская область с нефтегазодобывающими
автономными округами вполне могут прожить и при сократившихся доходах
бюджета, их "жировая прослойка" велика. Однако в других
регионах экспортной экономики, особенно металлургических, резкое
снижение налоговых поступлений уже приводит к необходимости сокращать
базовые расходы. Проблема нарастает, однако федеральные власти все
еще не выработали прозрачного механизма компенсации выпадающих доходов
бюджетов развитых регионов, чтобы последние могли финансировать
свои социальные обязательства.
|