|
|
Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова
|
Число иностранных граждан, привлеченных на работу в
страны Содружества в 2008 году, превысило 2 миллиона человек
Объективной основой миграции, как правило, оказываются
различия в уровне жизни и социально-экономическом положении стран
мира. В ряде стран СНГ важным источником доходов населения стали
денежные переводы мигрантов, работающих за рубежом. По последним
оценкам Всемирного банка, приведенным в "Докладе о миграции
и денежных переводах рабочих-мигрантов" (ноябрь 2008 года),
в 2007 году величина денежных переводов рабочих-мигрантов в Армению
по отношению к ВВП составляла 13,5%, в Киргизию - 19%, в Молдавию
- 38%, в Таджикистан - 45,5%. По данным Банка России, за январь-сентябрь
2008 года физические лица осуществили денежные переводы из страны
на сумму 29,7 миллиарда долларов США (за 2007 год в целом - 29,8
миллиарда долларов), в том числе в страны СНГ - 10,5 миллиарда долларов.
По прогнозам Всемирного банка, в 2008 году сумма денежных переводов
физических лиц из-за рубежа в Азербайджан составит 1,4 миллиарда
долларов США, Армению - 1,3, Белоруссию - 0,35, Казахстан - 0,25,
Киргизию - 0,7, Молдавию - 1,55, Таджикистан - 1,75, Украину - 5
миллиардов долларов США.
Во всех странах Содружества динамика заработной платы
в 2001-2007 годах характеризовалась устойчивым ежегодным приростом.
За этот период она увеличилась от 3 до 12 раз. В связи с относительной
стабилизацией потребительских цен в большинстве стран заметно сократился,
по сравнению с предыдущим пятилетием, разрыв между темпами роста
номинальной и реальной заработной платы, исчисленной с поправкой
на индекс потребительских цен.
Однако уровень оплаты труда в странах Содружества по-прежнему
заметно уступает большинству развитых стран. Так, средняя оплата
труда за один отработанный час в I квартале 2008 года составила
в Белоруссии 2,3 доллара США, Казахстане - 3,4, Киргизии - менее
1 доллара США, Молдавии - 1,4, России - 3,7, на Украине - 2,2 доллара.
Для сравнения отметим, что в 2006 году значение этого показателя
в Великобритании соответствовало 25 долларам США, в Бельгии, Германии,
Ирландии, Испании, Канаде, США, Финляндии и Швеции - 15-20 долларам
США.
Реальная среднемесячная заработная плата, рассчитанная
с учетом индекса потребительских цен, в январе-декабре 2008 года
превысила уровень соответствующего периода 2007 года в Азербайджане
на 3%, Армении - на 8%, Белоруссии и России - на 10%, Киргизии и
Молдавии - на 9%, Таджикистане и Украине - на 7%, а в Казахстане
уменьшилась на 3%.
Исходя из официальных курсов валют, установленных национальными
(центральными) банками стран Содружества, средняя заработная плата
в Азербайджане в декабре 2008 года, по оценке, была равна 360 долларам
США (в декабре 2007 года - 271), Армении - 382 (345), Белоруссии
- 455 (369), Казахстане - 597 (554), Киргизии - 185 (162), Молдавии
- 289 (233), России - 719 (757), Таджикистане - 95 (66), на Украине
- 264 (332) долларам США.
В 2008 году минимальный размер оплаты труда пересматривался
в Азербайджане, Армении, Белоруссии, Казахстане, Таджикистане и
на Украине; в Киргизии - в январе 2007 года, в Молдавии - в апреле
2007 года, в России - в сентябре 2007 года.
Минимум заработной платы в 2008 году в Киргизии, Молдавии,
Таджикистане и Узбекистане варьировался в пределах 9-39 долларов
США; в Азербайджане, Армении, Белоруссии, Казахстане, России и на
Украине - 82-103 доллара. В то же время в Бельгии, Великобритании,
Франции он составлял 1797-1925, Испании и США - соответственно,
1029 и 1023, Польше - 460, Болгарии - 165 долларов США.
В целях изучения дифференциации заработной платы некоторые
национальные статистические службы периодически проводят единовременные
обследования распределения работников по размерам начисленной за
месяц заработной платы. На рис. 13 приводятся данные последних учетов,
переведенные в целях сопоставления в доллары США.
По сравнению с предыдущим обследованием доля работников,
получающих заработную плату ниже 50 долларов, сократилась в Белоруссии
на 0,3 процентного пункта, а доля получающих заработную плату свыше
400 долларов выросла на 14 пунктов. В Казахстане удельный вес численности
наименее оплачиваемых работников (до 100 долларов) уменьшился на
2,3 пункта и на 8,8 пункта выросла доля работников, получающих заработную
плату свыше 400 долларов. В России доля первой группы работников
снизилась на 5,2, а последней - увеличилась на 19,5 пунктов.
Рисунок 13. Распределение работников по размеру начисленной
заработной платы в некоторых странах Содружества, по данным единовременных
обследований, в % к итогу
* Армения - 300,1 доллара и более (без выделения 400,1 и более)
Сопоставление подобных данных о социально-экономической
ситуации в странах Содружества с тенденциями их демографического
развития достаточно красноречиво свидетельствует в пользу трудовой
миграции, которая может существенно улучшить баланс между спросом
на рабочую силу и ее предложением как в регионах с высоким уровнем
безработицы, так и в регионах, испытывающих затруднения с укомплектованием
свободных рабочих мест (особенно квалифицированными кадрами). В
частности, в странах Содружества с острой нехваткой свободных рабочих
мест трудовая миграция формирует альтернативную форму занятости,
оказывая таким образом материальную поддержку некоторым слоям населения
этих стран, а с другой стороны, обеспечивает рабочей силой вакансии,
не пользующиеся спросом в принимающих странах.
Численность иностранных граждан, привлеченных на работу
в страны Содружества в 2008 году, по предварительным данным, превысила
2 миллиона человек. Ухудшение финансовой обстановки, возможное снижение
инвестиций и уменьшение числа рабочих мест внесут коррективы в регулирование
трудовой миграции, особенно в принимающих странах. Так, в России
принято решение о снижении в 2 раза ранее принятой на 2009 год квоты
на привлечение иностранной рабочей силы. В Казахстане квота на прием
иностранной рабочей силы также сокращена и составит в 2009 году
0,75% к экономически активному населению республики (в 2008 году
- 1,6%).
В настоящее время Россия является основной принимающей
страной и главным миграционным партнером для государств-участников
СНГ, поскольку здесь относительно выше по сравнению со страной выезда
уровень жизни и больше возможностей найти работу. Затем следует
Казахстан, где в последние годы отмечается динамичное развитие рыночной
экономики и относительно высокий уровень заработной платы (табл.
3). На Украине и в Белоруссии потоки трудовых мигрантов направлены
как на въезд, так и на выезд. Азербайджан, Армения, Грузия, Киргизия,
Молдавия, Таджикистан и Узбекистан продолжают оставаться государствами,
направляющими своих граждан на работу за границей (то есть являются
странами-донорами).
Таблица 3. Число иностранных работников, привлеченных
в экономику некоторых стран СНГ в 2007 году, по данным миграционных
служб, человек
|
Россия
|
Казахстан
|
Украина
|
Белоруссия
|
Молдавия
|
Всего
|
1717137
|
58810
|
19551
|
1496
|
1002
|
в том числе
|
прибывшие из стран СНГ:
|
1152786
|
5528
|
5194
|
826
|
201
|
Азербайджан
|
57562
|
439
|
262
|
34
|
59
|
Армения
|
73436
|
14
|
177
|
52
|
4
|
Белоруссия
|
…
|
81
|
508
|
-
|
-
|
Грузия
|
4753
|
34
|
329
|
23
|
5
|
Казахстан
|
7561
|
-
|
98
|
10
|
-
|
Киргизия
|
109643
|
2192
|
52
|
3
|
3
|
Молдавия
|
93700
|
253
|
437
|
50
|
-
|
Россия
|
-
|
1014
|
2372
|
159
|
53
|
Таджикистан
|
250190
|
162
|
31
|
45
|
-
|
Туркмения
|
2081
|
43
|
43
|
-
|
-
|
Узбекистан
|
344559
|
887
|
885
|
41
|
5
|
Украина
|
209301
|
409
|
-
|
409
|
72
|
прибывшие из других стран:*
|
564351
|
53282
|
14357
|
670
|
801
|
Вьетнам
|
79784
|
...
|
...
|
71
|
...
|
Китай
|
228848
|
8095
|
513
|
37
|
6
|
Турция
|
131248
|
28894
|
8390
|
117
|
337
|
* Россия и Украина - включая лиц без гражданства
По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата),
основанных на сведениях, поступивших от юридических лиц, их обособленных
подразделений и физических лиц, использующих труд иностранных граждан
по разрешениям на работу (подтверждениям), выданным на основании
разрешений на привлечение иностранной рабочей силы, численность
граждан стран СНГ, работавших в России, составила в 2008 году 1780
тыс. человек, увеличившись в 1,5 раза по сравнению с 2007 годом
и в 3,3 раза по сравнению с 2006 годом (рис. 14).
В разы увеличилась не только зарегистрированная численность
привлеченной рабочей силы из других стран СНГ, но и удельный вес
трудовых мигрантов из разных стран. До 2001 года среди граждан стран
СНГ, работавших в России, преобладали граждане Украины, составлявшие
более 60% (от 60% в 2000 году до 78% в 1994 году), а затем их доля
стала сокращаться, снизившись до 14% в 2008 году. Одновременно стало
быстро возрастать число граждан Узбекистана (поднявшееся в 2008
году до 36%), Таджикистана (до 22%) и Киргизии (до 10%). На этом
фоне возрастающая численность работающих в России граждан Азербайджана
и Армении стала относительно сокращаться - до 4,3% и 5,6% в 2008
году соответственно.
В целом по России привлеченная рабочая сила из других
стран СНГ в 2008 году составила 2,5% от общей численности занятых
в экономике (70,9 миллиона человек) и 2,4% от численности экономически
активного населения (75,7 миллиона человек).
Рисунок 14. Число граждан стран СНГ, работавших в России6,
тысяч человек
Помимо трудовой миграции, в последние годы стала понемногу
возрастать и учебная миграция в Россию из других стран СНГ, хотя
пока она вдвое ниже, чем в начале 1990-х годов, когда еще существовало
единое государство (рис. 15). Число студентов из стран СНГ, обучавшихся
в государственных и муниципальных высших учебных заведениях России
на условиях общего приема, на начало 2008/2009 учебного года составило
55,2 тысячи человек против 103,9 тысячи человек на начало 1992-1993
учебного года. Кроме того, по международным соглашениям в России
в 2008/2009 году обучалось еще 10,6 тысячи студентов из других стран
СНГ (в 2007/2008 году - 8,9 тысячи человек, в 2006-2007 году - 5,9
тысячи человек).
Рисунок 15. Число студентов из стран СНГ, обучавшихся
в государственных и муниципальных высших учебных заведениях России
на условиях общего приема, тысяч человек на начало учебного года
Источники:
Межгосударственный статистический комитет Содружества Независимых
Государств (Статкомитет СНГ) - http://www.cisstat.com
:
Социально-экономическое положение стран СНГ в 2008 году // Статистика
СНГ (Статистический бюллетень) № 2 (449), январь 2009;
Население и трудовые ресурсы в странах Содружества // Статистика
СНГ (Статистический бюллетень) № 1 (448), январь 2009;
Содружество независимых Государств в 2008 году // Краткий справочник
предварительных итогов. - М., 2009
15 лет Содружества Независимых Государств (1991-2005) // Статистический
сборник. М., 2006.
Госкомстат России www.gks.ru
"Российский статистический ежегодник. 2008" и предыдущие
выпуски;
"Россия и страны СНГ. 2008" // Ежеквартальный бюллетень
6 - По данным ФМС России, до 2002 года - МВД и
Минфедерации России.
|