|
Пенитенциарная система США
Наталья Шленская
(Опубликовано в журнале "Отечественные записки", 2008,
№2)
В США в ведении федерального министерства юстиции и
управлений исправительных учреждений штатов1
находятся тюрьмы (states and federal prisons, reformatories), исправительно-трудовые
учреждения — тюремные фермы и мастерские (prison farms), центры
приема, диагностики и классификации заключенных (reception, diagnosis,
and classification centers, correction centers), а также специальные
медицинские учреждения: тюремные больницы и центры для лечения алкогольной
и наркозависимости. Следственные тюрьмы (jails), а также исправительные
учреждения (community based confinement facilities, residential
facilities), предназначенные для реабилитации и ресоциализации правонарушителей,
подведомственны муниципалитетам и окружным властям. Каждому пенитенциарному
учреждению присвоен уровень безопасности от 1 до 4. Исправительные
заведения местного подчинения (restitution centers, prerelease,
work release, study release centers) имеют уровень безопасности
1 или 2. Более 50% находящихся там правонарушителей разрешается
без сопровождения на определенное время покидать охраняемую территорию
— чтобы работать по найму или обучаться какой-либо профессии и таким
образом готовиться к возвращению в общество. Тюрьмы и другие исправительные
заведения четвертого и третьего уровней безопасности находятся в
юрисдикции штатов или федерального правительства. Эти пенитенциарные
учреждения могут включать в себя подразделения с более мягким режимом,
соответствующим второму уровню. Если речь идет о сроке тюремного
заключения более одного года, решение о том, какой уровень безопасности
требуется для того или иного осужденного и в каких реабилитационных
программах ему желательно участвовать, принимается в центре приема,
диагностики и классификации заключенных.
Далеко не все обвиняемые проходят через следственные
тюрьмы. Так, в течение 2004 года были освобождены до суда 33% обвиняемых
в преступлениях по федеральному уголовному праву. В отношении лиц,
которые обвиняются в преступлениях, подлежащих юрисдикции штатов,
такая мера пресечения, как заключение в следственную тюрьму, применялась
менее чем в 40% случаев. Однако примерно в одной трети случаев решение
об освобождении до суда было отозвано из-за нарушения условий освобождения
либо же обвиняемый был арестован за повторное правонарушение. Часть
нарушителей может быть до суда водворена не в следственную тюрьму,
а в исправительное учреждение с низким уровнем контроля. В некоторых
штатах полицейский суд может освободить обвиняемого, впервые нарушившего
закон, от уголовной ответственности, если тот обязуется, например,
пройти курс лечения от наркозависимости.
Если суд приговаривает виновного к сроку заключения
до одного года, то для отбывания наказания осужденный водворяется
в окружную следственную тюрьму или в одно из местных исправительных
учреждений. К последним относятся2
центры принудительного лечения (Court residential treatment centers,
Substance abuse treatment facilities), куда направляют нуждающихся
в лечении от алкоголизма и наркомании. В этих центрах действуют
образовательные программы и программы социализации, а ближе к окончанию
срока заключенный может пройти курс профессионального обучения и
получить помощь в трудоустройстве.
Осужденные, впервые совершившие правонарушение, трудоспособные
и психически здоровые, не имеющие проблем с наркотиками и алкоголем,
могут направляться в центры реституции (Restitution centers), но
только в том случае, если они сами выбрали такую альтернативу тюремному
заключению. Сюда же попадают осужденные, срок тюремного заключения
которых подходит к концу — если суд постановил смягчить условия
их содержания под стражей и дать возможность подготовиться к жизни
на свободе. Лица, содержащиеся в этих центрах, обязаны пройти курс
социализации, посещать занятия по специальной образовательной программе,
ходить на работу (по найму, на полный рабочий день) и выполнять
бесплатно общественные работы. Из заработанных денег они оплачивают
свое проживание в центре, судебные издержки и возмещают ущерб пострадавшему.
В ведении округов находятся также вспомогательные исправительные
учреждения (Intermediate sanction facilities) — более мягкая альтернатива
тюрем. Сюда водворяются лица, в отношении которых суд принял решение
об отмене условного приговора или условно-досрочного освобождения
(за уклонение от контроля или какие-либо проступки). Здесь действуют
те же программы социализации и образовательные программы и, кроме
того, заключенных привлекают к бесплатным общественным работам.
Более суровые правила действуют в исправительных лагерях
[3] (boot camps), где, как в армии, царит муштра и заключенные часто
заняты на тяжелых общественных работах (например, постройке дорог).
Помимо этого они обязаны пройти образовательную программу и курс
профессионального обучения. В такие лагеря направляют молодых здоровых
мужчин, впервые осужденных на срок от одного до пяти лет за преступления,
не связанные с насилием, если они сами выражают такое желание. Дело
в том, что срок пребывания в лагере гораздо меньше, чем срок тюремного
заключения: считается, что суровая дисциплина и дух коллективизма
способствуют перевоспитанию.
Вспомогательные исправительные учреждения и лагеря призваны
разгрузить переполненные тюрьмы. Однако численность заключенных
растет быстрее, чем число разнообразных пенитенциарных учреждений.
В конце 2006 года в исправительных учреждениях, относящихся
к юрисдикции штатов, содержалось 1377815 взрослых заключенных (старше
21 года), в пенитенциарных учреждениях федерального подчинения —
193046, всего — 1570861 человек3.
За год число заключенных-мужчин в этих учреждениях выросло на 2,7%,
число женщин — на 4,5%. В муниципальных и окружных следственных
тюрьмах ожидали суда или отбывали наказание 766010 человек. Еще
60222 человека содержались в исправительных учреждениях, предназначенных
для ресоциализации. Всего же в 2006 году в США свыше 7,2 млн. взрослых
находились в заключении, были осуждены условно (on probation) или
освобождены условно-досрочно (on parole) под наблюдение специального
совета (parole board).
Подсчитано, что при такой, как сегодня, доле заключенных
каждый 15-й житель США имеет шанс в течение жизни попасть в тюрьму.
В конце 2006 года 3228 заключенных ожидали смертной
казни. В течение 2006 года в США было казнено 53 человека, в 2007-м
— 42.
В 2004 году около 633700 заключенных федеральных тюрем
и тюрем штатов были осуждены за насильственные преступления (преднамеренное
убийство и убийство по неосторожности, изнасилование, принуждение
к сексуальному контакту, покушение на физическое насилие, ограбление,
вымогательство, запугивание). Примерно 265600 заключенных были осуждены
за преступления против собственности (проникновение в чужое жилище,
похищение имущества, нарушение владения, вандализм, угон автомобиля,
хранение и сбыт краденого имущества, мошенничество, подкуп) и 249400
за хранение, производство и распространение наркотиков. За 10 лет,
с 1995 по 2004 год, доля осужденных за насильственные преступления
выросла с 47 до 52%.
Что касается тюремной демографии, то примерно 2/3 заключенных
тюрем — это представители расовых и этнических меньшинств; свыше
50% — люди моложе 35 лет; около 4% не имеют американского гражданства.
Доля женщин к концу 2001 года достигла 6,6%. В следственных тюрьмах
около 40% контингента составляли афро-американцы, 19% — выходцы
из Латинской Америки, а всего на долю представителей расовых и этнических
меньшинств приходилось примерно 2/3 заключенных. По данным за 2002
год, женщин среди заключенных было 12%, 38% заключенных — люди старше
35 лет (в 1996-м их доля составляла 32%).
Исследователи американской пенитенциарной системы говорят,
что существующие стандарты содержания заключенных (Министерства
юстиции, Американской тюремной ассоциации, Национального консультативного
комитета по уголовной юстиции и других организаций) достаточно разумны,
но все они плохо выполняются из-за недофинансирования исправительных
учреждений и переполнения тюрем. Об условиях содержания в местах
лишения свободы отчасти можно судить по цифрам смертности.
При всем при том расходы на содержание тюрем и других
исправительных учреждений растут быстрее, чем расходы на медицину
и образование. С 1986 по 2001 года они увеличились на 145%, с 15,6
до 38,2 млн. долларов (с учетом инфляции)4.
* Ibid.
Чтобы облегчить нагрузку на бюджет, в 80-е годы XX века
в США началась приватизация тюрем и массовое строительство частных
мест заключения5.
В конце 2006 года в общей сложности 113790 заключенных, присужденных
к отбыванию сроков федеральным судом и судами штатов, содержались
в частных местах лишения свободы. Компании, владеющие и управляющие
тюрьмами, лагерями, следственными изоляторами или центрами реституции,
подписывают контракт с федеральным правительством, правительством
штата или окружными властями. Они обязуются содержать определенное
количество заключенных в соответствии с государственными стандартами,
обеспечивая заданный уровень безопасности. На каждого заключенного
управляющая компания получает из бюджета гарантированную сумму денег.
Сторонники контрактной системы содержания тюрем доказывали, что
она позволит повысить эффективность и надежность пенитенциарной
системы. Противники же с самого начала предостерегали, что управляющим
компаниям будет выгодно экономить на охране (что, естественно, скажется
на уровне безопасности), эксплуатировать дармовую рабочую силу и
способствовать продлению сроков заключения, в том числе лоббируя
ужесточение законодательства.
Что касается труда заключенных в тюрьмах и лагерях,
то правозащитные организации, такие как Международная aмнистия,
считают, что его применение является нарушением Конвенции № 105
МОТ6, ратифицированной
США в 1991 году, и национального трудового законодательства. Хотя
формально заключенный должен дать согласие на то, чтобы его направили
в трудовой лагерь или на работу в тюрьме, на деле же ему фактически
не оставляют выбора. Во-первых, часто бывает так, что заключенному
в течение дня позволяют покинуть камеру, только если он выходит
на работу. Во-вторых, работающий заключенный имеет больше шансов
на условно-досрочное освобождение. В-третьих, это единственный способ
заработать сколько-то денег и купить себе что-то в тюремном магазине.
Наконец, заключенные не имеют возможности создавать организации
для защиты своих трудовых прав.
Многие публицисты и правозащитники утверждают, что именно
приватизация тюрем привела к росту числа заключенных и, следовательно,
удорожанию их содержания, а также переполнению тюрем и изоляторов,
злоупотреблениям и небывалому распространению принудительного труда
в местах лишения свободы, не облегчив, а усугубив кризис пенитенциарной
системы.
1 В настоящей справке
не рассматриваются исправительные учреждения и места заключения,
находящиеся в юрисдикции армии и военно-морского флота, Управления
иммиграции и натурализации и Бюро по делам индейцев. Кроме того,
в ней не учитываются исправительные учреждения для несовершеннолетних,
подведомственные Министерству и управлениям юстиции.
2 На примере штата
Техас: http://www.tdcj.state.tx.us/cjad/cjad=residential.htm. Следует
учесть, что судебные и пенитенциарные системы в разных штатах и
даже разных округах могут различаться.
3 Все статистические
сведения, таблицы и графики, если не оговорено иное, взяты c сайта:
US Department of Justice. Office of Justice Programs. Bureau of
Justice Statistics [http://www.ojp.usdoj.gov/bjs/]. 6 Ibid. 7 Подробно
об этом рассказано в кн.: Logan Ch. H. Private Prisons’ Cons and
Pros. New York: Oxford University Press, 1990.
4 Stephan J. J. State
Prison Expenditures, 2001/ Bureau of Justice Statistics Special
Report. Justice Programs, US Department of Justice. NCJ 202949.
June 2004.
5 Подробно об этом
рассказано в кн.: Logan Ch. H. Private Prisons’ Cons and Pros. New
York: Oxford University Press, 1990.
6 Конвенция № 105
«Об упразднении принудительного труда». Принята 25 июня 1957 года
Генеральной конференцией Международной организации труда на ее 40-й
сессии. Вступила в силу 17 января 1959 года.
|