Rambler's Top100

№ 361 - 362
19 января - 1 февраля 2009

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Глазами аналитиков 

Европейские стандарты содержания в местах лишения свободы

Пенитенциарная система США

Социология о пытках в современной России

Тюремная индустрия в США: большой бизнес или новая форма рабства?

Дискриминация по признакам, связанным с местом жительства – основные аспекты и контуры проблемы

Архив раздела Глазами аналитиков


Google
Web demoscope.ru

Европейские стандарты содержания в местах лишения свободы. Справка

Наталья Шленская
(Опубликовано в журнале "Отечественные записки", 2008, №2)
http://www.strana-oz.ru/?numid=43&article=1641

«Принимая во внимание Европейскую конвенцию по правам человека и практику Европейского суда по правам человека, а также работу, проделанную Европейским комитетом по предотвращению пыток и других форм бесчеловечного и унижающего достоинство обращения или наказания1, и, в особенности, стандарты, выработанные в его ежегодных отчетах», Совет Европы в 2006 году одобрил новую редакцию Европейских пенитенциарных правил (ЕПП)2 — европейской версии Минимальных стандартных правил ООН.

Ст. 10 Международного пакта о гражданских и политических правах3 гласит: «Все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности». Европейские пенитенциарные правила4 задают странам ЕС стандарты обращения с заключенными в местах лишения свободы, обеспечивающие соблюдение прав человека.

Основополагающие принципы и стандарты

Условия содержания в камерах. Помещения. Правила требуют, чтобы лицо, находящееся под стражей до суда или осужденное к лишению свободы, содержалось только в специально предназначенном для этого учреждении, т.е. в тюрьме, причем по возможности ближайшей к месту жительства заключенного. Задержанного необходимо информировать о том, куда он водворен и куда будет переведен. Меры безопасности в тюрьмах не должны быть чрезмерными: достаточно, чтобы они могли предотвратить бегство охраняемого лица из-под стражи, причинение им вреда себе или другим заключенным. Необходимо, чтобы национальные законодательства включали в себя минимальные стандарты для мест лишения свободы. Их нарушение не может оправдываться недостатком средств.

Лица, задержанные до суда, должны содержаться отдельно от тех, кто отбывает наказание, женщины — отдельно от мужчин, несовершеннолетние — отдельно от взрослых. В дневное время заключенные разных категорий могут встречаться для организованной совместной деятельности, но ночью их необходимо разделять.

При размещении заключенных в камеры следует уважать их право на уединение, в частности, на время сна заключенные должны по возможности размещаться в индивидуальных камерах. Состояние камер и в особенности спальных мест не должно оскорблять человеческое достоинство. Лиц, содержащихся в общих камерах, следует тщательно проверять, способны ли они жить вместе в таких условиях, нет ли у них склонности к опасному поведению и другим злоупотреблениям, не возникнет ли риска гомосексуального домогательства.

Тюремные помещения должны отвечать гигиеническим стандартам. Они должны иметь достаточную площадь, кубатуру, хорошо освещаться, отапливаться и вентилироваться. В каждой камере должен быть стол, стулья и полки для посуды. В помещениях, предназначенных для жизни и труда заключенных, окна должны пропускать столько света, чтобы можно было читать или работать при естественном освещении.

Информацию о том, как именно следует трактовать термины «достаточные» и «необходимые» условия, можно извлечь из отчетов инспекторов Европейского комитета по предотвращению пыток. Так, посетив стокгольмскую следственную тюрьму, инспекторы указали, что лишать заключенных дневного света, закрывая окна камер жалюзи, недопустимо. После посещения испанских и итальянских тюрем они рекомендовали установить там отопительные системы, поскольку сочли неприемлемой температуру воздуха в камерах 16ºС и ниже5.

Минимальная допустимой площадью одиночной камеры считается 6 кв. м, и то лишь в том случае, если заключенный проводит значительную часть времени вне ее. Желательно, чтобы двое заключенных занимали камеру не меньше 9 кв. м., 12-метровые камеры были признаны достаточными для трех, а 16–17-метровые — для четырех человек, хотя в последнем случае условия содержания были признаны стесненными. Комитет не одобряет размещения заключенных в многолюдных спальных камерах, даже если они достаточно просторны, поскольку в этом случае нарушается право на уединение, увеличивается риск внутритюремного насилия, а у персонала возникают трудности в осуществлении контроля. Тем не менее инспекторы Комитета сочли помещение площадью 21 кв. м приемлемым для пяти заключенных, 25 кв. м — для шести, 35 кв. м — для семи и 60 кв. м — для двенадцати. Временно Комитет готов согласиться и с более низкими стандартами. Так, после инспектирования тюрем в Словакии властям было рекомендовано, по крайней мере, соблюдать более низкие национальные нормы. В турецкой колонии для несовершеннолетних спальное помещение на 28 человек площадью 76 кв. м инспекторы также сочли терпимым, хотя и рекомендовали уменьшить число кроватей. В общем, в больших помещениях на одного человека должно приходиться хотя бы 3,5 кв. м6.

Условием гуманного обращения и сохранения достоинства личности является возможность отправления физиологических потребностей пристойным образом и в любое время. Если уборная находится не при камере, по первому же требованию заключенного его должны проводить туда в любое время суток, так чтобы время ожидания не превышало 10–12 минут. Туалеты должны содержаться в чистоте, их устройство должно позволять заключенному уединиться. Желательно, чтобы туалеты располагались в санитарном отсеке или, по крайней мере, отделялись от основного помещения камеры стеной. Тюремные помещения должны оборудоваться ватерклозетами или, в крайнем случае, биотуалетами. Параша (ведро для нечистот) в камере абсолютно недопустима.

Всем заключенным необходимо обеспечить возможность для соблюдения личной гигиены. В камерах должны быть умывальники. Заключенные должны иметь возможность принимать душ (приемлемой температуры) не реже раза в неделю, в жаркую погоду — не реже двух раз в неделю, а занятые на физических работах — еще чаще7. Служащие тюрем обязаны следить за тем, чтобы у всех заключенных имелись гигиенические принадлежности и принадлежности для стирки одежды. Постельное белье должно меняться как минимум раз в две недели, полотенца — не реже раза в неделю. Места заключения женщин необходимо оборудовать с учетом их гигиенических потребностей.

Заключенные в тюрьме должны получать трехразовое питание в надлежащее время, так, чтобы перерывы между приемами пищи не были слишком продолжительными. Энергетическая и белковая ценность суточного рациона должна быть определена законодательно. С точки зрения качества и количества еда должна соответствовать медицинским нормам питания, с учетом возраста, состояния здоровья, характера труда и, насколько это возможно, религии и культурных традиций заключенных. Необходимо, чтобы каждый заключенный всегда имел доступ к питьевой воде.

Стандарты содержания в камерах предварительного заключения, предназначенные для задержания на несколько часов или не более чем на один-два дня, заметно ниже, чем в тюрьмах: так, Комитет согласился с тем, что задержанного на сутки можно поместить в одиночную камеру размером 4–4,5 кв. м. Поэтому признано абсолютно неприемлемым использование помещений в полицейских участках для административного ареста, задержания до суда и, тем более, для содержания осужденных8.

Режим, труд, отдых, образовательные программы, медицинское обслуживание, связи заключенных с внешним миром

Тюремный режим должен позволять заключенным проводить достаточно времени вне камер, иметь возможность общаться и поддерживать социальные связи. Тюремному начальству следует обеспечить заключенных работой, по возможности такой, чтобы после освобождения они могли воспользоваться приобретенными навыками. Молодым заключенным следует предоставить возможность получить профессию. Заработанные деньги заключенный должен иметь право хотя бы частично потратить на себя и на поддержку своей семьи или же отложить до освобождения. Важно, чтобы работа ни в коем случае не использовалась как наказание.

Рабочие места в тюремных мастерских должны соответствовать стандартам охраны труда, действующим на аналогичных производствах. Максимальная продолжительность рабочего дня и рабочей недели в тюрьме регулируется общенациональными законами о труде. Заключенные должны иметь по крайней мере один день отдыха в неделю и достаточно времени для образования и других видов деятельности.

Режим заключенных, в том числе тех, кто ожидает суда, должен в обязательном порядке предусматривать прогулки на свежем воздухе и возможность заниматься физическими упражнениями не менее часа ежедневно. Тюремному начальству следует обеспечить для заключенных возможность заниматься спортом, самодеятельностью и отдыхать.

В пенитенциарных правилах указано, что медицинское обслуживание в местах заключения должно быть частью общенациональной политики в области здравоохранения. Лица, задержанные до суда и отбывающие срок наказания, должны иметь доступ ко всем медицинским услугам, доступным в стране, если того требует их состояние здоровья. Правовой статус заключенного не может быть основанием для его дискриминации в части медицинского обслуживания.

Заключенному необходимо предоставить возможность достаточно часто переписываться и говорить по телефону с членами семьи и друзьями, а также встречаться с ними. При необходимости он должен иметь возможность навестить тяжелобольного родственника или присутствовать на похоронах (допустимо — в сопровождении охраны). В интересах безопасности или следствия свидания могут проходить под наблюдением или даже ограничиваться. Тем не менее Комитет по предотвращению пыток настаивает на недопустимости запрета телефонных разговоров для подследственных, равно как и установки прослушивающих устройств в комнатах для встреч с адвокатами9. Правила требуют, чтобы в национальном законодательстве было четко оговорено, с представителями каких властей и организаций, в том числе международных, заключенные имеют право разговаривать без свидетелей10.

Заключенный имеет право знакомиться с политическими новостями, читать газеты по своему выбору и подписываться на них, слушать радио и смотреть новостные программы по телевидению. Он имеет право делать заявления в СМИ (за исключением особо оговоренных случаев).

Образовательные программы должны охватывать, в первую очередь, неграмотных и молодежь. Программы общего образования и профессионального обучения в тюрьме должны быть интегральной частью национальной системы образования, чтобы после освобождения заключенный мог продолжить обучение. Тюремные библиотеки следует обеспечивать как художественной, так и образовательной литературой, в соответствии с программами.

Особые меры безопасности, дисциплинарные меры, использование средств сдерживания

Особые меры безопасности и дисциплинарные меры наказания могут применяться только в исключительных случаях. Характер этих мер, продолжительность и основания для их применения должны быть четко оговорены в национальном законодательстве. Решение об их применении принимается только уполномоченным руководителем, индивидуально в отношении каждого отдельного заключенного, и лишь тогда, когда другие меры воздействия (переговоры, посредничество) не приносят успеха.

В качестве дисциплинарных мер абсолютно недопустимы телесные наказания, использование смирительных рубашек и наручников, помещение в темную одиночную камеру и другие способы причинения физических и душевных страданий и унижение человеческого достоинства. Одиночное заключение может применяться только в исключительных случаях и на короткий срок.

Тюремные служащие не могут применять силу против заключенных, за исключением случаев самозащиты, предотвращения попытки к бегству или открытого неповиновения законным приказам. Только в исключительных случаях в помощь служащим на территорию тюрьмы могут вводиться подразделения других силовых структур. Все случаи такого рода должны быть определены законом или иным действующим нормативным актом.

Наручники, смирительные рубашки и аналогичные им средства, ограничивающие движение, могут применяться только в качестве меры предосторожности на время транспортировки заключенного, чтобы предотвратить возможный побег, или же в исключительных случаях по приказу начальника тюрьмы, чтобы помешать заключенному нанести травму самому себе, другим или причинить серьезный материальный ущерб — если иные способы воздействия на заключенного не дают результата.


За исключением чрезвычайных ситуаций служащие не должны иметь при себе на территории тюрьмы огнестрельного оружия или угрожать заключенным дубинками.

Инспекторы Европейского комитета, например, признали недопустимой практику использования полицией ножных цепей и кандалов, поскольку ведомый против воли арестованный может в этом случае получить увечья. В 1997 году Комитет выразил обеспокоенность тем, что Лондонская полиция применяет шейные кандалы. Ненадлежащее использование этого средства (служащие не были обучены им пользоваться) стало причиной нескольких смертных случаев11.

При необходимости заключенному должна быть предоставлена возможность воспользоваться помощью адвоката и услугами переводчика. Жалоба начальнику тюрьмы, представителям надзирающих инстанций и международных организаций может быть высказана устно, передана в письменном виде или отправлена по почте. Каждое прошение или жалоба, адресованные или переданные пенитенциарным властям, подлежат незамедлительному рассмотрению, и ответ своевременно сообщается заключенному.

Пенитенциарная статистика Совета Европы12

Средний возраст заключенных по всем странам — членам Совета Европы составляет 33,8 года. В среднем 1,6% заключенных не достигли 18 лет, 5,7% — в возрасте от 18 до 21 года.

Средняя доля женщин среди заключенных составляет 5,1%.

В 2006 году в среднем 14% заключенных отбывали наказание за убийство или покушение на убийство, 8,7% — за нападение и нанесение телесных повреждений, 4,9% за изнасилование, 12,4% за ограбление, 22,3% — за другие виды краж, 16,8% — за преступления, связанные с наркотиками.

На 1 сентября 2006 года в среднем 20,3% заключенных имели срок до года, 52,2% — свыше трех лет, 33,6% — свыше 5 лет, 12,5% — свыше 10 лет, 3,4% отбывали пожизненное заключение. В течение 2005 года удалось совершить побег из тюрьмы или во время транспортировки из одного учреждения в другое в среднем в 20,4 случаев на каждые 10000 заключенных. Скрылись из-под надзора, не вернулись из отпуска или бежали из сельскохозяйственных колоний в среднем 211 человек из каждых 10000 заключенных.

Средний показатель уровня контроля, который рассчитывается как отношение общего числа заключенных к общему количеству надзирающего персонала тюрем, для европейских пенитенциарных учреждений составляет около 772. Больше всего заключенных на одного надзирателя приходится в России — 16143,5. На втором месте Украина – 2841,5. В Англии с Уэльсом 1537 человек, в Германии 1055. В Исландии на двух надзирателей приходится три заключенных.


1 The European Committee for the Prevention of Torture and Inhuman or Degrading Treatment or Punishment (CPT).
2 The European Prison Rules; другой перевод — Европейские тюремные правила (ЕТТ). Текст доступен на сайте Совета Европы [http://www.coe.int/DefaultEN.asp] . Первая редакция правил была принята Комитетом министров Совета Европы в феврале 1987 года. Правила комментируются в публикации: Международные принципы и стандарты правоприменения в работе сотрудников пенитенциарных учреждений: Справочное пособие для сотрудников исправительных учреждений. Ч. I / Сост.: С. В. Исаев, Е. А. Дорофеева; Пермский региональный правозащитный центр (ПРПЦ). Доступна в Интернете [http://www.prpc.ru/prison/handbook/index.shtml].
3 Международный пакт о гражданских и политических правах: Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 года. Вступил в силу 23 марта 1976 года.
4 Далее следует краткое изложение Правил; если не оговорено иначе, источником сведений служат их текст.
5 Morgan R., Evans M. D. The Prevention of Torture in Europe. Brochure 6: CPT Standards regarding Prisoners / Association for the Prevention of Torture; Council of Europe. Geneva, 2001. P. 16.
6 Ibid. P. 14.
7 Ibid. P. 15.
8 Morgan R., Evans M. D. The Prevention of Torture in Europe. Brochure 5: The CPT’s Standards on Police and Pre-Trial Custody / Association for the Prevention of Torture; Council of Europe. Geneva, 2001. P. 32, 37.
9 Morgan R., Evans M. D. … Brochure 6. P. 24.
10 В частности, такое право предусмотрено при свидании с представителями Европейского комитета по предотвращению пыток.
11 Morgan R., Evans M. D. … Brochure 6. P. 22–23.
12 Council of Europe Annual Penal Statistics. Space 1. Survey 2006 / M. F. Aebi., N. Delgrande; University of Lausanne, Switzerland, 2007. См. на сайте Совета Европы[http://www.coe.int/].

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.