|
|
Молдавия
в системе международных миграций |
|
Над темой номера
работал Валерий МОШНЯГА
|
Миграция - экономические плюсы и социальные минусы
Благодаря трудовой миграции люди получают возможность
выживать, поддерживать благосостояние своих семей. В ходе миграции
они приобщаются к культуре других стран и народов, овладевают инoстранными
языками, перенимают новые технологии и профессиональные навыки,
устанавливают новые человеческие контакты. Основным положительным
эффектом являются денежные переводы трудовых мигрантов в страну
происхождения. Объемы денежных средств из года в год возрастают
(рис. 11). По доле денежных переводов в ВВП Молдавия занимает с
2006 года первое место в мире. Посредством денежных трансфертов
молдавских граждан страна получает большую финансовую помощь, чем
от иностранных инвестиций в ее экономику. Конечно, денежные переводы
напрямую не увеличивают бюджетные доходы правительства, но вносят
вклад в национальные сбережения и валютные резервы.
Рисунок 11. Динамика денежных переводов в Молдавию в
1998-2007 годах
Увеличение поступлений иностранной валюты на внутренний
рынок помогает защитить национальную валюту. Растущие объемы денежных
переводов благотворно сказываются на развитии и консолидации банковской
системы страны. Денежные доходы позволяют поддерживать социальную
стабильность в стране, снижают напряженность социального конфликта.
В Республике Молдова с начала 1990-х годов ХХ века фактически не
было открытых проявлений социального конфликта на почве материальных
проблем населения. Исход трудовых ресурсов, неиспользованных в стране,
избавляет Молдавию от проблемы внутренней безработицы.
Трудовая миграция, позитивно влияет на социальную структуру
Молдавии, увеличивая численность среднего класса и, соответственно,
уменьшая категорию бедных и очень бедных. Материальное положение
домохозяйств, члены которых вовлечены в трудовую миграцию, более
благоприятно (рис. 12). Исследования показали, что в 2/3 всех мигрантских
домохозяйств материальное благосостояние формируется в основном
денежными переводами. Вклад трудового мигранта, его денежные переводы
составляют большую часть бюджета домохозяйств (65% и более). Почти
в 40% домохозяйств вклад трудового мигранта составляет более 85
процентов вклада в материальное благосостояние его семьи12.
Рисунок 12. Материальное положение домохозяйств до и
после миграции, %
Большая часть денег, поступающих от трудовых мигрантов
в бедные домохозяйства, проедается. Однако, благодаря трудовой миграции,
люди, их домохозяйства способны решать не только проблемы выживания.
Некоторая часть идет на удовлетворение "потребностей развития":
получение образования, услуги здравохранения, приобретение современных
товаров, открытие или развитие собственного бизнеса. Некоторая сумма
заработанных денежных средств идет на развитие местного сообщества,
в котором родились трудовые мигранты.
Существенное увеличение объема производства, наблюдающееся
в последние годы, не привело к повышению спроса на рабочую силу.
Наоборот, число занятых в экономике даже уменьшилось. По данным
Всемирного банка, 3/4 работающих в Молдавии являются "работающими
бедными". Низкие заработки в стране и более высокие за рубежом
по-прежнему служат стимулом отъезда квалифицированных трудовых кадров.
В Молдавии это явление носит разрушительный характер для трудовых
ресурсов, что не способствует продолжительному экономическому развитию
страны.
Происходит неаргументированное увеличение цен на товары
и услуги, которые востребованы, в первую очередь, более состоятельными
семьями мигрантов. Бедность семей, не имеющих международных трудовых
мигрантов, стала более выраженной, а мотивы к миграции только усиливаются.
Дисбаланс наблюдается и в социально-демографической
структуре молдавского общества, так как уезжает самая активная часть
населения - молодежь. Уезжая за рубеж на работу, многие из них приобретают
статус легального пребывания и трудовой деятельности в стране приема,
забирают с собой детей. Изменение социально-демографической ситуации
происходит во всех населенных пунктах страны, особенно в сельской
местности. Массовым явлением становятся населенные пункты, в которых
нет или мужчин, или женщин трудоспособного возраста.
Трудовая миграция способствует укреплению семьи с материальной
точки зрения, но разрушает ее морально. Члены семьи становятся чужими
людьми. Растет количество детей, которые воспитываются в семьях,
где один или оба родителя - трудовые мигранты. По данным ЮНИСЕФ
и Центра информирования и документирования о правах ребенка, в Республике
Молдова имеется около 200 тысяч несовершеннолетних, которые вследствие
миграции остаются одни или воспитываются одним родителем. Если в
2000 году таковых было 20%, то в 2005 году - 38%.
Дети из семей трудовых мигрантов становятся новой группой
риска, так как они растут без родительского тепла и воспитания,
в наибольшей степени подвержены влиянию улицы, ущемлены в социально-психологическом,
нравственном и воспитательном плане. Нередко они становятся жертвой
криминальной среды13.Стремясь как можно
больше заработать, трудовые мигранты экономят на своем здоровье,
технике безопасности. Отсюда, нередки случаи гибели, производственного
травматизма, роста и запущенности заболеваний. Снижается "порог
здоровья" трудовых мигрантов, в целом населения страны.
Крайне негативным "спутником" трудовой миграции
стал трафик людей с целью сексуальной эксплуатации девушек, молодых
женщин и детей, изъятия и продажи человеческих органов. По этому
показателю Молдавия - одна из наиболее небезопасных европейских
стран. Сексуальная трудовая миграция ведет к снижению нравственного
порога у населения: происходит моральная реабилитация труда проститутки,
признание его в глазах одним из "нормальных" видов человеческой
деятельности.
Первые попытки борьбы с нелегальной миграцией молдавского
населения были связаны именно с противодействием трафику людей.
Инициатором выступили международные организации, озабоченные трафиком
молодых женщин и девушек с целью сексуальной эксплуатации. С целью
противодействия трафику предпринимаются различные меры. Во-первых,
информирование населения об опасностях и рисках нелегальной / неурегулированной
миграции, трафике людей с целью трудовой или сексуальной эксплуатации.
Во-вторых, усиление контроля за деятельностью туристических агентств
и агентств по трудоустройству молдавских граждан за рубежом. В-третьих,
наказание тех, кто организует, рекрутирует и переправляет "живой
товар". В последние годы в Молдавии активизировалась деятельность
правоохранительных органов по выявлению и борьбе с преступлениями,
связанными с трафиком людей, и она дала определеннные результаты
(табл.1).
Таблица 1. Количество преступлений, связанных с нелегальной
миграцией, трафиком людей, выявленных молдавскими правоохранительными
органами в 2004-2008 годы
|
2004
|
2005
|
2006
|
2007
|
200814
|
Трафик
|
238
|
240
|
245
|
…
|
13
|
Сутенерство
|
103
|
104
|
124
|
…
|
4
|
Трафик детей
|
33
|
42
|
59
|
…
|
2
|
Нелегальная транспортировка детей за границу
|
8
|
11
|
7
|
…
|
-
|
Организация нелегальной миграции
|
-
|
-
|
31
|
…
|
7
|
Организация и практика попрошайничества
|
-
|
-
|
2
|
…
|
-
|
Всего
|
382
|
397
|
466
|
516
|
26
|
Возбуждено уголовных дел
|
162
|
314
|
315
|
251
|
…
|
Однако, в целом в противодействии нелегальной миграции,
трафику людей еще много резервов. В первую очередь, это касается
непоследовательности молдавских властей в отношении наказания коррумпированных
государственных чиновников, которые "крышуют" нелегальную
миграцию, трафик людей с целью трудовой деятельности за рубежом
и др. Это побудило Государственный Департамент США в докладе, посвященном
противодействию нелегальной миграции и трафику людей в 2007 году,
перевести Молдавию из второй в третью группу стран, которые ничего
не делают или лишь имитируют борьбу с этим общественным явлением.
Важное место в понимании ситуации и перспектив трудовой
миграции играют планы трудовых мигрантов на будущее. Каждый пятый
респондент, работающий в странах Европейского Союза, не имеет намерения
вернуться на родину, строит, реализует или уже реализовал свое стремление
остаться на постоянное местожительство в стране приема. По трудовым
мигрантам, работающим в Российской Федерации, этот показатель вдвое
ниже15.
Подобное развитие событий грозит депопуляцией, исходом
молодых людей, квалифицированной рабочей силы, трансформацией Молдавии
в "спальный вагон", создает реальную опасность национальной
безопасности. Кроме того, нельзя не видеть и того, что исход граждан
более молодых возрастов ставит под сомнение перспективу демократического
развития страны: на выборах доля и политическая значимость избирателей
"третьего возраста" серьезно возрастает, их голос нередко
становится решающим в определении перспектив общественно-политического
движения страны.
Массовая нерегулируемая трудовая миграция оказывает
негативное воздействие на характер взаимоотношений молдавского государства
с государствами приема наших трудовых мигрантов. Нелегальность проникновения
и нахождения в стране, нередкое антиобщественное поведение, нарушение
правил и норм общественной морали и поведения, отрицательно сказывается
на имидже Молдавии как цивилизованного демократического государства.
Это отношение к молдавскому государству зачастую усугубляет проблема
трафика людей. В последнее время выявился и другой аспект проблемы
взаимоотношения Молдавии и других государств в контексте международной
трудовой миграции молдавских граждан. Молдавские трудовые мигранты
становятся разменной монетой, инструментом политического давления
на Молдавию со стороны России, ее политических и государственных
структур. События 2005-2006 годов в этом отношении достаточно показательны.
Отмечая позитивные стороны миграционного менеджемента
в Республике Молдова, во многом обусловленные активным и тесным
сотрудничеством с Европейским Союзом, следует в то же время обратить
внимание на ряд обстоятельств, минимизирующих эффективность регулирования
миграционных процессов в Молдавии.
Во-первых, избирательность в преследовании и
уголовном наказании государственных чиновников, "крышующих"
нелегальную миграцию, ее организаторов. К сожалению, только жесткое
решение, принятое Госдепартаментом США, вынудило власти Молдавии
отреагировать на это. В ходе встречи с сотрудниками Центра по борьбе
с нелегальной миграцией Президент объявил о сокращении численности
личного состава на 50%. Это решение носит административный характер,
не имеет ничего общего с адресным, уголовным наказанием чиновников,
вина которых доказана судом.
Во-вторых, в противодействии нелегальной миграции
нередко имитируется деятельность, отдается предпочтение административным
мерам запретительного характера. Примером может служить негласные
(неофициальные) рекомендации иностранным консульствам о фиксированном
(ограниченном) количестве виз, выдаваемых в течение одного рабочего
дня.
В-третьих, комплексная долгосрочная работа с
диаспорой, требующая сочетания патриотических, социально-экономических,
правовых и информационных аспектов, нередко подменяется бюрократическими
подходами, призывами инвестировать в экономику страны, сыграть на
ностальгии мигрантов, их бездушным прямым обманом.
В-четвертых, справедливо акцентируя внимание
на европейской ориентации Молдавии, сотрудничестве с Европейским
Союзом в области регулирования миграции, власти упускают восточное
(СНГ, Россия, Украина) направление сотрудничества в области трудовой
миграции, противодействия нелегальной миграции и трафика людей с
целью их эксплуатации в различных формах. Представляется, что этот
аспект деятельности, особенно в контексте растущей конкуренции за
трудовых мигрантов, изменений в миграционной политики России как
основного аттрактора молдавской рабочей силы, упускать не следует.
В-пятых, сотрудничество с Приднестровьем в вопросах
противодействия нелегальной миграции остается на очень низком уровне.
При содействии и поддержке Миссии МОМ в Молдавии были организованы
различного рода мероприятия по информированию населения о трафике
молодых женщин и девушек с целью сексуальной эксплуатации и в Приднестровье.
Молдавские и приднестровские неправительственные организации сотрудничают
в этом вопросе. В вопросах противодействие трафику людей с целью
их сексуальной эксплуатации, продаже и изъятию человеческих органов,
выявлению и наказанию их организаторов сотрудничают и государственные
правоохранительные структуры Республики Молдова и Приднестровья.
В других же аспектах, связанных с регулированием миграции, мониторингом
и обменом статистическими данными, информацией о миграционных процессах,
такого сотрудничества фактически нет с 1998 года. Республика Молдова
ориентируется на требования и сотрудничество с Европейским Союзом,
в то время как Приднестровье исходит в регулировании миграционных
процессов из принципов и требований, характерных для Российской
Федерации.
В-шестых, Молдавия - маленькая страна с небольшим
рынком труда. Самостоятельно она не сможет стать экономически привлекательной
для своего населения, минимизировать его трудовую эмиграцию, уменьшить
риски Европейского Союза, обусловленные нелегальной миграцией. В
этом контексте, отметим, что без долгосрочной продуманной целенаправленной
политики инвестиций со стороны Европейского Союза все предпринимаемые
молдавскими властями меры по регулированию миграции не будут давать
желаемого успеха.
12 - См.: Ghencea B., Gudumac I. Migraţia
de muncă şi remitenţele în Republica Moldova
(2004). - Chişinău: Organizaţia Internaţională
a Muncii, Alianţa de Microfinanţare din Moldova, 2005;
Transferuri de bani de la cetăţenii Republicii Moldova,
aflaţi peste hotare la muncă, (2004). – Chişinău:
CBS AXA. A TNS CSOP Branch in Moldova. / OIM, 2004; Remittances
in the Republic of Moldova. Patterns, Trends, and Effects. – Chisinau,
IOM, 2007.
13 - Postolachi V., Poalelungi O., Moşneaga
V., Gonţa V. Republica Moldova – Problemele migraţiei.
– Chişinău, IМSRM; IMGSEE, р.305-381.
14 - Данные за январь 2008 года.
15 - См.: Мошняга В., Руснак Г. Мы строим Европу
и не только... - Кишинев, Молд.ГУ, 2005, с.40.
|