|
|
Жизнь
в России глазами китайских мигрантов |
|
Над темой номера
работал
Александр ЛАРИН
|
Проблемы китайских общин
По роду занятий в России более половины мигрантов объявили
себя индивидуальными предпринимателями, (со)владельцев или руководителей
предприятий оказалось всего 4%. При этом работников китайских предприятий
оказалось в полтора раза больше, чем российских: 15% против 9%.
Самостоятельными предпринимателями определили себя 53% опрошенных.
Но надо заметить, что лица, объявившие себя индивидуальными предпринимателями,
далеко не всегда являются таковыми в полном смысле этого слова.
Многие из них работают по договору или устной договоренности с фирмой
– поставщиком товара и не образуют самостоятельного предприятия.
Опрос подтверждает, что наиболее типичная фигура среди
китайских мигрантов – это мелкий коммерсант: свободный предприниматель,
или торговец, состоящий в договорных отношениях с фирмой, или же
ее наемный работник.
Как в таком случае, при весьма слабом присутствии хотя
бы условно крупных предприятий, складываются отношения внутри массы
мигрантов? Вследствие закрытости китайской общины (равно как и чеченской,
азербайджанской, цыганской и т.п.) на этот счет циркулируют разного
рода предположения, в том числе самые невероятные. Адекватной же
информации у нас крайне мало. Известно, что в китайской общине установилось
весьма развитое разделение труда, и это вполне естественно: в противном
случае было бы просто невозможно переправлять из Китая и доводить
до потребителя массу разнообразных товаров на многие миллиарды рублей,
а равно обеспечивать проживание десятков и сотен тысяч людей в иноязычном
и инокультурном обществе21.
Разделение труда налицо и в ряде других этнических общин в России,
однако в силу их меньшей численности и практического отсутствия
языкового барьера между ними и местным населением они не испытывают
нужды в создании такой же развернуто структуры, как китайская.
Однако предметом общественного интереса является не
только экономическая специализация тех или иных частей общины и
их взаимодействие между собою, но и другие стороны ее внутренней
жизни. Скажем, такие диаспоры, как чеченская или азербайджанская,
обладают, как принято считать, особой сплоченностью, которая дает
им возможность отвоевывать у российских конкурентов весьма прибыльные
сектора экономики (торговые сети, рынки). Китайские зарубежные деловые
общины также нередко рассматриваются как целостные организмы, хотя
на самом деле за целостностью скрывается сосуществование групп и
групповых иерархий, внутри которых складываются особенно тесные
неформальные связи. Эти связи позволяют их участникам оперативно
и скрытно передавать коммерческую информацию и без долгих процедур,
основываясь на одном только доверии, заключать даже крупные сделки.
Членами подобных групп могут быть и коренные жители данной страны,
не являющиеся этническими китайцами. Такая система, стихийно складываясь
на протяжении поколений, позволила китайским иммигрантам-предпринимателям
добиться успеха в борьбе за место под солнцем. Китайские деловые
общины давно уже играют выдающуюся роль в экономике стран Юго-Восточной
Азии.
Сформировались ли подобные связи, дающие преимущество
в конкурентной борьбе с местными предпринимателями, внутри китайской
общины в России? Вопрос – чисто риторический. Мы можем только констатировать,
что условия ее существования в нашей стране этому не благоприятствуют
и одновременно не требуют этого. Действительно, китайские мигранты
не являются ни гражданами России, ни ее постоянными жителями, они
не укоренены в российскую среду, не инвестируют в нее сколько-нибудь
значительные капиталы. В нашем опросе большинство респондентов (69%)
прожили в России не более пяти лет (рис. 5).
Между тем, доверительные связи, как известно, нарабатываются
годами совместной работы. С другой стороны, в подобных связях нет
особой необходимости, поскольку упомянутая конкурентная борьба если
и наличествует, то лишь в самой вялой форме. Так или иначе, «невидимая
сила» проистекающая из предполагаемой монолитности китайской общины,
пока ничем себя не проявляет.
Другое дело, что взаимоотношения в китайской общине
в целом отличаются достаточной стабильностью и сбалансированностью.
Правда, известны эпизоды острой борьбы между влиятельными хозяевами
– «лаобанями», контролирующими тот или иной сектор общины и подчас
прибегающими к изощренным способам устранения своих соперников.
Не вызывает сомнений и наличие повседневных трений между работодателями
и наемными работниками. Однако ни в том, ни в другом нет ничего
необычного ни по характеру противоречий, ни по их остроте. Большинство
работников - 66% (рис. 10) удовлетворены отношением к себе со стороны
работодателя.
Рисунок 10. Как к Вам относится работодатель?
Подобным же образом подавляющее большинство респондентов
видит в своих соотечественниках достаточно надежных партнеров. 24%
считают, что они более надежны, чем российские партнеры, 45% - что
они вполне надежны, на них можно положиться. В опросе Е. Вишник22
проблемы с боссом или коллегами отметили всего 5,6% - цифры того
же порядка, что и у нас.
Подлинная сила китайской общины заключается, прежде
всего, в дешевизне предлагаемых ею товаров, обеспеченных дешевизной
труда и поддержкой со стороны китайских властей посредством умелых
экономических мер. Плюс, конечно, неустанный труд. Телевизор, общение
с друзьями, пребывание в кругу семьи – вот, по сути, и весь досуг
китайских мигрантов, если он есть (рис. 11). Впрочем, граждан новой
России, изо дня в день решающих проблему выживания, самоэксплуатацией
не удивишь.
Рисунок 11. Как Вы проводите свой досуг?
Примечание: Ответивших утвердительно «Хожу в китайские
клубы», «Хожу на собрание религиозного общества» среди опрошенных
не нашлось.
Эффективной деятельности китайской общины, безусловно,
способствует способность в нужной степени адаптироваться к условиям
своего существования. В частности, сюда относится владение значительной
части ее членов хотя бы начатками русского языка. В той или иной
мере могут пользоваться русским или изучают его в данный момент
96% респондентов (рис. 12). Правда, почти половина из них «плохо
говорит и понимает» по-русски, но для практических целей их элементарных
языковых знаний оказывается достаточно, пусть даже в обрез.
Рисунок 12. Ваш уровень знаний русского языка?
Заметим, что в опросе В. Гельбраса в 1998–1999 годах
процент на знающих русского языка варьировался в разных городах
России в диапазоне 14,5-16,0%, т.е., был существенно больше, чем
у нас23. В опросе,
проведенном в 2007 году в Забайкалье24
Институтом Дальнего Востока совместно с его читинским филиалом,
говорящих плохо или только понимающих оказалось 80,4%. Эти цифры
подтверждают наш вывод о том, что в меру – и в силу – необходимости
языковый барьер так или иначе оказывается преодоленным.
Хуже обстоит дело со знанием мигрантами правил, регламентирующих
их пребывание в России. Число тех, кто знаком с ними в достаточной
степени, на удивление мало - 15%. (Почти те же цифры выявил и опрос
В. Гельбраса в 2002 году25).
85% респондентов не могут похвастаться знанием законов в необходимом
объеме. Объяснить это массовое явление можно только тем, что незнание
законов не слишком снижает качество их жизни: во-первых, необходимая
информация и о законах, и о способах обходить законы постоянно циркулирует
и обновляется в их собственной среде; во-вторых, никакое знание
законов не спасает мигрантов от различных злоупотреблений со стороны
чиновников и милиции.
Иными словами, какие-то усилия с целью адаптироваться
отнюдь не являются уделом немногих; они прекращаются, когда достигнут
практически достаточный минимум.
Главные препятствия, с которыми сталкиваются китайские
предприниматели, – те, же, что и у их российских коллег: они являются
элементами той общей атмосферы, в которой развивается бизнес в России,
в частности, мелкий и средний.
В ходе опроса респондентам было предложено назвать пять
наиболее серьезных трудностей, условно говоря, административно-правового
характера из числа семнадцати, мешающих их деятельности. Первые
три места с большим отрывом от последующих занимают различные виды
вымогательства и взяточничества. В совокупности все эти виды незаконного
отъема чужих средств составили: в России – 63%, в Москве – 77%,
на Дальнем Востоке – 53% (ответов). Если пересчитать жалобы в проценты
не от числа ответов, а от числа респондентов, получим такие показатели:
поборы милиции – 82% (!), рэкет – 49%, взяточничество в налоговых,
таможенных и других органах власти в сумме – 45%. (В опросе Е. Вишник
в 2003 году на коррупцию пожаловалось 26% респондентов26).
Трудности непосредственно экономического характера видны
из табл. 4. Здесь лидируют высокая арендная плата, дороговизна жизни,
чрезмерные налоги, высокие экономические риски, низкая репутация
китайских товаров. Одни из этих трудностей сильнее ощущаются в столице,
другие – на Дальнем Востоке. Судя по результатам нашего опроса,
в Москве жизнь дороже, товары из Китая ценятся ниже (поскольку немало
и других, а денег у населения больше), зато и предпринимательские
риски не столь велики.
Таблица 4. Ответ на вопрос «Назовите 3 главные экономические
трудности в деловой активности»
|
Россия
|
Москва
|
Дальний Восток
|
В том числе
|
Владивосток
|
Хабаровск
|
Благовещенск
|
высокие экономические риски
|
12
|
8
|
14
|
15
|
15
|
12
|
дороговизна жизни в России
|
27
|
33
|
22
|
20
|
24
|
23
|
чрезмерные налоги,
|
12
|
2
|
19
|
16
|
15
|
26
|
высокая арендная плата
|
31
|
33
|
29
|
28
|
34
|
26
|
отсутствие межбанковских расчетов
|
1
|
1
|
1
|
2
|
0
|
1
|
низкая репутация китайских товаров
|
12
|
20
|
6
|
7
|
5
|
5
|
низкая покупательная способность российского населения
|
5
|
2
|
7
|
11
|
7
|
3
|
другое
|
1
|
0
|
1
|
1
|
1
|
0
|
затрудняюсь ответить
|
1
|
0
|
1
|
1
|
0
|
2
|
Всего
|
100 (1301)
|
100 (524)
|
100 (777)
|
100 (256)
|
100 (248)
|
100 (273)
|
Тем не менее, китайские респонденты – а это, напомним,
коммерсанты и служащие торговых фирм - не так уж низко оценивают
в деловом плане условия своей работы в России (рис. 13). И в России
в целом, и во всех городах Дальнего Востока тех респондентов, которые
считают обстановку в стране благоприятной для ведения бизнеса, больше,
чем тех, кто придерживается обратного мнения. Иная ситуация в Москве,
где тех и других почти поровну, и больше половины респондентов
выбрало средний ответ.
Рисунок 13. Считаете ли Вы, что в России имеются благоприятные
условия для мелкого и среднего бизнеса?
21 В качестве примера
фундаментального подхода к изучению внутренней структуры китайскойобщины
сошлемся на статью: В. Дятлов. Китайцы современного Иркутска: динамика
диаспорализации // Россия-Китай. ХХ век. 2006. февраль
22 E. Wishnick.
Economic Security and Chinese Migration to the Russian Far East.
Honolulu. 2004. P. 5
23 В.Г. Гельбрас.
Китайская реальность России. М., 2001. С. 71.
24 Алагуева Т.,
Васильева К., Островский А. Образ россиян в глазах китайцев и образ
китайцев в глазах россиян на сопредельной территории // Проблемы
Дальнего Востока, 2007. № 4. С. 132.
25 В Гельбрас. Россия
в условиях глобальной китайской миграции. М., 2004. С. 133.
26 E. Wishnick.
Economic Security and Chinese Migration to the Russian Far East.
Honolulu. 2004. P. 19
|