|
Эмиграционный процесс в политике Пекина*
А.Г. Ларин
(Опубликовано в: Ларин А.Г. Китай и зарубежные китайцы. Экспресс-информация
№2 (147), М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2008, с. 60-75, 81-83)
Политика в вопросах выезда
По данным МОТ, Китай с его огромным населением последние
годы стал самым крупным в мире источником миграционных потоков,
при чем его доля в международном миграционном движении имеет тенденцию
к увеличению1. Статистические
данные, при всем царящем среди них разнобое, подтверждают это представление.
Согласно оценкам, фигурирующим в китайской литературе,
с начала периода реформ и открытости в 70-х гг. и до конца 90-х
гг. число эмигрантов (так называемы «новые эмигранты» или «новые
переселенцы» - «синь иминь»), включая эмигрантов с Тайваня, из Сянгана
и Аомэня, составило приблизительно 4 млн. человек2.
Более половины этого потока - по китайским данным, 2,2-2,5 млн.
человек - направилось в экономически развитые страны, где китайские
диаспоры стали расти особенно быстро. Почти целиком пошел в развитые
страны поток с Тайваня (более 700 тыс. человек) и из Сянгана (более
600 тыс. человек). С учетом естественного прироста прибавка составила
3 млн. человек. По данным ОЭСР, за 1995-2004 гг. объем эмиграции
в 30 наиболее продвинутых стран - членов этой организации превысил
2 млн. человек.
Особенно значительными оказались эмиграционные потоки
в США, Японию, Канаду, Австралию, а последние годы и в страны ЕС3.
Только в 2004 г. в 20 странах ОЭСР появилось 256,2 тыс. новых иммигрантов
из Китая, в том числе Японии - 90,3 тыс., в США – 51,2 тыс., в Канаде
- 36,4 тыс., в Великобритании - 18,5 тыс., в Австралии - 13,6 тыс.
Китайские специалисты, бизнесмены и рабочие появились также в Афганистане,
Южной Африке, на островах Маврикия, в Израиле, Дубае и других странах,
где их прежде не было. Китайская диаспора распространилась на 150
стран.
Рядом с этими данными существует дугой ряд цифр, более
значительных. В 2007 г. ответственные чиновники Эмиграционной службы
в Пекине отметили: количество соотечественников в развитых странах
почти удваивается каждые десять лет4.
МИД КНР со ссылкой на американскую прессу говорит о более чем 18
млн. человек, осевших за границей с начала 70-х гг. - это примерно
половина всей мировой китайской диаспоры5.
По подсчетам тайваньских ученых, за два последних десятилетия
XX века численность китайской диаспоры увеличивалась на 2,4% ежегодно6.
Столь внушительный рост эмиграционного потока из Китая
объясняется стечением ряда фундаментальных причин, и его нужно рассматривать
как частный случай общего роста международной миграции, связанного
с глобализацией мировой экономики. Со стороны Китая мощным побудительным
фактором здесь служат сохраняющееся аграрное перенаселение, выбрасывающее
избыток рабочей силы в города, и высвобождение рабочей силы в самих
городах, связанное со структурной перестройкой экономики. При этом
самые серьезные усилия правительства с целью создания новых рабочих
мест на основе рыночной экономики не могут решить проблемы безработицы
и бедности в короткие сроки. Относительно низкий уровень жизни побуждает
к эмиграции в благополучные страны и людей умственного труда. А
политика открытости позволяет этому гигантскому трудовому потенциалу
постепенно перемещаться за рубеж.
В то же время развитые страны испытывают нехватку рабочих
рук как в сфере физического, так и в некоторых видах умственного
труда и охотно принимают у себя определенное число иммигрантов нужных
специальностей из развивающихся стран, в том числе из КНР, корректируя
соответствующим образом свою иммиграционную политику.
Благоприятствует иммиграции из Китая отнюдь не пассивная
позиция некоторых зарубежных китайских общин. Показательно в этом
смысле землячество выходцев из г. Чанлэ (пров. Фуцзянь) в США. Члены
землячества создали систему взаимопомощи, которая помогает новоприбывшим
получить пособие, обустроиться, найти работу и поддерживать связь
с родиной. Благодаря этому за последние двадцать лет из Чанлэ с
его населением в 680 тыс. человек эмигрировало в США 200 тыс. человек7.
Массовая эмиграция из Китая в ее нынешнем виде, безусловно,
в целом выгодна государству: она превращается в средство модернизации
страны, поскольку ее результатом является приток инвестиций и новых
технологий как в натуральном виде, так и в виде информации, а также,
что, может быть, более важно, возможность организовать «циркуляцию
мозгов», в которую частично удается превратить их утечку. Мы не
говорим уже о тех суммах, которые прибывают в страну в качестве
помощи семьям и благотворительных пожертвований. Существенно и то,
что эмиграция позволяет в определенной мере снизить напряженность
на внутреннем рынке труда. Издержки же состоят как раз в «утечке
мозгов» в ее невозвратной части, однако, этот минус с лихвой перекрывается
плюсами, и китайское правительство мирится с ним, принимая все возможные
меры, чтобы сделать как можно меньшим ущерб, вычитаемый этим минусом
из потенциала обновления страны.
Эти факторы и определяют в основном подход КНР к эмиграционным
процессам. В нем можно выделить следующие направления:
- Организация и финансирование выезда молодежи на учебу
(«казенные» студенты).
- Поощрение выезда молодежи на учебу за собственный
счет («своекоштные» студенты). То и другое - в сочетании с работой
по возвращению их на родину после учебы, не обязательно сразу.
- Согласие на выезд квалифицированных специалистов
в сочетании с усилиями с целью возвращения их на родину.
- Постепенная либерализация правил выезда.
- Организация экспорта рабочей силы по контрактам.
- Борьба с нелегальной эмиграцией.
Первые три пункта мы уже рассмотрели ранее. Обратимся
теперь к правилам выезда, а затем и остальным пунктам.
С момента создания КНР выезд и въезд в страну жестко
контролировались, число выезжающих за рубеж было ничтожно мало.
По мере перехода Китая к стратегии реформ и открытости запреты на
выезд начали постепенно смягчаться, а количество выезжающих - увеличиваться.
«Закон Китайской Народной Республики о контроле за выездом и въездом
граждан» от 22 ноября 1985 г. установил основные права граждан:
«Ст. 2. Граждане Китая могут выехать из страны или въехать
в нее с действительным паспортом или другим действительным документом,
выданным соответствующим учреждением. От них не требуется подавать
заявление о визе.
Ст. 5. Граждане Китая, желающие выехать из страны с
частными целями, должны подать заявление в органы общественной безопасности
города или уезда, где зарегистрировано их проживание. Положительный
ответ должен быть дан, за исключением случаев, предусмотренных в
ст. 8 настоящего Закона».
В ст. 8 названы: лица, обвиняемые или подозреваемые
в преступных деяниях; лица, отбывающие наказание; лица, чей выезд,
по мнению компетентных подразделений Госсовета, может нанести ущерб
государственной безопасности и др.8.
В 2002 г. в связи со вступлением в ВТО в Китае была
упрощена процедура выдачи паспортов, в частности, отменено требование
о наличии приглашения из-за границы9.
С 1 января 2007 г. вступил в силу первый в истории КНР
«Закон о паспортах», фиксирующий новое, несколько упрощенное оформление
процедуры выезда. Теперь паспорт должен быть выдан в течение 15
дней с момента подачи заявления вместо прежних 30 (за исключением
отдаленных районов страны). Срок действия паспорта - 5 лет для лиц
моложе 16 лет и 10 лет для тех, кто старше 16-ти. В отличие от прежних
правил, новый закон не допускает продления паспорта10.
Судя по всему, либерализация правил выдачи паспортов
не была ограничена названными публичными послаблениями и имела достаточно
глубокий характер. О ее результатах свидетельствуют следующие цифры.
В начале 1980-х гг. органы общественно безопасности санкционировали
в среднем 100 с лишним тысяч поездок за рубеж. В 2006 г. их число
составило 3,92 млн. В настоящее время более 20 млн. граждан КНР
имеют на руках загранпаспорта11.
По данным МИД КНР, в 2006 г. состоялось 34520 тыс. выездов из страны12.
Западные правозащитники указывают на непоследовательность
и неполноту проводимой реформы, отмечая, что политика китайского
правительства все еще остается ограничительной и что право на въезд
и выезд является одним из фундаментальных человеческих прав13.
На наш взгляд, постепенный, осторожный темп преобразований здесь
имеет достаточно серьезные причины. Он объясняется и общим стилем
реформ в КНР («идти вброд, ощупывая дно»), и, возможно, нежеланием
допускать резкий, чрезмерный напор на консульские службы привлекательных
для иммиграции государств, а также на их пограничные службы, учитывая
наличие нелегальной миграции (о ней речь пойдет ниже). Миграционное
давление могло бы повредить образу Китая: дать зарубежному массовому
сознанию пищу и для скептического отношения к успехам КНР в деле
реализации ее социальных лозунгов, и для оживления толков о «китайской
угрозе» в ее демографическом варианте.
С другой стороны, анализ статистических данных, а также
внутрикитайских социально-экономических факторов, создающих эмиграционный
напор в стране, побуждают некоторых экспертов, наоборот, с настороженностью
относиться к перспективе роста миграционных потоков из Китая. (Мы
уже не говорим о том, что в некоторых странах Азии «считают, будто
нелегальная эмиграция из Китая осуществляется в соответствии с долгосрочным
планом «ненасильственной абсорбции» региона»14).
Так, один из наблюдателей высказывает мысль, что Китай «может занять
доминирующее положение в системе глобальной миграции и, в конце
концов, изменить характер принимающих обществ»15.
Правда, сам автор этих слов выдвигает контрдоводы: всплеск эмиграции
может быть понят как временный выброс, последовавший за долгими
годами строгого контроля за выездом из страны; прошедшие обучение
за границей студенты и специалисты возвращаются в Китай, привлеченные
новыми возможностями, обусловленными его экономическим подъемом,
и здесь возможны самые радикальные перемены в общей миграционной
картине.
Однако такие контрдоводы воспринимаются не более чем
проявление политкорректности и не обсуждаются всерьез. Наибольшей
популярностью пользуется, так сказать, «алармистски-конструктивная»
точка зрения, которая рассматривает эмиграцию из Китая как органическую
часть мировой экономики и вместе с тем дает понять, что ее нельзя
пускать на самотек. «Поскольку Китай все глубже вовлекается в мировую
систему, - пишет профессор Калифорнийского университета Минь Чжоу,
- поскольку процесс маркетизации продолжает подрывать силу государства,
а народ Китая воссоединяется со своими заморскими диаспорами, китайская
эмиграция, легальная и нелегальная, может образовать новый «век
Китая»... В потенции эмиграция из Китая - это цунами на горизонте.
Поэтому Китай и страны-реципиенты иммиграции стоят перед вызовом:
как вести переговоры по миграции и как ее регулировать»16.
Китайские ученые рассматривают эмиграцию из КНР в ином
ключе. В настоящее время, считают они, «распространившаяся по всему
миру масса китайских мигрантов уже стала силой, изо дня в день оказывающей
важное влияние на мировую экономику, науку, технику и культуру и
привлекающей пристальное внимание всего человечества»17.
Китайская эмиграция - явление особое: ее участники, в отличие от
западных колонизаторов, завоевателей и расистов, на притяжении всей
своей истории занимались исключительно мирным трудом, не нарушая
местных законов. Поэтому китайская диаспора в своих классических
формах может «послужить плодотворным образцом для будущей миграционной
волны, зреющей в человеческом обществе»18.
Что же касается будущего, то «в век стремительной экономической
глобализации, в условиях открытости Китая внешнему миру трудно будет
избежать миграции еще какой-то части населения за рубеж»19.
Не нужно забывать, однако же, что число европейцев, живущих за пределами
Европы, составляет 50% ее «внутреннего» населения. Так же обстоит
дело с населением многих стран Африки. Между тем, китайская диаспора
составляет менее трех процентов населения Китая, «из чего видно,
что потенциальная сила движения китайского населения в международную
сферу очень велика»20.
Таким образом, ученые КНР подчеркивают, что китайская
эмиграция есть закономерное явление, независимо от ее абсолютных
размеров обладающее бесспорным правом на существование и играющее
конструктивную роль в жизни международного сообщества. Феномен эмиграции,
однако же, не следует понимать упрощенно: «Китайцев на Земле много;
как упорядоченным образом вывести вовне китайские человеческие ресурсы
и будет ли это для мира благом или бедствием - над этим надо думать»21.
ЭКСПОРТ РАБОЧЕЙ СИЛЫ
Среди различных видов миграции за рубеж видное место
занимает выезд рабочих по контрактам, заключаемым специализированными
агентствами. Объем организованной миграции такого рода растет быстрыми
темпами. По данным министерства торговли, на конец 2005 г. за границей
трудилось 547 тыс. китайских рабочих22,
на конец 2006 - 670 тыс.23
К январю 2007 г. совокупная стоимость контрактов на поставку рабочей
силы составила 33,67 млрд. долл24.
Наибольшая часть экспортируемого труда используется
на азиатском рынке - около 400 тыс. рабочих в 2004 г. - и менее
7% приходится на Европу, являющуюся, вообще говоря, крупнейшим импортером
иностранной рабочей силы25.
Рабочих из КНР можно встретить в 180 странах мира. В число потребителей
китайского труда входят Япония, Сингапур, Южная Корея, Аомэнь, Сянган,
Алжир, Россия, США, Иордания. Израиль, ОАЭ. Основные сферы труда:
фабричное производство (200 тыс. рабочих в 2004 г.), строительная
индустрия (140 тыс.)26,
затем идут лесное хозяйство, рыболовство, транспорт, общественное
питание. В каталогах агентств, занимающихся предоставлением трудовых
услуг, значатся десятки профессий, в том числе широкий спектр рабочих
специальностей, от разнорабочих до сварщиков. Чиновники из министерства
труда и соцобеспечения отмечают: «По мере того, как Китай расширяет
связи с внешним миром, иностранные партнеры все чаще приглашают
наших квалифицированных рабочих»27.
Агентства предлагают и интеллектуальный труд: дизайн,
консалтинг, менеджмент, наука, преподавание, культура, здравоохранение,
компьютерное обслуживание. Однако численность «белых воротничков»
высокого класса не превышает 1% в общем объеме экспортируемого труда28.
Китай и сам, как известно, испытывает острую потребность в кадрах
такого рода. Тем не менее, налицо явное желание добиться более весомых
показателей, обусловленное, в частности, ожидаемым увеличением спроса
в развитых странах на квалифицированных специалистов в высокотехнологичных
отраслях при ужесточении ограничений на неквалифицированный и малоквалифицированный
труд. Ответственные лица с удовлетворением констатируют: «Хорошо
уже то, что Китаю за счет развитых приморских провинций удалось
прорваться в эту область»29.
Заметим, что приморские провинции вообще являются главным источником
экспорта рабочей силы.
Экспорт трудовых услуг - динамично развивающаяся отрасль
китайской экономики. В 2003 г. министерство торговли предоставило
право заниматься этой деятельностью 1600 фирмам (против 70 фирм
в 1989 г.)30. По
другим данным, в 2004 г. в стране насчитывалось 1400 таких компаний31.
Большинство из них объединено в Китайскую ассоциацию международных
контракторов, на которую приходится более 90% от общего количества
вывозимых за рубеж рабочих рук32.
В 2003 г. министерство торговли разрешило заниматься экспортом трудовых
ресурсов частным компаниям.
В том же году правительству пришлось обратить особое
внимание на защиту контрактных рабочих от нападений террористов.
Три теракта против китайских рабочих были совершены один за другим
в Пакистане, Афганистане и Эфиопии, в результате чего несколько
человек были убиты, ранены или уведены в плен. По следам этих событий
правительство обязалось расширить сотрудничество в сфере безопасности
со странами-партнерами и выделить дополнительные средства на охрану
рабочих от налетов террористов и стихийных бедствий. Он потребовало
от компаний «нести должную социальную ответственность», что означает,
как можно судить по материалам прессы, выплаты крупных компенсаций
семьям пострадавших, а также усиление охраны сотрудников, обучение
их мерам предосторожности и т.д.
Показательно, что вместе с тем компаниям было вменено
в обязанность «уважать законы и правила стран пребывания, считаться
с их культурой, охранять окружающую среду» и даже «делиться получаемыми
благами, увеличивая, например, занятость местного населения посредством
аутсорсинга»33.
Эта весьма рациональная тактика рассчитана на создание благоприятных
условий для продолжения и расширения экспорта трудовых ресурсов
за рубеж. Для придания китайским рабочим большей конкурентоспособности
в Пекине планируют организовать для них в значительных масштабах
обучение иностранным языкам, повышение квалификации, дать им необходимый
минимум юридических знаний и т.п. Там рассчитывают, что спрос на
китайскую рабочую силу за рубежом, особенно в Азии, будет увеличиваться34.
БОРЬБА С НЕЛЕГАЛЬНОЙ ЭМИГРАЦИЕЙ
Это - актуальная тема, которой уделяют постоянное внимание
и китайские, и западные авторы. Заметим, что этим термином обозначается
и тайный переход границы, и проживание или работа в чужой стране
без правильно оформленных документов. Скрытый характер нелегальной
эмиграции дает возможность строить любые предположения о ее объемах,
но не позволяет получить достоверную информацию. По сути дела, мы
не имеем ничего лучшего, чем отдельные разрозненные оценки «на глазок»,
плохо согласующиеся друг с другом. Тем не менее, в сумме они дают
хотя бы самое приблизительное представление о масштабах явления.
В каждом случае речь идет о десятках и сотнях тысяч нелегалов, составляющих
значительный процент, подчас даже до половины, лиц китайской национальности,
проживающих в данной стране, и внушительную долю от общего числа
находящихся в ней нелегальных иммигрантов из различных стран. Приведем
некоторые из этих оценок.
В 1978-1995 гг. из Китая в другие страны нелегально
выехали 200-400 тыс. человек. В 1979-1998 гг. не менее 220
тыс. нелегальных эмигрантов из одной только провинции Фуцзянь осели
за рубежом35.
Согласно одной из китайских публикаций 2001 г., «число
эмигрантов, нелегально оставшихся или нелегально работающих вне
Китая, растет с каждым годом... Их количество намного превосходит
число тех, кто нелегально покинул Китай, оно составляет 5-10% мировой
китайской диаспоры и ежегодно увеличивается на 20%»36.
Если верить тем же публикациям, каждый год 500 тыс.
китайцев тайно покидают свою страну. 100 тыс. из них перебираются
в США, 50 тыс. - в Москву, еще порядка 100 тыс. - в Европу, 15 тыс.
- в Хошимин и Рангун, 10 тыс. - в Японию и т.д.37
В солидных китайских изданиях можно прочесть также,
что в США на январь 2005 г. находилось 230 тыс. нелегальных мигрантов
из Китая38'. По
оценкам американской иммиграционной службы, каждый год около 40
тыс. китайцев нелегально въезжают на территорию США и растворяются
в больших городах39.
Чтобы не множить дальше количество цифр, приведем одну
качественную оценку, свидетельствующую о расширении географии нелегальной
миграции го КНР: «Китайцы, особенно из провинций Фуцзянь и Чжэцзян,
сделались одними из главных участников международной миграции, направляющейся
в ЕС. С определенной долей уверенности мы может сказать, что Китай
поставляет наибольшее число нелегальных мигрантов из Восточной Азии
в Европу»40.
Естественно, нелегальные мигранты устремляются туда
же, куда и легальные - в первую очередь в развитые страны. Приблизительно
до 1996 г. бесспорным лидером среди стран назначения были США, но
затем все большее число нелегалов стало ориентироваться на Европу
и Австралию. Не остались без внимания и развивающиеся страны, но
нередко их используют лишь как перевалочные пункты для дальнейшего
путешествия. Такие пункты существуют и в Азии, и в Африке, и в Латинской
Америке, и в Восточной Европе. Один из наиболее сложных маршрутов,
например, выглядит таким образом: провинция Юньнань - тайный переход
чрез границу в Бирму - переход через «золотой треугольник», по «тропе
Хошимина» в Таиланд - наконец, оттуда с поддельным тайваньским паспортом
- самолетом в США.
Нелегальную переправку организуют тайные мафиозные структуры
- «шэтуань» («змеиные полки», или «змеиные клубки»), имеющие в других
странах агентов и партнеров, которые по цепочке передают друг другу
клиентов. Доходы «змей» от переправки желающих за границу достигают,
по данным ООН, 3,5 млрд. долл. ежегодно41.
(Стоимость переправки в Англию доходит до 30 тыс. долл., в США -
до 70 тыс.42) Главной
базой их деятельности стали южные приморские провинции Китая, в
первую очередь, Фуцзянь. А по времени всплеск их деятельности пришелся
на конец 1980-х - начало 1990-х гг., когда попытки переправиться
морским путем в США, Австралию и Канаду приняли массовый характер.
В 1993 г. американская береговая патрульная служба задержала восемь
судов, каждое из которых везло от 120 до 527 тайных пассажиров из
Китая43.
В последующие годы Китай наладил плотное сотрудничество
с другими государствами в борьбе с нелегальной трансграничной миграцией,
и деятельность шэтуаней заметно сократилась (но не исчезла полностью).
Прежние многочисленные переходы границы большими, до сотни человек,
группами, сделались невозможными. Однако, как отмечают китайские
авторы, стало расти число незаконных мигрантов, которые легальным
образом выезжают из страны с целью посещения родственников, на учебу
за свой счет, в качестве туристов, членов торговых делегаций или
контрактных рабочих, а затем незаконно остаются за границей и незаконно
же занимаются трудовой деятельностью44.
О некоторых видах нелегальной эмиграции стоит рассказать подробнее,
поскольку нечто подобное, хотя и не в точности такое, имеет место
и в России и является предметом внимания и российских, и китайских
правоохранительных органов.
Потенциальные эмигранты дают деньги «змеиной голове»,
т.е. члену «шэтуаня», который имеет своих людей в некоей государственной
компании. Та обращается к провинциальному правительству за разрешением
отправить за границу делегацию с целью изучения передового опыта
или закупки оборудования. Составляется список членов делегации -
сотрудников компании с их анкетными данными. В списке все полностью
соответствует действительности, и его утверждают. Затем фотографии
членов делегации подменяются. Мнимая торговая делегация выезжает,
скажем, в Бангкок в сопровождении «змеиной головы». В Бангкоке паспорта
«делегатов» сдаются сопровождающему, а сами «делегаты» поступают
в распоряжение другой группы контрабандистов. Через некоторое время,
будучи снабжены новыми фальшивыми паспортами, они отправляются в
рискованное путешествие, скажем, в Европу, а вышеупомянутая компания
представляет «исходные» паспорта властям в доказательство успешного
возвращения делегации на родину45.
Более распространенным является выезд в составе туристических
групп. Сянганский ученый Джеймс Цзинь, отрывки из работы которого
мы здесь пересказываем, приводит слова китайского турагента: «Подчас
большая часть туристической группы неожиданно исчезает после осмотра
Бангкока, перед самым отъездом в Китай». Интересно, что исчезновение
туристов, становящихся, таким образом, нелегалами, оказывается выгодным
для обеих стран - и отправляющей, и принимающей, вернее, для причастных
к делу ведомств этих стран. Отправляющей - потому, что в случае
невозвращения туриста турфирма уплачивает за него штраф органам
власти в КНР. Принимающей - потому, что турист перед выездом оставляет
в посольстве данной страны денежный залог (около 5 тыс. юаней),
и этот залог подвергается конфискации, благо не приходится сомневаться:
если турист пропал, оставив в группе свой паспорт, - значит, в Таиланде
он долго не задержится. Фирма не остается в убытке, так как, в конечном
счете, все эти расходы оплачивают сами эмигранты.
Некоторым из тех, кто попал незаконными путями в желанную
страну, рано или поздно удается легализоваться или, по крайней мере,
обрести более или менее стабильное положение с надеждой на будущую
легализацию.
Вполне законной по форме, но мошеннической по сути является
эмиграция посредством фиктивных браков. «В наши дни среди китайской
молодежи весьма популярен подобный способ эмиграции в Европу, на
Тайвань и в США»46.
Стоит особо отметить, что с начала 2000-х гг. к нелегальной
эмиграции стало подключаться все больше жителей провинций Северо-Восточного
Китая - крестьян и сокращенных рабочих с государственных предприятий.
Вообще говоря, эгоистический национальный интерес перенаселенного
Китая в принципе должен был бы состоять в том, чтобы дать своим
гражданам максимальную свободу выезда за рубеж, более того, поощрять
их эмиграцию, облегчая таким образом напряженное положение на внутреннем
рынке труда. Если бы Пекин устранил ограничения на выезд, это позволило
бы снизить до нуля масштабы нелегальной эмиграции и, следовательно,
снять с повестки дня задачу борьбы с нею. В другом варианте руководители
КНР могли бы, сохраняя ограничения на выезд, в действительности
смотреть на нелегальную эмиграцию сквозь пальцы, создав видимость
борьбы с нею, старательной, и если малоуспешной, то только в силу
объективных причин.
Однако политические, точнее сказать, внешнеполитические
соображения в данном случае перевешивают экономическую выгоду. Во-первых,
если государство согласно терпеть систематические нарушения его
границ и существование каналов для передвижения преступных элементов
- оно теряет часть своего суверенитета, а заодно и уважение международного
сообщества. Во-вторых, и это главное, наплыв нелегальных эмигрантов
провоцирует серьезное недовольство местного населения и доставляет
немало хлопот правительствам, вынуждая их заниматься репатриацией
и обращаться по этому поводу с претензиями к Китаю. «При урегулировании
процессов репатриации возникают трения, появляются острые вопросы,
которые непосредственно сказываются на развитии отношений Китая
с его партнерами и на его международно-политическом образе», - отмечает
китайский ежегодник «Желтая книга по международной политике»47.
Далее он приводит слова высокопоставленного американского чиновника:
«Число депортируемых китайских нелегальных эмигрантов - далеко не
самое большое из всех. Но именно их депортация для нас особенно
трудна».
В этом контексте определенное давление на общественное
сознание оказывают появляющиеся время от времени сообщения о попытках
тайного въезда и случаях гибели китайских граждан. Один из самых
громких эпизодов такого рода имел место в июне 2000 г. в Дувре,
где в тайниках грузовика для перевозки томатов было обнаружено 58
трупов погибших от асфиксии китайских мигрантов. Подобные события
меньшего масштаба происходили и раньше, и позднее этого эпизода.
Например, в январе того же года Сиэтле на одном из судов, прибывших
из Сянгана, в контейнере было найдено восемнадцать беглецов из Китая.
Трое их них погиби в пути48.
Некоторые истории имеют не особенно приятное для Пекина
политическое звучание. Так, в августе 2002 г. восемь подростков
пятнадцати - шестнадцати лет из провинции Чжцэцзян в составе группы,
организованной «змеиной головой», добрались на самолете из Пекина
в Москву, оттуда поездом в Югославию, а затем на грузовике в качестве
«живой контрабанды» - до парижских пригородов. Здесь они решили
сбежать от своих проводников и явились с повинной в полицию, объяснив,
что покинули свою страну, так как их родители - члены секты «фалуньгун»
- подверглись аресту49.
Истории такого рода расцениваются на Западе как наглядное
свидетельство «иммиграционной угрозы», а выступления правозащитников,
вполне корректные по форме, но критические по содержанию, придают
этим случаям еще более громкий резонанс. Тем самым наносится ущерб
престижу Китая.
Стремясь избежать нареканий со стороны других государств
и трений с ними, Пекин не только сдерживает выезд из страны, лишь
постепенно ослабляя ограничения (о чем мы говорили выше) но и ведет
решительную борьбу с нелегальной эмиграцией. Мы хотим подробнее
рассказать о принимаемых в Китае мерах, чтобы показать их объем
и разнообразие, учитывая, что вопрос о нелегальной внешней миграции,
пусть даже при противоположной направленности миграционного потока,
в нашей стране стоит достаточно остро.
Список принятых мер50
включает в себя, в частности, ужесточение соответствующего законодательства,
в том числе паспортного. Новый закон о паспортах, вступивший в силу
с января 2007 г., содержит запрет на выдачу паспортов на срок от
6 месяцев до трех лет лицам, нарушившим правила пограничного контроля,
репатриированным нелегальным эмигрантам, а равно тем, кто незаконным
образом остался за границей или нелегально работает там. Закон предусматривает
штрафы и тюремное заключение для лиц, изготавливающих фальшивые
паспорта или пользующихся ими. В выдаче паспортов должно быть отказано
преступным элементам; заключенным; лицам, которые, будучи за границей,
могут представлять угрозу национальной безопасности; лицам, подделавшим
документы или давшим ложную информацию в заявлении на выезд51.
В прибрежных районах страны была развернута информационная
кампания: публикации в СМИ, лекции, собрания сельских жителей в
местах традиционной нелегальной эмиграции и т.п., с тем чтобы довести
до сознания людей всю опасность нарушения границы. Был создан Комитет
по делам незаконной миграции, в который вошли представители министерства
общественной безопасности, министерства иностранных дел и др. Еще
в конце 1990-х годов была организована морская полиция, усилены
меры контроля за морским побережьем.
Стали использоваться новые методы проверки документов.
По информации министерства общественной безопасности, благодаря
принятым мерам в октябре 2003 - марте 2004 гг. было предотвращено
5500 попыток выезда из Китая по поддельным документам (и почти столько
же попыток въезда в Китай подобным способом, предпринятых гражданами
Вьетнама, Пакистана, Северной Кореи, Бирмы). Для сравнения: в 2003
г. министерство общественной безопасности выдало 300 тысяч паспортов,
не считая служебных, выданных МИДом.
Власти начали проводить многочисленные операции против
преступных групп, занимающихся нелегальной переправкой людей через
границу (Среди участников таких групп - «змеиных голов» - встречаются
не только жители КНР, но и осевшие за рубежом эмигранты китайского
происхождения). Увеличены наказания за попытку нелегального выезда
за рубеж. Теперь она карается крупным штрафом или тюремным заключением
на срок до десяти лет. По возможности деньги, уплаченные неудавшимися
беженцами, изымаются у контрабандистов и возвращаются их жертвам.
Информация о контрабандистах и помощь в их поимке поощряются денежным
вознаграждением в несколько тысяч юаней.
По сведениям западных ученых, местные власти, допустившие
бегство жителя за границу, подвергаются наказанию. Существует даже
система коллективной ответственности жителей друг за друга, наподобие
старинной системы «баоцзя»52.
Наказаний не избегают и лица, вернувшиеся их нелегальной
эмиграции. Они могут быть лишены свободы на срок до шести месяцев,
после чего поставлены под наблюдение властей; одновременно с ними
проводится воспитательная работа.
По статистике министерства общественной безопасности,
за период 1991-2003 гг. при попытке нелегального выезда всего было
задержано 38691 человек, арестовано 6149 «змеиных голов». Среди
последних - немало преступников из США, Южной Кореи и Сингапура.
«Змеиные головы» подвергаются более тяжелым наказаниям, чем их жертвы,
с которыми они обращаются подчас самым жестоким образом. Приговором
за незаконную переправку людей за рубеж может быть пожизненное заключение
или даже смертная казнь.
В борьбе с нелегальной эмиграцией КНР сотрудничает более
чем с сорока странами, особенно тесно - с Австралией, Канадой, США,
Нидерландами, Японией, Германией, Францией. Представители министерства
общественной безопасности КНР в необходимых случаях выезжают в ту
или иную страну для идентификации и депортации незаконных мигрантов.
Партнеры Китая проявляют не меньшую, чем он сам заинтересованность
в ликвидации этого явления. Китай и США еще в 1998 г. создали группу
связи для координации действий в борьбе с нелегальной эмиграцией,
наркотрафиком и терроризмом. Интересно, что австралийский министр
по делам иммиграции П. Рэддок еще в 1991 г. посетил провинцию Фуцзянь,
где раздал пять тысяч агитационных плакатов. Год спустя американские
чиновники привезли в Фуцзянь видеокассеты, наглядно показывающие,
в каких условиях нелегалы находятся в контейнерах во время долгого
пути через океан и как их арестовывают по прибытии.
Полезным способом для сокращения числа нелегальных эмигрантов
эксперты считают упрощение оформления при выезде за границу, в том
числе на основе соответствующих межгосударственных соглашений. Китай
заключил такие соглашения почти с тридцатью странами. Так, соглашение
с Австралией предусматривает облегченную выдачу виз, но при строгом
контроле за выездом под ответственность агентств-организаторов путешествий.
Благодаря этому соглашению Австралия переместилась из числа первых
на одно из последних мест по числу не возвращающихся визитеров из
КНР.
Таким образом, китайское правительство ведет энергичную
борьбу с нелегальной эмиграцией, используя для этого уникальную
по объему и разнообразию систему карательных и предупредительных
мер.
Другое дело, что борьба не всегда приносит желаемые
результаты. Одна из причин этого состоит в том, что для местного
населения и тесно связанных с ним низовых властей эмиграция их соотечественников,
хотя бы и нелегальная, приносит зримые блага в виде последующих
денежных переводов из-за границы и сокращения числа безработных.
Характерно, что это порождает уважительное отношение к «змеиным
головам». Другая причина - это попустительство, если не прямая помощь
со стороны чиновников, обусловленная, надо полагать, их коррумпированностью.
Один из американских специалистов по нелегальной иммиграции утверждает:
«Нет недостатка в доказательствах того, что правительственные чиновники,
как в самом Китае, так и в различных транзитных пунктах содействуют
тайному перемещению людей за границу»53.
Еще одно немаловажное обстоятельство: в некоторых странах
китайские общины прочно закрепились и способны служить автономной
средой обитания для незаконных иммигрантов. Например, как отмечают
китайские авторы, «экономический уровень китайских американцев вполне
достаточен для самообеспечения и способен инкорпорировать в свои
состав значительное количество иммигрантов»54.
В силу этих и других причин нелегальная эмиграция как
неизбежное теневое сопровождение легальной продолжается, а равно
продолжается и борьба с нею. В 2003 г. в Китай было депортировано
26000 нелегалов55.
За год, с июля 2005 г. по июнь 2006 г. китайская полиция задержала
2500 человек при попытке незаконного выезда из страны. Китайские
ученые вполне обоснованно замечают: «Китайская нелегальная эмиграция
является весьма сложным и многослойным явлением, внутренним и международным
одновременно. Искоренить ее в короткие сроки чрезвычайно трудно.
Необходимо признать, что факты китайской нелегальной эмиграции представляют
собой лишь малую часть общей картины мировой нелегальной эмиграции,
ее главные причины коренятся в свойствах мировой экономики. Поэтому
к вопросу о нелегальной эмиграции, помимо сдерживания и запрещений,
международное сообщество должно подходить с точки зрения развития
и рационально его регулировать»56.
Эксперты в разных странах давно уже пришли к мысли о
необходимости решать проблемы международной миграции, и не только
нелегальной, но и миграции в целом, коллективными усилиями мирового
сообщества. В организации этих усилий выдающуюся роль может сыграть
КНР. «Китай, пожалуй, находится в уникально удобной позиции для
того, чтобы не отдавать проблему на откуп узко мыслящим национальным
политикам, а поставить ее в повестку дня на международном форуме»57.
С этим утверждением трудно не согласиться, особенно если иметь в
виду не только лидирующее место Китая в сфере глобальной миграции,
но и его вес во всей системе международных отношений.
<…>
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Таблица 2. Зарубежные китайцы (граждане стран проживания)
Общая численность - 39379784
Большинство населения
|
Сингапур
|
2684936
|
Остров Рождества
|
1045
|
Меньшинство населения
|
Индонезия
|
7566200
|
Таиланд
|
7153240
|
Малайзия
|
7070500
|
США
|
3376031
|
Канада
|
1612173
|
Перу
|
1300000
|
Вьетнам
|
1263570
|
Филиппины
|
1146250
|
Бирма
|
1101314
|
Россия
|
998000
|
Австралия
|
614694
|
Япония
|
519561
|
Камбоджа
|
343855
|
Англия
|
296623
|
Франция
|
230515
|
Индия
|
189470
|
Лаос
|
185765
|
Бразилия
|
151649
|
Новая Зеландия
|
147570
|
Нидерланды
|
144928
|
Южная Корея
|
137790
|
Панама
|
+100000
|
Таблица 3. 20 стран с наибольшим числом зарубежных китайцев
СТРАНА
|
китайское население в 2005г.
|
место
|
Индонезия
|
7566200
|
1
|
Таиланд
|
7053240
|
2
|
Малайзия
|
6187400
|
3
|
США
|
3376031
|
4
|
Сингапур
|
2684900
|
5
|
Канада
|
1612173
|
6
|
Перу
|
1300000
|
7
|
Вьетнам
|
1263570
|
8
|
Филиппины
|
1146250
|
9
|
Бирма
|
1101314
|
10
|
Россия
|
998000
|
11
|
Австралия
|
614694
|
12
|
Япония
|
519561
|
13
|
Камбоджа
|
343855
|
14
|
Англия
|
296623
|
15
|
Франция
|
230515
|
16
|
Индия
|
189470
|
17
|
Лаос
|
185765
|
18
|
Бразилия
|
151649
|
19
|
Нидерланды
|
144928
|
20
|
(Статистика Комиссии
по делам зарубежных китайцев, Тайвань)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Объемы миграции из Китая в 20 стран ОЭСР (1995-2004)
(тыс. человек)
страна
|
1995
|
2000
|
2003
|
2004
|
Австралия
|
3,7
|
9,5
|
11,1
|
13,6
|
Бельгия
|
0,6
|
0,8
|
1,6
|
1,4
|
Великобритания
|
1
|
1
|
18,6
|
18,5
|
Венгрия
|
1,2
|
1.1
|
0,7
|
0,6
|
Дания
|
|
0,6
|
1,5
|
1,3
|
Испания
|
|
4,8
|
7,3
|
14,4
|
Италия
|
|
15,4
|
|
10,6
|
Канада
|
13,3
|
36,7
|
36,2
|
36,4
|
Нидерланды
|
|
1,8
|
3,8
|
3
|
Новая Зеландия
|
5,3
|
5
|
8,2
|
8,7
|
Норвегия
|
0,2
|
0,3
|
0,6
|
0,5
|
Польша
|
|
0,4
|
0,40
|
0,5
|
Португалия
|
|
0,4
|
0,2
|
0,3
|
Словакия
|
|
|
0,2
|
0,2
|
США
|
35,5
|
45,5
|
40,7
|
51,2
|
Финляндия
|
0,1
|
0,2
|
0,4
|
0,4
|
Франция
|
0,8
|
1,8
|
2,3
|
2,8
|
Швеция
|
0,5
|
|
1,4
|
1,5
|
Южная Корея
|
|
66,6
|
57,7
|
|
Япония
|
38,8
|
75,3
|
92,2
|
90,3
|
Всего
|
101
|
267,4
|
285,1
|
256,2
|
(Данные взяты из
OECD International Migration Outlook. 2006)
Источник: United Nations. International Migration Organization.
Regional Fact Sheet. Asia.
www.un.org/migration/presskit/factsheet_asia.pdf
* - Работа подготовлена при содействии Фонда
научных обменов им. Цзян Цзинго (Chiang Ching-Kuo Foundation for
Scholaru Exchange, Taipei).
1 United Nations. International
Migration Organization. Regional Fact Sheet. Asia. www.un.org/migration/presski1/factsheet_.asia.pdf
2 Чжуан Готу. Гуаньюй
синь иминь яньцзю ды цзи дянь сыкао (Несколько мыслей об изучении
новых мигрантов) //Хуацяо хуажэнь лиши яньцзю. 1997. № 2; Чжан Готу.
«70 няньдай илай ды хуажэнь синь иминь фачжань чжуанкуан цзи во
го ды дуйцэ (Развитие ситуации с новыми мигрантами китайского происхождения
с 70-х гг. и наша политика) //Хуацяо кэти яньцзю луньвэнь цзи».
2001.11 юэ (ноябрь).
3 United Nations.
International Migration Organization. Regional Fret Sheet. Asia.
www.un.org/migration/presskit/factsheet_asia.pdf
4 Хэ му сян юн, хэцзо
гун ин. Гоуцзянь игэ чунмань холи ды хуацяо хуажэнь шэхуй. Цзай
ди сы цзюй шицзе хуацяо хуажэнь шэтуань ляньи дахуй шан ды баогао
(Гармония - сотрудничество с выигрышем для всех. Построим исполненное
живой силы сообщество зарубежных китайцев. Доклад на 4-й Всемирной
конференции дружбы ассоциаций зарубежных китайцев) (4). http://vww.chinaaw.com.cn/news/200707/03/78235/shtml
5 Чжунго линши баоху
чжинань чу тай му хоу (Китайская консульская защита вступает в действие.
Обратная сторона явления) http://chinaqw.com.en//hqhr/hrdt/200711/11/94642.shtml
6 Peter S. Li. Chinese
Overseas as a Minority in Majority Settings. Proceedings II: the
International Chinese Overseas Conference. 2001. Taipei. P. 19-40.
7 Цзинь 20 нянь Фуцзянь
Чанлэ жэнь иминь Мэйго ды дунцзи хэ тяоцзянь (Стимулы и условия
эмиграции жителей Чанлэ (Фуцзянь) последние 20 лет//Хуацяо хуажэнь
лиши яньцзю. 2006. № 1. С. 1-2.
8 Law of the People's
Republic of China on the Control of the Exit and Entry of Citizens.
http://www/novexcn.com/entry
exit citizens.html
9 Жэньминь жибао.
17.01.2002
10 China Daily.
30.12. 2007.
11 China Daily.
30.12.2007.
12 Чжунго линши
баоху чжинань чу тай му хоу (Китайская консульская защита вступает
в действие. Обратная сторона явления) http://chiriaqw.com.en//hahr/hrdt/200711/11/94642..shtml
13 Guofu Liu. The
Right to Leave and Return and Chinese Migration Law. Martinus Nijhoff
Pulishers. 2006
14 Min Zhou. The
Chinese Diaspora and International Migration. http://www/sscnet.ucla.edu/soc/facultv/Zhou
Chinese Diaspora.pdf
15 Ronald Skekion
(University of Sussex).China: From Exceptional Case to Global Participant.
www.miarationinformation.ora/Feature/displav.cfm?ID=219.
P.7.
16 Min Zhou. The
Chinese Diaspora and International Migration. http:/AAww/sscnet.ucla.edu/soc/faculty/Zhou
Chinese Diaspora.pdf
17 Хэ Шиюань. Хай
вай хуажэнь юй гоцзи иминь яньцзю // Хай вай хуажэнь яньцзю лунь
цзи цзи /Хэ Шиюань чжубянь (Хэ Шиюнь.Изучение зарубежных китайцев
и международной миграции // Сборник работ по изучению зарубежных
китайцев / Гл. ред. Хэ Шиюань).). Пекин, 2002. С. 7.
18 Там же. С. 6.
19 Цю Либэнь. Гоцзи
жэнькоу цяньи юй хуацяо хуажэнь яньцзю //Хай вай хуажэнь яньцзю
лунь цзи цзи /Хэ Шиюань чжубянь (Международная миграция населения
и изучение зарубежных китайцев // Сборник работ по изучению зарубежных
китайцев / Гл. ред. Хэ Шиюань).). Пекин, 2002. С. 51.
20 Там же. С. 53.
21 Чжоу Юйэ, Ван
Сяньфэн. Дан дай чжунго фэйфа иминь ходун ды тэчжен (Особенности
современной нелегальной миграции), http://www.inu.edu.cn
22 http://www/china.orq.cn/enqlish/Life/144942.html;
http://www/chinanews.cn./news2005/2007-01-22/32729.html
23 Юэ 375 вань чжунго
лаогун цзай шицзе ге ди да гун (Приблизительно 3750 тыс.
китайских рабочих трудятся в различных странах мира). http://www/chinanews.cn./news2005/2007-01-22/32729.html
24 http://www/china.orq.cn/enalish/Life/144942.html
25 Chinese Workers
Set Foot on Global Market // China Daily 01.04.2005.
26 Chinese Workers
Set Foot on Global Market // China Daily 01.04.2005.
27 Emigration Rules
Toughening//China Daily 18.11.2004.
28 Chinese Workers
Set Foot on Global Market // China Daily 01.04.2005.
29 Chinese Workers
Set Foot on Global Market // China Daily 01.04.2005.
30 Chinese Workers
Set Foot on Global Market // China Daily 01.04.2005.
31 Rule Tightens
Controls on Labor Abroad // China Daily. 03.08.2004.
32 Keeping overseas
Chinese workers safe, http://www.chinadailv.corn.cn/enalish/doc/2004-07/14/content
348368.htm
33 Gov't to protect
workers abroad. http://enqlish.people.com.cn/200705/16/enq20070516
375043.html; China to establish security mechanisms to protect
overseas workers. http://enqlish.people.com.en/200705/15/enq20070515374565.html
34 Chinese Seeking
Jobs Overseas. http://www/china.orq.cn/enqlish/Life/113158.html
Chinese Workers Set Foot on Global Market // China Daily 01/04
35 Чжуан Готу. Дуй
цзинь 20 нянь хуажэнь гоцзи иминь ходун ды цзи дянь сыкао (Некоторые
соображения о деятельности китайцев - международных эмигрантов за
20 лет) Хуацяо хуажэнь лиши яньцзю. 1997. № 2. С. 1-6
36 Хуан Жуньлун.
Чжунго ды фэйфа иминь веньти (Проблема китайских нелегальнеых мигрантов)
Жэнькоу юй цзинцзи. 2001. № 1 .С. 12
37 Хуан Цзе. Чжунго
жэнь шэ хэй му - тоу ду да чжуй цэун (За черным занавесом китайских
«змей» - по следам контрабаднистов)ю Фучжоу, 2002. С. 241.
38 Ли Сяомэй. Чжунго
хай вай иминь цинкуан шупин // Гоцзи синши хуан пи шу.2007 нянь:
цюань цю чжэнчжи юй аньцюань баогао (О ситуации с эмигрантами из
Китая//Желтая книга по международной безопасности. Доклад о глобальной
политической и экономической безопасности). Пекин, 2007. С. 205.
39 Desperate People
- illegal immigrants from China. http://www.findarticles.eom/p/articles/mi.MOEPF/is
22 99/ai61361437.
40 James K. Chin.
Reducing Irregular Migration from China // International Migration.
V. 41, Issue 3. September 2003. http://www.blaclwell-synergy.eom/doi/abs/10.1111/1468-2435.00241.
41 James K. Chin.
Trends and Government Policies: Reducing irregular Migration from
China. www.eldis.orQ.static/DOC20279.htm
(P.6).
42 Peter Kwong.
Chinese Migration goes Global // YaleGlobal online. http://yaleglobal.yale.edu/display.article?id=9473
43 Хуан Цзе. Чжунго
жэнь шэ хэй му - тоу ду да чжуй цзун (За черным занавесом китайских
«змей» - по следам контрабаднистов)ю Фучжоу, 2002. С. 226.
44 Хуан Жуньлун.
Чжунго ды фэйфа иминь веньти (Проблема китайских нелегальнеых мигрантов)
Жэнькоу юй цзинцзи. 2001. №1 .С. 12-22.
45 James К. Chin.
Trends and Government Policies: Reducing irregular Migration from
China. www.eldis.ora.static/DOC20279.htm
(P.6).
46 James K. Chin.
Trends and Government Policies: Reducing irregular Migration from
China. www.eldis.orq.static/DOC20279.htm
(P. 12).
47 Ли Сяомэй. Чжунго
хай вай иминь цинкуан шупин // Гоцзи синши хуан пи шу.2007 нянь:
цюань цю чжэнчжи юй аньцюань баогао (О ситуации с эмигрантами из
Китая // Желтая книга по международной политике. Доклад о глобальной
политической и экономической безопасности). Пекин, 2007. С. 210.
48 Desperate People
- illegal immigrants from China. http://www.findarticles.eom/p/articles/mi.MOEPF/is
22 99/ai61361437.
49 James K. Chin.
Trends and Government Policies: Reducing irregular Migration from
China. www.eldis.orq.static/DOC20279.htm
(P. 15).
50 Подробнее см.
СЕМЕ (Cooperative Efforts to Manage Emigration). Irena Omelaniuk.Best
Practices to Manage Migration: China. http://miqration.ukdavis.edu/ceme/more.phpbid=149
0 6 0
51 Passport Law
to Fight Against Illegal Emigration. Xinua News Agency. June 2,
2006.
52 James K. Chin.
Trends and Government Policies. Reducing irregular Migration from
China. www.eldis.org.static/DCC20279.htm
(P. 25)
53 Kolin Chin. The
Social Organization of Chinese Human Smuggling. 2001. Цит. по: Smuggling
of Chinese into the United States. http://www.workinqimmiqrants.com/2006/03/smuqqlinq
of Chinese workers i 1.html
54 До юань цзуцюнь
ши е с яды хуажэнь тэсин (Китайская специфика в условиях многонациональности)
//Хуацяо хуажэнь лиши яньцзю. 2007. № 1. С. 11
55 Emigration Rules
Toughening // China Daily 18.11.2004
56 Чжоу Юйэ, Ван
Сяньфэн. Дан дай чжунго фэйфа иминь ходун ды тэчжен (Особенности
современной нелегальной миграции), http://www.inu.edu.cn
57 Peter Kwong.
Chinese Migration goes Global //YaleGlobal online. http://yaleglobal.yale.edu/display.article?id=947
|