|
Миграция и развитие: мировые тенденции
Г.И. Глущенко1
(Опубликовано в журнале "Вопросы статистики", 2008,
№2, с. 65-79)
В конце XX и начале XXI веков проблемы международной
трудовой миграции (МТМ) приобретают первостепенное теоретическое
и практическое значение. Во-первых, в результате острых демографических
проблем, связанных с сокращением рождаемости и старением населения
промышленно развитых стран (ПРС), создаются диспропорции на рынках
труда многих из них. Вследствие этого большинство ПРС испытывают
объективную потребность в привлечении иностранной рабочей силы,
подойдя к такой черте, когда не только развитие, но и само функционирование
экономики невозможно без привлечения трудящихся-мигрантов. Миграция
превращается в важнейший источник пополнения трудовых ресурсов.
Во-вторых, увеличение продолжительности жизни, уменьшение
рождаемости и грядущая волна расходов на пенсии способны захлестнуть
бюджеты ПРС. «Импортируя налогоплательщиков», стареющие общества
облегчают налоговое бремя. В-третьих, коренная ломка политических
систем во многих странах мира, сопровождающаяся масштабной реструктуризацией
их экономических комплексов, продуцирующая неблагоприятную экономическую
конъюнктуру, повлекла за собой увеличение числа безработных и усугубление
проблем бедности. В этой ситуации МТМ во многом нивелирует негативные
последствия реструктуризации.
Существенно возрастает экономическая значимость МТМ
в обеспечении стабильности развития глобальной экономики. Вследствие
интеграции неравномерно развитых экономик в международной системе
прогрессирует неравенство. Распределение между богатыми и бедными
странами, составлявшее в 1820 г. 3:1, в 1913 г. - 11:1. в 1950 г.
- 35:1, в 1973 г. - 44:1, достигло к 2001 г. 78:12.
В то же время соотношение численности населения ПРС и развивающихся
стран (PC) составляет 1:5 при среднегодовой динамике роста населения
соответственно 0,6 и 1,7%. МТМ, сопровождающаяся мощными потоками
денежных переводов мигрантов, несколько корректирует сложившуюся
асимметрию, позволяет смягчить противоречия, вносит вклад в дело
борьбы с бедностью, способствует использованию дополнительных источников
финансирования PC.
Наконец, как ни парадоксально это звучит, но МТМ является
гарантией стабильного функционирования фондовых рынков, новая роль
которых определяет фундаментальные изменения в мирохозяйственной
сфере глобального мира. В настоящее время объем мировых рынков акций
и облигаций в два раза превышает мировой ВВП. В 2005 г. капитализация
глобального фондового рынка достигла 38 трлн. долларов США, а рынков
облигаций - 45 трлн. долларов, причем на долю Соединенных Штатов
приходится примерно половина, а на долю Европы - более четверти
этих средств3. В США,
Великобритании, Ирландии и Нидерландах значительная часть этой базы
активов принадлежит пенсионным фондам. Однако последние, энергично
размещающие накопления на фондовых рынках, скоро будут вынуждены
уменьшать свои портфели, чтобы выплачивать пенсии стремительно стареющему
населению Запада, что в свою очередь может привести к глобальному
финансовому кризису с трудно предсказуемыми последствиями, если
не подключить к решению проблемы пенсионного обеспечения мигрантов.
Тесная взаимосвязь миграции и развития, со всей очевидностью
подтверждающаяся историческим опытом, бесспорна и сегодня. Вместе
с тем на современном этапе характер этой взаимосвязи гораздо более
сложен и многообразен, а часто носит противоречивый характер, так
как экономическая эффективность не всегда совпадает с эффективностью
социальной. Недопонимание данных процессов может усилить негативный
эффект влияния МТМ. Важнейшую корректирующую роль играет проводимая
миграционная политика. В этих условиях насущной необходимостью становится
динамичная эволюция миграционной политики, встраивание ее в стратегию
развития стран-субъектов миграции. Это позволит нивелировать противоречивые
последствия и раскрыть потенциал развития, заложенный в МТМ.
Для сегодняшней России весьма актуален вопрос воздействия
миграции на развитие. Страна подошла к пониманию насущной необходимости
реформ в миграционной политике, став практически одним из мировых
лидеров по уровню миграции, и особенно нелегальной. На протяжении
многих лет политические и экономические кризисы не позволяли увидеть
эту сложнейшую проблему, выступающую теперь в качестве существенного
дестабилизирующего фактора в экономической и социально-политической
сферах. Ведь именно нелегальная миграция подпитывает «теневую экономику»
и воспроизводит многие другие, сопутствующие негативные процессы
в обществе. Сегодня очень важно на основе исследования МТМ в контексте
тенденций развития мировой экономики, во взаимосвязи с другими процессами
и явлениями экономической жизни общества; с учетом закономерностей
ее системного воздействия на развитие; а также исторического опыта
России в данной области выработать рекомендации по формированию
миграционной политики, способствующей максимальной увязке миграции
и экономического развития страны.
Международная трудовая миграция
В эпоху глобализации национальные экономики, по существу,
вовлекаются в единый мировой воспроизводственный процесс. При этом
функционирование глобальной экономики во многом зависит от формирования
международного рынка труда (МРТ). МТМ традиционно выступает в качестве
одного из важнейших механизмов развития МРТ. Она органично включается
в контекст глобальных процессов, превращаясь в неотъемлемую часть
современной системы мирового хозяйства, характеризующую «социальное
лицо глобализации». Именно поэтому МТМ играет все возрастающую роль
в развитии экономики как отдельных стран, так и мирового хозяйства
в целом.
В последние десятилетия наблюдается интенсификация процессов
миграции. В 2005 г. 191 млн. человек, представлявших 3% мирового
населения, жили за пределами стран своего происхождения. Для примера,
в 1960 г. количество мигрантов едва достигало 75 млн., или
2,5% населения Земли. Миграция в страны ОЭСР продолжает расти. Около
4 млн. новых иммигрантов въехали в страны ОЭСР на постоянной основе
лишь в 2005 г., что на 10% больше, чем в 2004 г. Следует учитывать,
что приведенные данные характеризуют легальную миграцию, однако
существуют также значительные потоки нелегальных мигрантов4.
Наибольшее количество мигрантов находится в Европе -
64 млн., в Азии - 53 млн., в Северной Америке - 45 млн. Почти половина
всех мигрантов - женщины. 75% всех мигрантов сконцентрировано в
28 странах, и каждый пятый проживает в США. В течение 2000-2005
гг. наиболее развитые регионы принимали 2,6 млн. мигрантов ежегодно,
или 13,1 млн. за этот период. Максимальное сальдо миграции в Северной
Америке - ежегодно 1,4 млн. человек. За ней следует Европа - 1,1
млн. В Океании - лишь 103 тыс. человек. При рассмотрении количества
принимаемых мигрантов на 1000 местного населения картина несколько
меняется: в Северной Америке на каждую 1000 населения приходится
4,2 мигранта, в Океании - 3,2, а в Европе - 1,5 мигранта.
В относительном измерении наибольшая доля мигрантов
в населении - в Океании (18,7%), за ней следует Северная Америка
(12,9%), затем - Европа и Африка. Наименьшая доля мигрантов в населении
- в Азии (1,4%). В 1960 г. в 43 странах мигранты превышали 10% от
населения. В 2000 г. число таких стран возросло до 70. Данная динамика
отражает увеличивающиеся потоки мигрантов. Впрочем, есть страны,
где доля мигрантов существенно превосходит 10%-ную отметку: ОАЭ
- 71%; Кувейт - 62,1%; Сингапур - 42,6%; Израиль - 39,5%; Иордания
- 39,0%; Саудовская Аравия -25,9%5.
Уровень сальдо эмиграции на 1000 человек был наиболее
высоким в странах Латинской Америки и Карибского бассейна, где ежегодно
он достигал 1,5 мигранта. Для Африки и Азии - 0,5 и 0,3 соответственно6.
В общих миграционных потоках выделяются четыре основные
категории: экономические (трудящиеся) мигранты, члены воссоединяющихся
семей, беженцы и нелегальные мигранты. Соотношение между ними существенно
различается по странам. В последние годы резко возросло число трудящихся-мигрантов.
В 2005 г. 1,8 млн. человек прибыли в страны ОЭСР на временной основе,
большей частью в Австралию, Канаду, Германию, Японию, Новую Зеландию,
Великобританию и США7.
По классификации ООН, трудящимися-мигрантами считаются
лица, прибывающие в страну въезда, чтобы найти оплачиваемую работу
на срок, не превышающий одного года. Согласно документам МОТ, выделяются
следующие основные категории трудовых мигрантов: сезонные рабочие-мигранты;
трудящиеся-мигранты, связанные с реализацией проекта; трудящиеся-мигранты,
работающие по контракту; временные трудящиеся-мигранты; обосновавшиеся
трудящиеся-мигранты; высококвалифицированные трудящиеся-мигранты.
При анализе международной трудовой миграции следует принимать в
расчет особые категории экономически активных мигрантов: иностранных
стажеров, студентов. Безвозвратным поселенцам, или беженцам также
предоставляется право на трудовую деятельность. Абсолютное большинство
нелегальных мигрантов на деле являются трудящимися-мигрантами, формирующими
«нелегальный рынок труда».
Кроме того, в условиях бурного развития высоких информационных
технологий наблюдаются качественные изменения и в формах МТМ. Многообразный
и сложный характер МТМ выражается, в частности, в дуализме миграции
рабочей силы: «виртуальной» и реальной миграции. Мировые тенденции
постоянного увеличения информационной составляющей свидетельствуют
о том, что происходит все больший крен экономики в «виртуальную
плоскость». Глобальные масштабы приобретают технологии использования
знаний и навыков специалистов без их физического перемещения (аутсорсинг).
Создается основа для переосмысления традиционного понимания миграции,
поскольку лица, работающие в рамках аутсорсинга, могут считаться
«практически несуществующими» для национальной экономики, хотя они
и не являются классическими трудовыми мигрантами. Электронный характер
такой деятельности зачастую предполагает отсутствие каких-либо налоговых
поступлений в бюджет, поскольку вознаграждение поступает через электронные
кошельки глобальной сети, а большая часть этих потоков никем не
декларируется и не учитывается в налогообложении.
Использование преимуществ качественных и недорогих услуг,
предлагаемых квалифицированными и специализированными работниками,
для некоторых компаний может уменьшить издержки на 60%. Это обусловило
превращение аутсорсинга в быстрорастущий компонент международной
экономики. Аутсорсинг представляет собой своеобразную миграцию рабочих
мест. По прогнозам Forrester Research, к 2015 г. аутсорсинг переместит
3,3 млн. рабочих мест из США в PC. Согласно оценкам, расходы на
глобальный аутсорсинг в 2008 г. вырастут до 827 млрд. долларов США8.
Характерно, что рост аутсорсинга обеспечивается в подавляющем большинстве
случаев за счет квалифицированных услуг. Глобальный аутсорсинг будет
оказывать все большее воздействие на «виртуальную утечку умов»,
несмотря на то, что «утечки умов» в привычном понимании здесь нет.
М.П. Тодаро и С.К. Смит отмечают в «Экономическом развитии», что
миграция интеллектуальная представляет не меньшую угрозу для развития
PC, чем «утечка» квалифицированных кадров9.
Связь миграции и развития неоднозначна. Традиционная
точка зрения до недавнего времени состояла в том, что главным образом
движение капитала и товаров обладает существенным потенциалом развития.
Даже в документах МОТ 2004 г. отмечается, что ключевым фактором
успеха некоторых PC, стремящихся догнать передовые страны, является
передвижение товаров, а не людей. В качестве примера приводится
экономическое «чудо» стран Восточной Азии, которое было основано
на сравнительном преимуществе дешевой рабочей силы, используемой
для изготовления товаров на экспорт. Затем это «чудо» распространилось
на Китай, где доходы на душу населения менее чем за 10 лет выросли
в два раза. Однако в данном контексте не упоминается, что за развитием
АТР стояло 50-миллионное сообщество китайцев, проживающих за рубежом,
обладающих огромными финансовыми ресурсами и осуществивших более
70% всех инвестиций в КНР.
В основе изучения механизмов воздействия международной
трудовой миграции на развитие мирового и национального хозяйства
лежит рассмотрение МТМ в качестве многофакторного явления. Это обусловливает
раскрытие тесной взаимосвязи миграции и развития как целостного
множества элементов и совокупности отношений и связей между ними.
Роль миграции в развитии экономики промышленно развитых
стран
В большинстве ПРС сокращается рождаемость и при этом
увеличивается продолжительность жизни. Население стареет. Прирост
населения 25 наций ЕС за один год эквивалентен приросту населения
Индии за неделю. В 1950 г. на одного человека в развитых странах
приходилось два человека в развивающемся мире. В 2000 г. это отношение
равнялось 1 к 4, а в 2050 г. составит 1 к 710.
За последние 25 лет коэффициент общего прироста населения
в Европе уменьшился втрое11.
Число молодых людей в государствах ЕС сократилось на 23 млн. человек.
Согласно обнародованным Евростатом данным, в составе населения ЕС
доля детей в возрасте младше 14 лет составляет лишь 16,2%, а пожилых
людей в возрасте 65 лет и более - 16,6%12.
К 2050 г. доля последних предположительно достигнет 35% по «оптимистичному»
варианту прогноза ООН или 40% -по «пессимистичному» варианту. В
Японии в предстоящие десятилетия старение населения происходит ускоренными
темпами. Доля старшей возрастной группы в населении удвоится менее
чем за 25 лет, тогда как в большинстве стран Европы на это требовалось
более 50 лет. Средний возраст японцев увеличился с 22 лет в 1950
г. до 41 года в 2000 г., а в 2050 г. ожидается, что он превысит
55 лет13.
МТМ в целом позитивно влияет на возрастную структуру
населения. В основном трудящиеся-мигранты находятся в активном трудоспособном
возрасте. Так, в Австралии лишь 15% мигрантов, находившихся в стране
к июню 2007 г., достигли 40-летнего возраста, в то время как эта
возрастная группа в населении страны составляла 55%14.
Миграция превращается в важный источник дополнительных
трудовых ресурсов. В большинстве ПРС существует как общая, так
и структурная недостаточность трудовых ресурсов. По прогнозам ООН,
для компенсации сокращения экономически активной части населения
необходима существенная нетто-иммиграция, при том что уже
сейчас в основных странах приема мигранты составляют 5-25% экономически
активной части населения15.
Для Европы до 2050 г. потребуется 1 млн. нетто-мигрантов, чтобы
поддержать просто численность населения и 1,5 млн. - в экономически
активном возрасте.
На рынке труда ПРС сложились структурные диспропорции.
В ПРС многие грязные, опасные и изнурительные рабочие места16
непривлекательны для местных рабочих. Такие секторы, как сельское
хозяйство, дорожный ремонт, строительство, сфера услуг, очень страдают
от нехватки рабочих рук. Целые отрасли экономики находятся в зависимости
от импорта рабочей силы. Наличие трудовых мигрантов в силу объективных
условий превратилось в структурный элемент экономики.
В то же время в секторе услуг происходит конвергенция
иностранной и национальной занятости. Это связано с диспропорциями,
возникающими на рынке труда из-за старения населения и быстрого
развития технического прогресса. Количество рабочих мест, занятых
иностранцами, увеличилось в секторе образования, и в еще большей
степени в секторе здравоохранения. В секторе здравоохранения трудятся
около 7% всех иностранных работников в Германии, 8% в Бельгии, 10%
в Голландии, 11% в США, 11,5% в Финляндии, 14% в Великобритании,
19% в Швеции и 21% в Норвегии. В Испании уже сейчас нужно примерно
в два раза больше терапевтов, педиатров, анестезиологов и рентгенологов,
а со временем дефицит этих профессий достигнет еще больших масштабов,
поскольку половина специалистов - старше 45 лет17.
В ПРС существует дефицит высококвалифицированных работников
в «знаниеемких» отраслях промышленности, особенно в стремительно
развивающемся секторе информационных технологий (ИТ). Согласно исследованию,
проведенному в 2000 г., с 1998 г. Западная Европа потеряла 110 млрд.
евро в ВВП из-за дефицита рабочей силы высокой квалификации18.
Влияние иммиграции на занятость, безработицу и заработную
плату в принимающих странах если и существует, то весьма скромное.
Например, в соответствии с оценками исследования, проведенного X.
Бонином, в Германии с 1991 по 2005 г. 10%-ное увеличение числа мигрантов
сопровождалось ростом безработицы среди местного населения лишь
на 1,5 процентного пункта (п.п.)19.
Наиболее уязвимыми являются неквалифицированные работники; иностранцы,
которые ранее обосновались в стране, старшие возрастные группы,
обладающие низкой квалификацией, а также женщины. К такому выводу
пришло большинство исследователей, занимающихся указанными проблемами
на примере США и других стран ОЭСР.
Конкретные данные о негативном влиянии миграции на
безработицу в сторону ее увеличения отсутствуют. Проведенные
исследования не обнаружили жесткой корреляции между миграцией и
безработицей. Мигранты занимают традиционные сегменты рынка труда
(иногда ими же и созданные) либо смягчают имеющийся дефицит квалифицированной
рабочей силы. Миграция способна даже увеличивать общее число рабочих
мест. Это прежде всего относится к использованию труда высококвалифицированных
мигрантов. В частности, в США корпорация, производящая полупроводники
Cypress Semiconductor Corporation, сообщила, что приблизительно
40% научно-исследовательских рабочих мест были заняты иммигрантами
и что каждый из них создал девять дополнительных рабочих мест для
местного населения.
Воздействие миграции на заработную плату местного
населения также является незначительным. В США увеличение на 10%
доли иммигрантов в регионе снижает уровень заработной платы местных
работников на 0,2%, и зачастую этот показатель приближается к 0.
Хотя в Европе и наблюдается незначительное отрицательное влияние
иммиграции на заработную плату в пределах от 0,3 до 0,8%, в ряде
исследований отмечается, что заработная плата местных работников,
особенно высококвалифицированных, благодаря мигрантам, напротив,
немного увеличивается. Так, исследование, проведенное в Германии,
показало, что увеличение доли иностранных рабочих на 1% вело к росту
на 0,2% заработной платы «синих воротничков» и к 1,3%-ному росту
заработной платы «белых воротничков».
В последние годы активно обсуждается перераспредечительный
аспект миграции. Одним из отрицательных последствий миграции
считается растущее неравенство в доходах в ПРС. По мнению идеолога
данного направления Д. Борхаса, в обществах, активно использующих
труд мигрантов, происходит перераспределение от тружеников к собственникам
капитала. Перераспределительный эффект в условиях Европы при росте
квалифицированной миграции на 1% от местной рабочей силы определяется
на уровне роста доходов на капитал в 11,5 млрд. евро, а доходов
населения - на 181 млн. евро соответственно20.
Однако рост неравенства доходов в ПРС, очевидно, зависит не столько
от миграции, сколько от других факторов. Во-первых, нельзя
не согласиться с Д. Кардом, который считает, что неравенство в значительной
степени продуцируется снижением реальной минимальной оплаты труда
и уменьшением влияния профсоюзов. Во-вторых, куда более заметное
влияние на занятость, безработицу, растущее неравенство доходов
оказывают технологические изменения, торговля со странами, обладающими
дешевой рабочей силой, наконец, активно развивающийся оффшорный
аутсорсинг.
По мнению большинства исследователей, как в нашей стране,
так и за рубежом в результате использования труда иностранцев
повышается эластичность рынка труда. «Новые иммигранты», отличающиеся
гораздо большей региональной мобильностью, способствуют переливу
рабочей силы из районов с несбалансированным рынком труда в более
благополучные21.
В то же время несколько проведенных исследований свидетельствуют
о том, что иммиграция увеличивает эффективность рынка труда, если
этот рынок гибкий, но может несколько усугубить его недостатки,
если он не обладает данным качеством22.
В Европе, где рынок труда отличается большей жесткостью, чем в США,
иммиграция оказывает на него незначительное негативное влияние.
Например, в строительной промышленности Германии, которая использует
большой контингент как местных, так и иностранных рабочих (в том
числе и нелегальных), профсоюзы указывают на существующую опасность
вытеснения местных работников. Проблема усугубляется жесткостью
рынка труда и низкой подвижностью немецких рабочих23.
Использование иностранной рабочей силы в экономике ПРС
характеризуется не только ростом масштаба, но и диверсификацией
форм ее использования. В экономике данных стран широкое распространение
получила самозанятость мигрантов. Во многих развитых странах
- членах ОЭСР, за исключением Бельгии и Франции, в период с 1998
по 2003 г. количество самостоятельно занятых мигрантов от общего
числа самостоятельно занятого населения выросла как в абсолютном,
так и относительном выражении.
Оценки влияния иммиграции на рост неоднозначны. Большинство
проведенных исследований свидетельствует о том, что влияние иммигрантов
на рост позитивно. Так, для США увеличение в уровне чистой миграции
на 1 п.п. связано с повышением темпов роста на 0,1%24.
В соответствии с оценками правительства Великобритании, на чистую
миграцию приходится примерно 0,4 п.п. прогнозируемой долгосрочной
тенденции роста на 2,75% в год. Увеличение населения на 1% за счет
иммиграции может привести к 1,15%-ному росту ВВП. Анализ тенденций
развития экономики Западных земель Германии подтверждает, что в
1992 г. ВВП был на 6% больше, чем при предполагаемом отсутствии
иммиграции, и превышение доходов над расходами в государственном
секторе достигло 14 млрд. марок по сравнению с исходными показателями25.
Мигранты поддерживают высокую конкурентоспособность
экономик ПРС и их инвестиционную привлекательность. Во-первых, технологические
изменения, как «нематериальные», так и «материальные» в капитальном
оборудовании, и особенно в информационно-коммуникационных технологиях
(ИКТ), стали ключевым фактором недавнего роста коэффициента совокупной
производительности. В случае США в период 1991-2001 гг. инвестиции
в информационные технологии и трансформация деловой деятельности
обеспечили более 50% роста производительности труда26.
Создание технологий «пятой волны» - технологий общего назначения
с широким применением в экономике дает значительные преимущества
в долгосрочной перспективе. Привлечение высококвалифицированных
мигрантов позволяет сэкономить время и средства для подготовки требующихся
специалистов при проведении технологических изменений, осуществляемых
в контексте повышения конкурентоспособности.
Во-вторых, страны приема мигрантов привлекают
капиталы, которые в основном прибывают из PC и стран с переходной
экономикой. В рамках программы США по стимулированию приезда в страну
иммигрантов-инвесторов в год выдается 10 тыс. разрешений инвесторам
и членам их семей на получение иммигрантских виз при условии инвестирования
в экономику США как минимум 500 тыс. долларов США и создания или
сохранения как минимум 10 рабочих мест. Новая Зеландия предоставляет
визы тем лицам, которые прибывают в эту страну с суммой не менее
630 тыс. долларов. Что же касается Канады, то соответствующая сумма
составляет примерно 300 тыс. долларов27.
В-третьих, высококвалифицированные иммигранты
способствуют инновационному прорыву в развитии экономики стран приема
как за счет собственных знаний и квалификации, так и за счет инвестиций
венчурного капитала. Изучение 100 фирм Силиконовой долины, в которые
были сделаны основные инвестиции в 1998 г., свидетельствует о том,
что у 7% из них управляющими высшего ранга были выходцы из Азии.
В 1999 г. венчурные капиталы, вложенные в Силиконовую долину предпринимателями
из Китайского Тайбэя, составили 400 млн. долларов США, или 10% вложений
американских инвесторов. Например, инвестиции в фирмы Силиконовой
долины тайбэйской InveStar Capital Inc. были крупнее (около 100
млн. долларов США), чем в самой Азии. Сообщество мигрантов из Южной
Азии аккумулирует инвестиции, вкладываемые индийскими инвесторами
в американские компании венчурного капитала, проводя техническую
и прочие экспертизы28.
В-четвертых, в последующие несколько десятилетий
доля государственных расходов, связанных с процессом старения населения
(пенсии, здравоохранение и долгосрочное санитарно-медицинское обслуживание),
скорее всего, сильно возрастет в ВВП. Обусловленные этим обстоятельством
государственные финансы могут испытывать интенсивное давление, что
в свою очередь отразится на непосредственно связанных с ними суверенных
рейтингах и может стать причиной их снижения. В соответствии с прогнозом
одного из наиболее авторитетных рейтинговых агентств Standard &
Poor's, сделанным в 2006 г., в большинстве ПРС к 2030 г. (в Япония
к 2020 г.) существенно ухудшится рейтинг инвестиционной привлекательности,
а к 2040 г. он достигнет критической черты, то есть станет ниже
инвестиционной привлекательности29.
Финансовые проблемы, связанные с сокращением рождаемости
и старением поколения baby-boom, в значительной мере могут быть
смягчены с помощью досконально разработанной миграционной политики.
ПРС пойдут на увеличение иммиграции, учитывая интенсивное давление
на государственные финансы и необходимость поддержания инвестиционной
привлекательности.
В целом иммиграция положительно влияет на бюджет.
Иммигранты вносят значительный вклад в облегчение налогового
бремени будущих поколений стран с низкой рождаемостью. В соответствии
с Прогнозом ООН, коэффициент демографической нагрузки (то есть отношение
пожилых людей в возрасте от 65 лет и выше и детей моложе 15 лет
к населению от 15 до 64 лет) при допущении нулевой миграции к 2050
г. для большинства индустриально развитых стран увеличится примерно
вдвое, а для Японии - почти втрое.
Ставка налогообложения, необходимая для финансирования
пенсий только по солидарной пенсионной системе (PAYG), резко возрастет.
Например, в Японии предполагаемая налоговая ставка вырастет примерно
с 10% в конце 1990-х годов и 15,5% в 2002 г. до 26% к 2050 г., а
в Италии - с 26% в 1995 г. почти до 70% к 2050 г. Одной из очевидных
реакций является допуск большей иммиграции - по существу, импорт
дополнительных налогоплателыциков. ПРС избирательно относятся
к мигрантам, делая упор на привлечение квалифицированных работников
с высокой вероятностью положительного налогового влияния, отдавая
предпочтение и все более поощряя временную миграцию.
Таблица 1. Коэффициент демографической нагрузки
Страна |
2005 |
2050 |
КНР |
0,12 |
0,43 |
Италия |
0,33 |
0,75 |
Япония |
0,32 |
0,78 |
Корея |
0,16 |
0,70 |
Великобритания |
0,27 |
0,47 |
США |
0,21 |
0,37 |
Источник: Turner A. Pension Challenges in an Aging World//
Finance and Development. September 2006. Vol. 43. № 3.
Данные о потреблении мигрантами социальных услуг
противоречивы. Исследование, проведенное в США, показало, что
налоговые отчисления мигрантов (в основном неквалифицированных)
меньше получаемых ими социальных выплат и льгот. В Великобритании,
напротив, население иностранного происхождения вносит в казну примерно
на 10% больше, чем получает. Причем фискальный эффект миграции может
отличаться на национальном и местном уровнях.
Считается, что особенно нелегальная миграция ложится
тяжелым бременем на местные бюджеты. Впервые проведенный на уровне
штата Техас всесторонний финансовый анализ реально отразил влияние
нелегальной миграции на бюджет данного штата и развитие его экономики.
В докладе отмечено, что 1,4 млн. нелегальных иммигрантов в 2005
г. произвели стоимость на 17,7 млрд. долларов США. При этом ими
было отчислено 1,58 млрд. долларов в бюджет штата, что почти на
0,5 млрд. долларов превосходит сумму, полученную ими в форме различных
социальных услуг30.
К тому же ПРС научились пополнять свои бюджеты за счет
нелегальных мигрантов. В 1984 г. нелегальные рабочие в США отчисляли
более 1000 долларов в год федеральных налогов и выплат в разные
фонды. С 1990 по 1998 г. размер этих фондов составил свыше 20 млрд.
долларов США. С другой стороны, не желая попадать в поле зрения
властей, нелегальные мигранты часто воздерживаются от получения
социальной помощи.
Характерно, что в ряде ПРС существуют механизмы «легализации»
нелегальных мигрантов для налоговых служб. В Великобритании нелегал
может получить специальную карточку C1S4, которая, не давая права
на работу, делает его фактически налоговым резидентом, что заставляет
нанимателя платить 18% налога с дохода мигранта.
Эффект трудовой иммиграции не исчерпывается влиянием
на занятость, безработицу, заработную плату, конкурентоспособность
и фискальными последствиями. Создавая добавленную стоимость в стране
пребывания, иммигранты сами потребляют товары и услуги. Возникающий
мультипликационный эффект в конечном итоге способствует экономическому
росту. Иммиграция стимулирует развитие торговли. Би-культурные
мигранты, объединенные международной социальной сетью, обладают
серьезными естественными преимуществами в развитии торговли. 10%-ный
рост числа иммигрантов, например в США, увеличивает экспорт в страны
происхождения на 4,7%, а импорт - на 8,3%. Почти 10% испаноговорящих
иммигрантов в США торгуют со странами происхождения31.
Исследования свидетельствуют о том, что уже 15 лет назад выходцы
из Индокитая играли серьезную роль в развитии торговли высокими
технологиями (как экспорта, так и импорта) с метропольной Францией32.
Мигранты создают новые рынки, оживляющие экспорт из родных стран,
а также активизируют импорт товаров на родину.
В странах приема мигранты используются и как прибыльный
рынок, попавший в сферу интересов крупного корпоративного капитала.
Крупнейшие корпорации конкурируют между собой за возможность
удовлетворения спроса мигрантского сообщества на услуги связи, транспорта
и денежных переводов.
Транснациональная деятельность создает заметный спрос,
например, на услуги связи. Латиноамериканцы в США осуществляют
более 5% всех международных переговоров в год с друзьями и родственниками,
находящимися на родине. Причем этот рынок является быстрорастущим.
С 1998 по 2001 г. продолжительность разговоров у лидера международных
звонков - Мексики - увеличилась более чем в пять раз: с 970 млн.
минут в год до 5,5 млрд. минут33.
Корпоративная конкуренция за контроль над этим быстро
расширяющимся рынком международных звонков стала ожесточенной. Например,
когда Федеральная комиссия по связи одобрила создание совместного
предприятия по международной связи между компаниями Telefonos de
Mexico (Telmex) и Sprint, AT&T и MCI возражали и обжаловали
это решение. Компания MCI даже обращалась к федеральному правительству
с просьбой представить претензии к Telmex в ВТО.
Схожая конкуренция и корпоративные слияния происходили
для получения контроля над авиасообщениями со странами, выходцы
из которых образуют многочисленные общины в США. Например, компания
American Airlines подала иск в суд на колумбийскую авиакомпанию
Avianca, обвиняя ее в нарушении федерального антимонопольного закона,
в рамках борьбы за контроль над рынком прямых перелетов Нью-Йорк
- Колумбия. В конце концов, судебное преследование не увенчалось
успехом, в частности из-за ходатайств администрации Клинтона. В
другой ситуации American Airlines недавно поглотили региональную
центральноамериканскую компанию ТАСА, чтобы приобрести контроль
над растущим спросом мигрантов из Центральной Америки. Новые рейсы
между Чикаго и Закатекасом, например, используются главным образом
мигрантами, а не туристами или бизнесменами.
Крупнейшие мировые финансовые группы в последние несколько
лет демонстрируют стремительный выход на рынок денежных переводов,
инвестировав значительные средства в долгосрочные проекты развития
собственной филиальной сети и сети дочерних банков, расположенных
на территории стран - адресатов переводов. Постепенно переводы переместились
к центру их стратегий. Главные испанские и американские банки начали
скупать дополнительные банковские активы, так же как объединяться
с другими банками, чтобы усилить бизнес переводов. Bank of America,
Citigrup, Banco Bilbao Vizcaya Argent aria стали доминирующими игроками
в электронном трансфертном бизнесе. Многофилиальные банки, стремительно
вошедшие на рынок денежных переводов, уже пожинают плоды этой стратегии.
Так, Bank of America сообщил, что 33% его американо-мексиканских
клиентов, сделав сначала денежные переводы, открыли затем и текущий
счет в банке, став его постоянными клиентами34.
Мигранты, тратя миллиарды долларов на телефонные переговоры,
поездки на родину, осуществляя высокоприбыльные денежные переводы,
стимулируют ускоренное развитие рынка телефонной связи, авиаперевозок
и финансовой сферы (в частности, развитие систем трансграничных
денежных переводов, пригодных для осуществления и других финансовых
операций).
Воздействие потоков денежных переводов мигрантов на
развитие экономики развивающихся стран
Основным фактором международной трудовой миграции, оказывающим
существенное влияние на экономическое развитие многих развивающихся
стран, являются потоки денежных переводов мигрантов. В отличие от
потоков частного капитала и официальной помощи денежные переводы
мигрантов не концентрируются в отдельных, наиболее благополучных
или остронуждающихся в помощи странах, а их формирование не зависит
от международных финансовых организаций или частных инвесторов.
Официально зарегистрированные переводы в 2006 г. достигли
276 млрд. долларов США по сравнению со 193 млрд. долларов США в
2005 г. В PC мигрантами посылается 206 млрд. долларов США. Поступления
в эту группу стран более чем удвоились с 2001 г.
Резкое увеличение денежных потоков в форме переводов
мигрантов произошло по нескольким причинам: во-первых, некоторое
улучшение в сфере учета; во-вторых, ужесточение контроля
за системами неофициальных денежных переводов; в-третьих, снижение
курса американского доллара привело к повышению долларового эквивалента
переводов из Европы и Японии. С 2001 по 2005 г. только за счет данного
факта переводы могли возрасти на 7%35.
Цифры по некоторым странам колеблются от 21% роста переводов в Египте
до 60% - в Боснии и Герцеговине и 86% - в Эквадоре36;
в-четвертых, за счет роста потоков мигрантов и увеличения
их доходов.
Рисунок 1. Распределение денежных переводов по регионам
Рассчитано по: Internationa! Migration Report 2006 - New
York: UN, 2006
Крупнейшими получателями переводов в 2006 г. являлись:
Индия - 26,9 млрд. долларов, Мексика - 24,7, Китай - 22,5, Филиппины
- 14,9, Франция - 12,6 млрд. долларов США. Наибольшей доли в ВВП
переводы достигают в таких странах, как Молдавия (32%), Тонга (27%),
Гайана (26%), Гаити (23%), и некоторых других. В среднем в странах
низкого дохода доля в ВВП составляет 3,5%, а в странах среднего
уровня доходов - примерно 1,5%37.
Величина переводов достаточно велика и для ПРС: во Франции
- 12,7 млрд. долларов США; Испании - 6,9; Бельгии - 6,9; Германии
- 6,5; Великобритании - 6,4; Португалии - 3,2; Италии - 2,1 млрд.
долларов38. Однако
доля в ВВП и их значение для данной группы стран невелики.
Потоки частного капитала, растущие достаточно быстрыми
темпами, не идут в беднейшие страны39.
Эти страны, в которых проживает 51% населения планеты, с 1990 по
2006 г. получили лишь 8% общего объема капитала - ничтожную долю
общей суммы. Несомненным минусом прямых зарубежных инвестиций (ПЗИ),
портфельных инвестиций и других потоков капитала в PC является их
цикличность40.
Денежные переводы выгодно отличаются от других финансовых
потоков стабильностью и «противоэпидемическим иммунитетом». Они
даже увеличиваются в ответ на экономические кризисы, оказывая антициклическое
воздействие на экономику.
Рисунок 2. Стабильный рост денежных переводов в развивающиеся
страны
Источник: Mohapatra S., Ratha D., Xu Z., Vijayalakshmi
K.M. Remittance Trends 2006.
К тому же переводы не создают долгов для получающих
стран. Они поступают в те сферы экономики, которые меньше всего
отвечают стандартам инвестирования ПЗИ и кредитов банков. В итоге
микросоциальные отношения влияют на макроэкономическую стабильность
и место в глобальной экономике стран происхождения.
В иерархии будущих потоков, которые принимаются в качестве
обеспечения гарантий, главные международные агентства, устанавливающие
рейтинги (такие, как Standard & Poor's Rating Services, Fitch
IBCA, Duff & Phelps), относят электронные переводы к группе,
следующей за экспортом сырой нефти. Денежные переводы оказывают
позитивный эффект на рейтинг кредитоспособности стран-адресатов.
Таблица 2. Влияние денежных переводов на рейтинг кредитоспособности
стран - адресатов переводов в 2004 г.
Страна
|
Денежные переводы, % в ВВП
|
Без учета денежных переводов
|
С учетом денежных переводов
|
Экономия (сбережения) (базисных пункта)
|
Сербия и Черногория
|
7
|
В+
|
ВВ-
|
150
|
Ливан
|
14
|
В-
|
В+
|
130
|
Гаити
|
28
|
ССС
|
В-
|
334
|
Никарагуа
|
11
|
ССС+
|
В-
|
209
|
Уганда
|
5
|
В-
|
В
|
161
|
Источник: Ghosh B. Migrants' Remittances and Development
Myths, Rhetoric and Realities. - Geneva, IOM, 2006. P. 56.
Переводы благотворно влияют на платежный баланс,
позволяя уменьшить дефицит по счету текущих операций. PC получают
дополнительный и весьма существенный источник иностранной валюты
для финансирования импорта. Для большинства стран-получателей потоки
переводов превысили объемы официальной финансовой помощи, оказываемой
этим странам по различным каналам, и являются более эффективным
инструментом борьбы с бедностью в смысле прямого достижения нуждающихся
в них групп населения. С их помощью фактически реализуется принцип
«самопомощи». Деньги, заработанные мигрантами, активно используются
для оплаты медицинских услуг, образования, что позволяет интерпретировать
соответствующие средства как социальные переводы, имеющие
большое значение для совершенствования человеческого капитала.
Диверсификация рисков за счет доступа домохозяйств к
неофициальным рынкам капитала позволяет рассматривать мигрантов
по отношению к своим родственникам как страховщиков будущих доходов,
а сами переводы выступают в этом случае страховым механизмом
для PC. Переводы ослабляют ограничения на займы, которые накладываются
официальными финансовыми системами на мелкие инвестиции. За счет
них осуществляется самофинансирование огромного количества проектов
мелкого бизнеса, которые, как правило, не могут рассчитывать на
привлечение банковских кредитов, однако очень важны с точки зрения
обеспечения роста экономики, преодоления безработицы и бедности,
создания дополнительных рабочих мест.
В значительной мере переводы способствуют активизации
экономического развития, увеличивая сбережения населения. Полные
сбережения из переводов были оценены в 41,5% для Пакистана; 15,1
% - для Филиппин; 44,5% - для Шри-Ланки и 58% - для Таиланда. Когда
переводы инвестируются, они стимулируют рост производства, а если
потребляются, то вызывают позитивный мультипликационный эффект.
Исследования, проведенные в Латинской Америке, показали, что
2 млрд. долларов США, переведенных мексиканскими мигрантами, повлекли
за собой увеличение в сельскохозяйственном производстве, а также
в промышленном производстве, в сфере услуг и торговле на 6,5 млрд.
долларов США41.
Несмотря на то, что денежные переводы обладают высоким
потенциалом развития, практически нигде он не был полностью реализован.
Слабая корреляция переводов и развития обусловлена многими причинами:
коррупцией, недостаточным контролем над деятельностью банков и,
напротив, излишней зарегулированностью отдельных вопросов их деятельности;
отсутствием свободных ниш для инвестирования средств мигрантов,
неразвитостью инфраструктуры, особенно дорог, мостов, линий электропередач
и телефонной связи, ирригационных сооружений. Важнейшим обстоятельством,
блокирующим высокий потенциал переводов, является несовершенство
финансовых систем развивающихся стран. Благодаря мощным потокам
денежных переводов мигрантов происходит строительство или совершенствование
финансовой архитектуры части PC и дальнейшая их интеграция в активно
формирующуюся глобальную финансовую систему.
Финансовые потоки в виде переводов мигрантов текут в
большинство стран Азии, Африки и Латинской Америки. Но по признанию
многих экспертов, официальные потоки представляют лишь вершину
айсберга. Политика, проводимая странами-реципиентами, во многом
перевела миграцию в нелегальную. В свою очередь занятость нелегальных
мигрантов преимущественно в неформальной экономике, недоступность
для них официальных финансовых институтов приводят к формированию
параллельных официальным финансовым институтам систем неофициальных
денежных переводов (НДП).
Существенная часть денежных переводов отправляется через
эти системы. Миллиардами долларов исчисляются потоки неофициальных
переводов мигрантов. В странах-донорах и странах-реципиентах формируется
и быстрыми темпами прогрессирует неформальная экономика миграции.
Такие переводы вызывают к жизни теневые операции на финансовых рынках,
а также криминальный бизнес (например, контрабанда товаров)42.
Оценить долю неофициальных переводов крайне сложно.
По оценкам Celent, эта доля составляет от 20 до 45%43.
По мнению объединенной группы МВФ и ВБ, Индия находится в группе
с низкими показателями неофициальных переводов (примерно 16%). У
FATF иные оценки - до 50%. Соотношение официальных и неофициальных
переводов может меняться. С 1989 по 1991 г. около 60% всех переводов
на Филиппинах были неофициальными. Сейчас же, в связи с преобразованиями
в экономике и развитием банковского сектора, доля систем НДП в переводах
снизилась примерно до 9%.
Главными качествами систем НДП, обеспечивающими им чрезвычайную
жизнеспособность, являются финансовая эффективность, высокая
скорость, надежность, дешевизна и конфиденциальность. Для них
характерны минимальная документация, простое управление и отсутствие
бюрократической волокиты в процедуре. Хорошо приспособленные к работе
в условиях политической и экономической нестабильности, транспарентные
к любым конфликтам и войнам, сменам правящих режимов и финансовым
кризисам они даже получают дополнительный толчок в развитии, когда
официальная финансовая система начинает давать сбои.
Последствия функционирования систем НДП можно охарактеризовать,
скорее, как противоречивые, чем негативные. Важнейшим макроэкономическим
эффектом, оказываемым ими на национальные экономики, является экономия
средств для бедных и беднейших стран. Системы НДП, используемые
мигрантами и взимающие 0,25-1,25% от переводимых сумм, при переводе
от 16 млрд. долларов США (по прогнозу объединенной группы МВФ и
ВБ) до 64 млрд. долларов США (по прогнозу Celent) сэкономили бы
семьям мигрантов около 19% от переведенных сумм, или от 3,2 до 12,0
млрд. долларов США. А с учетом мультипликационного эффекта при использовании
денег на родине эти показатели увеличились бы еще больше.
Системы НДП активизируют международное экономическое
сотрудничество. В качестве клиринговых механизмов в системах НДП
используется международная торговля и другие операции на международных
рынках товаров и услуг, поэтому НДП невольно выступают катализатором
международного обмена товаров и услуг. С их помощью естественным
путем преодолеваются барьеры на пути международного экономического
сотрудничества.
При всем противоречивом отношении к неформальной экономике
миграции следует отметить, что благодаря ей сегодня выживают многие
миллионы беднейших слоев населения планеты. В странах, где практически
отсутствует официальный банковский сектор, без услуг систем НДП
решение остро стоящих вопросов экономики и финансов было бы чрезвычайно
затруднено. Даже МВФ, секретные службы и полиция использовали систему
хавалы (наиболее распространенную систему НДП), чтобы переслать
деньги в Афганистан. Именно поэтому мировое сообщество пришло к
выводу о необходимости выработки взвешенных и осторожных подходов
или к введению так называемого «мягкого» контроля над деятельностью
систем НДП, которые во многом являются результатом недостаточной
эффективности официальной финансовой инфраструктуры, а также следствием
несовершенства проводимой миграционной политики.
Наличие в экономике такой высокоэффективной конкурентной
структуры стимулирует совершенствование официальных финансовых структур,
заставляя их пересматривать существенные условия: упрощать процедуру
перевода, убирать бюрократические препоны, ускорять трансакции и
самое главное - снижать стоимость предоставляемых услуг, искать
и находить новые решения для привлечения потенциальных клиентов.
Воздействие миграции квалифицированных кадров на развитие
мирового хозяйства и национальной экономики
В постиндустриальных технологических обществах, в новой
экономике, основанной на знаниях, ключевую роль играют высококвалифицированные
кадры, аккумулированный человеческий капитал, наступает эра «борьбы
за человеческие таланты».
Большинство ПРС испытывают дефицит в высококвалифицированных
специалистах. В 2005 г., по мнению Национальной ассоциации промышленников
(NAM), 90% отраслей промышленности США ощущали нехватку квалифицированных
работников, а 65% - инженеров и ученых-разработчиков. В 2004 г.
в высокотехнологичных отраслях активно использовался труд высококвалифицированных
мигрантов. Их доля среди всего контингента обладателей степени выше
бакалавра в производстве станков составляла 65,4%, измерительных
приборов - 48,2, электронных комплектующих - 44,4, аппаратуры связи
- 39,8, медицинского оборудования -37,3%44.
В 2001 г. страны ЕС нуждались в 1,7 млн. специалистов. Кроме того,
в большинстве стран наблюдается хронический дефицит рабочей силы
в государственном секторе, особенно в здравоохранении и образовании45.
Удовлетворить существующий спрос способны иммигранты,
обладающие высоким уровнем образования и профессиональными навыками.
Активизация обмена квалифицированными кадрами в условиях
недостаточной институализации указанного процесса привела к оттоку
данной категории работников из PC. В целом «утечка умов» из PC составляет
12,9 млн. человек (7 млн. - в США, а 5,9 млн. - в остальные страны
ОЭСР, включая Европу)46.
В большинстве развивающихся стран уровень миграции наиболее высок
среди выпускников университетов. Для Ганы, Египта и Южной Африки
он достигает 60% всего миграционного потока из этих стран. По данным
ОЭСР, как минимум 400000 ученых и инженеров из PC работают в промышленно
развитых странах в области НИОКР по сравнению с 1,2 млн. специалистов,
оставшихся на родине. Это означает, что подготовка каждого ученого
или инженера, работающего на родине, обходится на треть дороже.
Расходы на производство человеческого капитала перекладываются на
PC, а человеческий капитал высокого качества устремляется в индустриально
развитые страны.
Интенсифицировалось международное движение профессионалов
и между развитыми странами. Например, из Новой Зеландии квалифицированные
работники уезжают в Австралию, из которой в свою очередь происходит
активный отток в Европу и США. Однако именно для PC этот отток наиболее
ощутим.
Рисунок З. Уровень третичного образования в развитых
и развивающихся странах
Источник:
Barro R.J., Lee J.-W. International Data on Educational Attainment:
Updates and Implications. - Cambridge, MA: Harvard, 2000. (CID WP
42)
Энергично развивающиеся новые индустриальные страны
(НИС) сами выступают в роли конкурентов в борьбе за трудовые
ресурсы. В последние годы отмечается очевидный отток квалифицированных
работников из стран ОЭСР в азиатские НИС. Около 34 тыс. азиатов,
проживавших в Канаде в 1996 г., к 2001 г. вернулись в Гонконг. Возвратившиеся
были молодыми, наиболее образованными людьми. Например, 50% из них
имели образование выше среднего по сравнению с 26% оставшимися в
Канаде выходцами из Азии.
Эпицентром притяжения профессионалов традиционно являются
США, в которых остаются около 47% ученых, родившихся в других странах
и имеющих степень доктора наук. В течение 30-летнего периода, начиная
с 1970-х годов, ежегодный уровень прироста числа ученых и инженеров
в США практически вдвое превышал уровень прироста всей рабочей силы
(3,3% по сравнению с 1,8%).
В результате активизации МТМ самых ярких и одаренных
предпринимателей, ученых, высокотехнологичных специалистов и просто
квалифицированных кадров происходит развитие глобального рынка
квалифицированного труда (РКП), являющегося наиболее сформировавшейся
частью международного рынка труда.
Высококвалифицированные мигранты стали целевой аудиторией,
активно вовлекаемой в четко структурированные сегменты мирового
РКТ. На нем в условиях максимальной информационной открытости, обеспечиваемой
современными средствами связи и Интернетом, действуют многочисленные
новые субъекты. Одни играют роль своеобразных «магнитов» для
привлечения профессиональных кадров (международные рекрутинговые
агентства, организации образовательной сферы, государственные организации).
Другие осознанно выступают в роли поставщиков квалифицированной
рабочей силы на РКТ (государства, развивающие «бизнес в сфере подготовки
кадров», ориентированные на целенаправленную экспансию национальных
кадров с перспективой их возврата в страну).
По мере развития РКТ формируются механизмы воздействия
квалифицированной миграции на развитие не только стран-реципиентов,
но и стран - доноров рабочей силы. Известно, что страны эмиграции
теряют как свои начальные инвестиции в образование, так и налоговые
поступления. Отток представителей дефицитных, с точки зрения стран-реципиентов,
специальностей, работающих в отраслях, олицетворяющих собой НТП,
грозит устойчивому функционированию данных и связанных с ними отраслей,
что в свою очередь может сказаться на состоянии целых секторов экономики.
Именно поэтому отъезд квалифицированных кадров традиционно ассоциируется
с «утечкой умов». Однако рассмотрение данного вопроса в динамике
в отличие от предшествующего изучения его в статике свидетельствует
о том, что одновременно появляются ощутимые перспективы развития.
Потери в бюджете в виде налоговых отчислений от отъезда высококвалифицированных
кадров компенсируются переводами, осуществляемыми ими47.
Высококвалифицированные иммигранты вкладывают рисковый капитал в
экономику как стран приема, так и стран происхождения48.
Происходит передача технологических знаний. Формирование имиджа
страны, располагающей квалифицированными специалистами, получившими
новый опыт за рубежом, может способствовать росту ее инвестиционной
привлекательности. Возвращение мигрантов повышает стоимость человеческого
капитала в родной стране. «Циркуляция и рециркуляция профессионалов»
играют не менее важную роль, чем возвращение их на постоянной основе
в страну49.
Можно утверждать, что проблемы, сопровождающие отъезд
профессионалов из страны, могут либо аккумулироваться и обостряться,
либо оборачиваться неоспоримыми преимуществами для посылающих обществ
в зависимости от того, каковы условия в странах исхода профессионалов;
являются ли эти страны пассивными наблюдателями или умело позиционируют
себя на РКТ и в целом на глобальном экономическом пространстве,
воздействуя на движение потоков «интеллектуального капитала» с выгодой
для страны.
Некоторые страны, осознав появившиеся перспективы, сдерживанию
«утечки» предпочитают политику «глобализации национальных
талантов и навыков». Ими ведется активный поиск свободных ниш
на РКТ и одобряется обучение в частных колледжах, выдающих унифицированные
дипломы для выезда за рубеж. Индия. Китай, Филиппины предпринимают
активные попытки выхода на внешние рынки труда. Например, в Бангалоре
для координации действий по проверке знаний выпускников медицинских
учебных заведений и выдаче унифицированных дипломов в сентябре 2001
г. начала работать всемирно известная Комиссия CGFNS50.
Другие регионы, например такие, как страны Магриба,
Карибского бассейна и т.д., извлекли намного меньше выгод от квалифицированной
миграции. Столкнувшись с острой проблемой нехватки специалистов,
они пытаются сдерживать их выезд.
На протяжении почти 50 лет в мире предпринимаются
попытки организации возвращения специалистов и краткосрочных консультаций.
Наиболее успешными в данной области оказались усилия таких стран,
как Индия, Китай, Тайбэй, Малайзия и др. В результате изучения ряда
мер, направленных на стимулирование научного и технологического
прогресса в Китае; мероприятий по созданию малазийского мультимедийного
суперкоридора; инициатив, ориентированных на развитие отраслей рискового
капитала и активную вербовку соотечественников в Тайбэе; шагов индийского
правительства по встраиванию политики высококвалифицированной миграции
в стратегию развития страны можно сделать вывод, что важнейшую роль
в данном процессе играют макроэкономические преобразования в национальных
экономиках, ориентированные на прогрессивный воспроизводственный
контур, базирующиеся на осознанном выборе структурных преобразований
в экономике. В возвращении высококвалифицированных кадров большая
роль отводится созданию высокотехнологичных центров инновационной
индустрии и научно-исследовательских центров. Они представляют собой
мощный магнит для привлечения квалифицированного труда и из национальных,
по сути, все больше становятся международными.
Повышение эффективности воздействия миграции квалифицированных
кадров на развитие экономики стран происхождения и пребывания мигрантов
и всего мирового хозяйства возможно за счет углубления между странами
- субъектами РКТ партнерских взаимовыгодных отношений в вопросах
воспроизводства и использования человеческого капитала. Важную роль
играет также налаживание деловых связей с «интеллектуальными диаспорами».
Актуальна разработка на международном уровне Кодекса поведения,
который ограничивал бы разорительные методы привлечения из PC
квалифицированной рабочей силы. Необходим своеобразный социальный
контракт на уровне государств - субъектов РКТ.
В ряду наиболее острых проблем, препятствующих повышению
эффективности воздействия миграции профессионалов на развитие, стоит
институциональный дефицит механизмов регулирования РКТ. Мировые
ресурсы профессиональных кадров должны перемещаться свободно, а
использоваться и воспроизводиться эффективно. Нынешний уровень формирования
РКТ требует развития соответствующей ему инфраструктуры: систем
контрактации, социального обеспечения и налогообложения и т.д.
Роль транснациональных сообществ мигрантов в развитии
экономических, политических и социальных процессов современного
глобального мира
Рост численности мигрантов, технологии пространственно-временного
сжатия, такие, как мобильные телефоны, связь по факсу и электронной
почте, развитие транспорта, дающие в совокупности возможность транснационального
обмена в реальном времени, придают новые качественные характеристики
мигрантам. Важнейшим результатом последнего десятилетия является
формирование нового экстраординарного подхода к миграции. Появляется
понимание важности социальных сетей, соединяющих страны происхождения
и страны приема.
Рассмотрение миграции через призму транснационализма
обеспечивает необходимое новое понимание современных ее форм. В
отличие от обычного восприятия миграции как процесса эмиграции и
иммиграции, транснациональный подход предлагает понимание феномена
миграции как социального процесса, связывающего вместе страны происхождения
и назначения. Современные мигранты определяются как «транс-мигранты»,
поскольку они развивают и поддерживают семейные, социальные,
экономические, политические, организационные и религиозные отношения,
простирающиеся через границы, а центр их экономического интереса
находится как в стране их нынешнего проживания, так и в стране отъезда.
Транснациональная практика четко не структурирована,
поэтому изучение экономического эффекта, возникающего в результате
транснациональной миграции, не ограничивается исследованием лишь
той деятельности мигрантов, которая априори считается «экономической».
Проживающие за рубежом сообщества мигрантов объединяются
в хорошо организованные, самовоспроизводимые устойчивые сети, соединяющие
страны происхождения и страны приема. В рамках глобальных сетей
осуществляется циркуляция финансового, культурного и человеческого
капиталов, а также информации и идей. Некоторые из этих сетей непосредственно
поддерживаются правительствами стран происхождения.
Транснациональные связи, осуществляемые международными
сообществами мигрантов, можно описать с помощью 5Т: трансферты (денежные
переводы и пожертвования), торговля, транспорт, телекоммуникации,
туризм.
Переводы - raison d'etre трудовой миграции
- исторически являлись первой формой экономической выгоды для стран
выезда мигрантов. И до настоящего времени денежные переводы - основной
фактор международной трудовой миграции, оказывающий существенное
влияние на экономическое развитие PC. В контексте транснациональной
деятельности мигрантов особый интерес представляют коллективные
денежные переводы.
Феномен коллективных переводов не является чем-то
кардинально новым. Однако качественно новые характеристики приобретаются
ими в результате большего охвата участников транснациональной деятельности,
возросшего вследствие этого количества переводимых сумм и возможности
их объединения с правительственными фондами. Ресурсы, мобилизованные
в большем масштабе и по инновационным схемам, дают возможность помочь
развитию многочисленных сельскохозяйственных районов, стоящих перед
необходимостью модернизации.
Транснациональные организации мигрантов, активно участвующие
в развитии своих городов, вынуждают государство взаимодействовать
с ними в новых формах и, в сущности, создают «параллельные властные
структуры» по отношению к старому, традиционному режиму. В то время
как ассоциации начинают играть возрастающую социальную и политическую
роль, они все более и более становятся каналом для коллективных
инвестиций в экономику родного штата, города или даже деревушки.
Роль страны происхождения заключается в предоставлении мигрантам
особых прав с целью содействия их интеграции в национальные проекты;
обеспечения стабильных переводов денежных средств и контроля над
структурами, осуществляющими их.
Рисунок 4. Диаспора и транснационализм
Наиболее активную позицию в данном вопросе занимают
страны Латинской Америки. В частности, в Мексике проводятся наиболее
заметные программы подобного типа: действующая с 1993 г. программа
для мексиканских объединений за границей «Три для одного» (ранее
называвшаяся «Два для одного») и программа «Мое сообщество», проводимая
с 1996 г. Обе программы ставят цель привлечь сбережения мигрантов
в бизнес для развития экономики.
Масштаб, вид и степень институализации коллективных
переводов, наряду с использованием передовых телекоммуникаций и
новых методов в финансовой сфере, приводят к тому, что переводы
могут преобразовать характер и темпы местного развития. Возможность
доступа диаспор мигрантов, их родственников, а также официальных
властей в единое виртуальное информационное пространство позволяет
им объединиться для решения наиболее актуальных местных задач, включая
финансирование экономических и социальных программ.
Традиционные транснациональные сообщества мигрантов
используют потенциал, заложенный в международном бизнесе. Объединения
мигрантов наращивают свой деловой и коммерческий потенциал. Южноазиатская
диаспора, располагая сетью, покрывающей глобальное пространство,
по оценкам аналитиков, обладает средствами от 150 до 300 млрд. долларов
США. Латиноамериканская диаспора, динамично увеличиваясь, развивает
сети, которые серьезно затрагивают индустриальное развитие и торговлю
стран происхождения.
Существует ряд формальных механизмов, посредством которых
бизнес-диаспоры вовлекаются в содействие торговле и инвестициям:
Деловые сети диаспор, такие, как Южно-Африканская
диаспорная сеть (SADN), Ливанская деловая сеть (LBN) и Индийская
профессиональная ассоциация Кремниевой долины (SIPA);
Торговые палаты, ориентированные на диаспоры, например
Федерация индийских торгово-промышленных палат (FICCI) и Карибская
американская торгово-промышленная палата (CACCI);
Правительственные агентства содействия инвестициям
диаспор, в частности Индийский инвестиционный центр (ПС) и Армянское
агентство развития (ADA).
Некоторые развивающиеся страны с большими диаспорами,
проживающими за рубежом, используют финансовые инструменты для привлечения
средств мигрантов к развитию экономики:
- суверенные облигации, выпущенные для «диаспоры». При
правильном применении данные облигации могут служить опорой на
пути к проникновению на международные рынки капитала, играя роль
«первопроходцев»51;
- облигации, обеспечиваемые денежными переводами. Будущие
потоки переводов используются многими развивающимися странами
в качестве обеспечения (гарантии) для получения заемных средств
на международном рынке ссудного капитала;
- депозитные счета в иностранной валюте ориентированы на
использование для нерезидентов депозитных счетов в иностранной
валюте и фактически являются формой внешнего заимствования.
Знания и квалификация проживающих за рубежом
профессионалов являются активами, потенциально более важными с точки
зрения экономики, чем мобилизация любых финансовых ресурсов. Такие
профессиональные сети на основе Интернета, как электронные партнеры
электронных диаспорных сетей, играют жизненно важную роль в создании
контактов и обмене идеями.
Транснациональные сообщества мигрантов способствуют
активному втягиванию стран их происхождения в сферу международной
торговли. Мигранты стали новым рынком, привлекающим экспорт
из родных стран. Миграция порождает значительный спрос на товары
и услуги, предоставляемые страной происхождения. Увеличение совокупных
доходов посылающих стран от экспорта товаров в девяти латиноамериканских
странах было связано с международной трудовой миграцией. Этнический
импорт продукции ностальгических отраслей промышленности типа местного
пива, рома, сыра и других пищевых продуктов дал большой толчок для
развития среди производителей в странах происхождения мигрантов.
Эти данные противоречат модели Хекшера-Олина, которая подразумевает,
скорее, обратную, чем прямую, связь между торговлей и миграцией.
Спрос мигрантов порождает не только экспорт отдельных
национальных товаров, но также и некоторых услуг, которые без
спроса мигрантов никогда бы не смогли выйти на внешние рынки и успешно
конкурировать на них. Эмигранты - удобная среда, создающая защищенный
от конкуренции рынок соотечественников за рубежом с более высокой
покупательной способностью, чем потребители «дома», фактически расширяющая
национальный рынок. Ярким примером может служить экспансия сети
сальвадорских супермаркетов La Tapachulteca в Лос-Анджелесе. Спрос
четверти миллиона мигрантов позволил им успешно конкурировать при
выходе на рынок США, характеризующийся высокой степенью монополизации.
В рамках глобальных экономических связей все большую
силу набирают экономические отношения, вовлекающие в себя сообщества
мигрантов. Специфика этих отношений и их масштаб позволяют говорить
о формировании новой экономики миграции, бурно развивающейся сегодня
во многих странах активной эмиграции и принимающих странах. Новая
экономика миграции играет важную роль в преодолении бедности и отсталости;
является важнейшим ресурсом развития, превращаясь в связующее звено,
с помощью которого страны происхождения втягиваются в орбиту глобальных
процессов.
Однако «диаспоризация» экономики миграции без осуществления
фундаментальных реформ в посылающих странах либо в условиях структурной
перестройки, проводимой практически при полном самоустранении государства
и без четко сформулированной стратегии развития, может привести
к дальнейшей «периферизации» регионов. В этом случае транснациональные
сообщества, действующие в традиционных рамках, предоставляют возможности
для дальнейшего расширения и воспроизводства старых форм неравенства.
МТМ может, в конечном счете, привести к ускорению развития,
создающему реальные перспективы для преодоления бедности, повышения
занятости нынешнего и будущего поколений страны, занятия PC достойного
места в мировом сообществе. «Диаспоризация экономики» логично вписывается
в данный контекст, играя роль катализатора происходящих процессов,
предоставляя неоспоримые преимущества странам, проводящим взвешенную
макроэкономическую политику, встроенную в национальную стратегию
развития.
В условиях системной трансформации мирового хозяйства,
основным феноменом и главным вектором которой выступает глобализация
хозяйственных процессов, миграция превратилась в структурный элемент
экономики большинства стран, стала не только неотъемлемой частью
современной системы мирового хозяйства, но также мощным источником
его развития. Задача заключается в том, чтобы в полной мере воспользоваться
потенциальными экономическими выгодами от миграции, параллельно
решая связанные с нею социальные и политические проблемы.
1 Канд. экон. наук,
помощник депутата Государственной Думы.
2 Сегодня в наиболее
богатой стране мира - Швейцарии - уровень жизни в 400 раз превышает
уровень жизни в самой бедной стране Мозамбике, в то время как 200
лет назад соотношение между двумя «полюсами» составляло 5:1.
3 Pazarbasioglu С,
Goswami M., Ree J. The Changing Face of Investors // Finance and
Development. March 2007. Vol. 44. № 1.
4 International Migration
Outlook 2007. - Paris: OECD, 2007.
5 Ibid. "
5 International Migration
Report 2006 - New York: UN, 2006.
6 Ibid.
7 International Migration
Outlook 2007. - Paris: OECD, 2007.
8 World Economic and
Social Survey 2004. International Migration. - N.Y.: UN, 2004. P.
138.
9 Todaro M.P., Smith
S.C. Economic Development. - Delhi, 2004. - (Eighth Edition). P.
391.
10 UN's International
Migration Report 2002.
11 В США демографическая
проблема стоит менее остро. Проведение прагматичной иммиграционной
политики, в результате которой масштабы иммиграции уже к 1995-1999
гг. существенно выросли, обеспечило 36,2% прироста населения.
12 РИА Новости от
7 октября 2007 г.
13 Horlacher D.,
Mackellar I. Population Ageing in Japan Policy Lesson for South-East
Asia // Asia-Pacific Development Journal - Bangkok, 2003. Vol. 10.
№ 1. P. 97-98.
14 Intergenerational
Report 2007/Australian Government. The Treasure. - Sidney, 2007.
http://www.treasury.gov.au/contentitem.asp?NavId=&ContentID=1239
15 Наиболее высоким
данный показатель был в Германии (9,0%), Австрии (9,2%), Греции
(9,5%), США (14,8%), в Канаде и Новой Зеландии (по 19,9%), Швейцарии
(21,9%), Австралии (24,6%), Люксембурге (45,0%).
16 Так называемые
3-D: Dirty, Dangerous and Dull.
17 РИА Новости от
8 октября 2007 г.
18 World Migration
2005: Costs and Benefits of International Migration. - Geneva: ЮМ,
2005. P. 169.
19 Bonin H. Wage
and Employment Effects of Immigration to Germany: Evidence from
a Skill Group Approach / Bonn. 2005. - IZA Discussion Paper № 1875.
20 Munz R., Straubhaar
Т., Vadean F., VadeanN. The Costs and Benefits of European Immigration/
Hamburg 2006. - Institute of International Economics (HWWI) Policy
Report № 3. P. 46.
21 См., например,
Цапенко И. Роль иммиграции в экономике развитых стран // Мировая
экономика и международные отношения. - М, 2004. №5. С. 31.
22 Borjas GJ. The
labor demand curve is downward sloping: Reexamining the impact of
immigration on the labor market /'Quarterly Journal of Economics.
2003. Vol. 118. № 4. P. 1374; Increasing the supply of labour through
immigration, measuring the impact on native-bom workers. Center
for Immigration Studies, 2004.
23 The Labour Market
Integration of Immigrants in Germany. -Paris: OECD, 2005.
24 Borjas G. The
economic benefits from immigration //Journal of Economic Perspectives.
1995. Vol. 9. № 2. P. 31.
25 Ratha D. Workers'
Remittances: an Important and Stable Source of External Development
Finance //Global Development Finance. - Wash. DC: WB, 2003.
26 Stiroh K.J. Information
Technology and the U.S. Productivity Revival: What do the Industry
Data Say?//American Economic Review. 2002. Vol. 92. № 5. P. 1565.
27 См.: За справедливый
подход к трудящимся-мигрантам в глобальной экономике. - Женева:
Международное бюро труда, 2004. С. 22.
28 Guellec D.. Cervantes
M. International Mobility of Highly Skilled Workers: From Statistical
Analysis to Policy Formulation // International Mobility of the
Highly Skilled. - Paris: OECD, 2002. P. 87.
29 Groom W.T., Blancher
N., Ramlogan P. Aging and Financial Markets // Finance and Development.
September 2006. Vol. 43. № 3.
30 Keeton С Strayhorn
Undocumented Immigrants in Texas: A Financial Analysis of the Impact
to the State Budget and Economy/ Special Report. -Texas, Dec. 2006.,
Exhibit 18. P. 20.
31 Nairn M. The
New Diaspora: New Links between Emigres and their Home Countries
can become a Powerful Force for Economic Development // Foreign
Policy. 2002. № 131. P. 97.
32 Palidda S. Des
Inimigres Createur d'Entreprises: Un Apport a I'economie Franfaise
//Agence pour le Developpement des Relations Interculturelles -Paris,
1990.
33 Guarnizo L.E.
The Economics of Transnational Living // International Migration
Rev. 2003. Vol. 37. № 3.
34 Kapur D. Remittances:
the New Development Mantra? // Conference on Migrant Remittances,
London, October 9-10, 2003. P. 13.
35 Global Development
Finance. - Wash. DC: World Bank, 2007. P. 54.
36 Mohapatra S.,
Ratha D., Xu Z., Vijayalakshmi K.M. Remittance Trends 2006. http://siteresources.worldbank.org/INTPROSPECTS/Resources/334934-1110315015165/MigrationDeveIopmentBriefingNov2006.pdf
37 Global: Remittances,
Aging, Aid . [Электронный документ] / Migration News October 2007
- Vol. 14. No. 4. (http://migration.ucdavis.edu/mn/
/index.php)
38 Для сравнения:
вся Восточная Европа (без учета РФ), устремившаяся на заработки
за рубеж, получает 6,2 млрд. долларов США // International Migration
Report 2006 - New York: UN, 2006.
39 Фактически за
последние годы 82% частного притока капитала в развивающиеся страны
поступило лишь в 20 из 135 PC.
40 Global Development
Finance. - Wash. DC: World Bank. 2007.
41 В исследовании
Бангладешского института проблем развития, например, указывается,
что денежные переводы в Бангладеш обладают эффектом мультипликации
порядка 3,3 в отношении ВВП, 2,8 - потребления и 0,4 - инвестиций.
42 См. подробнее:
Глущенко Г.И. Денежные переводы международных трудовых мигрантов:
характеристики и детерминанты // Вопросы статистики. 2005. № 3.
С. 38-50.
43 43Global
Money Transfers: Exploring the Remittance Gold Mine [Электронный
документ]./Се1ет Communications./ (http://www.celent.com/
/default.htm). - August 2002.
44 Bartlett D.L.
Building a Competitive Workforce: Immigration and the U.S. Manufacturing
Sector Immigration Policy in Focus. Vol. 5. August 2006. P. 1
45 В странах ОЭСР
весьма остро стоит проблема даже государственных служащих различного
уровня. Так, в США 40% всех служащих должны выйти на пенсию через
10 лет, а к 2010 г. - почти 90% управленцев федерального уровня.
При этом только 36% выпускников вузов готовы работать в этих структурах
(по сравнению с 73% в 1979 г.). Financial Times //http://www.ft.com/servicestools/help/search
- L., 5 Febr. 2007.
46 Carrington W.,
Detragiache E. How Big is the Brain Drain. IMF WP WP/98/102. Washington,
D.C., 1998.
47 Например, чистые
финансовые потери, связанные с индийской эмиграцией в США, оценивались
от 0,24 до 0,58% ВВП Индии в 2001 г., но переводы достигали, по
крайней мере, 2,1% ВВП в том же году [Desai M.A. The Fiscal Impact
of High Skilled Emigration: Flows of Indians to the U.S. -Harvard:
Harvard University, 2003 (WCFIA WP№. 03-01), p. 164].
48 Молодые профессионалы-индусы
возвращаются как «ангелы» венчурного капитала, или финансового сектора.
Они стремятся реализовать свой потенциал в более раннем возрасте,
соединяя предпринимательский подход с инженерно-техническими знаниями.
Данная деятельность приводит к более тесной интеграции сферы индийских
информационных технологий с международным рынком технологий. Это
создает благоприятные условия для инвестиций, осуществляемых в этот
сектор, крупными международными корпорациями.
49 Типичный цикл
для высококвалифицированного экспатрианта составляет 10-15 лет.
Именно по прошествии этого времени отдача от специалиста и возможность
внести вклад в развитие страны происхождения максимальны.
50 CGFNS за 30 лет
существования аттестовала для работы в США более 400000 работников
здравоохранения.
51 Ряд стран успешно
выпустили суверенные облигации для членов своих диаспор, включая
Бангладеш, Китай, Индию, Израиль, Ливан, Пакистан и Филиппины.
|