|
|
ПЛАН "ОСТАНОВИТЬ ТУБЕРКУЛЕЗ"
ДЛЯ 18 ПРИОРИТЕТНЫХ СТРАН ЕВРОПЕЙСКОГО РЕГИОНА ВОЗ 2007-2015
ГГ.
ВОЗ, 2008, 77 страниц
|
http://www.euro.who.int/Document/E91049R.pdf?language=Russian
Согласно последним расчетным данным ВОЗ, по состоянию
на 2005 год только в Европейском регионе было зарегистрировано
445 тысяч новых случаев и почти 66 тысяч смертей, связанных
с ТБ, причем 75% этих случаев приходится на Восточную Европу.
Расчетный ежегодный уровень заболеваемости ТБ в Европейском
регионе составляет 50 новых случаев на 100 тысяч населения
при показателе смертности 7 на 100 тысяч населения.
Эпидемиология ТБ в разных странах Европейского
региона отличается весьма значительно. Показатели заболеваемости
ТБ варьируются в диапазоне от 5 новых случаев ТБ на 100 тысяч
населения в год в Норвегии до 198 случаев в Таджикистане.
В целом, по мере движения на восток показатели заболеваемости
ТБ растут. Социально-экономический кризис и ухудшение инфраструктуры
медицинских учреждений в странах бывшего Советского Союза
в 1990-е годы способствовали резкому росту регистрации случаев
ТБ и неизменно низким показателям успешного лечения на фоне
повышающихся уровней развития МЛУ-ТБ и распространенности
коинфекции ТБ/ВИЧ.
В 2005 году средний показатель регистрации ТБ
для всего Европейского региона составлял 41 случай на 100
тысяч населения, в основном отражая тенденцию, характерную
для эпидемиологической ситуации в странах Восточной Европы
и Российской Федерации. Российская Федерация занимает двенадцатое
место среди 22 стран с наиболее ощутимым бременем ТБ, на которые
приходится примерно 80% всех новых случаев этого заболевания
в мире.
Стр. 2-3.
Показатели успешного лечения и выявления случаев
ТБ при использовании стратегии ДОТС в Европейском регионе
ВОЗ, 2004–2005 гг. (стр. 6)
Успешное
(%)
|
Выявление случаев (%)
|
< 30
|
30-59
|
60-69
|
≥ 70
|
≥ 85
|
Турция
|
Мальта, Норвегия, Словакия, Туркменистан
|
Кыргызстан
|
Андорра, Босния и Герцеговина, Дания, Португалия, Сербия,
Словения
|
75-84
|
Албания, Таджики стан
|
Израиль, Нидерланды, Узбекистан
|
Бывшая югославская Республика Македония, Польша
|
Болгария, Румыния
|
< 75
|
Украина
|
Австрия, Азербайджан, Беларусь, Кипр,
Германия, Венгрия, Исландия, Российская Федерация,
Швеция
|
Армения, Бельгия, Республика Молдова,
Чешская Республика, Эстония,
|
Грузия, Казахстан, Латвия, Литва
|
Примечание. Показатели выявления случаев,
равно как и показатели успешного лечения, относятся к новым
случаям ТБ легких c положительным результатом исследования
мазка мокроты. Некоторые из 53 государств-членов Европейского
региона ВОЗ не указаны, поскольку не направили в ВОЗ отчетные
данные о числе выявленных или успешно пролеченных случаев.
Страны Восточной Европы выделены жирным шрифтом.
Расчетная заболеваемость и число случаев МЛУ-ТБ
в Европейском регионе, 2004 г. (стр. 12)
Заболеваемость (%)
|
Число случаев
|
< 99
|
100-499
|
500–999
|
1000–9999
|
≥ 10000
|
≥15
|
|
Латвия, Литва, Эстония
|
Грузия, Кыргызстан
|
Азербайджан, Казахстан, Республика Молдова, Узбекистан
|
Российская Федерация
|
10-14
|
|
|
Беларусь
|
Таджикистан, Украина
|
|
1-9
|
Австрия, Албания, Бельгия, бывшая югославская Республика
Македония, Германия, Греция, Венгрия, Израиль, Ирландия,
Кипр, Норвегия, Словакия, Соединенное Королевство, Чешская
Республика, Швеция
|
Армения, Болгария, Испания, Италия, Польша,
Португалия, Туркменистан, Франция
|
|
Румыния, Турция
|
|
< 1
|
Андорра, Босния и Герцеговина, Дания, Исландия, Люксембург,
Мальта, Монако, Нидерланды, Сан-Марино, Сербия, Словения,
Финляндия, Хорватия, Черногория, Швейцария
|
|
|
|
|
Примечание. При расчете заболеваемости
и числа случаев МЛУ-ТБ (в виде средних величин при 95% доверительном
интервале) учитывались как свежие, так и ранее леченные больные
ТБ. Страны Восточной Европы выделены жирным шрифтом.
Обзор политики по борьбе с ТБ в странах Восточной
Европы, входящих в состав ЕС или являющихся кандидатами для
присоединения к ЕС, 2006 г. (стр. 21)
Страна
|
Охват населения стратегией ДОТС (%)
|
Национа-льное руковод-ство по ТБ
|
Внешний контроль качества микро-скопии мазка мокроты
|
Стандар-тные схемы лечения
|
ЛНН
|
Регулярное обеспечение лекарствен- ными препаратами
|
Мони-торинг исходов лечения
|
Болгария
|
100
|
-
|
-
|
++
|
++
|
++
|
++
|
Латвия
|
100
|
++
|
++
|
++
|
++
|
++
|
++
|
Литва
|
100
|
++
|
++
|
++
|
++
|
++
|
++
|
Румыния
|
100
|
++
|
++
|
++
|
++
|
++
|
++
|
Турция
|
3
|
++
|
-
|
++
|
++
|
++
|
++
|
Эстония
|
100
|
++
|
++
|
++
|
++
|
++
|
++
|
Примечание: ++ = да/все; + = некоторые/частично;
– = нет/никакие.
Обзор политики по борьбе с ТБ в Беларуси, Республике
Молдова и Украине, 2006 г. (стр. 25)
Страна
|
Охват населения стратегией ДОТС (%)
|
Национа-льное руковод-ство по ТБ
|
Внешний контроль качества микро-скопии мазка мокроты
|
Стандар-тные схемы лечения
|
ЛНН
|
Регулярное обеспечение лекарствен- ными препаратами
|
Мони-торинг исходов лечения
|
Беларусь
|
100
|
+
|
-
|
++
|
+
|
++
|
+
|
Республика Молдова
|
100
|
++
|
++
|
++
|
++
|
++
|
++
|
Украина
|
40
|
++
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Примечание: ++ = да/все; + = некоторые/частично;
– = нет/никакие.
Обзор политики по борьбе с ТБ в странах Южного
Кавказа, 2006 г. (стр. 30)
Страна
|
Охват населения стратегией ДОТС (%)
|
Национа-льное руковод-ство по ТБ
|
Внешний контроль качества микро-скопии мазка мокроты
|
Стандар-тные схемы лечения
|
ЛНН
|
Регулярное обеспечение лекарствен- ными препаратами
|
Мони-торинг исходов лечения
|
Азербайджан
|
100
|
++
|
+
|
++
|
+
|
++
|
++
|
Армения
|
100
|
-
|
+
|
++
|
+
|
++
|
++
|
Грузия
|
100
|
++
|
++
|
++
|
+
|
++
|
++
|
Примечание: ++ = да/все; + = некоторые/частично;
– = нет/никакие.
Обзор политики по борьбе с ТБ в странах Центральной
Азии, 2006 г. (стр. 35)
Страна
|
Охват населения стратегией ДОТС (%)
|
Национа-льное руковод-ство по ТБ
|
Внешний контроль качества микро-скопии мазка мокроты
|
Стандар-тные схемы лечения
|
ЛНН
|
Регулярное обеспечение лекарствен- ными препаратами
|
Мони-торинг исходов лечения
|
Казахстан
|
100
|
-
|
-
|
+
|
+
|
+
|
++
|
Кыргызстан
|
100
|
-
|
++
|
++
|
++
|
++
|
++
|
Таджикистан
|
85
|
+
|
+
|
+
|
+
|
++
|
++
|
Туркменистан
|
71
|
+
|
+
|
+
|
++
|
++
|
++
|
Узбекистан
|
100
|
+
|
+
|
+
|
+
|
++
|
++
|
Примечание: ++ = да/все; + = некоторые/частично;
– = нет/никакие.
Обзор политики по борьбе с ТБ в Российской Федерации,
2006 г. (стр. 40)
Страна
|
Охват населения стратегией ДОТС (%)
|
Национа-льное руковод-ство по ТБ
|
Внешний контроль качества микро-скопии мазка мокроты
|
Стандар-тные схемы лечения
|
ЛНН
|
Регулярное обеспечение лекарствен- ными препаратами
|
Мони-торинг исходов лечения
|
Российская Федерация
|
90
|
++
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
Туберкулез (TБ) продолжает представлять серьезную проблему
общественного здравоохранения во всем мире и в Европейском регионе
ВОЗ. Высокая заболеваемость ТБ во многих странах Региона, рост ТБ
с множественной лекарственной устойчивостью, появление ТБ с широкой
лекарственной устойчивостью, вспышки ТБ среди растущего числа людей,
живущих с ВИЧ, и среди значительных по численности контингентов
лиц в местах лишения свободы, а также повышение мобильности населения
- все это свидетельствует о том, что проблема ТБ в Регионе достигла
масштабов чрезвычайной ситуации, требующих эффективных мер борьбы
на уровне всего Региона. В плане изложены основные задачи, стратегии
и вмешательства по борьбе с ТБ в следующих 18 приоритетных странах
Европейского региона: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Болгария,
Грузия, Казахстан, Киргизия, Латвия, Литва, Молдавия, Российская
Федерация, Румыния, Таджикистан, Туркменистан, Турция, Узбекистан,
Украина, Эстония. План направлен на снижение заболеваемости ТБ и
обусловленной им смертности, что одновременно вносит вклад в сокращение
масштабов бедности и предусматривает достижение следующих целей:
- добиться устойчивого выполнения и превышения показателей
выявления 70% новых случаев с положительным результатом исследования
мокроты на ТБ и успешного излечивания 85% случаев;
- обеспечить доступ всех больных ТБ, особенно в малообеспеченных
и маргинализированных группах населения, к высококачественной
медицинской помощи.
Предполагается, что план предоставит приоритетным странам
руководящую основу для разработки собственных перспективных и краткосрочных
национальных планов в отношении ТБ, а также послужит в качестве
инструмента сравнения и оценки для Европейского регионального бюро
ВОЗ и всех других партнеров по борьбе с ТБ.
Содержание
Сокращения
Вступительное слово
Предисловие
Краткий обзор
Введение
Эпидемиология ТБ в Европейском регионе
Прогресс в борьбе с ТБ в Европейском регионе
Трудности борьбы с ТБ в Европейском регионе
Реальные возможности для противодействия ТБ в Европейском регионе
1. Видение ситуации
Цель
Задачи
Целевые показатели
Основные этапы
2. Стратегия
3. Меры вмешательства
Страны Восточной Европы, входящие в состав ЕС или являющиеся
кандидатами для присоединения к ЕС
Беларусь, Республика Молдова, Украина
Страны Южного Кавказа
Страны Центральной Азии
Российская Федерация
Европейский регион ВОЗ
4. Расчетные затраты, имеющиеся средства и дефицит финансирования
Список литературы
Дополнение. Страны, являющиеся менее приоритетными применительно
к инициативе "Остановить ТБ" и не входящие в состав ЕС
Приложение 1. Показатели, приведенные в таблицах Главы 3
|