Люди, живущие с ВИЧ, считают, что затрачиваемые на борьбу с эпидемией ресурсы не соответствуют получаемым результатам
ЦЕНА ЛИДЕРСТВА
В начале мая в Москве в здании Центра международной торговли проходила вторая региональная Конференция по ВИЧ/ СПИДу. Это была очень большая конференция. На нее съехались 2 тысячи делегатов из всей Восточной Европы и Центральной Азии. В конференции принимали участие главный санитарный врач России Геннадий Онищенко, Игорь Шувалов, тогдашний помощник президента РФ, ставший теперь первым вице-премьером, и международное антиспидовое начальство в лице исполнительного директора Глобального фонда по борьбе со СПИДом Мишеля Казачкина и исполнительного директора Международного общества по СПИДу Крейга Макклюра.
Конференцией Россия отчетливо заявляла о своем лидерстве в деле борьбы со СПИДом на постсоветском пространстве. Причем борьба эта представлялась открытой, современной, вбирающей в себя усилия работающих в области ВИЧ/СПИДа некоммерческих организаций и сообщества самих людей, живущих с ВИЧ, каковых пригласили на конференцию около 700 человек. Если учесть еще, что финансирование борьбы со СПИДом со стороны государства в последние годы выросло в разы (7,8 млрд. руб. в год), следовало ожидать, что эпидемия остановится и люди, живущие с ВИЧ, перестанут умирать от СПИДа. Но ничуть не бывало: эпидемия растет, смертность увеличивается. Несмотря на финансирование, в 2006 году в России было отмечено 39, 6 тысячи новых случаев заражения ВИЧ/ СПИДом, в 2007 году - 44 тысячи.
На первом этаже конгресс-центра расположилась выставка, стенды которой занимали фармкомпании, производящие лекарство от СПИДа, антиретровирусные препараты. В день открытия на пресс-конференции главный санитарный врач Онищенко говорил, что цель его - сделать так, чтобы люди с ВИЧ жили так же долго, как живут их сверстники. И фармкомпании, очевидно, играли в воплощении этой мечты главного санитарного врача ключевую роль. Правда, Михаил Рукавишников, глава Сообщества людей, живущих с ВИЧ, утверждает, что лекарства для России закупаются хоть и в соответствии со стандартами Всемирной организации здравоохранения, но в соответствии с теми стандартами, что разработаны для беднейших стран Африки.
На втором этаже в двух больших залах проходили бесконечные презентации. Активисты из стран СНГ рассказывали, как занимаются профилактикой распространения ВИЧ не то что просто среди обычных граждан, а и в таких экзотических местах, как тюрьмы. Девушка из Киргизии, например, рассказывала, как работает в Киргизии программа обмена шприцов в тюрьме. Собравшиеся недоумевали: разве в тюрьмах не запрещены шприцы? А приехавший с девушкой заместитель главы киргизского МВД говорил: "Пусть лучше заключенные обменивают шприцы под присмотром тюремного начальства, чем колются и заражают друг друга посредством нелегальных шприцов". Учитывая тот факт, что в России шприцы не обменивают не только в тюрьмах, но даже и на свободе, выяснилось, таким образом, что если в целом Россия на постсоветском пространстве лидирует, то по части программ снижения вреда отстает даже от Киргизии. На прочих презентациях выявлялись сходные факты: в целом и по части финансирования Россия лидирует, но какую конкретную, связанную со СПИДом проблему ни возьми - отстает.
БЕСЕДКА
Для представителей Сообщества людей, живущих с ВИЧ, на конференции было выделено отдельное пространство. Называлось оно "Беседка". Там люди, живущие с ВИЧ, бесконечно обсуждали свои проблемы, и время от времени к ним приходили начальники, включая Онищенко и Шувалова. Проблемы обсуждались разные: говорили про то, как у активистов не выдерживают нервы работать с бесконечным потоком людей, получивших ВИЧ (на профессиональном языке это называется "выгорание"). Говорили о том, как невозможно людям, живущим с ВИЧ, усыновить ребенка, даже живущего с ВИЧ, даже если никто больше этого ребенка усыновлять не хочет. Говорили о том, как трудно матерям, живущим с ВИЧ, но родившим здоровых детей, получить детское питание, чтобы оградить ребенка от вируса. Смилька Де Люссини, одна из модераторов "Беседки", глядя на бурные, разгоравшиеся в "Беседке" дискуссии, отмечала, что люди, живущие с ВИЧ, приучили врачей и власти уважительно относиться к пациентам, добились права влиять на то, как их лечат. Де Люссини говорила, что другие хронические больные, такие, например, как больные диабетом, учатся у людей, живущих с ВИЧ, правосознанию, пониманию того, что никто без участия больного не может решать, жить ему или умереть.
"Правда, - говорила Смилька, - нас допускают к обсуждению любых проблем, кроме проблемы закупок препаратов. Тут нам вмешиваться не дают ни за что".
Другой модератор "Беседки" Константин Леженцев отмечал, что по сравнению с прошлой конференцией в этот раз Сообщество ведет себя тише. Вроде финансирование какое-то появилось. Вроде государство пошло на сотрудничество. То есть проблем много, но ссориться с государством не хочется. "Люди понимают, - вторила Де Люссини, - что без государства они бессильны. Мы же видим, например, что система равных консультантов (то есть когда людям, получившим диагноз ВИЧ, помогают люди, с диагнозом ВИЧ давно живущие) заработала только тогда, когда государственные СПИД-центры признали равных консультантов".
ОСТАНОВИТЬ ЭПИДЕМИЮ
Глава Сообщества людей, живущих с ВИЧ, Михаил Рукавишников на конференцию не пошел, хоть и приглашали. Говорит, незачем. Государственная политика борьбы со СПИДом, по словам Рукавишникова, состоит в том, чтобы закупить много препаратов. Это большие бюджеты, о которых чиновники и фармкомпании с удовольствием разговаривают друг с другом. Расходы на профилактику при этом катастрофически малы. Расходы на формирование приверженности к лечению (учить людей правильно принимать таблетки) вообще смехотворны. В результате закупленные на миллиарды лекарства люди принимают неправильно, и лекарства не помогают. Общественные организации, занимающиеся этой разъяснительной работой, с каждого своего мизерного гранта платят 18% НДС. А если передают грант партнерской организации в провинции, то там платится еще 18% НДС.
На итоговой пресс-конференции корреспондент "Пятницы" задал господину Онищенко вопрос: "Почему ресурсы с 2006 года выросли почти втрое (3 и 7,8 млрд руб. в год соответственно), а рост эпидемии и рост смертности не снизился нисколько?"
"Никто не ставил задачу остановить эпидемию", - отвечал главный санитарный врач.
*** На прочих презентациях выявлялись сходные факты: в целом и по части финансирования Россия лидирует, но какую конкретную, связанную со СПИДом проблему ни возьми – отстает
Валерий ПАНЮШКИН. «Ведомости. Пятница» 23 мая 2008 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)