|
Новые
меры поддержки семей с детьми |
Над темой номера работали:
|
|
|
Лилия ОВЧАРОВА
|
Алина ПИШНЯК
|
Курс на семейное воспитание детей сирот
Несмотря на отмеченное выше сокращение общей численности
детского населения, в России растет ежегодно выявляемое число детей-сирот
и детей, лишившихся родительского попечения, а соответственно и
общее накопленное число таких детей. Правда, в 2005 наметилась тенденция
сокращения общего числа детей-сирот,но не их доли. О масштабах и
динамике сиротства детей дает представление рис. 8.
Рисунок 8. Число детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей
Рассчитано по: Государственный доклад "О положении
детей в Российской Федерации", Министерство здравоохранения
и социального развития РФ, 2006 г., стр. 135.
За 16 лет число ежегодно выявляемых новых сирот и детей,
лишившихся попечения родителей, выросло в 2,7 раза, а распространенность
такого явления как лишение родительского попечения (показатель интенсивности
процесса) - почти в 4 раза. Общее число детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, увеличилось в 1,5 раза, а удельный вес
таких детей в числе всех детей в возрасте до 18 лет - в 2,5 раз.
До недавнего времени в решении проблем детей-сирот основной
упор делался на развитие государственных форм их воспитания, хотя
мировой опыт и лучшие практики отдельных регионов подтверждали большую
эффективность семейного устройства. Характерной чертой новой семейной
политики стал перенос акцента именно на семейные формы воспитания
детей-сирот.
Такие формы существовали, конечно, и раньше, опекуны
детей-сирот получали пособие на их воспитание. Но длительное время
опекунские пособия выплачивались с серьезными задержками, а размер
их дифференцирован в разрезе регионов и даже муниципалитетов. Сейчас
принят курс на расширение семейных форм устройства детей-сирот,
финансирование и развитие которых отнесено к компетенции региональных
законодательных и исполнительных властей. Постановлением Правительства
№842 от 30 декабря 2006 года "О порядке предоставления в 2007
году финансовой помощи бюджетам субъектов РФ в виде субсидий на
содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях,
а также на оплату труда приемных родителей" предусмотрены правила
предоставления в 2007 году финансовой помощи бюджетам субъектов
Российской Федерации в виде субсидий на содержание детей в семьях
опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на оплату труда
приемных родителей. Эти субсидии предоставляются субъектам Российской
Федерации, принявшим в установленном порядке законы или иные нормативные
правовые акты, устанавливающие расходные обязательства по осуществлению
ежемесячных выплат на содержание детей в семьях опекунов (попечителей)
и приемных семьях, а также на оплату труда приемных родителей, в
соответствии с которыми размер выплат на содержание 1 ребенка в
семье опекунов (попечителей) или приемной семье составляет не менее
4000 рублей в месяц, а размер оплаты труда приемных родителей -
не менее 2500 рублей в месяц.
Таким образом, впервые в современной российской истории
была артикулирована приоритетность семейного воспитания детей, оставшихся
без попечения родителей, а установление минимальных размеров выплат
средств на содержание детей и сирот (4 тысячи рублей в месяц) и
оплаты труда приемных родителей (2500 рублей в месяц) сгладят сложившуюся
территориальную дифференциацию в социальной защите сирот.
Имеющиеся в нашем распоряжении базы микроданных не позволяют
моделировать влияние обозначенных мер социальной политики на масштабы
сиротства и уровень жизни семей, воспитывающих детей, оставшихся
без попечения родителей, поэтому остановимся лишь на некоторых комментариях.
Выплаты на содержание детей сирот в семьях увеличились
практически в 3 раза, и, по состоянию на начало 2007 года, превышают
величину прожиточного минимума ребенка. Одним из следствий может
оказаться то, что привлекательность опекунских пособий спровоцирует
рост числа пособий насодержание детей сирот, которые и сейчас не
находятся под присмотром родителей, а живут с бабушками и дедушками
или другими близкими родственниками. В частности, по данным Минздравсоцразвития,
в 2004 году было выявлено 139,8 тыс. семей, в которых: (1) дети
находятся в социально опасном положении; (2) родители или законные
представители не выполняют свои обязанности по воспитанию детей;
(3) жестоко обращаются с детьми. Все эти ситуации являются основанием
для лишения родительских прав или права опекунства, но применено
оно было только к 65,2 тысячи случаев, что определяется не результатом
детального анализа проблем, а пропускной мощностью системы опеки
и попечительства.
Ранее сложность процедур оформления опекунства, низкий
уровень и нерегулярность выплат опекунских пособий не стимулировали
семьи и систему опеки и попечительства к активизации процедуры легитимизации
ситуации в семьях, где родители переложили функции по воспитанию
детей на других родственников. Сейчас экономический интерес может
стимулировать активность близких родственников по узаконению опеки
над детьми из неблагополучных семей и оформлению реального положения
дел в соответствии с правилами опеки и попечительства. Подчеркнем,
что данные ожидания ни в коем случае нельзя рассматривать как негативный
эффект новой семейно-ориентированной политики, а индикаторы результативности
следует искать в изменении абсолютных и относительных показателей
семейного устройства.
|