Rambler's Top100

№ 309 - 310
12 - 25 ноября 2007

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Мировой демографический барометр 

В Европейском Союзе социальные расходы в 2004 году составили более 27% ВВП

На поддержку семей с детьми было направлено 2,1% ВВП ЕС - от 0,7% ВВП в Испании до 3,9% в Дании

Социальные выплаты на поддержку семьям с детьми различаются по странам ЕС более чем в 10 раз

Страны ОЭСР существенно различаются по величине и форме предоставления поддержки семье и детям

Все большее число стран задумывается о мерах по повышению рождаемости


Google
Web demoscope.ru
Екатерина Щербакова

Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова

Страны ОЭСР существенно различаются по величине и форме предоставления поддержки семье и детям

В Базе данных о социальных расходах ОЭСР8 (OECD Social Expenditure Database) выделено 9 целевых областей оказания социальной помощи в связи:

  1. со старостью (пенсии по старости, социальные пенсии при досрочном выходе на пенсию, помощь по дому и обслуживание на дому пожилых людей);
  2. со смертью члена семьи (пенсии по случаю потери кормильца, оплата ритуальных услуг);
  3. с нетрудоспособностью (услуги по уходу и лечению, пособия по инвалидности, пособия в связи с производственной травмой и несчастным случаем, оплата временной нетрудоспособности экономически занятых лиц);
  4. с поддержанием здоровья (расходы на стационарное и амбулаторное лечение, товары медицинского назначения, профилактику заболеваний и сохранение здоровья);
  5. с поддержкой семьи (детские пособия и кредиты, уход за детьми, поддержка уровня дохода во время отпуска по уходу за детьми, выплаты родителям, воспитывающим детей в одиночку);
  6. с активной политикой на рынке труда (услуги по обеспечению занятости как в целом, так и отдельных групп населения, в частности, инвалидов, профессиональное обучение, субсидируемая занятость молодых);
  7. с безработицей (компенсационные выплаты, выходные пособия, пособия в связи с досрочным выходом на пенсию по причинам, диктуемым рынком труда);
  8. с необходимостью поддержания стандарта жилищных условий (жилищные пособия и субсидии на оплату арендуемого жилья);
  9. с другими целями социальной политики (пособия группам населения с низкими доходами, которые не могут быть отнесены к перечисленным выше областям социальной политики, и иные социальные услуги).

Социальные расходы осуществляются в виде денежных выплат или предоставлении товаров и услуг в натуральной форме, а также в форме налоговых льгот. Помимо того, что они должны производиться с одной из перечисленных выше социальных целей, социальные расходы должны приводить к перераспределению ресурсов между домохозяйствами или носить характер обязательности. По концепции ОЭСР, социальные расходы считаются общественными, если государственные органы (национальные, региональные и местные, включая фонды социального обеспечения) контролируют соответствующие финансовые потоки. Однако в некоторых странах довольно значительная часть социальных расходов осуществляется через частные благотворительные организации, и не все они учитываются в полном объеме.

Помимо частных социальных средств, которые в отдельных странах значительно увеличивают размер фактически предоставляемой социальной помощи, существенное влияние на формирование конечного объема предоставляемой поддержки оказывает действующая система налогообложения. За счет прямых налогов и сборов, которые обязаны выплачивать получатели социальной помощи, и косвенных налогов, выплачиваемых ими при покупке товаров и услуг, государство само уменьшает объем предоставляемой социальной поддержки, хотя, вместе с тем, предусматривает и системы налоговых льгот и отсрочек.

Наряду с этим формируется и специальная база данных о семье (OECD Family Database), детально характеризующих все виды социальной поддержки семьям, охват детей различными формами общественного воспитания и образования, экономическую занятость женщин с разным числом детей различного возраста и т.д.

В 2003 году социальные пособия и выплаты семьям (без учета расходов на поддержание здоровья и определенного стандарта жилищных условий, также оказывающих значительную поддержку семьям) составили в среднем по 249 странам ОЭСР 2,4% от ВВП, варьируясь от 0,1% в Южной Корее до 4,1% в Люксембурге (рис. 11). При этом страны ОЭСР заметно различаются по типам предоставления этих выплат.

В среднем по ОЭСР-24 денежные выплаты (детские пособия, которые в некоторых странах зависят от возраста ребенка и доход семьи; выплаты и пособия во время родительского отпуска по уходу за детьми, одиноким родителям и на общественные формы воспитания и ухода за ребенком, выплачиваемые родителям) составили 1,3% ВВП, услуги (прямое финансирование и субсидирование услуг по уходу за детьми и дошкольному образованию и некоторых других услуг, предоставляемых семьям) - 0,9% ВВП, налоговые льготы (исключение детских пособий из налогооблагаемой базы, освобождение от уплаты по "детским" кредитам и т.п.) - 0,2% ВВП.

Денежные выплаты являются преобладающей формой оказания поддержки семье в Ирландии (86%), Новой Зеландии (83), Австрии (81), Австралии (78), Канаде (77), Великобритании (66), Словакии (56), Чехии (55), Бельгии, Финляндии и Норвегии (по 54%). В Германии, Франции, Нидерландах, Испании и Мексики они составили в 2003 году от 30% до 40% от общей суммы предоставленной социальной помощи семьям, в Японии - около 25%, а в США - чуть более 6%.

Оплата соответствующих услуг служит основной формой социальной поддержки семьи в Южной Корее (100%), Мексике (69), Дании (59), Испании (58), Швеции (55), Исландии и Италии (по 53%). А в Австрии, Новой Зеландии, Канаде и Ирландии в такой форме предоставляется лишь от 10% до 20% оказываемой семьям помощи.

Налоговые льготы особое значение имеют в США (49%), Японии (39%) и Германии (34%). А в Новой Зеландии, Австрии, Южной Корее, Мексике, Дании, Швеции, Исландии, Италии и Финляндии значение такой формы предоставления социальной поддержки семье близко к нулю.

Рисунок 11. Социальные пособия и выплаты на поддержку семьи в странах ОЭСР по типам, 2003, % от ВВП

Важная роль в поддержке семьи отводится общественным расходам на воспитание детей младшего возраста (в яслях, центрах и семьях дневного пребывания для детей в возрасте до 3 лет) и дошкольное образование (в детских садах и центрах дневного пребывания для детей в возрасте от 3 до 6 лет). Эти расходы могут осуществляться в виде денежных выплат, оплаты услуг или налоговых льгот. В среднем по ОЭСР величина этих расходов в 2003 году составила около 0,7% ВВП, варьируясь от 0,1% в Южной Корее до 1,8 в Исландии (рис. 12). На воспитание детей младшего возраста относительно больше средств расходуется в Исландии (1,2% ВВП), Финляндии и Дании (по 1%), а на дошкольное образование - в Венгрии (0,8%), Франции, Дании и Мексике (по 0,7%).

Рисунок 12. Общественные расходы на воспитание детей младшего возраста и дошкольное образование в странах ОЭСР по типам, 2003, % от ВВП

Если общественные расходы на воспитание детей младшего возраста (до 3 лет) отнести к общему числу детей этого возраста, получится, что на одного ребенка в среднем за 2003 год было затрачено от 144 долларов США (с учетом паритетов покупательной способности - ППС) в Южной Корее до 8009 в Дании (рис. 13). А расходы на дошкольное воспитание в расчете на одного ребенка, охваченного этими формами образования, составили от 2069 долларов США (с учетом ППС) в Мексике до 7755 в США.

Социально финансируемые общественные формы воспитания детей младшего возраста (до 3 лет) больше распространены, в таких странах как Дания, Франция, Финляндия, Исландия, Норвегия и Швеция, где на них затрачивается гораздо больше средств, чем в других странах ОЭСР. Более низкие расходы на эти цели типичны для стран Южной Европы, где преобладает домашнее воспитание детей младшего возраста, а широкое применение общественных форм воспитания и образования практикуется, в основном, начиная с 3 лет (рис. 14 и табл. 1). Общественные расходы на воспитание детей младшего возраста обычно ниже там, где преобладающими являются частные формы воспитания и ухода за детьми. А в таких странах, как Южная Корея и Япония, основную роль в финансировании и дошкольного образования играют расходы частных домохозяйств (то есть самих семей). Общественные формы воспитания и образования обеспечивают определенные стандарты развития детей и позволяют родителям, прежде всего, матерям активнее выступать на рынке труда и в других сферах социальной жизни общества.

Рисунок 13. Общественные расходы на воспитание детей младшего возраста и дошкольное образование в странах ОЭСР, 2003, долларов США на одного ребенка (с учетом ППС)

В 2003/2004 учебном году в среднем по ОЭСР 23% детей в возрасте до 3 лет были охвачены теми или иными общественными формами воспитания детей младшего возраста (группы в центрах дневного пребывания, присмотр за детьми официально зарегистрированными нянями на дому у себя или в семье ребенка). Наиболее широко распространены эти формы воспитания детей в Дании и Исландии (около 60% детей в возрасте до 3 лет), в Норвегии (44%), Швеции (40%), в США, Финляндии, Бельгии (34-36%%). С другой стороны, в Польше они составляли всего лишь 2%, в Чехии и Мексике - по 3%.

Более широко охвачены общественными формами дошкольного образования дети в возрасте от 3 до 6 лет. В среднем по ОЭСР этот охват составлял 74%, варьируясь от 11% в Турции до 100% в Бельгии, Италии и Франции.

Рисунок 14. Охват детей в возрасте до 6 лет общественными формами воспитания и дошкольного образования в странах ОЭСР, 2003/2004, %


Таблица 1. Охват детей в возрасте до 6 лет детскими дошкольными учреждениями, 2004

 

Охват детей в возрасте до 3 лет центрами дневного пребывания и детей в возрасте от 3 до 6 лет дошкольным образованием, %

Ожидаемое число лет обучения для детей в возрасте от 3 до 5 лет

до 3 лет

3 года

4 года

5 лет

Австралия 1

29,0

55,0

64,6

90,9

1,8

Австрия

4,1

45,9

82,1

93,1

2,2

Бельгия

38,5

99,3

99,9

99,7

3,1

Канада 2

19,0

..

..

..

..

Чехия

3,0

68,0

91,2

96,7

2,6

Дания 1

61,7

81,8

93,4

93,9

2,7

Финляндия 3

35,0

37,7

46,1

54,6

1,4

Франция 4

26,0

100,0

100,0

100,0

3,2

Германия 2

9,0

69,5

84,3

86,7

2,4

Греция 3

7,0

..

57,2

84,1

1,4

Венгрия

6,9

71,0

92,3

97,8

2,6

Исландия 3

58,7

93,3

95,1

95,9

2,8

Ирландия 5

15,0

48,0

46,6

100,0

1,5

Италия 5

6,3

98,7

100,0

100,0

3,0

Япония

15,2

67,3

95,2

96,6

2,6

Южная Корея 1

19,9

59,5

66,4

88,7

0,9

Люксембург 3

14,0

37,9

83,5

96,9

2,2

Мексика 3

3,0

22,1

66,4

95,9

1,8

Нидерланды

29,5

32,3

74,0

98,4

1,7

Новая Зеландия

32,1

82,1

95,1

100,0

2,8

Норвегия 3

43,7

79,4

86,9

89,0

2,6

Польша 2

2,0

26,1

35,7

46,2

1,1

Португалия

23,5

63,9

79,9

90,2

2,3

Словакия 3

17,7

60,3

71,7

84,7

2,2

Испания

20,7

95,9

100,0

100,0

3,1

Швеция

39,5

82,5

87,7

89,7

2,6

Швейцария

..

7,2

34,4

89,7

1,3

Турция

..

1,7

3,4

26,2

0,3

Великобритания

25,8

50,2

92,0

98,2

2,4

США

29,5

41,8

64,1

77,0

1,8

1 -2005 год
2 - 2001 год
3 - 2003 год
4 - 2002 год
5 - 2000 год

Источники:
Organization for Economic Co-Operation and Development - www.oecd.org
OECD Social and Welfare Statistics - www.oecd.org/statistics/social.
Social Expenditure Database - http://www.sourceoecd.org/database/socialexpenditure
OECD Family Database - www.oecd.org/els/social/family/database


8 - Organization for Economic Co-Operation and Development. Первоначально - в 1960-1961 годы - в эту организацию вошли Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США, Турция, Франция, Швейцария и Швеция. Позже к ним присоединилась Япония (1964), Финляндия (1969), Австралия (1971), Новая Зеландия (1973), Мексика (1994), Чехия (1995), Венгрия, Польша и Корея (1996), а также Словакия (2000).
9 - Не включают данные по Греции, Венгрии, Люксембургу, Польше, Швейцарии и Турции из-за отсутствия данных о налоговых льготах, предоставляемых семьям с детьми.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.