|
|
Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова
|
Страны ОЭСР существенно различаются по величине и форме
предоставления поддержки семье и детям
В Базе данных о социальных расходах ОЭСР8
(OECD Social Expenditure Database) выделено 9 целевых областей оказания
социальной помощи в связи:
- со старостью (пенсии по старости, социальные пенсии
при досрочном выходе на пенсию, помощь по дому и обслуживание
на дому пожилых людей);
- со смертью члена семьи (пенсии по случаю потери кормильца,
оплата ритуальных услуг);
- с нетрудоспособностью (услуги по уходу и лечению,
пособия по инвалидности, пособия в связи с производственной травмой
и несчастным случаем, оплата временной нетрудоспособности экономически
занятых лиц);
- с поддержанием здоровья (расходы на стационарное
и амбулаторное лечение, товары медицинского назначения, профилактику
заболеваний и сохранение здоровья);
- с поддержкой семьи (детские пособия и кредиты, уход
за детьми, поддержка уровня дохода во время отпуска по уходу за
детьми, выплаты родителям, воспитывающим детей в одиночку);
- с активной политикой на рынке труда (услуги по обеспечению
занятости как в целом, так и отдельных групп населения, в частности,
инвалидов, профессиональное обучение, субсидируемая занятость
молодых);
- с безработицей (компенсационные выплаты, выходные
пособия, пособия в связи с досрочным выходом на пенсию по причинам,
диктуемым рынком труда);
- с необходимостью поддержания стандарта жилищных
условий (жилищные пособия и субсидии на оплату арендуемого жилья);
- с другими целями социальной политики (пособия группам
населения с низкими доходами, которые не могут быть отнесены к
перечисленным выше областям социальной политики, и иные социальные
услуги).
Социальные расходы осуществляются в виде денежных выплат
или предоставлении товаров и услуг в натуральной форме, а также
в форме налоговых льгот. Помимо того, что они должны производиться
с одной из перечисленных выше социальных целей, социальные расходы
должны приводить к перераспределению ресурсов между домохозяйствами
или носить характер обязательности. По концепции ОЭСР, социальные
расходы считаются общественными, если государственные органы (национальные,
региональные и местные, включая фонды социального обеспечения) контролируют
соответствующие финансовые потоки. Однако в некоторых странах довольно
значительная часть социальных расходов осуществляется через частные
благотворительные организации, и не все они учитываются в полном
объеме.
Помимо частных социальных средств, которые в отдельных
странах значительно увеличивают размер фактически предоставляемой
социальной помощи, существенное влияние на формирование конечного
объема предоставляемой поддержки оказывает действующая система налогообложения.
За счет прямых налогов и сборов, которые обязаны выплачивать получатели
социальной помощи, и косвенных налогов, выплачиваемых ими при покупке
товаров и услуг, государство само уменьшает объем предоставляемой
социальной поддержки, хотя, вместе с тем, предусматривает и системы
налоговых льгот и отсрочек.
Наряду с этим формируется и специальная база данных
о семье (OECD Family Database), детально характеризующих все виды
социальной поддержки семьям, охват детей различными формами общественного
воспитания и образования, экономическую занятость женщин с разным
числом детей различного возраста и т.д.
В 2003 году социальные пособия и выплаты семьям (без
учета расходов на поддержание здоровья и определенного стандарта
жилищных условий, также оказывающих значительную поддержку семьям)
составили в среднем по 249 странам ОЭСР
2,4% от ВВП, варьируясь от 0,1% в Южной Корее до 4,1% в Люксембурге
(рис. 11). При этом страны ОЭСР заметно различаются по типам предоставления
этих выплат.
В среднем по ОЭСР-24 денежные выплаты (детские пособия,
которые в некоторых странах зависят от возраста ребенка и доход
семьи; выплаты и пособия во время родительского отпуска по уходу
за детьми, одиноким родителям и на общественные формы воспитания
и ухода за ребенком, выплачиваемые родителям) составили 1,3% ВВП,
услуги (прямое финансирование и субсидирование услуг по уходу за
детьми и дошкольному образованию и некоторых других услуг, предоставляемых
семьям) - 0,9% ВВП, налоговые льготы (исключение детских пособий
из налогооблагаемой базы, освобождение от уплаты по "детским"
кредитам и т.п.) - 0,2% ВВП.
Денежные выплаты являются преобладающей формой оказания
поддержки семье в Ирландии (86%), Новой Зеландии (83), Австрии (81),
Австралии (78), Канаде (77), Великобритании (66), Словакии (56),
Чехии (55), Бельгии, Финляндии и Норвегии (по 54%). В Германии,
Франции, Нидерландах, Испании и Мексики они составили в 2003 году
от 30% до 40% от общей суммы предоставленной социальной помощи семьям,
в Японии - около 25%, а в США - чуть более 6%.
Оплата соответствующих услуг служит основной формой
социальной поддержки семьи в Южной Корее (100%), Мексике (69), Дании
(59), Испании (58), Швеции (55), Исландии и Италии (по 53%). А в
Австрии, Новой Зеландии, Канаде и Ирландии в такой форме предоставляется
лишь от 10% до 20% оказываемой семьям помощи.
Налоговые льготы особое значение имеют в США (49%),
Японии (39%) и Германии (34%). А в Новой Зеландии, Австрии, Южной
Корее, Мексике, Дании, Швеции, Исландии, Италии и Финляндии значение
такой формы предоставления социальной поддержки семье близко к нулю.
Рисунок 11. Социальные пособия и выплаты на поддержку
семьи в странах ОЭСР по типам, 2003, % от ВВП
Важная роль в поддержке семьи отводится общественным
расходам на воспитание детей младшего возраста (в яслях, центрах
и семьях дневного пребывания для детей в возрасте до 3 лет) и дошкольное
образование (в детских садах и центрах дневного пребывания для детей
в возрасте от 3 до 6 лет). Эти расходы могут осуществляться в виде
денежных выплат, оплаты услуг или налоговых льгот. В среднем по
ОЭСР величина этих расходов в 2003 году составила около 0,7% ВВП,
варьируясь от 0,1% в Южной Корее до 1,8 в Исландии (рис. 12). На
воспитание детей младшего возраста относительно больше средств расходуется
в Исландии (1,2% ВВП), Финляндии и Дании (по 1%), а на дошкольное
образование - в Венгрии (0,8%), Франции, Дании и Мексике (по 0,7%).
Рисунок 12. Общественные расходы на воспитание детей
младшего возраста и дошкольное образование в странах ОЭСР по типам,
2003, % от ВВП
Если общественные расходы на воспитание детей младшего
возраста (до 3 лет) отнести к общему числу детей этого возраста,
получится, что на одного ребенка в среднем за 2003 год было затрачено
от 144 долларов США (с учетом паритетов покупательной способности
- ППС) в Южной Корее до 8009 в Дании (рис. 13). А расходы на дошкольное
воспитание в расчете на одного ребенка, охваченного этими формами
образования, составили от 2069 долларов США (с учетом ППС) в Мексике
до 7755 в США.
Социально финансируемые общественные формы воспитания
детей младшего возраста (до 3 лет) больше распространены, в таких
странах как Дания, Франция, Финляндия, Исландия, Норвегия и Швеция,
где на них затрачивается гораздо больше средств, чем в других странах
ОЭСР. Более низкие расходы на эти цели типичны для стран Южной Европы,
где преобладает домашнее воспитание детей младшего возраста, а широкое
применение общественных форм воспитания и образования практикуется,
в основном, начиная с 3 лет (рис. 14 и табл. 1). Общественные расходы
на воспитание детей младшего возраста обычно ниже там, где преобладающими
являются частные формы воспитания и ухода за детьми. А в таких странах,
как Южная Корея и Япония, основную роль в финансировании и дошкольного
образования играют расходы частных домохозяйств (то есть самих семей).
Общественные формы воспитания и образования обеспечивают определенные
стандарты развития детей и позволяют родителям, прежде всего, матерям
активнее выступать на рынке труда и в других сферах социальной жизни
общества.
Рисунок 13. Общественные расходы на воспитание детей
младшего возраста и дошкольное образование в странах ОЭСР, 2003,
долларов США на одного ребенка (с учетом ППС)
В 2003/2004 учебном году в среднем по ОЭСР 23% детей
в возрасте до 3 лет были охвачены теми или иными общественными формами
воспитания детей младшего возраста (группы в центрах дневного пребывания,
присмотр за детьми официально зарегистрированными нянями на дому
у себя или в семье ребенка). Наиболее широко распространены эти
формы воспитания детей в Дании и Исландии (около 60% детей в возрасте
до 3 лет), в Норвегии (44%), Швеции (40%), в США, Финляндии, Бельгии
(34-36%%). С другой стороны, в Польше они составляли всего лишь
2%, в Чехии и Мексике - по 3%.
Более широко охвачены общественными формами дошкольного
образования дети в возрасте от 3 до 6 лет. В среднем по ОЭСР этот
охват составлял 74%, варьируясь от 11% в Турции до 100% в Бельгии,
Италии и Франции.
Рисунок 14. Охват детей в возрасте до 6 лет общественными
формами воспитания и дошкольного образования в странах ОЭСР, 2003/2004,
%
Таблица 1. Охват детей в возрасте до 6 лет детскими дошкольными
учреждениями, 2004
|
Охват детей в возрасте до 3 лет центрами дневного пребывания
и детей в возрасте от 3 до 6 лет дошкольным образованием,
%
|
Ожидаемое число лет обучения для детей в возрасте от 3
до 5 лет
|
до 3 лет
|
3 года
|
4 года
|
5 лет
|
Австралия 1
|
29,0
|
55,0
|
64,6
|
90,9
|
1,8
|
Австрия
|
4,1
|
45,9
|
82,1
|
93,1
|
2,2
|
Бельгия
|
38,5
|
99,3
|
99,9
|
99,7
|
3,1
|
Канада 2
|
19,0
|
..
|
..
|
..
|
..
|
Чехия
|
3,0
|
68,0
|
91,2
|
96,7
|
2,6
|
Дания 1
|
61,7
|
81,8
|
93,4
|
93,9
|
2,7
|
Финляндия 3
|
35,0
|
37,7
|
46,1
|
54,6
|
1,4
|
Франция 4
|
26,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
3,2
|
Германия 2
|
9,0
|
69,5
|
84,3
|
86,7
|
2,4
|
Греция 3
|
7,0
|
..
|
57,2
|
84,1
|
1,4
|
Венгрия
|
6,9
|
71,0
|
92,3
|
97,8
|
2,6
|
Исландия 3
|
58,7
|
93,3
|
95,1
|
95,9
|
2,8
|
Ирландия 5
|
15,0
|
48,0
|
46,6
|
100,0
|
1,5
|
Италия 5
|
6,3
|
98,7
|
100,0
|
100,0
|
3,0
|
Япония
|
15,2
|
67,3
|
95,2
|
96,6
|
2,6
|
Южная Корея 1
|
19,9
|
59,5
|
66,4
|
88,7
|
0,9
|
Люксембург 3
|
14,0
|
37,9
|
83,5
|
96,9
|
2,2
|
Мексика 3
|
3,0
|
22,1
|
66,4
|
95,9
|
1,8
|
Нидерланды
|
29,5
|
32,3
|
74,0
|
98,4
|
1,7
|
Новая Зеландия
|
32,1
|
82,1
|
95,1
|
100,0
|
2,8
|
Норвегия 3
|
43,7
|
79,4
|
86,9
|
89,0
|
2,6
|
Польша 2
|
2,0
|
26,1
|
35,7
|
46,2
|
1,1
|
Португалия
|
23,5
|
63,9
|
79,9
|
90,2
|
2,3
|
Словакия 3
|
17,7
|
60,3
|
71,7
|
84,7
|
2,2
|
Испания
|
20,7
|
95,9
|
100,0
|
100,0
|
3,1
|
Швеция
|
39,5
|
82,5
|
87,7
|
89,7
|
2,6
|
Швейцария
|
..
|
7,2
|
34,4
|
89,7
|
1,3
|
Турция
|
..
|
1,7
|
3,4
|
26,2
|
0,3
|
Великобритания
|
25,8
|
50,2
|
92,0
|
98,2
|
2,4
|
США
|
29,5
|
41,8
|
64,1
|
77,0
|
1,8
|
1 -2005 год
2 - 2001 год
3 - 2003 год
4 - 2002 год
5 - 2000 год
Источники:
Organization for Economic Co-Operation and Development - www.oecd.org
OECD Social and Welfare Statistics - www.oecd.org/statistics/social.
Social Expenditure Database - http://www.sourceoecd.org/database/socialexpenditure
OECD Family Database - www.oecd.org/els/social/family/database
8 - Organization for Economic Co-Operation and
Development. Первоначально - в 1960-1961 годы - в эту организацию
вошли Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания,
Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды,
Норвегия, Португалия, США, Турция, Франция, Швейцария и Швеция.
Позже к ним присоединилась Япония (1964), Финляндия (1969), Австралия
(1971), Новая Зеландия (1973), Мексика (1994), Чехия (1995), Венгрия,
Польша и Корея (1996), а также Словакия (2000).
9 - Не включают данные по Греции, Венгрии, Люксембургу,
Польше, Швейцарии и Турции из-за отсутствия данных о налоговых льготах,
предоставляемых семьям с детьми.
|