Rambler's Top100

№ 305 - 306
15 - 28 октября 2007

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Институт демографии Государственного университета - Высшей школы экономики

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Глазами аналитиков 

Курение. Краткая история победившей эпидемии

Борьба с курением

Гендерные различия в практиках здоровья: подходы к объяснению и эмпирический анализ

Распространенность и динамика курения среди женщин

Демографический кризис в России: оптимальные пути преодоления


Google
Web demoscope.ru

Борьба с курением

Вишневский А.Г.
(Часть раздела "Снижение смертности от управляемых причин" доклада РЕЦЭП №14 "Приоритеты демографической и миграционной политики России" / Под ред. А.Г. Вишневского. М., РЕЦЭП 2007, с. 64-130)

Табак - одна из ведущих причин предотвратимой преждевременной смерти в странах с низкой смертностью. Считается, что в Европе ежегодно вследствие курения умирают приблизительно 1,6 миллиона человек. Во многих странах ведется энергичная борьба с курением, которая приводит к сокращению числа курильщиков и/или интенсивности курения. Конечно, до полного отказа от курения пока далеко, динамика числа курильщиков и количества потребляемых сигарет иногда противоречива, но всё же в большинстве случаев преобладает тенденция к сокращению потребления табака и табачных изделий.

Так в США с 1990 по 2002 год доля курящих, стандартизованная по возрасту, изменялась следующим образом1:


 

1990

1995

2000

2002

Всего

25,3

24,6

23,1

22,4

Мужчины

28,0

26,5

25,2

24,8

Женщины

22,9

22,7

22,1

20,1

Уменьшалось доля, а значит, и абсолютное число курильщиков и во многих европейских странах. Так, в Великобритании доля курящих в населении старше 15 лет упала с 39% в 1980 до 30 в 1990 и до 26% в 2003 г. Во Франции соответствующие показатели составили 32% в 1980, 29 в 1991 и 25% в 2003 г. В Финляндии доля курящих с 1990 по 2003 г. сократилась с 26 до 22%, в Венгрии с 1992 по 2003 - с 44 до 34%, в Польше с 1993 по 2002 – с 39 до 32%. Но Россия упорно оставалась белой вороной, здесь между 1991 и 2001 гг. доля курящих выросла с 30 до 35%. При этом доля курящих среди женщин старше 15 лет в России хотя и растет, все еще остается ниже, чем во многих европейских странах. Зато среди мужчин курит 60% (в Германии, Венгрии, Польше – порядка 40%)2.

Согласно результатам регулярных опросов в рамках РМЭЗ никаких серьезных признаков снижения доли курящих среди взрослого населения России не наблюдается, а доля курящих подростков в последнее время, скорее, растет (рис. 11).

Рисунок 11. Доля регулярно курящих мужчин и женщин старше 18 лет и подростков 14-18 лет, в % к опрошенным

Источник: Zohoori, N., D.Blanchette, and B. Popkin. “Monitoring Health Conditions in the Russian Federation: The Russia Longitudinal Monitoring Survey 1992-2004.

Повсеместно (но снова за исключением России) уменьшалось не только число курильщиков, но и количество выкуриваемых сигарет (рис. 12).

Рисунок 12 Число выкуриваемых сигарет на человека в год в некоторых странах в 1990-2000 гг.

Источник: WHO European health for all database (HFA-DB).

Рисунок 13. Число выкуриваемых сигарет на человека в год в некоторых странах в 2000 гг.

Источник: WHO European health for all database (HFA-DB).

При этом здесь также нет никаких оснований говорить о благоприятной динамике в России, положение, скорее, ухудшается, особенно у подростков (рис. 14).

Рисунок 14. Число выкуриваемых сигарет на человека в год у мужчин и женщин старше 18 лет и подростков 14-18 лет, в % к опрошенным

Источник: Zohoori, N., D.Blanchette, and B. Popkin. “Monitoring Health Conditions in the Russian Federation: The Russia Longitudinal Monitoring Survey 1992-2004.

Снижение потребления табака в европейских странах и США стало результатом проведения самых различных мер воздействия на население со стороны государственных органов, общественных организаций и средств массовой информации. Среди этих мер были ценовые увеличения за счет более высокого налогообложения; запрещение или ограничение рекламы; распространение  информации о вреде, наносимом курением; ограничения на курение в рабочих помещениях и общественных местах; предупреждающее ярлыки на упаковке напитков; образовательные кампании; пропаганда и обеспечение доступных методов устранения никотиновой зависимости.

Последующий анализ позволяет хотя бы приблизительно судить об эффективности используемых мер.

Так, по некоторым данным, увеличение цены на 10% ведет к сокращению распространения курения на 2,5-5% в начальный период и до 10% через некоторое время. Правда, это происходит только в том случае, если цены увеличиваются с учетом темпов инфляции. Важно то, что под воздействием этой меры распространенность курения среди молодых людей может снизиться более значительно, чем среди лиц старшего возраста. Взрослые женщины более чувствительны к ценовым увеличениям, чем мужчины. В результате британского исследования установлено также, что курильщики в самых низких социально-экономических группах более чувствительны к ценовым увеличениям по сравнению с самыми высокими социально-экономическими группами. Таким образом, курильщики с более низким доходом могут получить наибольшую выгоду для здоровья, тем более что распространенность курения и связанных болезней и смертных случаев - намного выше в этой группе.

О возможности влияния на распространение курения роста цен на табачные изделия говорит, в частности, пример Канады. Между 1950 и 1980 годами цены на табачные изделия и потребление табака здесь были достаточно устойчивыми. Затем в начале 1990-х гг. цены увеличили, и соответственно уменьшилось потребление. Между 1993 и 1994 гг., федеральные и некоторые провинциальные налоги на табачные изделия в Канаде были сокращены (в ответ на увеличение международной контрабанды), и впоследствии, потребление сигареты значительно повысилось.

В Великобритании цены на сигареты увеличивались с 1971 до 1996 года. Как и в Канаде, было отмечено соответствующее снижение в потреблении сигарет в Великобритании (снижение в ежегодном расходе от 14500 миллионов фунтов стерлингов к 9500 миллионов фунтов за этот период). В Южной Африке, за тот же период времени, увеличение цен на табачные изделия привело к уменьшению потребления сигарет.

Кампании, проводящиеся в СМИ, особенно если они хорошо продуманы и сочетаются с другими мерами, могут улучшать понимание и изменять отношения относительно рисков использования табака и выгод от ухода вредной привычки и способствовать  предотвращению втягивания в курение молодых людей и его прекращению среди молодежи и взрослых.

Канадские эксперты утверждают, что новые высоко графические ярлыки предупреждения на пакетах сигарет в Канаде имели существенное воздействие на курильщиков: 90% курильщиков заметили предупреждение, 43% стали более обеспокоенными относительно рисков курения для здоровья, и 44% предприняли попытки бросить курить.

Относительно ограничений курения на рабочих местах, имеется свидетельство, что распространенность курения уменьшается почти на 4% в свободных от дыма рабочих местах, и может снизиться даже на 10%.


1 St.Abstract, 2004-2005, table 188.
2 HFA

   
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.