Проблемы преодоления последствий чернобыльской катастрофы
В.П. Малышев1
(Полностью опубликовано в журнале "Проблемы анализа риска",
2006, т.3, №1, с. 23-30)
Введение
Авария на Чернобыльской АЭС по совокупности последствии
является самой крупной техногенной катастрофой в истории человечества.
Она затронула судьбы миллионов людей, проживающих на огромных территориях
не только бывшего Советского Союза, но и Европы. Суммарный выброс
радиоактивных веществ в атмосферу составил около 1,5×1019Бк,
в результате которого общая площадь радиоактивно загрязненных территорий
достигла 200 тысяч км2 2.
В 1986 году на данных территориях проживало свыше 18 млн. человек.
Преодоление последствий чернобыльской катастрофы потребовало решения
исключительно сложных крупномасштабных проблем, затрагивающих практически
все сферы общественной жизни, многие аспекты науки, техники, производства,
морали и права.
Медико-демографические проблемы
Самым существенным последствием чернобыльской аварии
являлось то, что большое количество населения европейской части
бывшего СССР получили значительные дозы облучения, по различным
оценкам от 15 до 20 млн. человек. При этом наряду с внешним облучением,
обусловленным радиационным загрязнением территории, существенный
вклад в дозовые нагрузки вносило внутреннее облучение человека за
счет вдыхания загрязненного воздуха и потребления зараженных продуктов
питания и воды. Ингаляционный путь воздействия в районе аварии на
начальном периоде ликвидации ее последствий представлял первостепенную
опасность, так как в воздухе находились высокоактивные топливные
частицы, которые, попадая в легкие человека, могли вызвать значительные
радиационные повреждения на клеточном уровне.
Исследования по оценке демографических последствий базируются
в основном на статистике общей смертности и заболеваемости. На результаты
данных исследований существенное влияние оказал системный социально-экономический
кризис, который охватил все страны бывшего Советского Союза после
его распада. Резкое падение жизненного уровня, снижение качества
и доступности медицинской помощи привели к уменьшению средней продолжительности
жизни населения. На фоне этих процессов крайне трудно выявить влияние
радиационного фактора и подтвердить достоверность прогнозных оценок
о дополнительной смертности от раковых заболеваний на уровне 9,5
млн. случаев за 70 лет после аварии.
Государственные органы Российской Федерации основное
внимание обратили на здоровье участников ликвидации последствий
чернобыльской аварии и населения, проживающего на загрязненных территориях
Брянской, Калужской, Тульской, Орловской и некоторых других областей.
С этой целью осуществляется специализированное медицинское наблюдение
в рамках Российского государственного медико-дозиметрического регистра,
в банке данных которого находится информация на 550 тысяч человек,
из них около 200 тысяч — ликвидаторы и свыше 300 тысяч — проживающие
на наиболее загрязненных территориях.
Деятельность Регистра3
позволила установить повышенный уровень заболеваемости среди ликвидаторов
по сравнению с аналогичными показателями контрольной группы. Особенно
велики показатели заболеваемости эндокринной системы — в 10 раз
и болезней системы кровообращения — в 4 раза. Согласно современным
научным данным при дозах от 100 до 200 м3в, которые характерны для
ликвидаторов, участвовавших в работах в 1986-1987 годах, воздействие
радиации на иммунную систему организма вызывает клинические эффекты,
связанные с кровообращением и функционированием эндокринной системы.
При этом отмечается тенденция к повышению заболеваемости в наиболее
молодой группе ликвидаторов, возраст которых на момент аварии составлял
20-25 лет.
Оценка онкологической смертности ликвидаторов показала,
что группу наибольшего риска составляют участники ликвидации последствий
аварии 1986-1987 годов и получившие высокие дозы облучения, в среднем
от 100 до 200 м3в. Для этой категории лиц вероятность преждевременной
смерти через 20 лет после чернобыльской катастрофы превышает среднестатистические
показатели от лейкозов на 25%, от остальных форм рака на 30%.
Среди населения, проживающего на загрязненных радионуклидами
территориях, также отмечается устойчивая тенденция к росту заболеваемости
злокачественными новообразованиями. Установлено, что величина показателей
заболеваемости раком щитовидной железы среди населения Брянской,
Тульской и Орловской по отношению к населению России в целом имеет
статистически достоверный рост в 2-2,5 раза. При этом риск заболеваемости
раком щитовидной железы среди детей до 4 лет на момент облучения
в 6-10 раз превышает риск для взрослого населения4.
Наиболее серьезным последствием чернобыльской аварии
является ухудшение психического здоровья пострадавших, которое характерно
как для ликвидаторов, так и для населения, проживающего на загрязненных
территориях. Потеря экономической стабильности в обществе и ожидание
неблагоприятных последствий для своего здоровья на фоне возможных
временных ухудшений самочувствия привели к нарушению физического
и эмоционального баланса человека. В связи с этим показатели нарушения
психического здоровья у ликвидаторов в 5 раз выше, а среди населения
загрязненных территорий — в 2 раза выше по сравнению с аналогичными
показателями в целом по России.
В дальнейшем представляется целесообразным обеспечить
длительное медицинское наблюдение за выявленными группами повышенного
риска, к которым относятся ликвидаторы, участвовавшие в работах
на ЧАЭС в 1986-1987 годах, и детское население загрязненных районов
Брянской, Калужской, Орловской и Тульской областей. Мероприятия
по медицинской реабилитации граждан, подвергшихся радиоактивному
воздействию вследствие чернобыльской катастрофы, должны обеспечивать
выявление скрытой патологии и заболеваний на ранней стадии, а также
оказание своевременной профилактической и лечебной медицинской помощи.
Эколого-реабилитационные проблемы
Вторым по значимости негативным последствием чернобыльской
аварии считается колоссальное по своим масштабам радиоактивное загрязнение
территорий.
Радиоактивному загрязнению после аварии в России подверглись
2 млн. 955 тысяч га сельхозугодий, в том числе 171 тысяча га с плотностью
15 Ки/км2 и выше. В зоне с плотностью загрязнения свыше
15 Ки/км2 расположено 38 хозяйств, имеющих в общественном
секторе 10 тысяч голов дойного стада, а также 55 населенных пунктов,
где содержится более 11 тысяч коров. Многолетние наблюдения показывают,
что 26 хозяйств относятся к разряду «неблагополучных», где периодически
выявляются «грязные» молоко и мясо. К разряду «критических» относятся
18 хозяйств, где практически ежегодно регистрируются сверхнормативно
загрязненные молоко, мясо и корма.
Около 30 тысяч га с уровнями загрязнений, превышающих
40 Ки/км2, были полностью выведены из хозяйственного
использования, а население, проживающее в этой зоне, было отселено.
Проводимый радиационный мониторинг четко показывает,
что изменение уровней загрязнения территорий происходит под влиянием
следующих основных факторов:
- естественного распада радионуклидов;
- заглубления радионуклидов под действием природно-климатических
процессов;
- перераспределения радионуклидов в почвенном слое за счет антропогенного
воздействия.
При этом отсутствует измеряемый перенос радионуклидов
между ландшафтными комплексами. В настоящее время темпы снижения
уровней радиоактивного загрязнения почв стабилизировались и не превышают
3% в год.
Сохраняется необходимость проведения постоянного радиационного
мониторинга лесной продукции. К настоящему времени общая площадь
загрязненных лесов составляет 1 млн. га. Наибольшее загрязнение
лесного фонда наблюдается в Брянской (2285 тысяч га), Калужской
(159 тысяч га), Тульской (107,6 тысячи га) и Орловской (93 тысяч
га) областях, что составляет более 30% общей площади лесного фонда
этих областей. Соблюдение принятых технологических условий и ограничений
при заготовке позволяет в целом обеспечить нормативное содержание
радионуклидов в пиломатериалах. В древесных ресурсах превышение
нормативов начинает наблюдаться на территориях с плотностью загрязнения
цезием-137 свыше 5 Ки/км2. На этих же площадях загрязнение
пищевых продуктов леса, как правило, выше нормативного уровня.
На более чем 59 тысяч га лесов прекращена хозяйственная
деятельность. Уход за лесом по специальной технологии проведен на
415 тысяч га, мероприятия по охране лесов от пожаров — на 1,4 млн.
га, спецмероприятия по защите лесов от вредителей и болезней — на
865 тысяч га.
По оценкам специалистов, загрязнение леса продолжает
нарастать за счет корневого поступления. По прогнозам, в ближайшие
10 лет надземная фитомасса 30-летних сосняков накопит 10% от общего
запаса цезия, а затем начнет очищаться с периодом полувыведения
около 30 лет.
Загрязнение воды и донных отложений практически во всех
реках и водоемах не представляет опасности для водопользования.
Исключение составляют несколько озер, в том числе озеро Кожановское
(запасы цезия-137 около 100 Ки при площади зеркала 6,5 км2).
Содержание цезия-137 в образцах рыбы из данного водоема многократно
превосходит допустимые уровни.
Последствия облучения для растительного и животного
мира были наиболее заметными в зонах отчуждения (уровни загрязнения
свыше 40 Ки/км2 ). При высоких дозах облучения наблюдалась
повышенный уровень гибели деревьев хвойных пород, обитающих в почве
млекопитающих и беспозвоночных животных, снижается также репродуктивная
функция у растений и животных. Вместе с тем с течением времени процессы
естественного распада радионуклидов и заглубление их в почву позволили
живым организмам оправиться от тяжелых радиационных последствий.
В настоящее время произошло восстановление жизнеспособности биоты
в зоне отчуждения. Более того, в условиях отсутствия активной хозяйственной
деятельности в этих зонах численность популяций многих видов животных
и растений выросла.
В целом следует отметить, что благодаря естественным
процессам распада и миграции радионуклидов в почву и выполненным
работам произошло существенное улучшение радиационной обстановки
на всех территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению. На
слабозагрязненных землях Белгородской, Воронежской, Курской, Липецкой,
Ленинградской, Пензенской, Рязанской, Тамбовской, Ульяновской областей
и Республики Мордовия радиационная обстановка полностью нормализовалась.
Дальнейшее улучшение радиационной обстановки будет протекать крайне
медленно с учетом длительности периода полураспада цезия-137.
Социально-экономические проблемы
Социально-экономические последствия чернобыльской аварии
также беспрецедентны по своим масштабам. Для ее ликвидации потребовалась
мобилизация значительных сил и средств Советского Союза. Только
прямые затраты на ликвидацию последствий аварии на станции составили
около 10 млрд. советских рублей. Общие затраты на выплату компенсаций
и льгот пострадавшим и ликвидацию последствий катастрофы из средств
союзного бюджета в период с 1986 по 1991 годы составили боле 25
млрд. рублей5.
После распада Советского Союза финансирование мероприятий
по преодолению последствий чернобыльской катастрофы осуществлялось
в рамках федеральных целевых программ. В целом на реализацию данных
программ было выделено около 250 млрд. рублей (в ценах 2000 года)6.
В настоящее время ежегодно на преодоление последствий аварии на
Чернобыльской АЭС из средств федерального бюджета выделяется около
300 млн. рублей и, дополнительно, около 100 млн. рублей выделяют
бюджеты субъектов Российской Федерации7.
Кроме того, ежегодно выделяется свыше 4 млрд. рублей на выплату
льгот и компенсаций ликвидаторам и населению, проживающему на загрязненных
территориях.
Отчуждение земель, имеющих высокий уровень загрязнения
(40 Ки/км2 и более), привело к значительным экономическим
потерям за счет вывода из хозяйственного оборота промышленных объектов,
сельскохозяйственных и лесных угодий. Масштабное переселение населения
с загрязненных территорий (свыше 25 тысяч человек) и добровольный
отток молодежи, квалифицированных рабочих и интеллигенции (около
50 тысяч человек) способствовали ухудшению социально-экономической
обстановки. Введение ряда запретительных и ограничительных мер в
области ведения агропромышленного производства с целью снижения
уровня загрязнения выращиваемой продукции привело к ее удорожанию,
неконкурентоспособности и как следствие к значительному сокращению
производства. В целом для ряда территорий вести сельскохозяйственные
работы в прежних объемах стало экономически нерентабельно.
Следует отметить, что около 90% всех средств, выделяемых
для реализации мероприятий по «чернобыльским программам», расходовались
и расходуются по двум основным разделам: «Охрана здоровья и медицинская
реабилитация граждан, подвергшихся радиационному воздействию» (свыше
50% всего объема финансирования) и «Социально-экономическая реабилитация
населения и территорий» (около 40% всего объема финансирования).
Реализация мероприятий по первому направлению деятельности
позволила создать трехуровневую систему медицинского обеспечения
населения. На первом уровне — сеть лечебно-профилактических учреждений
районов, на втором — реабилитационные центры, специализированные
больницы и санатории субъектов Российской Федерации, и третий уровень
— 25 ведущих клиник страны. Создан Всероссийский центр экстренной
и радиационной медицины МЧС России, оснащенный самым современным
диагностическим оборудованием и способный оказывать помощь более
чем 1500 больным в год. Функционируют 4 областных центра социально-психологической
реабилитации.
В рамках второго направления деятельности финансовые
средства расходуются на предоставление многочисленных льгот и компенсаций
участникам работ по ликвидации на загрязненных территориях. Кроме
этого, для переселения пострадавших выполнен большой объем
жилищного строительства, в загрязненных районах построены новые
объекты здравоохранения, социальной и производственной сферы. Для
предприятий этих зон предоставлены экономические и налоговые льготы.
Масштабные денежные выплаты пострадавшим от аварии за
счет средств федерального бюджета сыграли важную роль в поддержании
жизненного уровня ликвидаторов и населения загрязненных территорий
в условиях экономического кризиса. Вместе с тем анализ обоснованности
произведенных затрат показал, что они слабо связаны с масштабами
возможного ущерба. В мировой практике развитых стран мира выплаты
льгот в первую очередь зависят от коллективной дозы облучения и
составляют 10 тысяч долларов США в год для дозы 1 чел.3в. В нашей
стране затраты по этому показателю составляют 35 тысяч долларов
США, что естественно превосходит экономические возможности государства
в условиях становления рыночных отношений. Это вызвало необходимость
корректировки части льгот и компенсаций, перехода от натуральных
льгот к денежным выплатам. Принятие Государственной Думой в 2004
году непопулярного Федерального закона №122 при всех сложностях
его реализации позволило сформировать более экономичную систему
льгот и компенсаций, которая может быть обеспечена бюджетом государства
в полном объеме.
В дальнейшем при решении данных проблем, наряду с социальной
защитой пострадавших от аварии, основные усилия необходимо направить
на экономическое и общественное возрождение загрязненных территорий.
<…>
1
Центр стратегических исследований гражданской
защиты МЧС России, Москва.
2 Чернобыль:
пять трудных лет. /Сборник материалов о работах по ликвидации последствий
на ЧАЭС. - М.: Издат, 1992.
3 Иванов
В.К., Цыб А.Б. Медицинские последствия аварии на ЧАЭС для ликвидаторов
и населения загрязненных радионуклидами территорий России: Прогноз
и фактические данные национального регистра./ Глава книги «Чернобыль:
15 лет спустя». — М.: Контакт-культура, 2001.
4 Иванов
В.К., Цыб А.Б. Медицинские последствия аварии на ЧАЭС для ликвидаторов
и населения загрязненных радионуклидами территорий России: Прогноз
и фактические данные национального регистра./ Глава книги «Чернобыль:
15 лет спустя». — М.: Контакт-культура, 2001.
5 Чернобыль:
пять трудных лет. /Сборник материалов о работах по ликвидации последствий
на ЧАЭС. - М.: Издат, 1992.
6 Герасимова
Н.В., Блинов Б.К., Зиборов A.M. Защита населения и реабилитация
территорий пострадавших вследствие аварии на ЧАЭС/ Глава книги «Чернобыль:
15 лет спустя», — М.: Контакт-культура, 2001.
7 Государственный
доклад о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера в 2004 г. -М.:МЧС России,
2005.
|