Rambler's Top100

№ 263 - 264
30 октября - 12 ноября 2006

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Европейский демографический барометр 

В 2001 году на социальную защиту в странах ОЭСР была потрачена примерно четверть ВВП

В Европейском Союзе социальные расходы в 2003 году составили 28% ВВП

Основная часть социальной помощи предоставляется в денежной форме независимо от уровня благосостояния получателей

Основной объем социальных выплат получают пожилые и больные

Основным источником финансирования расходов на социальную защиту служат социальные взносы и отчисления


Google
Web demoscope.ru
Екатерина Щербакова

Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова

В 2001 году на социальную защиту в странах ОЭСР была потрачена примерно четверть ВВП

Социальные расходы, представленные как доля валового внутреннего продукта (ВВП)1, являются признанным критерием, характеризующим, в какой степени государство берет на себя ответственность по поддержанию определенного стандарта жизни обездоленных и уязвимых групп населения.

Согласно концепции Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР, OECD)2, под социальными расходами понимается предоставление общественными или частными институтами пособий и прочих финансовых средств домохозяйствам и отдельным лицам с целью обеспечить им поддержку в определенных обстоятельствах, ухудшающих их благосостояние. В Базе данных о социальных расходах ОЭСР (OECD Social Expenditure Database) выделено 9 целевых областей оказания социальной помощи в связи:

  1. со старостью (пенсии по старости, социальные пенсии при досрочном выходе на пенсию, помощь по дому и обслуживание на дому пожилых людей);
  2. со смертью члена семьи (пенсии по случаю потери кормильца, оплата ритуальных услуг);
  3. с нетрудоспособностью (услуги по уходу и лечению, пособия по инвалидности, пособия в связи с производственной травмой и несчастным случаем, оплата временной нетрудоспособности экономически занятых лиц);
  4. с поддержанием здоровья (расходы на стационарное и амбулаторное лечение, товары медицинского назначения, профилактику заболеваний и сохранение здоровья);
  5. с поддержкой семьи (детские пособия и кредиты, уход за детьми, поддержка уровня дохода во время отпуска по уходу за детьми, выплаты родителям, воспитывающим детей в одиночку);
  6. с активной политикой на рынке труда (услуги по обеспечению занятости как в целом, так и отдельных групп населения, в частности, инвалидов, профессиональное обучение, субсидируемая занятость молодых);
  7. с безработицей (компенсационные выплаты, выходные пособия, пособия в связи с досрочным выходом на пенсию по причинам, диктуемым рынком труда);
  8. с необходимостью поддержания стандарта жилищных условий (жилищные пособия и субсидии на оплату арендуемого жилья);
  9. с другими целями социальной политики (пособия группам населения с низкими доходами, которые не могут быть отнесены к перечисленным выше областям социальной политики, и иные социальные услуги).

Социальные расходы осуществляются в виде денежных выплат или предоставления товаров и услуг в натуральной форме, а также в форме налоговых льгот. Помимо того, что они должны производиться с одной из перечисленных выше социальных целей, социальные расходы должны приводить к перераспределению ресурсов между домохозяйствами или носить характер обязательности. По концепции ОЭСР, социальные расходы считаются общественными, если государственные органы (национальные, региональные и местные, включая фонды социального обеспечения) контролируют соответствующие финансовые потоки. Однако в некоторых странах довольно значительная часть социальных расходов осуществляется через частные благотворительные организации, и не все они учитываются в полном объеме.

Доля совокупных социальных расходов в общей объеме ВВП устойчиво возрастала в 1980-е годы в большинстве стран ОЭСР (рис. 1 - 4). В связи с экономическим спадом она резко увеличилась в начале 1990-х годов, особенно в Финляндии и Швеции, а затем, по мере улучшения экономической ситуации, стала постепенно снижаться. В 2001 году объем социальных расходов в странах ОЭСР составил около четверти от общего объема ВВП. При этом в Швеции, Дании, Германии и Франции он составляет порядка трети ВВП, а в Корее, Словакии, Новой Зеландии и Испании не превышает пятой части ВВП.

По 16 странам ОЭСР, по которым имеются соответствующие данные за 1980-2001 годы, общий объем социальных расходов возрастал до 1993 года - с 21,4% до 28,4% от ВВП, - а затем стал постепенно сокращаться, опустившись к 2000 году до 26,0%. 2001 год был отмечен небольшим повышением - до 26,2%.

Рисунок 1. Общий объем социальных расходов в Австрии, Бельгии, Дании, Канаде и Чехии, % от ВВП, 1980-2001

Рисунок 2. Общий объем социальных расходов в Финляндии, Франции, Германии, Исландии и Италии, % от ВВП, 1980-2001

Рисунок 3. Общий объем социальных расходов в некоторых странах ОЭСР - Нидерландах, Новой Зеландии, Норвегии, Австралии и Корее, % от ВВП, 1980-2001

Рисунок 4. Общий объем социальных расходов в Швеции, Великобритании, Испании, США и Словакии, % от ВВП, 1980-2001

Тенденции изменения объемов общественных и частных социальных расходов, скрывающиеся за общим трендом изменения совокупного объема социальных расходов, весьма различны.

Величина общественных социальных расходов удвоилась почти во всех странах ОЭСР за 1960-1980 годы вследствие развития и упрочения схем пенсионного страхования и расширения социальной помощи в связи с временной нетрудоспособностью и инвалидностью. Однако в последующие годы тенденции изменения доли социальных расходов в ВВП в значительной степени зависели от колебаний экономического цикла. Наибольшее значение - 22% от объема ВВП - было достигнуто в 1993 году, - а затем наблюдалось небольшое снижение. В 2001 году общественные социальные расходы составили 21% ВВП. Снижение произошло по всем видам социальных расходов, не связанных с поддержанием здоровья.

Напротив, объем частных социальных расходов увеличивался, начиная с 1980 года, во всех странах, по которым имеется соответствующая информация (а частные социальные расходы хуже поддается учету, чем общественные). Однако он был довольно значительным лишь в Нидерландах и США. В Нидерландах это было связано с реформами середины 1990-годов, в результате которых большая ответственность за оплату временной нетрудоспособности работников была возложена на работодателей. В США общественные расходы на здравоохранения покрывают лишь 44% всех расходов, и рост частных социальных расходов был связан с ростом стоимости медицинского обслуживания (новых технологий лечения).

Но все же основная часть социальной помощи в странах ОЭСР оказывается за счет общественных (public) средств. В большинстве европейских стран общественные средства обеспечивают около 90% всех социальных расходов, хотя в Нидерландах и Великобритании заметно меньше - около 80% (рис. 5). Наиболее значительную роль частные средства в оказании социальной помощи играют в США, где они обеспечивают более трети всех социальных расходов (более 9% от ВВП).

Рисунок 5. Общественные и частные социальные расходы в странах ОЭСР в 2001 году, % от ВВП

Помимо частных социальных средств, которые в отдельных странах существенно увеличивают размер фактически предоставляемой социальной помощи, существенное влияние на формирование конечного объема предоставляемой поддержки оказывает действующая система налогообложения. За счет прямых налогов и сборов, которые обязаны выплачивать получатели социальной помощи, и косвенных налогов, выплачиваемых ими при покупке товаров и услуг, государство само уменьшает объем предоставляемой социальной поддержки, хотя, вместе с тем, предусматривает и системы налоговых льгот и отсрочек.

Учет влияния налоговой системы (расчет чистых - после налоговых вычетов - социальных расходов) и объемов частных социальных расходов показывает, что различия между странами по фактическому объему оказываемой социальной помощи заметно ниже, чем по обычно используемому показателю валовых (до вычета налогов) общественных расходов. Если обычно лидерами по общественным расходам на социальную защиту считаются Дания (29,2% от ВВП в 2001 году) и Швеция (29,8%), то по "чистому" объему социальной поддержки первенствуют Франция (31,2%), Германия (30,8%) и Швеция (30,6%).

Источники:
Organization for Economic Co-Operation and Development - www.oecd.org
OECD Social and Welfare Statistics, www.oecd.org/statistics/social.
Social Expenditure Database - www.sourceoecd.org/database/socialexpenditure
OECD Factbook 2006 - ISBN 92-64-03561-3 - © OECD 2006
Adema, W. and M. Ladaique (2005), Net Social Expenditure, 2005 Edition: More Comprehensive Measures of Social Support, OECD Social Employment and Migration Working Papers, No. 29, OECD, Paris.


1 - Важнейший показатель макроэкономической ситуации, характеризующий стоимость товаров и услуг, произведенных в стране во всех отраслях экономики и предназначенных для конечного потребления, накопления и экспорта (за вычетом импорта).
2 - Organization for Economic Co-Operation and Development. Первоначально (1960-1961) в эту организацию вошли следующие страны: Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США, Турция, Франция, Швейцария и Швеция. Позже к ним присоединилась Япония (1964), Финляндия (1969), Австралия (1971), Новая Зеландия (1973), Мексика (1994), Чехия (1995), Венгрия, Польша и Корея (1996), а также Словакия (2000).

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.