|
|
Российский студент в интимной
жизни
|
|
Над темой номера работал Михаил ДЕНИСЕНКО
|
Степень влияния родителей на интимную жизнь ограничена
Родительское влияние на студентов и их отношения с родителями
в прошлом и настоящем достаточно сильно варьируют по странам. Обратимся
к возрасту от 16 до 18 лет. Большинство респондентов в этом возрасте
учились в старших классах школы (16-18 лет) и жили вместе с родителями.
Как показывают результаты опроса, российские студенты наиболее часто
вступали в конфликт с родителями по поводу правил повседневного
поведения (рис. 3). Респонденты других стран в существенно большей
степени принимали правила, прививаемые им родителями, хотя могли
внутренне и не соглашаться с ними. В этом отношении особенно выделяются
США, хотя возможно, это связано с тем, что большинство студентов
опрашивались в университетах Новой Англии, известной своими пуританскими
взглядами. В то же время следует напомнить, что российские (и отчасти
болгарские) студенты в 16-18-летнем возрасте находятся на сложном
этапе жизненного цикла, связанного с окончанием школы, интенсивной
подготовкой и началом учебы в вузе. Изменение социального статуса
сопровождается нарастающим конфликтом с родителями.
Рисунок 3. Характеристики конфликтности/бесконфликтности
во взаимоотношениях студентов с родителями (% от всех опрошенных)
Многие российские читатели будут удивлены тем, что в
большинстве исследуемых стран, в средних классах, откуда главным
образом происходят студенты, существует достаточно жесткий контроль
за поведением детей в старших возрастах, особенно дочерей (рис.
3). Так, в католической Италии только 7,6% респонденток разрешалось,
когда им было 16-18 лет, приходить домой поздно. В этом отношении
Россия и Болгария, а также Япония сильно отличаются от других. Но
и эти три страны не похожи друг на друга. В Японии своя культурная
традиция: относительная свобода поведения не сопровождается такой
распространенностью конфликтов между родителями и детьми, как в
двух славянских странах.
Вместе с тем, роль родителей в сексуальном воспитании,
что отражает степень доверия к ним детей, в большинстве стран носит
ограниченный характер (рис. 4). В Японии на темы венерических болезней
и контрацепции наложено табу: они редко обсуждаются родителями с
детьми. Эти темы не затрагивались родителями у более чем половины
опрошенных респондентов в России и Польше. В других странах родители
активнее участвуют в половом воспитании своих детей. На общем фоне
своей нетрадиционностью выделяется Франция. Подавляющее большинство
девушек обсуждали с родителями, точнее с матерями, проблемы предупреждения
беременности и защиты от болезней, передающихся половым путем. В
целом следует отметить, что девушки гораздо чаще обсуждают эти вышеназванные
проблемы в семье. Вероятно, в этом проявляется пассивная роль отцов
(или их отсутствие в результате преждевременной смерти или развода),
которые не интересуются интимной жизнью своих сыновей в такой степени,
как матери - дочерей. В то же время проблемы интимной жизни детей
затрагиваются в их беседах с родителями чаще.
ЗППП - заболевания, передающиеся половым путем
Рисунок 4. Доля респондентов, никогда не обсуждавших
с родителями вопросы сексуального развития
Степень влияние родителей на респондентов сильно дифференцируется
по группам населения. Так, лишь 11% юношей и 15% девушек (в Уфе
и Новгороде эти показатели были в 2-3 раза ниже, чем в Москве) ответили,
что в возрасте 14-18 лет они глубоко обсуждали с родителями свои
сексуальные проблемы. Родители никогда не говорили об этом с 35%
юношей в Москве, с 41% в Великом Новгороде и с 48% в Уфе. У девушек
ситуация обстояла несколько лучше: не имели бесед на эту тему 24%
московских и новгородских студенток и 37% - уфимских. Более 50%
юношей и девушек вне зависимости от этнического и географического
происхождения никогда не затрагивали в разговоре с родителями проблему
венерических заболеваний. Тему контрацепции никогда не обсуждали
с родителями более 50% русских, и более 60% башкир и татар.
Как и везде в мире, тему секса вообще и проблемы своей
сексуальной жизни студенты предпочитают обсуждать в кругу знакомых,
или удовлетворяют свой интерес к теме с помощью различных внешних
источников информации. Однако частота обсуждения проблем заметно
различается по странам. Среди юношей постоянно и открыто о сексуальных
проблемах говорят болгары (73,5% опрошенных), реже румыны, итальянцы
и американцы (64-68%). Россияне самые сдержанные в студенческой
среде: часто и открыто о сексе говорит только 35% опрошенных. Похожая
картина была зафиксирована и у девушек. Только 46% россиянок оказались
расположенными к откровенным беседам с друзьями против 70% румынок,
болгарок и американок. Интересно, что в Италии и Японии сексуальные
проблемы откровенно чаще обсуждают юноши, в то время как в России,
США - девушки, в восточно-европейских странах - примерно в равной
пропорции.
Использование внешних источников информации о сексе,
таких как кино, литература, стриптиз-шоу, Интернет, различается
по странам в зависимости от законодательных, социальных и технологических
ограничений к их доступу. Так, доля американских студентов (более
55%), регулярно обращающихся к порносайтам в Интернете, в два и
более раз выше, чем в других странах. Доля российских студентов,
регулярно обращавшихся в течение года, предшествующего опросу, к
порнографическим изданиям, сайтам, фильмам и др., самая низкая в
выборке -13,5%. Самая высокая - среди американских и японских студентов
(чуть ниже 60%). Среди студенток, доля тех, кто постоянно обращался
за год до обследования к продукции секс-индустрии, включая Интернет,
крайне мала. В Италии таковых практически нет, в России они составляли
5% от всех опрошенных, в США - 9%. В то же время, надо заметить,
эта продукция "по любопытству" оказывается востребованной.
Так, например, в Уфе в течение года, предшествующих опросу, 33%
юношей и 25% девушек хотя бы раз посещали стриптиз-шоу.
Авторы обследования попытались установить, какое влияние
на сексуальное поведение студенчества оказывают религиозные институты.
Это влияние оказалось значимым в двух странах: Италии и Польше.
Речь, в частности, идет о добрачных и внебрачных половых связях,
использовании контрацепции, отношении к абортам.
Влияние религии в России, причем как на христианскую,
так и на мусульманскую по происхождению студенческую молодежь, крайне
ограничено. Хотя к атеистам себя отнесли лишь 12% студентов, для
большинства остальных респондентов религиозная принадлежность является
атрибутом их этнической идентичности. Более 55% студентов, как русских,
так и башкир, и татар, указали, что религия в их жизни не играет
никакой или играет очень небольшую роль. Хотя более трети говорили
о значимой или очень важной роли религии для них, но в целом это
никак не сказывается на их сексуальном поведении. Хотя бы раз в
месяц религиозную службу посещали только 9% студентов в каждой из
основных этнических групп.
|