Rambler's Top100

№ 259 - 260
2 - 15 октября 2006

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Социально-демографическая политика в документах и комментариях
Еще раз про любовь... и демографию

От диагноза к лечению

Меры, предложенные в Послании-2006

1.Пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 года.

2.Компенсация части расходов на оплату детского дошкольного воспитания

3.Родовые сертификаты

4.О «базовом материнском капитале»

Что сделано

1.Утвержден план мероприятий по решению демографических проблем

2.Совет Безопасности рассмотрел вопросы улучшения демографической ситуации

3.Совет по реализации приоритетных проектов преобразован в Совет по реализации приоритетных проектов и демографической политике

4.Правительством Российской Федерации разработан и представлен в Государственную Думу проект Федерального Закона «О внесении изменений в федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"»


Google
Web demoscope.ru
Валерий ЕЛИЗАРОВ

Рубрику ведет кандидат экономических наук
Руководитель Центра по изучению проблем
народонаселения экономического факультета МГУ
Валерий ЕЛИЗАРОВ

Меры, предложенные в Послании-2006

4. О "базовом материнском капитале"

До сих пор в практике нашей семейной политики аналога этой меры не было.

Предложенные Президентом меры:

  1. величина материнского капитала определена в сумме 250 тысяч рублей;
  2. право на материнский капитал возникает после рождения второго ребенка;
  3. материнский капитал может быть использован только по достижению ребенком 3-летнего возраста;
  4. в Послании-2006 изложены три  варианта использования материнского капитала:
  • приобретение жилья с использованием ипотеки или других схем кредитования,
  • образование детей,
  • увеличение накопительной части собственной пенсии.

Не очень понятно, почему только после трех лет, а не ранее? Зачем нужно 3 года выдерживать семью в стесненных обстоятельствах, а лишь потом разрешать улучшение? Видимо, как обычно, боязнь нецелевого использования – родят, жилье купят, а ребенком заниматься не будут?...

Возможность вложить деньги в образование детей – это хорошо, но гораздо важнее знать, что можно деньги или их часть использовать и на лечение детей, если в том будет нужда. Если ребенок нуждается в операции или дорогостоящем лечении, и у семьи (матери) нет для этого, скажем, 100 тысяч рублей, запрашиваемых медицинским учреждением, то семье (матери) будет не до будущего образования ребенка (до этого дожить надо) и не до увеличенной пенсии через фантастически далекие для 25-30-летней женщины годы (до них тоже дожить надо). И, конечно, само собой разумеется, чтобы эти расходы (на лечение-образование) разрешались не только на второго, но и на первого ребенка, и на третьего ребенка.  Может, способному первенцу (или третьему) эти средства были бы нужнее, чем второму, которого и ПТУ бы устроило, или военные ВУЗы. Кстати, для финансирования образования и сейчас есть система кредитов, который может взять непосредственно студент (а не родители). К тому же бесплатное высшее образование у нас не отменено, у нас огромное число бесплатных мест в ВУЗах, и все способные выпускники школ могут найти возможность получения бесплатного образования, тем более - в последующие годы, в условиях быстрого спада числа абитуриентов.

Трудно согласиться и с тем, что акцент в Послании-2006 сделан на трудностях, приходящихся на долю женщины-матери, на поддержке ее статуса. Да и капитал назван материнским, а не семейным, что было бы, на наш взгляд, куда более правильным и гендерно корректным (или детским – случись что с родителями, капитал не должен пропадать, он должен наследоваться). Прозвучавшее в Послании желание видеть женщин более независимыми (от мужей? от отцов своих детей?) выглядит как поддержка матерей-одиночек, а у нас и без того 30% детей рождается у матерей, не состоящих в браке. Стимулировать, пусть и не умышленно, безотцовщину – большая ошибка. Неужели интересы ребенка менее важны, чем интересы матери

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.