Rambler's Top100

№ 259 - 260
2 - 15 октября 2006

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Российский демографический барометр 

Число умерших и общий коэффициент смертности снова снижаются

Новообразования и внешние причины смерти поменялись местами

Несмотря на снижение, смертность от внешних причин остается крайне высокой

Младенческая смертность в 2006 году продолжала сокращаться

Регистрируемое число прибывающих в Россию увеличивается, а выбывающих за ее пределы - уменьшается


Google
Web demoscope.ru
Екатерина Щербакова

Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова

Новообразования и внешние причины смерти поменялись местами

Число умерших в январе-июле 2006 года на 100 тысяч постоянного населения составило (в пересчете на год) 1568,1 против 1640,1 за тот же период 2005 года. Благоприятным признаком является не только снижение этого показателя (на 4,4%), но и более значительное сокращение смертности от внешних причин (на 8,3%). В результате этого после нескольких лет - в 1993-1996 и 1999-2005 годах - превышения числа умерших от внешних причин над числом умерших от новообразований, последнее вновь вернулось на второе место в распределении умерших по основным причинам смерти, а умершие от внешних причин отодвинулись на третье место, что больше соответствует тенденциям смертности в развитых странах.

В абсолютном выражении сокращение числа смертей в России за первые семь месяцев текущего года было обусловлено, в первую очередь, сокращением числа умерших от болезней системы кровообращения (на 33,6 тысячи умерших) и от внешних причин смерти (на 15,5 тысячи). Болезни системы кровообращения явились причиной смерти 57,2% умерших, 12,7% умерло от новообразований, 12,4% - от различных внешних причин (несчастных случаев, отравлений и травм). На остальные классы причин смерти1 приходится менее чем по 4% от общего числа умерших (рис. 3). Для сравнения отметим, что в целом по Европейскому Союзу (Европа-25) болезни системы кровообращения служили причиной смерти 41% умерших в 2003 году, а злокачественные новообразования - 25%. Остальные умерли от болезней органов дыхания (около 8%), болезней органов пищеварения (4%), внешних причин (5%) и других причин смерти (16%), включая причины перинатальной смертности2.

Снижение числа смертей3 в России за первые семь месяцев 2006 года зафиксировано по всем основным классам причин смерти. Более всего сократилось число смертей от болезней органов дыхания - на 10,3%. Число смертей от внешних причин снизилось на 8,3%, от некоторых инфекционных и паразитарных болезней - на 7,7%, от болезней системы кровообращения - на 3,9%, болезней органов пищеварения - на 1,1% (хотя на протяжении последних лет наблюдался довольно устойчивый рост смертности от них). Число смертей от новообразований почти не изменилось, снизившись лишь на 0,1%.

Рисунок 3. Число умерших от основных причин смерти по месяцам, 1998-2006, тысяч человек
(БСК - болезни системы кровообращения, НО - новообразования, ВП - внешние причины, БОД - болезни органов дыхания, БОП - болезни органов пищеварения, ИПЗ - некоторые инфекционные и паразитарные болезни)

Регионы-субъекты Российской Федерации различаются не только общим коэффициентом смертности, о чем уже было сказано выше, но и ролью отдельных причин смерти. И это также связано с различиями как в истинной интенсивности смертности, так и в возрастном составе населения регионов. Если болезни системы кровообращения и новообразования наиболее часто становятся причинами смерти людей старших возрастов, то внешние причины выходят на первое место среди причин смерти молодых людей. Более высокий удельный вес самых младших возрастов обуславливает и более высокое значение причин детской и младенческой смертности, особенно при ее высоком уровне.

По итогам годовой разработки данных об умерших в 2005 году, смертность от болезней системы кровообращения составила от 177 умерших на 100 тысяч человек в Республике Ингушетии до 1556 в Псковской области (рис. 4). В половине российских регионов она превышала 866, а в среднем по стране составила 908 умерших на 100 тысяч населения. Наиболее высокой она была в регионах Центрального (1036) и Северо-Западного (1009) федерального округа, а наиболее низкой - в Уральском (762), Южном (775) и Дальневосточном (787) округах.

Если смертность от болезней системы кровообращения по регионам-субъектам Российской Федерации различалась почти в 9 раз, то уровень смертности от внешних причин, которая в прошлом году еще прочно удерживала второе место среди основных причин смерти, - более чем в 20 раз. Смертность от внешних причин варьировала от 27 умерших на 100 тысяч человек в республике Ингушетии до 544 в Корякском автономном округе. В половине регионов она превышала 250, а в среднем по стране составляла 221. Наиболее высока смертность от внешних причин в Сибирском (295) и Дальневосточном (282) федеральных округах.

В меньшей степени различался уровень смертности от злокачественных новообразований - в 5,4 раза. Она составляла от 51 умершего на 100 тысяч человек в Чеченской Республике до 274 в Санкт-Петербурге. В половине регионов этот показатель превышал 195, а в среднем по стране составлял 201. Наиболее высока смертность от новообразований в Центральном (227) и Северо-Западном (226) федеральном округе, а наиболее низка - в Южном федеральном округе (172).

Различия в уровне смертности от других причин также были существенными, хотя их удельный вес в общей смертности значительно ниже. В прошлом году смертность от болезней органов дыхания в России составила 66 умерших на 100 тысяч населения, варьируя от 13 в Республике Ингушетии до 146 в Республике Марий Эл, а смертность от болезней органов пищеварения при том же среднем показателе - от 15 в Чеченской Республике до 130 в Вологодской области. Смертность от некоторых инфекционных и паразитарных болезней составила 27,2 на 100 тысяч человек. При этом основной урон среди них наносит туберкулез - 22,5, или 82,7% смертей от данного класса причин смерти. По российским регионам смертность от инфекционных и паразитарных болезней варьировала от 2,6 на 100 тысяч населения в Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе до 80,2 в Республике Тыве.

Рисунок 4. Смертность от основных причин смерти по регионам-субъектам Российской Федерации, 2005, на 100 тысяч человек
Список регионов
(БСК - болезни системы кровообращения, НО - новообразования, ВП - внешние причины, БОД - болезни органов дыхания, БОП - болезни органов пищеварения, ИПЗ - некоторые инфекционные и паразитарные болезни)

Соответственно, различается и структура причин смерти населения регионов (рис. 5). Во всех субъектах Российской Федерации, кроме Эвенкийского автономного округа, наиболее частой причиной смерти в прошлом году были, как и по стране в целом, болезни системы кровообращения. Однако их роль существенно различалась. Если в Белгородской области они стали причиной смерти 68,7% умерших, то в Эвенкийском автономном округе - только 31,3%. В половине регионов болезни системы кровообращения обусловили более половины смертей, но в пяти (помимо Эвенкийского автономного округа в республиках Тыве и Калмыкии, Агинском Бурятском и Ямало-Ненецком автономных округах) - менее 40%.

При более низкой доле смертей от болезней системы кровообращения во многих регионах более высоким оказывается удельный вес смертей от внешних причин. В Эвенкийском автономном округе они даже вышли на первое место, став причиной смерти 34,7% умерших. Внешними причинами была обусловлена также практически каждая третья смерть в Агинском Бурятском и Чукотском автономном округе и Республике Тыве, более четверти - в Республике Алтай, Корякском, Ямало-Ненецком и Таймырском (Долгано-Ненецком) автономных округах.

В ряде регионов Центрального, Северо-Западного и Южного федерального округа более существенную роль в смертности, чем внешние причины, играли новообразования. Доля смертей от новообразований в половине российских регионов превышала 11,7%, варьируя от 4,7% в Корякском автономном округе до 17,1% в Санкт-Петербурге и 18,1% в Москве.

Удельный вес смертей от болезней органов дыхания и пищеварения в половине регионов не превышал 4,1%, составляя от болезней органов дыхания от 1,6% в Ненецком автономном округе до 10,6% в Республике Дагестан, а от болезней органов пищеварения - от 2,1% в том же Ненецком автономном округе до 6,9% в Вологодской области.

Смертность от инфекционных и паразитарных болезней играла относительно менее значительную роль, обуславливая менее 1,6% смертей в половине российских регионов и варьируя от 0,3% в Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе до 5,7% в Республике Тыве, где высока смертность от туберкулеза.

Доля других причин смерти в половине российских регионов не превышает 7,3%, варьируя от 2,7% в Хабаровском крае до 22,4% в Республике Калмыкии. Она высока также в Чеченской Республике (17,2%), Республике Ингушетии (17,2%), Воронежской (16,3%) и Курганской (15,3%) областях. Еще в 16 регионах она составляет от 10,1 до 14,6%.

Рисунок 5. Структура причин смертности по регионам-субъектам Российской Федерации, 2005, %
(БСК - болезни системы кровообращения, НО - новообразования, ВП - внешние причины, БОД - болезни органов дыхания, БОП - болезни органов пищеварения, ИПЗ - некоторые инфекционные и паразитарные болезни)
Список регионов


1 - Источником информации о причинах смерти являются записи в медицинских свидетельствах о смерти, составляемых врачом относительно заболевания, несчастного случая, убийства, самоубийства и другого внешнего воздействия (повреждения в результате действий, предусмотренных законом, повреждения без уточнения их случайного или преднамеренного характера, повреждения в результате военных действий), послуживших причиной смерти. Эти документы вместе с записями актов о смерти направляются для разработки в органы государственной статистики.
Разработка записей актов о смерти по причинам смерти до 1 января 1999 года производилась согласно Краткой номенклатуре причин смерти 1981 года, основанной на Международной статистической классификации болезней, травм и причин смерти (IX пересмотра Всемирной организации здравоохранения 1975 года). Начиная с 1 января 1999 года, разработка производится по Краткой номенклатуре причин смерти 1997 года, основанной на Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, X пересмотра Всемирной организации здравоохранения 1989 года.
2 - Causes of death in the EU. - Statistics in focus. Population and Social Conditions. 10/2006. - Eurostat. - P. 1. http://epp.eurostat.ec.europa.eu/cache/ITY_OFFPUB/KS-NK-06-010/EN/KS-NK-06-010-EN.PDF
3 - Коэффициенты смертности по причинам смерти исчисляются как отношение числа умерших от указанных причин смерти к среднегодовой численности населения по текущей оценке в расчете на 100 000 человек.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.