Rambler's Top100

№ 259 - 260
2 - 15 октября 2006

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Российский демографический барометр 

Число умерших и общий коэффициент смертности снова снижаются

Новообразования и внешние причины смерти поменялись местами

Несмотря на снижение, смертность от внешних причин остается крайне высокой

Младенческая смертность в 2006 году продолжала сокращаться

Регистрируемое число прибывающих в Россию увеличивается, а выбывающих за ее пределы - уменьшается


Google
Web demoscope.ru
Екатерина Щербакова

Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова

Несмотря на снижение, смертность от внешних причин остается крайне высокой

Несмотря на наметившиеся позитивные сдвиги в смертности в целом и от внешних причин в частности, она по-прежнему остается очень высокой. От внешних причин в январе-июле 2006 года умерло 161,5 тысячи человек, или 195,1 человека в пересчете на год на 100 тысяч населения. В это число входит 17,9 тысячи человек, умерших от всех видов транспортных травм (21,7 на 100 тысяч человек), столько же умерших от случайных отравлений алкоголем, 17,1 тысячи человек (20,6 на 100 тысяч человек), погибших в результате убийств, и 25,8 тысячи человек (31,1 на 100 тысяч человек), погибших в результате самоубийств. При этом смертность от некоторых внешних причин имеет выраженный сезонный характер (рис. 6): от транспортных травм больше всего людей погибает, как правило, в конце лета - начале осени (в августе или сентябре), от случайных отравлений алкоголем - зимой (в декабре или январе), от самоубийств - весной (в мае).

Рисунок 6. Число умерших от некоторых видов несчастных случаев, отравлений и травм, по месяцам 1998-2005, тысяч человек

О недопустимости столь высокой смертности в результате дорожно-транспортных происшествий, которая сложилась в современной России, уже неоднократно заявлялось на самом высоком государственном уровне. По данным за первые семь месяцев 2006 года, она снизилась на 5,7% по сравнению с тем же периодом прошлого года, однако сезонный пик от транспортных травм еще впереди.

В целом за 2005 год, по данным годовой разработки, число умерших от всех видов транспортных травм составило 40165, или 28,1 в расчете на 100 тысяч населения (за 2004 год 41802, или 29,1 на 100 тысяч человек). При этом в ряде регионов - субъектов Российской Федерации смертность от транспортных травм была заметно выше: в Республике Алтай - 51,9 (в 2004 году - 51,6), Московской области - 48,9 (51,6), Республике Тыве - 47,7 (48,5). Две трети происшествий на автомобильных дорогах и улицах происходят по вине индивидуальных владельцев транспортных средств, однако уровень смертности от всех видов транспортных травм не всегда напрямую связан с уровнем обеспеченности населения собственными легковыми автомобилями (рис. 7). Наиболее высока обеспеченность собственными легковыми автомобилями в Камчатской области - около 231 автомобиля на 1000 человек, а смертность от транспортных травм ниже среднего по стране уровня, составляя 20,5 на 100 тысяч человек. Аналогичная ситуация в Москве, где обеспеченность автомобилями достигает 224 на 1000 человек, а смертность от транспортных травм - 22,2 на 100 тысяч человек. Тем не менее, самая низкая смертность от транспортных травм отмечается в регионах с самой низкой обеспеченностью населения собственными легковыми автомобилями: в Корякском автономном округе - 4,3 на 100 тысяч населения (менее 28 автомобилей на 1000 населения), Чеченской Республике - 4,9 (42), Республике Ингушетии - 7,6 (55), Чукотском автономном округе - 9,9 (30).

Рисунок 7. Число умерших от всех видов транспортных травм на 100 тысяч человек (2005) и число собственных легковых автомобилей на 1000 человек (на начало 2005 года) по регионам-субъектам Российской Федерации
Список регионов

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ)4, транспортные травмы представляют собой очень серьезную проблему для общественного здравоохранения и социального развития. От них ежегодно умирает примерно 1,2 миллиона человек. Транспортные травмы занимают 11 место среди основных причин смерти - на них приходится 2,1% всех смертей (в России в 2005 году - 1,7% смертей, в 2003-2004 годах - 1,8%). Более половины умерших от транспортных травм составляют люди молодого и среднего возраста - от 15 до 44 лет, 73% погибающих в результате дорожно-транспортных происшествий - мужчины. Около 90% смертей от транспортных травм происходит в странах с низким и средним уровнем дохода. Наиболее высока смертность от транспортных травм в Африке - 28,3 на 100 тысяч населения. В странах Юго-Восточной Азии она составляет 18,6, в странах Восточного Средиземноморья с высокими доходами населения - 19,0, со средними доходами - 26,4, а в странах Европы с высокими доходами - 11,0, со средними и низкими - 17,4 на 100 тысяч населения.

По данным, представленным Евростатом в преддверии Дня без автомобиля, отмечавшегося 22 сентября, число индивидуальных автомобилей в Европейском Союзе растет, а уровень смертности в результате дорожно-транспортных происшествий устойчиво снижается5. В 2004 году смертность в результате дорожно-транспортных происшествий6 составила 9,5 на 100 тысяч человек в целом по Европе-25, варьируя от 3,3 на Мальте до 22,2 в Латвии7 (рис. 8). Однако еще в 1991 году она достигала 16,2 на 100 тысяч населения Европы-25 и даже превышала современный российский уровень в Латвии (34,7), Португалии (32,3), Литве (31,7), Эстонии (31,3), Словении (23,1) и Испании (22,7). За эти годы обеспеченность населения Европы-25 легковыми автомобилями возросла с 355 до 472 на 1000 человек (то есть сейчас она почти втрое превышает уровень обеспеченности россиян индивидуальным автомобильным транспортом - 159 на 1000 человек). Зависимость смертности в результате транспортных травм от уровня обеспеченности населения индивидуальными автомобилями, скорее, обратная. Очевидно, уровень этой смертности зависит от качества и безопасности самих автомобилей, дорог, по которым они передвигаются, организации движения, поведения участников движения, скорости и качества оказания медицинских услуг.

Рисунок 8. Число умерших от всех видов транспортных травм на 100 тысяч человек и число собственных легковых автомобилей на 1000 человек по странам Европейского Союза, 2004

Помимо высокой смертности в результате дорожно-транспортных происшествий, Россия в целом и ее отдельные регионы отличаются высокой смертностью от некоторых других внешних причин (рис. 9). Если число умерших от случайных отравлений алкоголем в среднем по России составило в 2005 году 28,6 на 100 тысяч человек, то в половине субъектов федерации она превышала 33,6, а в Агинском Бурятском автономном округе - достигала почти 103, Республике Алтай - 96, Кировской области - 93 умерших на 100 тысяч населения. Наиболее высока смертность от случайных отравлений алкоголем в Сибирском федеральном округе - 45,4 на 100 тысяч населения, а самая низкая отмечается в Южном федеральном округе - 7,5. В Чеченской Республике не зарегистрировано ни одного случая смерти от этой причины, в Ингушетии - всего лишь один (0,2 на 100 тысяч человек), в Северной Осетии Алании - 5 (0,7).
Смертность от случайных утоплений, которая нередко тесно связана со злоупотреблением алкоголем, составила в 2005 году в среднем по России 10,1 на 100 тысяч человек. В половине российских регионов она превышала уровень 12 на 100 тысяч населения, варьируя от 1,6 в Чеченской Республике до 85,1 в Корякском автономном округе. Высокой она была также в Эвенкийском (46), Ненецком (38), Таймырском (35) и Чукотском (34) автономных округах.

Смертность в результате самоубийств составила в 2005 году по России в целом 32,2 на 100 тысяч человек. В половине регионов ее уровень превышал 36 умерших на 100 тысяч населения, варьируя от 0 в Республике Ингушетии до 121 в Эвенкийском автономном округе. Высокой смертностью от самоубийств отличаются также Агинский Бурятский автономный округ (100) и Республика Алтай (87).

Число умерших в результате убийств составило в целом по России около 25 в расчете на 100 тысяч населения. Но если в некоторых северокавказских республиках оно не превышало 10 (в Дагестане - 7, Кабардино-Балкарии - 7,5, Северной Осетии Алании - 8,5), то в Республике Тыве достигло почти 120 на 100 тысяч населения, в Корякском автономном округе - 94.

Рисунок 9. Число умерших от некоторых внешних причин смерти на 100 тысяч человек по регионам-субъектам Российской Федерации, 2005
Список регионов


4 - World Report on Road Traffic Injury Prevention. - World Health Organization, 2004. - www.who.int/violence_injury_prevention
5 - Eurostat News Release, 125/2006 - 19 September 2006. Car Free Day 2006. - http://epp.eurostat.ec.europa.eu/pls/portal/docs/PAGE/
PGP_PRD_CAT_PREREL/PGE_CAT_PREREL_YEAR_2006/
PGE_CAT_PREREL_YEAR_2006_MONTH_09/7-19092006-EN-AP.PDF
6 - Включает все случаи гибели водителей и пассажиров моторизованных или педальных средств передвижения, а также пешеходов в течение 30 дней после дорожно-транспортного происшествия.
7 - Для сравнения, в США смертность от транспортных травм в 2004 году составила 14,6 на 100 тысяч населения.

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.