|
|
Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова
|
Уровень иммиграции удовлетворяет правительства 83% развитых
и 76% развивающихся стран
Проблемам международной миграции в последнее время уделяется
особенно большое внимание. Национальные и международные вопросы
"утечки", "привлечения" и "циркуляции мозгов"
(миграции высококвалифицированной рабочей силы), денежных переводов
иммигрантов на родину, диаспор, беженцев, нелегальной миграции и
торговли людьми тесно связаны с такими проблемами, как низкая рождаемость
и старение населения, высокая безработица, обеспечение прав человека
и гражданских свобод, необходимость социальной интеграции, преодоление
ксенофобии и обеспечение национальной безопасности. В долгосрочной
перспективе объемы миграционные потоков, по оценке экспертов, будут
возрастать. Все это требует переосмысления политики в области международной
миграции и переоценки ее позитивных и негативных последствий для
так называемых "отдающих" и "принимающих" стран1.
Когда ООН в 1976 году только начала отслеживать, как
правительства стран мира оценивают складывающиеся демографические
тенденции и какие меры предпринимают по их корректировке, проблемы
международной миграции не вызывали особой озабоченности большинства
стран мира. Однако уже с конца 1970-х годов наметились существенные
сдвиги в их восприятии, выразившиеся в росте озабоченности демографическими,
экономическими, социальными и политическими последствиями увеличивавшихся
миграционных потоков.
Если в 1976 году уровнем иммиграции были удовлетворены
129 из 150 стран мира (86%), то в 1986 году - 125 из 164 (76%).
С тех пор доля правительств, считающих приемлемым имеющуюся иммиграцию,
оставался примерно на том же уровне, немногим превышающим три четверти.
Снижение удовлетворенности объемом иммиграцией произошло за счет
роста удельного веса стран, считающих ее слишком высокой, а за последнее
десятилетие - и за счет увеличения удельного веса считающих ее слишком
низкой (рис. 3).
Рисунок 3. Оценка уровня иммиграции правительствами
стран мира, 1976, 1986, 1996 и 2005 годы, %
За прошедшие годы не только снизилась общая удовлетворенность
стран мира сложившимся уровнем иммиграции, но и изменилось ее восприятие
развитыми и развивающимися странами (рис. 4).
Среди развитых стран удовлетворенных уровнем иммиграции
до середины 1990-х годов доля снижалась, в основном, за счет роста
доли считающих ее слишком высокой (до 33% в 1996 году). В 2005 году
сложившимся уровнем иммиграции были удовлетворены 83% развитых стран
(40 из 48), доля считающих ее слишком высокой резко снизилась -
до 8% (4 страны), а доля считающих ее слишком низкой, напротив,
увеличилась - также до 8%.
Среди развивающихся стран до сих пор устойчиво возрастает
доля стран, правительства которых оценивают сложившийся уровень
иммиграции как слишком высокий, - с 3% в 1976 году до 20% в 2005
году. Удельный вес государств, считающих его слишком низким, скорее,
уменьшается - с 9% до 4%. В итоге, уровень удовлетворенности среди
развивающихся стран ниже, чем среди развитых стран - 76%.
Меньше всего удовлетворены сложившимся уровнем иммиграции
страны Азии - 64%. 28% из них считают его слишком высоким, а 9%
- слишком низким.
Рисунок 4. Оценка уровня иммиграции правительствами
развитых и развивающихся стран мира, 1976, 1986, 1996 и 2005 годы,
%
Если в 1976 году стремление снизить иммиграцию высказывали
правительства всего лишь 10 из 150 стран мира (7%), то к 1986 году
их число возросло до 33 (20% из 164 стран), а к 1996 году - до 78
(40% из 193 стран). Однако с конца 1990-х годов многие государства,
отказавшись от политики ограничения миграции, сосредоточились на
регулировании миграционных потоков. В результате, доля стран, стремящихся
ограничить иммиграцию, сократилось к 2005 году до 22% (рис. 5).
В то же время возросло число стран, намеревающихся поддерживать
иммиграцию на сложившемся уровне или вообще не вмешиваться в эти
процессы - с 55% в 1996 году до 72% в 2005 году. Большинство стран,
придерживающихся политики невмешательства в процессы иммиграции,
- это африканские страны с отрицательным миграционным приростом
и нередко с такими границами, перемещения через которых трудно контролировать.
Доля стран, желающих увеличить иммиграционный приток, остается практически
неизменным на уровне около 5%.
Рисунок 5. Доля стран, придерживающихся той или иной
политики в отношении иммиграции, 1976, 1986, 1996 и 2005 годы, %
Из 78 стран, правительства которых в 1996 году заявляли
о желательности снижения иммиграции, в 2005 году лишь 31 страна
по-прежнему хотела бы уменьшить ее, 35 хотели бы поддерживать ее
на сложившемся уровне, 7 предпочитали не вмешиваться в процессы
иммиграции, а 5 хотели бы увеличить ее.
Отказ от политики сдерживания иммиграции был связан
с рядом причин, в числе которых можно отметить более полное осознание
последствий международной миграции; признание все большим числом
государств необходимости скорее регулирования, нежели ограничения
миграции; более умеренные, чем предполагалось в начале 1990-х годов,
масштабы эмиграции из бывших республик СССР и стран Восточной Европы;
постоянная нехватка рабочей силы в некоторых секторах экономики;
региональное согласование миграционной политики; рост глобальной
экономики и долговременные тенденции старения населения.
Тенденция отказа от политики ограничения иммиграции
более выражена в группе развитых стран, среди которых доля стремящихся
снизить иммиграцию сократилась с 60% в 1996 году до 12% в 2005 году
(рис. 6). Только шесть развитых стран - Дания, Италия, Нидерланды,
Румыния, Франция и Эстония - хотели бы снизить общий объем иммиграции.
При этом три из них - Дания, Нидерланды и Франция - надеются одновременно
увеличить приток квалифицированной рабочей силы, а Италия содействует
миграции временных работников. Четыре страны - Австралия, Канада,
Российская Федерация и Чешская Республика - активно содействуют
иммиграция с целью увеличения миграционного прироста и решения национальных
задач.
В группе развивающихся стран также сократилась доля
государств, стремящихся ограничить иммиграцию, - с 34% в 1996 году
до 25% в 2005 году. Среди стран Латинской Америки и Карибского бассейна
лишь 4 страны (12%)- Багамские острова, Белиз, Панама и Эквадор
- хотели снизить объем миграции. В Азии, где наиболее высока доля
государств, стремящихся снизить иммиграцию - 36%, отказ от ограничительной
политики наметился лишь в последние годы
Рисунок 6. Доля развитых и развивающихся стран, придерживающихся
той или иной политики в отношении иммиграции, 1976, 1986, 1996 и
2005 годы, %
С появлением более дешевых и быстрых транспортных средств,
страны стали все больше различаться по своему отношению к иммиграции,
в частности, к продолжительности пребывания мигрантов в стране.
Из 153 стран мира, правительства которых сообщили о своем отношении
к въезду мигрантов для постоянного проживания, половина (77 стран)
хотели бы сохранить сложившийся уровень такой иммиграции, 18% (28
стран) предпочитают не вмешиваться в эти процессы, а 24% (37 стран)
стремятся снизить ее. Среди развитых стран хотели бы сохранить существующий
объем иммиграции для постоянного проживания 66% (31 страна), снизить
- 19% (9 стран), повысить - 11% (5 стран). Среди развивающихся стран,
напротив, в большей степени распространено стремление снизить въезд
мигрантов для постоянного проживания - 26% (28 стран) - или позиция
невмешательства - 25% (26 стран). Лишь 6% развивающихся стран (6)
выразили желание увеличить такую иммиграцию, а 43% (46 стран) хотели
бы поддерживать ее на сложившемся уровне.
1 - В этой связи особое значение имеют две инициативы
последних лет. Первая из них - создание в 2003 году несколькими
государствами Глобальной комиссии по международной миграции, представившей
в 2005 году свой доклад по широкому кругу вопросов, связанных с
международной миграцией, Генеральному Секретарю ООН. Вторая - решение
Генеральной Ассамблеи ООН (резолюция 58/208 от 23 декабря 2003 года)
посвятить проблемам международной миграции и развития 61-ю сессию
в сентябре 2006 года. В преддверии этой встречи на самом высоком
уровне, Генеральный Секретарь ООН выступил на 60-й сессии Генеральной
Ассамблеи с докладом "Международная миграция и развитие"
(А/60/871 от 18 мая 2006 года) - http://daccessdds.un.org/doc/UNDOC/GEN/N06/353/56/PDF/N0635356.pdf?OpenElement.
|