|
|
Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова
|
Доля стран, считающих приемлемым сложившийся в них уровень
смертности, увеличивается за счет развивающихся стран
Здоровье и долголетие - важнейшие и неоспоримые ценности
социального развития. За последние десятилетия ожидаемая продолжительность
при рождении значительная выросла за счет усиления внимания к проблемам
здоровья и сокращения детской и младенческой смертности. Соответственно,
возросла доля стран, правительства которых считают приемлемым сложившийся
уровень смертности, - с 37% в середине 1970-х и 1980-х годов до
43% в 2005 году. Более выражена эта тенденция в группе развивающихся
странах, среди которых доля удовлетворенных уровнем смертности увеличилась
с 24% до 36% (рис. 7).
Однако объективно сохраняются значительные различия
в уровне смертности между развивающимися и развитыми странами. Если
в 2000-2005 годах средняя продолжительность ожидаемой при рождении
жизни составляла в развитых странах около 76 лет, то в развивающихся
- 63 года, а в наименее развитых - лишь 51 год. Одной из причин
стагнации и даже роста смертности в некоторых африканских странах
является эпидемия ВИЧ-инфекции и СПИДа. Поэтому неудивительно, что
оценка приемлемости сложившегося уровня смертности в существенной
степени зависит от уровня развития страны. В 2005 году две трети
развитых стран считали приемлемым сложившийся в них уровень смертности
(хотя это и заметно меньше, чем в середине 1970-х - 1980-х годов),
а среди развивающихся стран - лишь немногим более трети. Среди 50
наименее развитых стран ни одна не рассматривала сложившийся уровень
смертности как приемлемый.
Рисунок 7. Доля правительств, считающих сложившийся
в стране уровень смертности приемлемым, 1976, 1986, 1996 и 2005
гг., %
Из 98 стран (представляющих 51% населения мира), которые,
в соответствии со Всемирной программой действия, поставили перед
собой цель обеспечить к 2000-2005 годам среднюю продолжительность
жизни не ниже 70 лет, 96 не смогли ее достичь. Причем в 50 из этих
стран (13% населения мира), располагающихся на африканском континенте
к югу от Сахары, продолжительность жизни опустилась гораздо ниже
целевого критерия - до уровня ниже 60 лет. Столь низкий уровень
продолжительности жизни объясняется множеством факторов, среди которых
можно назвать военные и политические конфликты, экономические кризисы,
социально-экономические сдвиги, распространенность нездорового образа
жизни и вредных привычек, возвращение таких грозных инфекционных
заболеваний, как малярия, туберкулез, холера, а также эпидемическое
распространение ВИЧ-инфекции и СПИДа. Во многих стран с низкими
доходами населения стоимость минимального пакета медицинского обслуживания
заметно превышает уровень государственных расходов на здравоохранение.
Так, в 2001 году среднедушевые расходы на здравоохранение в развивающихся
странах составляли порядка 75 долларов США в год, в наименее развитых
- 25 долларов США, а в развитых странах - 2200 долларов США. Ситуация
осложняется тем, что в ряде стран невозможно использовать дополнительные
ресурсы, слабо развита система здравоохранения, из-за низкой оплаты
труда и эмиграции квалифицированных кадров.
Эпидемия СПИДа беспокоит, как уже говорилось, подавляющее
большинство стран. От этого заболевания уже умерло 25 миллионов
человек, 40 миллионов человек ВИЧ-инфицированы. Распространение
этой инфекции перечеркнуло в ряде стран достижения социально-экономического
развития, приведя к повышению уровня заболеваемости и смертности
и подорвав основы существования домохозяйств, предприятий, целых
отраслей и национальных экономик. Уже с середины 1980-х годов некоторые
правительства стали предпринимать определенные меры, чтобы противостоять
натиску эпидемии, однако они, чаще всего, были разрознены и направлены,
в основном, на решение проблем здоровья. Но в последние годы было
выработаны целые стратегии противостояния ВИЧ-инфекции и СПИДу,
которые включают в себя следующие направления:
- превентивные меры, направленные на предотвращение распространения
заболевания;
- лечение и уход за заболевшими;
- защита от дискриминации и отчуждения заболевших;
- развитие межведомственных стратегий;
- создание органов, координирующих деятельность по борьбе со
СПИДом и ВИЧ-инфекцией;
- развитие партнерских отношений между гражданским обществом,
ВИЧ-инфицированными, местными сообществами, неправительственными
организациями и частным сектором экономики.
Для лучшего общественного осознания проблемы, правительства
стремятся привлечь к ним внимание, поддерживая специальные информационно-образовательные
программы в средствах массовой информации и коммуникации. Участие
в этих программах неправительственных организаций, людей, зараженных
ВИЧ-инфекцией, религиозных деятелей и международных организаций-доноров
в значительной степени повышают эффективность таких программ.
Хотя антиретровирусная терапия способна существенно
увеличить продолжительность жизни ВИЧ-инфицированных и облегчить
их страдания, она остается весьма малодоступной. Несмотря на совместные
международные и национальные усилия снизить стоимость медицинских
препаратов, в 2005 году только 1 из 6 миллионов людей в развивающихся
странах и странах с переходной экономикой, нуждающихся в таком лечении,
получал его. Несмотря на то, что почти три четверти развивающихся
стран заявили о своей поддержке доступности антиретровирусной терапии
(рис. 8), во многих из них фактический охват таким лечением не превышает
10% от общего числа нуждающихся в нем.
Программы поддержки практики использования презервативов
(безопасного секса) достаточно широко распространены (в 83% стран
мира), однако спрос на них до сих пор остается неудовлетворенным,
а качество низким. По оценкам экспертов ООН, предложение презервативов
на 40% ниже необходимого.
В 2005 году правительства 171 из 189 стран (93%) отметили,
что в их странах производятся профилактические анализы крови на
наличие ВИЧ. Среди развивающихся таких стран было 125 (89%), среди
развитых - 46 (95%). Однако важно подчеркнуть, что страны различаются
степенью охвата населения такими программами. В то время, как в
Ботсване развиваются программы анализа крови на наличие вируса иммунодефицита
человека и поддерживается донорство крови в группах населения с
низким риском заболевания, в Индии обязательному тестированию подвергается
вся забираемая кровь.
Правительства все большего числа стран принимают законодательные
акты в целях защиты людей, пострадавших от ВИЧ-инфекции. О проведении
мер, обеспечивающих недопущение дискриминации ВИЧ-инфицированных
людей, в 2005 году заявили 63% национальных правительств. Среди
развитых стран их доля достигает 77%, среди развивающихся - только
57%. В Африке, где эпидемия распространена особенно широко, о реализации
таких мер заявила лишь половина стран.
Рисунок 8. Применение мер контроля в отношении ВИЧ-инфекции
и СПИДа, 2005, % стран
Немаловажной проблемой сохранения репродуктивного здоровья
остается широкая распространенность абортов. По данным Всемирной
организации здравоохранения, 46 миллионов беременностей ежегодно
заканчивается искусственным абортом, в том числе 19 миллионов -
подпольным абортом. Аборт узаконен в большинстве стран мира. В большинстве
стран мира (в 98%) бесспорным основанием для него является угроза
жизни будущей матери (рис. 9). В четырех странах - на Мальте, в
Ватикане, Сальвадоре и Чили - аборт запрещен. За период 1980-2005
годов заметно возросло число стран, в которых аборт разрешен при
угрозе жизни матери (с 86% до 98%), а также в случае, если имело
место изнасилование или кровосмешение (с 25% до 47%). Доля стран,
в которых аборт разрешен по заявлению матери, более чем удвоилась,
увеличившись с 11% до 28%. Список причин, по которым аборт разрешен
официально, существенно различается по странам. Более жестким законодательством
в отношении абортов отличаются развивающиеся страны, тогда как в
трех из четырех развитых стран аборт разрешен по экономическим и
социальным причинам, а по заявлению матери - в двух из трех. В развивающихся
странах эти причины служат достаточным основанием для разрешения
на аборт лишь, соответственно, в 19% и 15% стран.
Рисунок 9. Основания для разрешения на аборт, 2005,
%
Источники:
United Nations, Department of Economic and Social Affairs, Population
Division. World Population Policies 2005. - New York, 2006. - ST/ESA/SER.A/254
|