|
|
Рубрику ведет кандидат экономических наук Екатерина Щербакова
|
Население постсоветского пространства в международных
сопоставлениях
Минуло уже почти 15 лет, как Советский Союз распался
на 15 независимых государств, каждое из которых выбирает свой собственный
путь развития и сосуществования в мировом сообществе. Бывшие республики
СССР и в рамках единого государства существенно различались по ряду
социально-демографических показателей, что давало определенные основания
видеть в этой дифференциации объективную основу для дезинтеграции
советского пространства. Возросли эти различия или ослабли с течением
времени, теперь можно оценить глазами мирового сообщества, которое
все чаще выдвигает единые программы действия в области населения
и социального развития. Так, в 1994 году на Международной конференции
по проблемам населения и развития (ICPD) была утверждена 20-летняя
Программа действия, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН. В 1995
году на IV Всемирной конференции по проблемам женщин был выработан
Пекинский план действий, призванный расширить социально-экономические
возможности для женщин, укрепить их права и роль в социальной жизни.
В 1996 году была принята Повестка дня Хабитат (Программы ООН по
населенным пунктам), нацеленная на устойчивое развитие городских
поселений и обеспечение достойных условий проживания в них. Ряд
целей - этих и других принятых международных программ впоследствии
вошли в состав Целей тысячелетия
в области развития, закрепленных Декларацией тысячелетия ООН в 2000
году. Для мониторинга выполнения этих программ используются системы
специально отобранных индикаторов, которые, отражая успешность достижения
поставленных целей, позволяют, с той или иной степенью достоверности,
проводить международные сопоставления и агрегировать данные по крупным
регионам мира.
Информация о населении стран мира, его характеристиках,
прогнозных и ретроспективных оценках его численности и состава,
которая регулярно публикуется в соответствующих подборках показателей,
основывается, прежде всего, на данных национальных статистических
служб и специальных выборочных обследований. Однако при отсутствии
налаженного статистического учета и низком качестве данных значительную
роль играют оценки и расчеты экспертов международных организаций.
В ряде случаев данные международных организаций довольно заметно
отличаться от официальных национальных оценок (на это, в частности,
указывалось в Демоскопе Weekly относительно численности
населения Туркмении). Некоторые из публикуемых показателей не
очень пригодны для сопоставлений из-за отсутствия информации по
многим странам или малой достоверности. Но, в целом, обзор данных
международных сопоставлений по группе стран дает уникальную возможность
взглянуть на них под единым углом зрения.
|