Rambler's Top100

№ 245 - 246
1 - 21 мая 2006

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление
Глазами аналитиков 

Основные характеристики репродуктивного поведения женщин Казахстана

Этнический состав населения Казахстана накануне второй мировой войны

Мониторинг состояния здоровья населения и социально-демографической ситуации в республике Казахстан (1995-2004 годы)

Формирование систем городского расселения в Казахстане

Узбекская модель государственного регулирования социальной сферы: пределы эффективности

Миграционная ситуация в Киргизии в 1990-е годы

Оралманы: реалии, проблемы и перспективы

Благодарности


Google
Web demoscope.ru

Оралманы: реалии, проблемы и перспективы

Центр Социальных Технологий"
(Опубликовано в Интернет-газете "ZonaKZ по адресу: http://zonakz.net/articles/9865)

Независимая аналитическая структура “Центр Социальных Технологий” (ЦСТ) начинает серию публикаций, посвященных состоянию текущей социально-экономической ситуации в Казахстане, подготовленных на основе результатов опроса населения.

***

Сроки проведения: опрос проведен в 5-12 сентября 2005 года.

Объем выборочной совокупности: 1800 респондентов от 18 лет и старше, казахской, русской и других национальностей, проживающих в областных центрах, малых городах и селах республики. Опрос произведен в 6 субрегионах республики.

В исследовании применен многоступенчатый принцип отбора респондентов.

На 1-ой ступени единицами отбора стали области, группированные в географические субрегионы.

На 2-й ступени был применен принцип кластерного анализа на основе данных мониторинга общественного мнения по оценке социально-экономической и общественно-политической ситуации в республике.

На 3-й ступени учитывался принцип отбора по типам населенных пунктов.

На 4-й ступени применялся принцип отбора домохозяйств по маршрутно-адресной выборке

На 5-й ступени - соблюдение пропорций по этнической принадлежности, возрастному составу взрослого населения.

Сбор первичной социологической информации: проводился методом формализованного интервью “face to face” на основе отбора респондентов по стандартизированной раздаточной анкете.

Структурой произведен 30% выборочный контроль поля.

Средний статистический коэффициент погрешности результатов опроса составил 0,8136.

Отношение населения к оралманам

Уже сегодня в Казахстане оралманы представляют собой довольно значительную социальную группу – более чем 500000 человек или более чем 100000 семей. В ближайшие годы в Казахстан ожидается приезд еще значительной части легальных (по квоте) и нелегальных (сверх квоты) оралманов.

Большинство оралманов приехали в Казахстан в период с 1993 по 1998 годы по миграционной квоте этнических казахов из Афганистана, Ирана, Пакистана. Основным ареалом их расселения стали г. Алматы, Карагандинская, Кустанайская, Жамбылская, Южно-Казахстанская и Алматинская области.

Сегодня никто не станет оспаривать факт того, что, вернувшись на свою историческую родину, оралманы сталкиваются с большим набором проблем социально-экономической и социокультурной адаптации, а также вопросов гражданско-правового характера. Решение этих вопросов является в первую очередь прерогативой государства. Проблемы адаптации субъектов в любой сфере при взаимодействии, так или иначе, создают столкновение интересов, и в результате в открытой или латентной форме порождают конфликтную зону.

Исходя из этих тенденций, большой интерес вызывает анализ отношения рядовых казахстанцев к этническим казахам, вернувшимся на свою историческую родину.

В целом большинство респондентов выразили достаточно хорошее (34%) и терпимое (25%) отношение к оралманам (табл. 1).

Таблица 1. Как Вы относитесь к оралманам (этническим казахам, вернувшимся на свою историческую родину)?
(в % к общему числу опрошенных, без числа затруднившихся дать ответ)

Хорошо

34

Терпимо

25

Безразлично

22,5

Плохо

10,1

Значительное число опрошенных выразили свое безразличие к судьбам оралманов (22,5%), и только десятая часть респондентов обозначили свое негативное отношение к ним.

Анализ зависимости показателей отношения населения к оралманам от их национальной принадлежности зафиксировал существенный разброс мнений в данном отношении (рис. 1).

Рисунок 1. Как Вы относитесь к оралманам (этническим казахам, вернувшимся на родину)? (в % к общему числу опрошенных, без числа затруднившихся дать ответ)

В различной степени лояльное отношение к репатриантам в большей мере проявляют представители коренного этноса и других национальностей.

Вместе с тем, наблюдается потенциал негативных эмоций, вызываемый у отдельных социальных слоев населения, к репатриантам.

Так, среди исконных казахов свое негативное отношение к казахским переселенцам выразили 7,5%.

Достаточно проблематичным представляется система взаимоотношений репатриантов и представителей второго по величине в Казахстане этноса – русских. Результаты исследования показывают, что среди русских (15,9%), т.е. каждый шестой, количество людей испытывающих недовольство к оралманам в два раза больше по сравнению с представителями других национальностей.

Как показали результаты включенного наблюдения, негативное отношение к оралманам со стороны определенной части населения проявляется не столько в полном неприятии, сколько в настороженности к “пришлым” людям, в потенциальной угрозе и страха потери рабочих мест и уменьшения шансов и без того в напряженной ситуации на рынке жилья. И данный фактор является одним из определяющих.

О проблеме столкновения интересов в социально-экономической сфере свидетельствуют показатели зависимости отношения казахстанцев с разным уровнем достатка к репатриантам (табл. 2).

Таблица 2. Распределение показателей отношения к оралманам в разрезе самооценки материального достатка
(в % к общему числу опрошенных, без числа затруднившихся дать ответ)

Уровень достатка:

Хорошо

Терпимо

Безразлично

Плохо

Высокий

44,4

27,8

11,1

16,7

Скорее высокий

50

19

19

9

Выше среднего

37,7

26,3

21,9

6,5

Ниже среднего

32,2

25,7

23,3

11,5

Скорее низкий

27,9

24,9

23,9

11,7

Низкий

18,8

23,4

25

25

Общереспубликанское

34

25

22,5

10,1

Как видно из таблицы, респонденты с высоким, скорее высоким и достатком выше среднего весьма лояльно относятся к оралманам. Люди с низким уровнем доходов (ниже среднего, скорее низкий, низкий) относятся к ним в большей мере негативно.

Если учесть, что число населения с уровнем материального достатка выше среднего в общей структуре населения составляет наименьшую часть, а количество людей, самооценка уровня жизни которых не поднимается выше черты ниже среднего - преобладающую, то эскалация напряженности между оралманами и аборигенами, в случае прежнего отношения власти к решению проблем переселенцев – неизбежна.

В разрезе поселенческих страт по показателю отношения к оралманам лояльность проявляют жители малых городов (4,2%) и сел (10,6%), в то время как жители областных центров (11,5%) и города Алматы (15,6%) настроены несколько критично.

Такое положение, по всей вероятности, объясняется переселением оралманов в основном из сельских районов, что делает их близкими по духу с сельским населением республики. Несколько критичное отношение жителей областных центров и города Алматы вызвано в основном остростоящими вопросами трудоустройства и жилья, в эскалации которых немалую роль играют оралманы находящиеся постоянно в поисках заработка.

Также, значимым фактором, объясняющим неоднозначное отношение определенной части населения к переселенцам, является достаточно резкое различие ментальности между представителями русскоязычного населения и оралманов. Основной проблемой, возникающей в данной ситуации, является языковой барьер. Зачастую оралманы не могут найти общего языка не только с казахстанцами некоренной национальности, но и местными казахами. В местных казахах оралманов возмущает отсутствие, присущей им самим, религиозности и недостаточное, на их взгляд, соблюдение национальных традиций и знания государственного языка.

Анализ полученных распределений по субрегиональному признаку позволил выявить наиболее проблемные в данном отношении субрегионы (табл. 3).

Таблица 3. Распределение показателей отношения к оралманам в разрезе субрегионов
(в % к общему числу опрошенных, без числа затруднившихся дать ответ)

Регионы:

Хорошо

Терпимо

Безразлично

Плохо

Северный

28,8

34,6

24,2

5,6

Южный

42,5

19,7

15,4

7,4

Западный

46,4

13,7

23,7

4,8

Восточный

26,2

18,4

24,6

17,2

Центральный

31

28,4

29

10,6

г. Алматы

28,2

33,6

18,1

16,1

Общереспубликанское

34

25

22,5

10,1

Преобладание удельного веса показателей над общереспубликанскими значениями показало, что наиболее критические оценки населения характерны для жителей следующих субрегионов:

  1. Восточный – безразличное (24,6%) и плохое (17,2%);
  2. Центральный – терпимое (28,4%), безразличное (29%) и плохое (10,6%);
  3. г. Алматы – терпимое (33,6%) и плохое (16,1%).

Золотую середину в данном отношении занимают Северный и Западный субрегионы:

  1. Северный – терпимое (34,3%) и безразличное (24,2%);
  2. Западный – хорошее (46,4%) и безразличное (23,7%).

И наиболее благоприятная ситуация складывается в Южном субрегионе - хорошее (42,5%).

Характеристики оралманов

Восприятие населением социального статуса оралманов характеризуется самой широкой палитрой мнений.

Преобладающей позицией в общественном сознании четвертой части казахстанцев при характеристике вернувшихся на родину этнических казахов является градация “людей, которые ищут лучшей доли” (табл. 4).

Таблица 4. Как чаще всего население характеризует оралманов?
(в % к числу ответивших, без числа затруднившихся дать ответ)

ХАРАКТЕРИСТИКИ

%

Это поистине патриоты своей родины

11,8

Это носители казахской культуры, традиции

13,7

Это люди, которые ищут лучшей доли

25

Это люди, которые стали полноправными гражданами республики

8,3

Это иждивенцы, которые надеются только на помощь государства

14,8

Это люди, надежды которых в Казахстане не оправдались

5,7

Это люди, которые не могут адаптироваться ни экономически, ни в социокультурном плане

4,8

Значительная часть опрошенных (14,8%) считает оралманов иждивенцами, которые надеются только на помощь государства. По всей видимости, так население выражает свое негативное отношение к репатриантам, обусловленное, очевидно, собственными социально-экономическими притязаниями на государственную поддержку, или многих коренных казахстанцев, уровень жизни которых находится ниже уровня бедности.

В целом совокупный потенциал негативных характеристик оралманов более чем на 16 % превышает над позитивным.

Среди лояльных оценок доминирующие позиции занимает ассоциативный ряд оралманов как носителей казахской культуры и традиций (13,7%) и поистине патриотов своей родины (11,8%). Полноправными гражданами республики их признают8,3% опрошенных.

Очевидно, в общественном сознании доминирующей части казахстанцев проблемы социокультурной и экономической адаптации репатриантов не находят должного отражения. Хотя, по сути, они являются первопричинами всей проблемной зоны социализации оралманов в условиях казахстанской действительности. Данная проблема на взгляд обывателя является личной проблемой оралман. Так, меньше всего опрошенных отметили значимость таких позиций, как – это люди, надежды которых в Казахстане не оправдались (5,7%) и это люди, которые не могут адаптироваться ни в экономическом, ни в социокультурном плане (4,8%).

Корреляционный анализ по субрегиональному признаку подтвердил в основном ареал распространения негативных и позитивных оценок. Так преобладание нарицательных характеристик наблюдается в оценочных суждения жителей г. Алматы, Восточного, Северного и Центрального субрегионов. Относительно терпимые оценки зафиксированы в Западном субрегионе. И достаточно лояльное отношение характерно для жителей Южного субрегиона (табл. 5).

Таблица 5. Показатели зависимости характеристик оралманов в субрегиональном разрезе
(в % к общему числу ответивших, без числа затруднившихся дать ответ)

Регионы

Это поистине патриоты своей родины

Это носители казахской культуры, традиции

Это люди, которые ищут лучшей доли

Это люди, которые стали полноправными гражданами республики

Это иждивенцы, которые надеются только на помощь государства

Это люди, надежды которых в Казахстане не оправдались

Это люди, которые не могут адаптироваться ни экономически, ни в социокультурном плане

Северный

8,2

8,5

22,5

9,5

19,6

6,5

8,5

Южный

13

12,4

20,7

7

10,4

6,4

3,3

Западный

17,2

17,2

25,8

10,3

6,5

2,1

2,4

Восточный

6,6

9

19,3

10,7

19,3

7

4,5

Центральный

12,9

19,5

27,7

5,9

18,5

4,6

5,6

г. Алматы

12,1

14,8

32,9

7

14,8

7,7

4

Общереспу-бликанское

11,8

13,7

25

8,3

14,8

5,7

4,8

Необходимо отметить, что лояльные оценки характерны для Южного и Западного субрегионов с преобладающим большинством коренного населения. Так, иждивенцами, надеющимися только на помощь государства, оралманов считают большинство регионов, исключение составляют лишь Южный (10,4%) и Западный (6,5%) регионы.

Проблемы оралманов

Объявив о государственной программе возвращения этнических казахов на историческую родину, государство взяло на себя ряд обязательств. Сфера обязательств касается создания соответствующих гражданско-правовых, экономических и социокультурных условий оралманам.

В случае эффективного использования механизмов и инструментов продекларированной миграционной политики государства относительно репатриантов, к числу которых в первую очередь относятся оралманы, эскалация проблем экономической и социокультурной адаптации репатриантов в настоящее время не имела бы таких масштабов.

Как показали результаты проведенного исследования главными проблемами, с которыми чаще всего сталкиваются оралманы при возвращении в Казахстан, являются трудоустройство (45,3%) и сложность распределения и получения жилья (31,1%) (табл. 6).

Таблица 6. По Вашему мнению, с какими проблемами чаще всего сталкиваются оралманы при возвращении в Казахстан?
(в % к общему числу ответивших, без числа затруднившихся дать ответ)

ПРОБЛЕМЫ

%

Несовершенство нормативно – правовой базы

14,7

Невозможность самостоятельного выбора места жительства (размещение в местах запланированных квотой)

18

Сложности распределения и получения жилья

31,1

Задолженность по единовременным и транспортным пособиям прибывших по квоте

7,8

Прием в казахстанское гражданство

18

Трудоустройство

45,3

Подготовка и переподготовка кадров в соответствии с рынком труда

6,5

Оказание практической помощи в создании собственных производств, бизнес – инкубаторов, выделения микрокредитов

5,7

Доступ к владению земельными участками, скотом

9,9

Игнорирование права отсрочки молодым оралманам от призыва в армию сроком на три года

3,6

Игнорирование права обеспечения льгот на получение образования

6,2

Игнорирование права на бесплатную медицинскую помощь

5,1

Игнорирование права на льготы при перевозе имущества через таможню

1,8

Неоднозначное отношение населения

13

Сложные условия социокультурной адаптации

14,3

Сложные условия экономической адаптации

13,6

Второй по значимости блок проблем связан с вопросами невозможности самостоятельного выбора места жительства (оралманов размещают в местах запланированных квотой) и приема в казахстанское гражданство (по 18%).

Актуальными также являются проблемы несовершенства нормативно-правовой базы регламентирующей процедуру возвращения и дальнейшей жизнедеятельности репатриантов (14,7%), сложные условия социокультурной (14,3%) и экономической (13,6%) адаптации этнических казахов, вернувшихся на историческую родину.

В этом контексте логичным представляется сегментирование наиболее остро стоящих проблем по регионам. Анализ распределений показателей общественного мнения по регионам показал уровень эффективности реализации местными исполнительными органами программы государственной поддержки оралманов в части исполнения миграционной и демографической политики государства.

Наиболее проблемными в данном отношении являются Западный и Центральный субрегионы, а также г. Алматы.

СУБРЕГИОНЫ

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Западный

несовершенство нормативно – правовой базы (18,2%), невозможность самостоятельного выбора места жительства (размещение в местах запланированных квотой) (23,4%), сложности распределения и получения жилья (33%), прием в казахстанское гражданство (33,3%), трудоустройство (58,1%), оказание практической помощи в создании собственных производств, бизнес – инкубаторов, выделения микрокредитов (7,2%), доступ к владению земельными участками, скотом (11,7%), игнорирование права отсрочки молодым оралманам от призыва в армию сроком на три года (10%), игнорирование права обеспечения льгот на получение образования (17,9%), игнорирование права на бесплатную медицинскую помощь (17,2%), игнорирование права на льготы при перевозе имущества через таможню (2,4%)

Центральный

невозможность самостоятельного выбора места жительства (размещение в местах запланированных квотой) (29%), сложности распределения и получения жилья (36%), трудоустройство (54,5%), оказание практической помощи в создании собственных производств, бизнес – инкубаторов, выделения микрокредитов (6,6 %), доступ к владению земельными участками, скотом (11,6 %), игнорирование права отсрочки молодым оралманам от призыва в армию сроком на три года (4,3 %), неоднозначное отношение населения (16,8 %), сложные условия социокультурной адаптации (22,4%), сложные условия экономической адаптации (19,1%)

г. Алматы

несовершенство нормативно – правовой базы (28,2%), невозможность самостоятельного выбора места жительства (размещение в местах запланированных квотой) (28,5%), сложности распределения и получения жилья (51,3%), задолженность по единовременным и транспортным пособиям прибывших по квоте (18,1%), прием в казахстанское гражданство (28,9%), трудоустройство (53,7%), подготовка и переподготовка кадров в соответствии с рынком труда (7,7%), оказание практической помощи в создании собственных производств, бизнес – инкубаторов, выделения микрокредитов (8,7%), доступ к владению земельными участками, скотом (14,8 %), игнорирование права обеспечения льгот на получение образования (8,7%), игнорирование права на бесплатную медицинскую помощь (5,4%), игнорирование права на льготы при перевозе имущества через таможню (4,4%), неоднозначное отношение населения (18,1 %), сложные условия социокультурной адаптации (24,8%), сложные условия экономической адаптации (16,8%)

Для Северного субрегиона актуальной является проблема неоднозначного отношения населения к оралманам (13,4%), что по существу является скорее всего следствием недостаточного внимания и эффективной работы государственных органов, уполномоченных в части решения всего комплекса продекларированных обязательств.

Оралманы Южного субрегиона чаще всего сталкиваются с проблемами несовершенства нормативно-правовой базы (15,7%), задолженности по единовременным и транспортным пособиям прибывших по квоте (10,7%), подготовки и переподготовки кадров в соответствии с рынком труда (12%), игнорирования права на льготы при перевозе имущества через таможню.

Государственным органам Восточного субрегиона, занимающихся решением проблем репатриантов необходимо обратить внимание на следующие проблемы, с которыми сталкиваются оралманы на данной территории расселения: подготовка и переподготовка кадров в соответствии с рынком труда (11,5%), доступ к владению земельными участками, скотом (13,1%), сложные условия экономической адаптации (16,8%).

Подобная классификация позволила выявить основные проблемные зоны, затрагивающие в настоящее время оралманов в различных регионах республики, а также очертить контуры первоочередных задач необходимых для решения государством проблем оралманов.

Таким образом, результаты исследования показывают, что большая часть населения лояльно относится к этническим казахам, вернувшимся на историческую родину. Одновременно с этим в общественном сознании определенной части населения доминирует негативное отношение к оралманам. Неоднозначные эмоции в преобладающей мере сопряжены столкновением интересов в социально-экономической сфере.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что население проявляет некоторую обеспокоенность по отношению к оралманам, объясняемую не только боязнью конкуренции на рынках труда и жилья, но и более серьезными опасениями местного населения за будущее развитие казахстанского общества.

Преобладающее большинство опрошенных достаточно объективно представляет проблемы, которые в будущем возникнут перед государством из-за неспособности правительства регулировать процессы, связанные с репатриацией большого количества людей с отличной ментальностью, низким образовательным уровнем и с незначительным перечнем имеющихся профессий.

Данные предположения в меньшей мере относятся к переселенцам из стран СНГ, которые более приспособлены к казахстанским условиям жизни. Можно уверено утверждать о том, что в настоящее время не наблюдается достаточных усилий государства по адаптации оралманов к местным условиям. Население является свидетелем того, что правительственные мероприятия большей частью носят нормативный характер, а исполнение обязательств носят лишь формальный характер.

Разница между казахстанцами и оралманами по существу огромна. На сегодняшний день большинство переселенцев в силу указанных причин неспособно обеспечить будущее своих детей на равных стартовых началах. Их традиционная многодетность, вселяющая надежду на увеличение численности населения страны, имеет и обратную сторону медали. Родителям сложно дать им хорошее образование или какую-либо специальность. Их слабый семейный бюджет не достаточен для самостоятельной организации этих процессов, а незнание русского языка само по себе будет серьезным тормозом в достижении этих целей.

Сегодня очевидно то, что единственно правильным выходом в складывающейся ситуации является необходимость принятия практической и долговременной государственной программы по адаптации репатриантов к казахстанским условиям решению проблем ежедневного характера.

Если будет упущено время, то через сравнительно короткий срок государство получит дополнительную армию малоприспособленных к жизни людей. Они будут вынуждены занимать нишу тяжелой, низкоквалифицированной, малооплачиваемой работы, что в свою очередь приведет к люмпенизации, сокращению продолжительности жизни, росту болезней и росту преступности.

Решение демографической проблемы государства в части увеличения числа населения за счет этнических казахов, возвращающихся на свою историческую родину, является одной из составных частей Стратегии обеспечения национальной безопасности республики. Только очевидно, что отсутствие видения и должного механизма эффективной реализации государственной поддержки оралманов, вынуждает действующую власть искать более легкие пути возвращения казахов на родину.

Положение оралманов плачевно, несмотря на громкие заявления высокопоставленных лиц в Астане о проводимой государственной политике. Только поверят ли состоятельные казахи, проживающие на территории других стран, очередной пропагандистской шумихе, устроенной официальными властями республики, и призывам главы государства вернуться в Казахстан. Тем более, что единственным обязательством государства по отношению к этим оралманам будет более упрощенный порядок получения гражданства…

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (с 2004 г.)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.