|
Оралманы: реалии, проблемы и перспективы
Центр Социальных Технологий"
(Опубликовано в Интернет-газете "ZonaKZ по адресу: http://zonakz.net/articles/9865)
Независимая аналитическая структура “Центр Социальных Технологий”
(ЦСТ) начинает серию публикаций, посвященных состоянию текущей социально-экономической
ситуации в Казахстане, подготовленных на основе результатов опроса
населения.
***
Сроки проведения:
опрос проведен в 5-12 сентября 2005 года.
Объем выборочной совокупности: 1800 респондентов
от 18 лет и старше, казахской, русской и других национальностей,
проживающих в областных центрах, малых городах и селах республики.
Опрос произведен в 6 субрегионах республики.
В исследовании применен многоступенчатый принцип отбора
респондентов.
На 1-ой ступени единицами отбора стали области, группированные
в географические субрегионы.
На 2-й ступени был применен принцип кластерного анализа
на основе данных мониторинга общественного мнения по оценке социально-экономической
и общественно-политической ситуации в республике.
На 3-й ступени учитывался принцип отбора по типам населенных
пунктов.
На 4-й ступени применялся принцип отбора домохозяйств
по маршрутно-адресной выборке
На 5-й ступени - соблюдение пропорций по этнической
принадлежности, возрастному составу взрослого населения.
Сбор первичной социологической информации:
проводился методом формализованного интервью “face to face” на основе
отбора респондентов по стандартизированной раздаточной анкете.
Структурой произведен 30% выборочный контроль поля.
Средний статистический коэффициент погрешности результатов
опроса составил 0,8136.
Отношение
населения к оралманам
Уже сегодня в Казахстане оралманы представляют собой
довольно значительную социальную группу – более чем 500000 человек
или более чем 100000 семей. В ближайшие годы в Казахстан ожидается
приезд еще значительной части легальных (по квоте) и нелегальных
(сверх квоты) оралманов.
Большинство оралманов приехали в Казахстан в период
с 1993 по 1998 годы по миграционной квоте этнических казахов из
Афганистана, Ирана, Пакистана. Основным ареалом их расселения стали
г. Алматы, Карагандинская, Кустанайская, Жамбылская, Южно-Казахстанская
и Алматинская области.
Сегодня никто не станет оспаривать факт того, что, вернувшись
на свою историческую родину, оралманы сталкиваются с большим набором
проблем социально-экономической и социокультурной адаптации, а также
вопросов гражданско-правового характера. Решение этих вопросов является
в первую очередь прерогативой государства. Проблемы адаптации субъектов
в любой сфере при взаимодействии, так или иначе, создают столкновение
интересов, и в результате в открытой или латентной форме порождают
конфликтную зону.
Исходя из этих тенденций, большой интерес вызывает анализ
отношения рядовых казахстанцев к этническим казахам, вернувшимся
на свою историческую родину.
В целом большинство респондентов выразили достаточно
хорошее (34%) и терпимое (25%) отношение к оралманам (табл. 1).
Таблица 1. Как Вы относитесь к оралманам (этническим
казахам, вернувшимся на свою историческую родину)?
(в % к общему числу опрошенных, без числа затруднившихся дать
ответ)
Хорошо
|
34
|
Терпимо
|
25
|
Безразлично
|
22,5
|
Плохо
|
10,1
|
Значительное число опрошенных выразили свое безразличие
к судьбам оралманов (22,5%), и только десятая часть респондентов
обозначили свое негативное отношение к ним.
Анализ зависимости показателей отношения населения к
оралманам от их национальной принадлежности зафиксировал существенный
разброс мнений в данном отношении (рис. 1).
Рисунок 1. Как Вы относитесь к оралманам (этническим
казахам, вернувшимся на родину)? (в % к общему числу опрошенных,
без числа затруднившихся дать ответ)
В различной степени лояльное отношение к репатриантам
в большей мере проявляют представители коренного этноса и других
национальностей.
Вместе с тем, наблюдается потенциал негативных эмоций,
вызываемый у отдельных социальных слоев населения, к репатриантам.
Так, среди исконных казахов свое негативное отношение
к казахским переселенцам выразили 7,5%.
Достаточно проблематичным представляется система взаимоотношений
репатриантов и представителей второго по величине в Казахстане этноса
– русских. Результаты исследования показывают, что среди русских
(15,9%), т.е. каждый шестой, количество людей испытывающих недовольство
к оралманам в два раза больше по сравнению с представителями других
национальностей.
Как показали результаты включенного наблюдения, негативное
отношение к оралманам со стороны определенной части населения проявляется
не столько в полном неприятии, сколько в настороженности к “пришлым”
людям, в потенциальной угрозе и страха потери рабочих мест и уменьшения
шансов и без того в напряженной ситуации на рынке жилья. И данный
фактор является одним из определяющих.
О проблеме столкновения интересов в социально-экономической
сфере свидетельствуют показатели зависимости отношения казахстанцев
с разным уровнем достатка к репатриантам (табл. 2).
Таблица 2. Распределение показателей отношения к оралманам
в разрезе самооценки материального достатка
(в % к общему числу опрошенных, без числа затруднившихся дать
ответ)
Уровень достатка:
|
Хорошо
|
Терпимо
|
Безразлично
|
Плохо
|
Высокий
|
44,4
|
27,8
|
11,1
|
16,7
|
Скорее высокий
|
50
|
19
|
19
|
9
|
Выше среднего
|
37,7
|
26,3
|
21,9
|
6,5
|
Ниже среднего
|
32,2
|
25,7
|
23,3
|
11,5
|
Скорее низкий
|
27,9
|
24,9
|
23,9
|
11,7
|
Низкий
|
18,8
|
23,4
|
25
|
25
|
Общереспубликанское
|
34
|
25
|
22,5
|
10,1
|
Как видно из таблицы, респонденты с высоким, скорее
высоким и достатком выше среднего весьма лояльно относятся к оралманам.
Люди с низким уровнем доходов (ниже среднего, скорее низкий, низкий)
относятся к ним в большей мере негативно.
Если учесть, что число населения с уровнем материального
достатка выше среднего в общей структуре населения составляет наименьшую
часть, а количество людей, самооценка уровня жизни которых не поднимается
выше черты ниже среднего - преобладающую, то эскалация напряженности
между оралманами и аборигенами, в случае прежнего отношения власти
к решению проблем переселенцев – неизбежна.
В разрезе поселенческих страт по показателю отношения
к оралманам лояльность проявляют жители малых городов (4,2%) и сел
(10,6%), в то время как жители областных центров (11,5%) и города
Алматы (15,6%) настроены несколько критично.
Такое положение, по всей вероятности, объясняется переселением
оралманов в основном из сельских районов, что делает их близкими
по духу с сельским населением республики. Несколько критичное отношение
жителей областных центров и города Алматы вызвано в основном остростоящими
вопросами трудоустройства и жилья, в эскалации которых немалую роль
играют оралманы находящиеся постоянно в поисках заработка.
Также, значимым фактором, объясняющим неоднозначное
отношение определенной части населения к переселенцам, является
достаточно резкое различие ментальности между представителями русскоязычного
населения и оралманов. Основной проблемой, возникающей в данной
ситуации, является языковой барьер. Зачастую оралманы не могут найти
общего языка не только с казахстанцами некоренной национальности,
но и местными казахами. В местных казахах оралманов возмущает отсутствие,
присущей им самим, религиозности и недостаточное, на их взгляд,
соблюдение национальных традиций и знания государственного языка.
Анализ полученных распределений по субрегиональному
признаку позволил выявить наиболее проблемные в данном отношении
субрегионы (табл. 3).
Таблица 3. Распределение показателей отношения к оралманам
в разрезе субрегионов
(в % к общему числу опрошенных, без числа затруднившихся дать
ответ)
Регионы:
|
Хорошо
|
Терпимо
|
Безразлично
|
Плохо
|
Северный
|
28,8
|
34,6
|
24,2
|
5,6
|
Южный
|
42,5
|
19,7
|
15,4
|
7,4
|
Западный
|
46,4
|
13,7
|
23,7
|
4,8
|
Восточный
|
26,2
|
18,4
|
24,6
|
17,2
|
Центральный
|
31
|
28,4
|
29
|
10,6
|
г. Алматы
|
28,2
|
33,6
|
18,1
|
16,1
|
Общереспубликанское
|
34
|
25
|
22,5
|
10,1
|
Преобладание удельного веса показателей над общереспубликанскими
значениями показало, что наиболее критические оценки населения характерны
для жителей следующих субрегионов:
- Восточный – безразличное (24,6%) и плохое (17,2%);
- Центральный – терпимое (28,4%), безразличное (29%)
и плохое (10,6%);
- г. Алматы – терпимое (33,6%) и плохое (16,1%).
Золотую середину в данном отношении занимают Северный
и Западный субрегионы:
- Северный – терпимое (34,3%) и безразличное (24,2%);
- Западный – хорошее (46,4%) и безразличное (23,7%).
И наиболее благоприятная ситуация складывается в Южном
субрегионе - хорошее (42,5%).
Характеристики оралманов
Восприятие населением социального статуса оралманов
характеризуется самой широкой палитрой мнений.
Преобладающей позицией в общественном сознании четвертой
части казахстанцев при характеристике вернувшихся на родину этнических
казахов является градация “людей, которые ищут лучшей доли” (табл.
4).
Таблица 4. Как чаще всего население характеризует оралманов?
(в % к числу ответивших, без числа затруднившихся дать ответ)
ХАРАКТЕРИСТИКИ
|
%
|
Это поистине патриоты своей родины
|
11,8
|
Это носители казахской культуры, традиции
|
13,7
|
Это люди, которые ищут лучшей доли
|
25
|
Это люди, которые стали полноправными гражданами республики
|
8,3
|
Это иждивенцы, которые надеются только на помощь государства
|
14,8
|
Это люди, надежды которых в Казахстане не оправдались
|
5,7
|
Это люди, которые не могут адаптироваться ни экономически,
ни в социокультурном плане
|
4,8
|
Значительная часть опрошенных (14,8%) считает оралманов
иждивенцами, которые надеются только на помощь государства. По всей
видимости, так население выражает свое негативное отношение к репатриантам,
обусловленное, очевидно, собственными социально-экономическими притязаниями
на государственную поддержку, или многих коренных казахстанцев,
уровень жизни которых находится ниже уровня бедности.
В целом совокупный потенциал негативных характеристик
оралманов более чем на 16 % превышает над позитивным.
Среди лояльных оценок доминирующие позиции занимает
ассоциативный ряд оралманов как носителей казахской культуры и традиций
(13,7%) и поистине патриотов своей родины (11,8%). Полноправными
гражданами республики их признают8,3% опрошенных.
Очевидно, в общественном сознании доминирующей части
казахстанцев проблемы социокультурной и экономической адаптации
репатриантов не находят должного отражения. Хотя, по сути, они являются
первопричинами всей проблемной зоны социализации оралманов в условиях
казахстанской действительности. Данная проблема на взгляд обывателя
является личной проблемой оралман. Так, меньше всего опрошенных
отметили значимость таких позиций, как – это люди, надежды которых
в Казахстане не оправдались (5,7%) и это люди, которые не могут
адаптироваться ни в экономическом, ни в социокультурном плане (4,8%).
Корреляционный анализ по субрегиональному признаку подтвердил
в основном ареал распространения негативных и позитивных оценок.
Так преобладание нарицательных характеристик наблюдается в оценочных
суждения жителей г. Алматы, Восточного, Северного и Центрального
субрегионов. Относительно терпимые оценки зафиксированы в Западном
субрегионе. И достаточно лояльное отношение характерно для жителей
Южного субрегиона (табл. 5).
Таблица 5. Показатели зависимости характеристик
оралманов в субрегиональном разрезе
(в % к общему числу ответивших, без числа затруднившихся дать
ответ)
Регионы
|
Это поистине патриоты своей родины
|
Это носители казахской культуры, традиции
|
Это люди, которые ищут лучшей доли
|
Это люди, которые стали полноправными
гражданами республики
|
Это иждивенцы, которые надеются только
на помощь государства
|
Это люди, надежды которых в Казахстане
не оправдались
|
Это люди, которые не могут адаптироваться
ни экономически, ни в социокультурном плане
|
Северный
|
8,2
|
8,5
|
22,5
|
9,5
|
19,6
|
6,5
|
8,5
|
Южный
|
13
|
12,4
|
20,7
|
7
|
10,4
|
6,4
|
3,3
|
Западный
|
17,2
|
17,2
|
25,8
|
10,3
|
6,5
|
2,1
|
2,4
|
Восточный
|
6,6
|
9
|
19,3
|
10,7
|
19,3
|
7
|
4,5
|
Центральный
|
12,9
|
19,5
|
27,7
|
5,9
|
18,5
|
4,6
|
5,6
|
г. Алматы
|
12,1
|
14,8
|
32,9
|
7
|
14,8
|
7,7
|
4
|
Общереспу-бликанское
|
11,8
|
13,7
|
25
|
8,3
|
14,8
|
5,7
|
4,8
|
Необходимо отметить, что лояльные оценки характерны
для Южного и Западного субрегионов с преобладающим большинством
коренного населения. Так, иждивенцами, надеющимися только на помощь
государства, оралманов считают большинство регионов, исключение
составляют лишь Южный (10,4%) и Западный (6,5%) регионы.
Проблемы оралманов
Объявив о государственной программе возвращения этнических
казахов на историческую родину, государство взяло на себя ряд обязательств.
Сфера обязательств касается создания соответствующих гражданско-правовых,
экономических и социокультурных условий оралманам.
В случае эффективного использования механизмов и инструментов
продекларированной миграционной политики государства относительно
репатриантов, к числу которых в первую очередь относятся оралманы,
эскалация проблем экономической и социокультурной адаптации репатриантов
в настоящее время не имела бы таких масштабов.
Как показали результаты проведенного исследования главными
проблемами, с которыми чаще всего сталкиваются оралманы при возвращении
в Казахстан, являются трудоустройство (45,3%) и сложность распределения
и получения жилья (31,1%) (табл. 6).
Таблица 6. По Вашему мнению, с какими проблемами чаще
всего сталкиваются оралманы при возвращении в Казахстан?
(в % к общему числу ответивших, без числа затруднившихся дать
ответ)
ПРОБЛЕМЫ
|
%
|
Несовершенство нормативно – правовой базы
|
14,7
|
Невозможность самостоятельного выбора места жительства (размещение
в местах запланированных квотой)
|
18
|
Сложности распределения и получения жилья
|
31,1
|
Задолженность по единовременным и транспортным пособиям прибывших
по квоте
|
7,8
|
Прием в казахстанское гражданство
|
18
|
Трудоустройство
|
45,3
|
Подготовка и переподготовка кадров в соответствии с рынком
труда
|
6,5
|
Оказание практической помощи в создании собственных производств,
бизнес – инкубаторов, выделения микрокредитов
|
5,7
|
Доступ к владению земельными участками, скотом
|
9,9
|
Игнорирование права отсрочки молодым оралманам от призыва
в армию сроком на три года
|
3,6
|
Игнорирование права обеспечения льгот на получение образования
|
6,2
|
Игнорирование права на бесплатную медицинскую помощь
|
5,1
|
Игнорирование права на льготы при перевозе имущества через
таможню
|
1,8
|
Неоднозначное отношение населения
|
13
|
Сложные условия социокультурной адаптации
|
14,3
|
Сложные условия экономической адаптации
|
13,6
|
Второй по значимости блок проблем связан с вопросами
невозможности самостоятельного выбора места жительства (оралманов
размещают в местах запланированных квотой) и приема в казахстанское
гражданство (по 18%).
Актуальными также являются проблемы несовершенства нормативно-правовой
базы регламентирующей процедуру возвращения и дальнейшей жизнедеятельности
репатриантов (14,7%), сложные условия социокультурной (14,3%) и
экономической (13,6%) адаптации этнических казахов, вернувшихся
на историческую родину.
В этом контексте логичным представляется сегментирование
наиболее остро стоящих проблем по регионам. Анализ распределений
показателей общественного мнения по регионам показал уровень эффективности
реализации местными исполнительными органами программы государственной
поддержки оралманов в части исполнения миграционной и демографической
политики государства.
Наиболее проблемными в данном отношении являются Западный
и Центральный субрегионы, а также г. Алматы.
СУБРЕГИОНЫ
|
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
|
Западный
|
несовершенство нормативно – правовой базы (18,2%), невозможность
самостоятельного выбора места жительства (размещение в местах
запланированных квотой) (23,4%), сложности распределения и
получения жилья (33%), прием в казахстанское гражданство (33,3%),
трудоустройство (58,1%), оказание практической помощи в создании
собственных производств, бизнес – инкубаторов, выделения микрокредитов
(7,2%), доступ к владению земельными участками, скотом (11,7%),
игнорирование права отсрочки молодым оралманам от призыва
в армию сроком на три года (10%), игнорирование права обеспечения
льгот на получение образования (17,9%), игнорирование права
на бесплатную медицинскую помощь (17,2%), игнорирование права
на льготы при перевозе имущества через таможню (2,4%)
|
Центральный
|
невозможность самостоятельного выбора места жительства (размещение
в местах запланированных квотой) (29%), сложности распределения
и получения жилья (36%), трудоустройство (54,5%), оказание
практической помощи в создании собственных производств, бизнес
– инкубаторов, выделения микрокредитов (6,6 %), доступ к владению
земельными участками, скотом (11,6 %), игнорирование права
отсрочки молодым оралманам от призыва в армию сроком на три
года (4,3 %), неоднозначное отношение населения (16,8 %),
сложные условия социокультурной адаптации (22,4%), сложные
условия экономической адаптации (19,1%)
|
г. Алматы
|
несовершенство нормативно – правовой базы (28,2%), невозможность
самостоятельного выбора места жительства (размещение в местах
запланированных квотой) (28,5%), сложности распределения и
получения жилья (51,3%), задолженность по единовременным и
транспортным пособиям прибывших по квоте (18,1%), прием в
казахстанское гражданство (28,9%), трудоустройство (53,7%),
подготовка и переподготовка кадров в соответствии с рынком
труда (7,7%), оказание практической помощи в создании собственных
производств, бизнес – инкубаторов, выделения микрокредитов
(8,7%), доступ к владению земельными участками, скотом (14,8
%), игнорирование права обеспечения льгот на получение образования
(8,7%), игнорирование права на бесплатную медицинскую помощь
(5,4%), игнорирование права на льготы при перевозе имущества
через таможню (4,4%), неоднозначное отношение населения (18,1
%), сложные условия социокультурной адаптации (24,8%), сложные
условия экономической адаптации (16,8%)
|
Для Северного субрегиона актуальной является проблема
неоднозначного отношения населения к оралманам (13,4%), что по существу
является скорее всего следствием недостаточного внимания и эффективной
работы государственных органов, уполномоченных в части решения всего
комплекса продекларированных обязательств.
Оралманы Южного субрегиона чаще всего сталкиваются с
проблемами несовершенства нормативно-правовой базы (15,7%), задолженности
по единовременным и транспортным пособиям прибывших по квоте (10,7%),
подготовки и переподготовки кадров в соответствии с рынком труда
(12%), игнорирования права на льготы при перевозе имущества через
таможню.
Государственным органам Восточного субрегиона, занимающихся
решением проблем репатриантов необходимо обратить внимание на следующие
проблемы, с которыми сталкиваются оралманы на данной территории
расселения: подготовка и переподготовка кадров в соответствии с
рынком труда (11,5%), доступ к владению земельными участками, скотом
(13,1%), сложные условия экономической адаптации (16,8%).
Подобная классификация позволила выявить основные проблемные
зоны, затрагивающие в настоящее время оралманов в различных регионах
республики, а также очертить контуры первоочередных задач необходимых
для решения государством проблем оралманов.
Таким образом, результаты исследования показывают, что
большая часть населения лояльно относится к этническим казахам,
вернувшимся на историческую родину. Одновременно с этим в общественном
сознании определенной части населения доминирует негативное отношение
к оралманам. Неоднозначные эмоции в преобладающей мере сопряжены
столкновением интересов в социально-экономической сфере.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что население
проявляет некоторую обеспокоенность по отношению к оралманам, объясняемую
не только боязнью конкуренции на рынках труда и жилья, но и более
серьезными опасениями местного населения за будущее развитие казахстанского
общества.
Преобладающее большинство опрошенных достаточно объективно
представляет проблемы, которые в будущем возникнут перед государством
из-за неспособности правительства регулировать процессы, связанные
с репатриацией большого количества людей с отличной ментальностью,
низким образовательным уровнем и с незначительным перечнем имеющихся
профессий.
Данные предположения в меньшей мере относятся к переселенцам
из стран СНГ, которые более приспособлены к казахстанским условиям
жизни. Можно уверено утверждать о том, что в настоящее время не
наблюдается достаточных усилий государства по адаптации оралманов
к местным условиям. Население является свидетелем того, что правительственные
мероприятия большей частью носят нормативный характер, а исполнение
обязательств носят лишь формальный характер.
Разница между казахстанцами и оралманами по существу
огромна. На сегодняшний день большинство переселенцев в силу указанных
причин неспособно обеспечить будущее своих детей на равных стартовых
началах. Их традиционная многодетность, вселяющая надежду на увеличение
численности населения страны, имеет и обратную сторону медали. Родителям
сложно дать им хорошее образование или какую-либо специальность.
Их слабый семейный бюджет не достаточен для самостоятельной организации
этих процессов, а незнание русского языка само по себе будет серьезным
тормозом в достижении этих целей.
Сегодня очевидно то, что единственно правильным выходом
в складывающейся ситуации является необходимость принятия практической
и долговременной государственной программы по адаптации репатриантов
к казахстанским условиям решению проблем ежедневного характера.
Если будет упущено время, то через сравнительно короткий
срок государство получит дополнительную армию малоприспособленных
к жизни людей. Они будут вынуждены занимать нишу тяжелой, низкоквалифицированной,
малооплачиваемой работы, что в свою очередь приведет к люмпенизации,
сокращению продолжительности жизни, росту болезней и росту преступности.
Решение демографической проблемы государства в части
увеличения числа населения за счет этнических казахов, возвращающихся
на свою историческую родину, является одной из составных частей
Стратегии обеспечения национальной безопасности республики. Только
очевидно, что отсутствие видения и должного механизма эффективной
реализации государственной поддержки оралманов, вынуждает действующую
власть искать более легкие пути возвращения казахов на родину.
Положение оралманов плачевно, несмотря на громкие заявления
высокопоставленных лиц в Астане о проводимой государственной политике.
Только поверят ли состоятельные казахи, проживающие на территории
других стран, очередной пропагандистской шумихе, устроенной официальными
властями республики, и призывам главы государства вернуться в Казахстан.
Тем более, что единственным обязательством государства по отношению
к этим оралманам будет более упрощенный порядок получения гражданства…
|